МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Профессиональный и обыденный уровни правового сознания

    геополитической ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал

    нашего правового уклада, в том числе на уровне его идеологического и

    культурологического обоснования.

    Можно назвать самые примерные общие параметры будущей целостной и

    систематизированной концепции правового развития России.

    1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее

    социального и политического раскола, противопоставления одной социальной

    группы — другой. Наоборот, теория должна стремиться к максимальному

    духовному объединению страны, достижению ею состояния нравственной и

    духовной соборности, необходимой степени политической консолидации. Страна

    уже достаточно пережила войн, революций, контрреволюций, расколов и

    реформаций и теперь нуждается в собирании своих интеллектуальных и

    материальных сил для трудной восстановительной и созидательной работы.

    Право должно в максимальной степени способствовать реализации этой задачи.

    2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета и

    восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принадлежности он

    ни был. Правовая идеология должна вбирать все конструктивное и полезное для

    России из теории и практики прошлого и настоящего.

    3. Не принцип «суверенизации» личности по отношению к обществу и

    государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление

    человека и подавление его самостоятельности и инициативы: все эти крайности

    не могут служить методологическими основами правовой идеологии в России.

    Индивидуальность возможна .только через социальность. Необходимо

    рациональное сочетание интересов личности и общества, а не доминирование

    одного над другим. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав

    и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его

    культуру.

    4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты

    Российского государства, которое должно быть демократическим, федеративным,

    обслуживающим общество, а не стоящим над ним, сильным и эффективным. Надо

    ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в

    условиях правовой государственности совершенно немыслим и влечет лишь

    массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных

    администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с

    оснащенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю

    безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать.

    Государственное управление без угрозы применения насилия или применения

    насилия в случай угрозы национальной безопасности страны не может

    сохраниться.

    Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные

    компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат

    осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом

    правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся

    мнению юридической науки, основные функции правосознания, т.е. направления

    воздействия этого явления на общественные отношения, — познавательная,

    оценочная, регулятивная.

    Познавательная функция правосознания заключатся в том, что через

    восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание

    жизни — социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания

    (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих

    закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении

    относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и

    т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане:

    каждый из них использует представления о сущем и должном праве для

    выполнения своих задач в правовом регулировании.

    Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью

    правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как

    юридически значимым. Правовая оценка — это деятельность субъектов права как

    граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных

    жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки

    зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того

    чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права,

    необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

    Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов,

    ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими

    регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так,

    информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс

    психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано

    возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения.

    В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как

    мотив конкретного вида поведения.

    Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных

    ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная

    конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой

    моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному

    поведению. В этом смысле правосознание, как социальный регулятор, выступает

    мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

    Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет

    правовая установка[4] — готовность, предрасположенность субъекта к

    правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием

    ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка

    сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной

    деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной

    среде. Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс

    правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз

    заново принимать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

    1.2.Виды правосознания

    В теории правоведения различаются следующие виды правосознания.

    Обыденное правосознание — массовые представления людей, их эмоции,

    настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием

    непосредственных условий жизни людей, их практического опыта.

    Профессиональное правосознание — понятия, представления, идеи,

    убеждения, традиции, стереотипы, складывающиеся в среде профессионалов-

    юристов. Эта разновидность правосознания играет наиболее существенную роль

    в реализации юридических норм, и от ее демократической и гуманистической

    адекватности зависит стиль и дух правовой практики. К сожалению,

    профессиональному сознанию юристов свойственны и искажения, и деформации

    («обвинительный» или «оправдательный» уклон, бюрократизм, равнодушное

    отношение к человеческой беде и т.д.).

    Понятия, идеи, убеждения юристов формируются на основе прежде всего

    юридической практики и во многом под влиянием юридической науки

    (идеологии), которая, в свою очередь, выделяет профессиональное сознание

    юристов в предмет специального анализа[5].

    Научное правосознание — идеи, концепции, взгляды, выражающие

    систематизированное, теоретическое освоение права. В современных обществах

    научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей

    развития права, законодательства, политико-конституционных отношений.

    Носителями и генераторами этого вида отражения правовых явлений выступают

    ученые-правоведы, работающие, как правило, в специализированных НИИ

    юридического профиля (Институт государства и права Российской академии

    наук, Институт законодательства и сравнительного правоведения при

    Правительстве РФ), государственных и общественных фондах, центрах

    (Исследовательский центр частного права в Москве) и разветвленной вузовской

    системе — как общегражданской, так и ведомственной (Саратовская

    государственная академия права, Уральская юридическая академия, Академия

    МВД РФ и другие вузы).

    1.3.Взаимосвязь права и правосознания

    Правосознание — неизбежный спутник права. Существование права

    нераздельно с реализацией воли и сознания людей. Требования и нормы

    общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических прав и

    обязанностей субъектов до тех пор, пока они не «пройдут» через сознание

    человека. С другой стороны, реализация права, по сути дела, есть процесс

    интеграции норм в правосознание народа, конкретных социальных групп.

    Связь права и правосознания носит характер взаимодействия, т.е. такого

    соотношения, в котором между этими явлениями возникает встречная

    зависимость.

    С одной стороны, развитие и состояние правосознания во многом

    обусловлено законодательством. Будучи мощным средством нравственного и

    интеллектуального воздействия,, право «в текстах» активно способствует

    развитию тех или иных правовых представлений и чувств. С другой — право и

    законодательство как позитивные феномены государственного правопорядка

    находятся в не менее сильном и мощном «силовом поле» сложившегося уровня и

    характера правосознания общества, ограничены этим правосознанием,

    испытывают зависимость от него в процессе как правотворчества, так и

    правореализации.

    Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается прежде

    всего в том, что сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей

    детерминантой современного правообразования. Формирование права через

    специально разработанную правотворческую процедуру предполагает четко

    выраженные стадии подготовки законопроектов, среди которых принципиально

    важное значение имеют такие, как предварительное изучение мнения граждан и

    правоприменителей о необходимости и характере регулирования данного

    вопроса, сферы общественных отношений; разработка концепции будущего

    нормативного акта, которая в систематизированном виде определяет цели,

    задачи, средства, способы и возможные результаты правового регулирования.

    Понятно, что на этих стадиях правосознание играет ведущую роль — как в

    виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в

    форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и

    политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной

    сферы общественных отношений. Таким образом, правосознание дает единственно

    возможный для генезиса права «строительный материал» в виде помыслов,

    чувств, представлений различных субъектов законотворческого процесса —

    физических и юридических лиц — всей духовной культуры общества.

    Государство, формулируя юридические нормы, в первую очередь должно

    опираться на правосознание и правовую культуру народа, дифференцировать и

    стимулировать лучшие их образцы, стремиться не к абстрактно-оторванному от

    жизни и духа страны «творчеству» закона, а объективированию в действующем

    праве уже интегрированных в общественное сознание эталонов и регуляторов

    поведения.

    В последние годы в связи с процессом демократизации в России, созданием

    представительных органов государственной власти, обладающих реальными

    полномочиями в сфере правотворчества, роль общественного мнения по вопросам

    юридической политики заметно возросла. Законодатель — депутатский корпус,

    избираемый свободными демократическими выборами на альтернативной основе, в

    своей деятельности стремится опереться на действительные интересы и

    потребности различных социальных групп, мнение которых выступает

    побудительными мотивами при подготовке тех или иных законопроектов.

    Существенно возросло значение юридической науки в работе правообра-

    зовательного механизма, что накладывает на отечественную правовую теорию, в

    целом научное правосознание большую ответственность за обоснованность и

    качество своих рекомендаций.

    Не менее значима роль правосознания в нормальном функционировании

    правореализационной деятельности. Статус правосознания в этой сфере

    определяется двумя направлениями.

    1. Правосознание образует необходимый психологический и идеологический

    контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитое

    чувство права и законности, интегрированности в действующий правопорядок и

    правовую культуру является ведущей гарантией массового соблюдения

    требований правовых предписаний.

    2. Правосознание выполняет важные функции в процессе применения

    правовых норм должностными лицами. Трудно представить случай применения

    юридической нормы вне контекста правосознания судьи, прокурора, следователя

    и др. Должностные лица обязаны понять, уяснить, разобраться в смысле права,

    его требований и дозволений. Без развитого правосознания сделать это

    невозможно. На основе правосознания делается оценка доказательств по делу.

    Так, статья 71 УПК РСФСР предусматривает, что суд оценивает доказательства

    по своему внутреннему убеждению.

    Роль правосознания возрастает при вынесении решения по делу. Так, при

    назначении наказания, в целом определении меры уголовной ответственности

    суд, руководствуясь законом и своим правосознанием, учитывает характер и

    степень общественной опасности деяния и деятеля, особенности личности,

    обстоятельства, смягчающие и отягчающие его вину (ст. 60 УК РФ).

    При восполнении «пробелов в праве», когда возникает необходимость

    применения аналогии права (ст. 10 ГПК РСФСР), правосознание судьи служит

    ориентиром для отыскания нужного закона, сходного по смыслу и предмету

    регулирования, или помогает в оценке общих начал и принципов

    законодательства.

    Таким образом, правосознание как бы пронизывает весь механизм правового

    регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не

    только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на

    всем протяжении действия норм и даже после отмены. От специфики

    правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права,

    эффективность всего правового регулирования.

    1.4.Правовое воспитание

    Правосознание людей, объединенных в социальные общности, — явление во

    многом объективное, складывающееся под воздействием сочетания

    многочисленных факторов: социально-экономических, политических,

    этнопсихологических, культурно-исторических. Но это вовсе не означает, что

    на процесс формирования сознания людей в юридической области нельзя

    воздействовать целенаправленно.

    Наоборот, правосознание, как и сознание нравственное, религиозное,

    научное, нуждается в систематическом рациональном формировании,

    стимулировании, позитивном социальном развитии. Система мер, направленных

    на интеграцию в сознание людей политико-правовых идей, норм, принципов,

    представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры, выступает

    как правовое воспитание.

    Правовое воспитание— это целенаправленная деятельность государства,

    общественных организаций, отдельных граждан по передаче юридического опыта;

    систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях

    формирования определенных позитивных представлений, взглядов, ценностных

    ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и

    использование юридических норм.

    Содержанием правового воспитания является приобщение людей к знаниям о

    государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у

    граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

    Правовое воспитание — сложная и многоаспектная система деятельности.

    Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение в моральных

    нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики,

    через иные, не правовые формы и каналы формирования общественного сознания.

    Однако правовое воспитание предполагает создание специального

    инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых

    ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир

    поведения.

    Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают

    организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты

    правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное

    сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

    Каковы основные элементы механизма правового воспитания? Прежде всего

    это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В

    современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы

    с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой

    коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными

    конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).

    Система мероприятий правового всеобуча включает в себя работу

    специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются

    государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на

    бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства

    массовой информации относятся беседы на правовые темы, «Круглые столы»

    специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых

    отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового

    законодательства специалистами и т.д.

    К сожалению, в настоящее время значительно сократился удельный вес

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.