МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Разделение властей на примере РФ

    Другая группа полномочий Федерального собрания РФ связана с

    организацией деятельности палат. В соответствии со статьей 101 Конституции

    РФ Государственная Дума и Совет Федерации избирают из своего состава

    Председателей и их заместителей.

    В соответствии с п. 3 ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и

    Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам

    своего ведения парламентские слушания.

    Практически все наиболее значимые вопросы, рассматриваемые палатами,

    проходят через их комитеты и комиссии. Деятельность комитетов и комиссий

    довольно подробно регулируется регламентами палат и иными внутренними

    актами палат. В настоящее время в Совете Федерации образованы 3 постоянные

    комиссии - по Регламенту и парламентским процедурам; Мандатная и Счетная -

    и 11 комитетов - по делам Федерации, Федеративному договору и региональной

    политике; по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам;

    по бюджету, финансовому, валютному и кредитному регулированию, денежной

    эмиссии, налоговой политике и таможенному регулированию; по вопросам

    экономической политики; по делам Содружества Независимых Государств; по

    международным делам; по вопросам безопасности и обороны; по социальной

    политике; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию,

    здравоохранению и экологии, по делам Севера и малочисленных народов.

    В Государственной Думе первого созыва (1994-1995 гг.) действовала 1

    постоянная комиссия - мандатная - и 23 комитета - по законодательству и

    судебно-правовой реформе; по труду и социальной поддержке; по охране

    здоровья; по экологии; по образованию, культуре и науке; по делам женщин,

    семьи и молодежи; по бюджету, налогам, банкам и финансам; по экономической

    политике; по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности; по

    аграрным вопросам; по промышленности, строительству, транспорту и

    энергетике; по природным ресурсам и природопользованию; по обороне; по

    безопасности; по международным делам; по делам Содружества Независимых

    Государств и связи с соотечественниками; по делам национальностей; по делам

    Федерации и региональной политике; по вопросам местного самоуправления; по

    делам общественных объединений и религиозных организаций; по организации

    работы Государственной Думы; по информационной политике и связи; по

    вопросам геополитики. В Государственной Думе второго созыва осталась та же

    постоянная Мандатная комиссия и было сформировано 28 комитетов. По

    сравнению с первым созывом Думы, появились новые комитеты - по делам

    ветеранов; по конверсии и наукоемким технологиям; по туризму и спорту; по

    проблемам Севера один Комитет (по образованию, культуре и науке) разделился

    на два (по образованию и науке и по культуре). Два комитета Государственной

    Думы во втором созыве несколько изменили свои названия: Комитет по труду и

    социальной поддержке стал называться Комитетом по труду и социальной

    политике, а Комитет по организации работы Государственной Думы стал

    называться Комитетом по Регламенту и организации работы Государственной

    Думы.

    Кроме того, в палатах создаются комиссии для специального изучения

    какого-либо вопроса или для расследования какого-либо дела. Например, в

    Совете Федерации сформированы Временная комиссия по регламенту, Постоянная

    наблюдательная комиссия и др. В Государственной Думе были созданы: Комиссия

    по анализу итогов приватизации в 1992-1996 годах и ответственности

    должностных лиц за ее негативные результаты, Комиссия по делам беженцев и

    вынужденных переселенцев и др.

    Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего

    распорядка своей деятельности.(п.4.ст.101).

    Часть 5 ст. 101 Конституции содержит норму о Счетной палате -

    контрольном органе. В феврале 1995 г. вступил в силу Федеральный закон «О

    Счетной палате Российской Федерации», который подробно регулирует ее

    деятельность.

    Поскольку органом общенародного представительства является

    Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за

    деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума

    недоверия.

    Государственная Дума единственный законодательный орган страны.

    Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе. Депутаты

    Федерального Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего

    депутатского срока. Федеральное Собрание постоянно действующий орган.

    В ст. 102 и 103 Конституции перечислены основные направления

    деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип

    сдержек и противовесов Президенту и Правительству. Так, например, без

    согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности

    судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

    Федеральное Собрание рассматривает все вопросы связанные с основной

    экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный

    сбор налогов и т.д.

    Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение

    чрезмерного усиления исполнительной власти и Президента.

    ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.

    Можно сказать, что вопрос об исполнительной власти в РФ является едва

    ли не самым дискуссионным. Одни авторы соглашаются с положением статьи 110

    Конституции, которые гласит: «Исполнительную власть Российской Федерации

    осуществляет Правительство Российской Федерации», другие же высказывают

    совершенно и иную точку зрения. К числу первых можно отнести Н.Ю. Хаманеву,

    которая пишет: «В современной России исполнительную власть в стране

    возглавляет Правительство РФ. Правовой статус этого органа определяется

    Конституцией РФ и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[23]. Среди

    сторонников второй точки зрения можно назвать Л.А. Окунькова, который

    следующим образом говорит о Правительства РФ: «… из Конституции и

    федеральных законов не вытекает, что Правительство осуществляет

    исполнительную власть Российской Федерации и возглавляет единую систему

    органов исполнительной власти в России лишь номинально»[24]. Но, несмотря

    на различные подходы к определению места Правительства в системе

    государственной власти РФ, его полномочия и состав однозначно определяются

    в Конституции РФ и ФКЗ «О Правительстве РФ». Рассмотрим их подробнее.

    Правительство РФ обладает широкими полномочиями по осуществлению

    внутренней и внешней политики государства. Статья 114 Конституции

    перечисляет полномочия Правительства. Оно:

    а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет

    и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об

    исполнении федерального бюджета;

    б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,

    кредитной и денежной политики;

    в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой

    государственной политики в области культуры, науки, образования,

    здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

    г) осуществляет управление федеральной собственностью;

    д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной

    безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

    е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,

    охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

    ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ,

    федеральными законами, указами Президента РФ.

    Далее полномочия Правительства РФ конкретизируются в ФКЗ от 17 декабря

    1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями от 31

    декабря 1997 г.) в статьях с 12 по 23. Среди наиболее важных следует

    отметить: осуществление в соответствии с законодательством регулирования

    экономических процессов;

    . обеспечение единства экономического пространства и свободы экономической

    деятельности, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;

    . прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации,

    разработка и осуществление программы развития приоритетных отраслей

    экономики (ст. 14 закона «О правительстве»).

    . Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой

    государственной социальной политики, реализацию конституционных прав

    граждан в области социального обеспечения, способствует развитию

    социального обеспечения и благотворительности;

    . принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

    . разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и

    обеспечивает реализацию этих программ (что является острой необходимостью

    в условиях затянувшегося экономического кризиса).

    Также данный орган обеспечивает:

    . государственную поддержку науки, проводит единую государственную политику

    в области образования, охрану окружающей среды и обеспечению экологической

    безопасности;

    . Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной

    политики в области обеспечения безопасности личности, общества и

    государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод

    граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с

    преступностью и другими общественно опасными явлениями; о

    . осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной

    безопасности Российской Федерации; осуществляет меры по обеспечению

    реализации внешней политики Российской Федерации;

    . обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных

    государствах и международных организациях (ст. 15 – 21 ФКЗ «О

    Правительстве РФ»). Таковы основные полномочия Правительства в сфере

    государственного управления. Оно представляет «орган общей компетенции,

    осуществляющий руководство государственным управлением в различных

    сферах»[25].

    Структура Правительства. Конституция РФ, ФКЗ «О Правительстве

    Российской Федерации» четко определяют состав Правительства РФ. В него

    входят Председатель Правительства, заместители председателя, федеральные

    министры. Председатель Правительства РФ назначается Президентом России с

    согласия Думы. Этот принцип является примером проявления принципа сдержек и

    противовесов, т.к. при назначении Президенту придется считаться с

    парламентским большинством. Заместители Председателя Правительства

    Российской Федерации и федеральные министры назначаются на должность и

    освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя

    Правительства РФ (ст. 9 ФКЗ «О Правительстве РФ»).

    Механизм парламентской ответственности Правительства описан в

    российской Конституции в общих чертах. Необходима его детализация в

    специальном законодательстве. Совершенно ясно, однако, что институт

    ответственности — обоюдоострое оружие. Его может использовать как Дума,

    отказывая в доверии правительству, так и исполнительная власть, угрожая

    прибегнуть к досрочным выборам.

    Сильная исполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм

    взаимных сдержек и противовесов. Многие называют исполнительную власть

    доминирующей в системе государственных органов. Но эта тенденция

    государственно-правового развития России прослеживается достаточно ясно.

    Также это отвечает общим тенденциям усиления исполнительной власти во всем

    мире.

    Следует отметить, что в России в юридической литературе и в средствах

    массовой информации сейчас активно поднимается вопрос о необходимости

    совершенствования исполнительной власти в России, и «особенно Правительства

    РФ как центрального звена всей системы этой ветви власти»[26]. При этом

    часто употребляются следующие термины: кабинетный принцип структуры

    Правительства, кабинет министров. Чтобы четко уяснить значение этих

    терминов, необходимо обратиться к опыту зарубежных стран. Так во Франции

    Правительство состоит из Совета министров и Совета кабинета, Причем

    Правительство в качестве Совета министров заседает под председательством

    Президента, а в качестве кабинета - под председательством премьер-министра.

    На заседаниях Совета министров решаются наиболее важные дела, а Совет

    кабинета обсуждает оперативные вопросы и принимает по ним решения. В

    Великобритании страной руководит «Правительство Ее Величества», точнее, его

    узкая часть - Кабинет министров, в котором главную роль играет Премьер-

    министр. Правительство имеет очень широкий состав - до 95 человек, однако

    обычно это 75-80 человек - министры, заместители министров, некоторые

    другие должностные лица. Правительство никогда не собирается на заседания и

    не принимает решений. Из его состава выделяется более узкий кабинет ведущих

    министров, примерно 18-22 человека. В их числе всегда государственные

    секретари внутренних дел и обороны, канцлер казначейства и др.

    Естественно, нельзя слепо копировать ту или иную правовую систему, т.к.

    Россия имеет свою специфику, но использование положительного опыта

    зарубежных стран может оказать благоприятное влияние на становление системы

    государственной власти.

    В данном аспекте авторы указывают на высокий статус и ведущую роль

    премьер – министров, т.к. именно от этого должностного лица зависит,

    попадет тот или иной министр в состав правительства.

    В нашей стране необходимо особо подчеркнуть важность роли «Председателя

    Правительства. Именно он должен определять политику Правительства. Его

    необходимо сделать ключевой фигурой, центром, который окружает команда

    профессионалов-единомышленников. Подобрать такую команду легче, имея

    продуманную и обоснованную структуру федеральных органов исполнительной

    власти. Однако, прежде всего, следует определить программные цели и методы,

    а уже потом утверждать структуру органов и состав Правительства. Надо

    подбирать соответствующих лиц под определенные направления государственной

    политики, задачи и функции, а не наоборот»[27]. Т.е. избавиться от

    практики, когда используется принцип «был бы человек, а место для него

    всегда найдется». Необходимо определить основополагающие направления работы

    (например, социальная сфера, вопросы промышленности и обороны и т.д.) и

    подобрать профессионалов для курирования данных вопросов.

    При этом реформировании необходимо смириться с неизбежном усилением

    исполнительной власти, даже некоторым «довлением» ее над остальными ветвями

    власти, т.к. «именно исполнительная власть, на вершине которой находится

    правительство, сосредоточивает в своих руках неизмеримо большие по

    сравнению с другими ветвями государственной власти финансовые, материально-

    технические, технико-технологические, организационные, людские и иные

    ресурсы. Именно она обладает сегодня наиболее полной, если не сказать

    исчерпывающей, информацией о процессах, происходящих во всех сферах

    жизнедеятельности общественного организма» «Верховенство исполнительной

    власти в политической системе современного общества обусловлено еще одним

    существенным обстоятельством. Эволюционирование цивилизации, особенно в

    последнее время, сопряжено с неуклонным обновлением и, более того,

    расширением круга явлений и процессов, подлежащих управлению со стороны

    государства. В орбиту государственного управления втянуты все новые и

    новые, в недалеком прошлом неведомые человечеству феномены его нынешнего

    бытия.»[28].

    Сейчас наблюдается тенденция вторжения Правительства в законодательный

    процесс. И это в определенной мере оправдано, т.к. правительство

    располагает всеми необходимыми возможностями для подготовки на

    профессиональном уровне качественных законопроектов. Именно Правительство

    лучше других государственных органов представляет себе, какие вопросы

    должны быть законодательно урегулированы, а какие могут и подождать.

    А.Д. Керимов отмечает такую особенность исполнительной власти, как

    закрытость, при этом «существенным образом ограничивает возможности

    общественного контроля и наблюдения за ней. Подобная организация

    исполнительного процесса в определенном смысле объективно обусловлена и

    даже оправданна»[29]. Т.к. деятельность исполнительно-распорядительных

    структур многоаспектна и предполагает наличие специальных знаний и

    достаточного уровня профессиональной подготовки, нередко требует

    оперативности принятия решений. Следует также учитывать, что немалая часть

    вопросов, относящихся к компетенции исполнительной власти, не подлежит

    огласке, поскольку касается национальной обороны, внутренней и внешней

    безопасности страны, иными словами, составляет государственную тайну.

    Следовательно, такая закрытость вполне объяснима и оправдана.

    СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.

    К сожалению, все еще традиционно слабой остается в России судебная

    власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства и

    судопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается

    противодействие и давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на

    провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость,

    неприкосновенность, независимость и т.д., они очень часто не могут

    полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальной базы.

    (Так закон о статусе судей, в котором говорится о предоставление судьи в

    течение полугода свободного жилья очень часто не может быть выполнен из-за

    отсутствия такого.)

    Так, например, М.В. Баглай говорит о том, что в РФ судебная власть еще

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.