МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Разделение властей на примере РФ

    вступить в силу без высочайшего одобрения. Да и само существование Думы

    зависело от царского усмотрения или, точнее, произвола.

    В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось

    официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при

    юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект

    республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение

    принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики, и

    начался другой период нашей истории, на который следует обратить внимание в

    связи с исследованием разделения властей в нашей стране - это советский

    период. С установлением советской власти надежды сторонников теории

    разделения властей на скорое ее воплощение в России стали менее оправданы.

    Сначала была провозглашена диктатура пролетариата, что прямо противоречило

    идее разделения властей, позже в социалистической доктрине все более

    укреплялся принцип-лозунг: «Вся власть Советам!». Вообще, концепция

    единства власти была воспринята всеми авторитарными режимами. При фашизме

    ее олицетворял фюрер, в теократическом Иране - руководитель государства. «С

    момента появления особых органов - Советов ... сложился взгляд на их

    полновластие. Только Советам принадлежала полнота власти, а другие органы

    являлись органами управления, правосудия, исполнительно-распорядительными

    органами государственной власти... В узкой трактовке государственная власть

    неразделима, хотя на практике Советы были полновластными органами лишь в

    течение небольшого периода после революции. Не имея материальной базы,

    финансов, местные Советы зависели от ведомств, от расположенных на их

    территории предприятий»[14]. Несмотря на то, что в СССР провозглашалось

    полновластие Советов, о Совете Министров говорилось как о высшем органе

    исполнительно-распорядительной власти, то есть теоретически принцип

    единовластия Советов был небезупречен. В сложившейся обстановке начала

    резко усиливаться исполнительная власть, которая порой подменяла две другие

    ветви власти. Законодательная база советского права в первые десятилетия

    была очень слаба и далека от совершенства, в то время как огромное значение

    носили правовые акты исполнительной власти. Судебные органы часто подменяли

    всевозможные «двойки», «тройки» (чрезвычайные суды), которые формировались

    из представителей партии и исполнительной власти. Должность Генерального

    Секретаря КПСС была куда более значительной, нежели должность председателя

    Президиума Верховного Совета СССР, который формально считался главой

    государства. Вообще не удивительно, что слияние партийного и

    государственного аппарата оказало негативное влияние на реализацию

    принципов концепции разделения властей в нашей стране, поскольку система

    партийных органов (по крайней мере, с точки зрения Ленина) должна быть

    жестко централизованной, подготовленной к борьбе за власть, в системе же

    органов государства в XX веке во всем мире наблюдались объективные

    тенденции к демократизации, к усилению власти на местах. Таким образом,

    слияние партийного и государственного аппаратов внесло новые принципы в

    организацию системы государственных органов, которые явно не

    соответствовали теории разделения властей. «Если в той или иной стране,

    как, скажем, в СССР, при определенных исторических обстоятельствах

    сложилась однопартийная система, то от нее надо отказаться, а принцип

    разделения властей должен быть дополнен более общим принципом строгого

    разграничения функций партии и государства. Это обеспечит суверенитет

    государства и недопустимость его подмены властью любого партийного органа,

    подчиняющего себе административные органы государства, что фактически

    превращает законодательную и судебную власть, а потому и право в придаток

    идеологизированной бюрократической системы управления, которую возглавляет

    или представляет партийный лидер и его ближайшее окружение. Именно

    пренебрежение к разделению властей и функций привело, помимо прочего, к

    отчуждению трудящихся от политической власти, к сталинщине»[15].

    Реформа системы государственных органов, которая началась во второй

    половине 80-х годов, явилась частью перестройки всех сфер жизни общества и

    государства. «Узловым требованием современных преобразований аппарата

    государственного управления выступает приведение его структур в наиболее

    полное соответствие с объективно необходимым в новых социально-

    экономических условиях содержанием управленческой деятельности»(1988

    год)[16]. Переходный период в нашей стране заставил многих переосмыслить

    принцип разделения властей и буржуазный парламентаризм. Например, реформа

    представительной системы. На XIX Всесоюзной Конференции КПСС в качестве

    задач были поставлены «ограничение власти исполнительных органов и

    утверждение полновластия Советов, создание механизма, исключающего

    возможность узурпации власти каким-либо органом государства или каким-либо

    должностным лицом партии или государственного аппарата». Реально эти

    решения воплотились в следующее: учреждение Съезда народных депутатов СССР

    как органа высшей государственной власти, законодательная функция была

    распределена между Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом

    СССР, учрежден пост председателя Верховного Совета СССР - высшего

    должностного лица в государстве, сочетающего полномочия главы государства и

    спикера парламента, Президиум Верховного Совета СССР утратил право

    принимать указы, вносящие изменения в законы, были проведены некоторые

    другие изменения. Результаты же были весьма посредственные: «не заработала

    предполагаемая система «сдержек и противовесов», «в целом не оправдал себя

    институт председателя Верховного Совета СССР...он оказался юридически

    немощным при решении в оперативном порядке важных государственных и

    политических проблем», «идея конституционного закрепления руководящей роли

    КПСС как ядра государственных и общественных органов окончательно выявила

    свою несостоятельность»[17].

    Таковы были первые шаги в перестройке представительной системы России.

    Одним из самых значительных изменений в системе органов исполнительной

    власти стало учреждение института президентства. М.С.Горбачев сказал, что

    «предназначение президентской власти в том, чтобы повысить эффективность

    функционирования не только высшего эшелона, но и всей системы

    государственного управления» («Известия», 1990, 29 марта).Однако,

    президентская власть начала все более усиливаться. В 1991 году был издан

    закон «О Президенте РСФСР», который, по сути, совместно с изменениями в

    Конституции, установил Суперпрезидентскую форму правления. В ноябре 1991

    года Президент был наделен полномочиями издавать указы, имеющие силу

    законов, по вопросам экономической реформы. Принцип разделения властей был

    подвергнут серьезнейшему испытанию после 21 сентября 1993 года. Сам факт,

    что в Положении о федеральных органах власти, на переходный период,

    подменившем действовавшую Конституцию, не было норм о статусе Президента,

    свидетельствовал, что власть его становилась неограниченной.

    Реформа судебной системы коснулась самых основ деятельности

    судов. Очень важно было обеспечить независимость судов от других

    государственных органов и, особенно, от партийного аппарата. «Очень важным

    шагом в деле судебной реформы, пожалуй, наиболее практически значимым из

    всех сделанных до сих пор, стало принятие закона «О статусе судей в

    Российской Федерации» в 1992 году. Этот закон закрепил ряд положений,

    позволяющих обеспечить независимость судей: неограниченный срок полномочий

    судьи, невозможность привлечения судьи к ответственности (кроме как с

    санкции Генерального прокурора) и многое другое. Был создан Конституционный

    суд, который должен был обеспечить не только охрану прав и свобод, но и

    контроль за деятельностью государственных органов»[18]. Были предприняты и

    многие другие меры для реализации принципа разделения властей, однако вряд

    ли можно утверждать, что эти меры были эффективны.

    Разделение властей в Российской Федерации.

    «Государственная власть в Российской федерации осуществляется на основе

    разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

    законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

    Конституция РФ ст.10

    Первый “официальный” проект Конституции был существенно пересмотрен

    после попытки августовского путча. В октябре 1991 г. был опубликован

    второй, а марте 1992 г. — третий проект Конституции. Каждый из этих

    проектов отражал изменения, происходившие в общественно-политической жизни

    страны, новые подходы и новые видения того, как должны быть устроены

    общество и государство в России.

    Развернулась борьба между защитниками различных вариантов проектов,

    поддержанными разными государственными структурами. Нарастала конфронтация

    между исполнительной властью и парламентом. Каждый из институтов стремился

    к законодательному закреплению своего доминирующего положения, а это

    неизбежно должно было сказаться и на содержании основного закона.

    24 июня 1993 года “Российская газета” публикует сразу два новых

    официальных проекта. Один был внесен президентом РФ, другой — группой

    народных депутатов. В целях подготовки единого согласованного проекта

    основного закона Президент созвал Конституционное совещание.

    Одобренный Конституционным совещанием проект Конституции был сразу же

    без обсуждения отвергнут Верховным Советом. Создалась тупиковая ситуация,

    т.к. в стране отсутствовал конституционно оформленный механизм разрешения

    конфликта между основными ветвями власти.

    После приостановки деятельности парламента было вновь созвано

    Конституционное совещание, которое внесло коррективы в ранее подготовленный

    проект. Они касались в основном двух главных моментов: уточнения принципов

    построения РФ и реализации принципа разделения властей.

    Окончательный проект новой Конституции Российской Федерации был вынесен

    на всенародное обсуждение и референдум, состоявшийся 12 декабря 1993 года,

    и был одобрен 58,4% голосовавших.

    Окончательный проект Конституции Российской Федерации, представленный

    на референдум, в части, касающейся разделения властей, особых нововведений

    не содержит. Принцип, изложенный в ст. 10 достаточно лаконично, четко и

    ясно определяет его структуру. Его продолжением и развитием служит ст. 11,

    состоящая из трех частей. Часть первая подтверждает, какие именно органы

    осуществляют государственную власть: Президент, парламент, Правительство и

    суды. Часть вторая относится к ведению субъектов Федерации образования их

    органов государственной власти. Наконец, третья часть, устанавливает, что

    разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной

    власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

    осуществляется на основе Конституции, федеративных и иных договоров о

    разграничении предметов ведения полномочий.

    К сказанному следует добавить, что Конституция признает и гарантирует

    местное самоуправление в пределах его полномочий. Одновременно она

    уточняет, что его органы не входят в систему органов государственной власти

    (ст. 12). Из этого можно сделать вывод: принципы, положенные в основу

    построения и деятельности органов государственной власти, не могут

    автоматически распространяться на сферу местного самоуправления.

    Конституция РФ. Согласно действующей Конституции, носителем

    суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации

    является ее многонациональный народ. Захват власти кем бы то ни было

    противоправен. Власть может осуществляться народом либо непосредственно,

    высшим выражением чего служат референдум и свободные выборы, либо через

    посредство органов государственной власти и самоуправления (ст. 3).

    Органами осуществления государственной власти на общефедеральном уровне

    выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство Российской

    Федерации, суды РФ.

    Органы государственной власти РФ строят свою деятельность на принципах,

    составляющих основы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод

    человека — обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации

    власти и попрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения

    властей.

    В Российской Федерации носителем законодательной власти и

    представительным органом является Федеральное собрание. Исполнительной

    властью наделено Правительство РФ . Правосудие осуществляют суды, а

    судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского,

    административного и уголовного судопроизводства. Все ветви власти имеют

    своих представителей, и Президент России оказывается как бы вне рамок

    механизма разделения властей. В действительности это не так.

    Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти

    закреплены в главах «Президент Российской Федерации», «Федеральное

    Собрание», «Правительство Российской Федерации», «Судебная власть». Все эти

    высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную

    концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение

    полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа

    единства государственной власти.

    Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения

    данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснить механизм

    действия принципа разделения власти в Российской Федерации.

    ПРЕЗИДЕНТ РФ.

    Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным

    референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ

    является главой государства» (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней

    Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное

    лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не

    означает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» от

    исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и

    то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви

    власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то

    это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей,

    наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его

    разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими

    властями, но в основном — с исполнительной властью. В статье 80 Конституции

    записано: «Президент Российской Федерации является главой государства». В

    принципе, особое положение Президента в системе государственных органов

    обусловлено множеством объективных факторов. Президент призван быть

    «ответственным перед народом за суверенитет государства, главой которого он

    является, за надежность и устойчивость государственной системы, за разумное

    сотрудничество государственных органов, за то, чтобы они не разошлись

    слишком далеко и не подчинили друг друга»[19]. Президент должен управлять

    самой властью, заставлять ее совокупно использовать самую широкую палитру

    средств на основе строгого разделения функций. Он организатор работы

    власти, должен влиять на органы власти , но не командовать ими. Сильный

    Президент не должен быть лишь «представителем нации», «олицетворением

    единства государства» - т.е. символической фигурой, подписывающей не им

    разработанные решения. Ему должны принадлежать кадровая, законодательная

    инициатива, контрольные полномочия. Слабая исполнительная власть - причина

    серьезных потрясений и негативных последствий для всего государства. В

    условиях, когда анархия остается в России постоянной угрозой, фигура

    сильного главы государства на фоне возможных слабых коалиций и неустойчивых

    правительств может явиться гарантом государственной стабильности, но при

    необходимых сдержках и противовесах Президент Российской Федерации, будучи

    главой государства, представляет Российскую Федерацию и внутри страны, и

    на международной арене. На него возложено выполнение задач, связанных с

    гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета,

    независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен

    необходимыми полномочиями и прерогативами.

    Но государственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все

    ветви власти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и

    свойственными ей методами. Президент должен обеспечить координацию и

    согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не

    как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в

    той или иной степени участие в каждой из них.

    Президент не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, его

    полномочия основаны на Конституции. На него возложена очень важная функция

    в системе органов государственной власти. Он обеспечивает согласованную

    работу и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции

    РФ). При выполнении данной функции президент выступает как своего рода

    арбитр, т.к. «институты государственной власти, даже при наличии развитой

    правовой системы, не могут (во всяком случае, на нынешнем витке

    цивилизации) оставаться без авторитетного арбитра, который, не состоя с

    этими институтами в прямых отношениях власти – подчинения, тем не менее,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.