Шпаргалки по КПЗС
|стран, принятые в последние годы, | |
|содержат положения о праве работников| |
|на участие в управлении предприятиями| |
|(обычно через своих делегатов). В | |
|странах тоталитарного социализма | |
|применяется более широкая | |
|формулировка — право на участие | |
|трудящихся в управлении обществом и | |
|государством. Она в основном | |
|относится уже к политическим, а не к | |
|социально-экономическим правам. Право| |
|на образование и свобода образования.| |
|Положение о праве на образование | |
|обычно дополняется указанием на | |
|необходимость определенной степени | |
|обязательного и бесплатного | |
|образования, которое гарантируется | |
|созданием государственных и | |
|муниципальных школ. Свобода | |
|образования — это право учить детей и| |
|получать образование взрослым любым | |
|способом: в государственных, | |
|муниципальных, церковных школах, | |
|самостоятельно, экстерном и т.д., но | |
|всегда предусматриваются экзамены. | |
|Право на жилище. Каждый вправе | |
|приобретать себе жилище в любом | |
|районе страны (исключение составляют | |
|военные городки, закрытые зоны), а | |
|малоимущим гражданам жилье за низкую | |
|цену или бесплатно предоставляют | |
|муниципалитеты из государственных | |
|или муниципальных жилищных фондов. | |
| | |
|14. Основные политические права и |17. Понятие и классификация форм |
|свободы |правления. |
|Политические права связаны с участием| |
|в общественно-политической жизни, с |Форма правления — это характеристика |
|формированием органов государства, с |структуры и взаимоотношений органов |
|организованным давлением на |законодательной и исполнительной |
|государственную власть (например, |власти или других основных органов |
|путем политических демонстраций). К |государства в тех странах, где нет |
|числу политических прав, давно |деления на законодательную, |
|получивших закрепление в |исполнительную, судебную власть, а |
|конституциях, относится свобода |принята концепция «республики |
|мысли, слова, печати. По существу, |советов». |
|все это, хотя и в разных |Две основные формы правления: |
|конституционных формулировках, |монархию и республику. Более |
|означает свободу выражения мнений |детальная классификация создается в |
|публично и по общественно значимым |их рамках (дуалистическая монархия, |
|вопросам. Свобода выражения мнений |президентская республика и др.). |
|означает отсутствие цензуры — |Вместе с тем в современных условиях |
|специальных государственных |некоторые различия этих форм |
|учреждений и должностных лиц, которые|стираются. Возникают смешанные формы,|
|вправе разрешать или не разрешать |в монархии появляются черты |
|опубликование, передачу по |республики (например, периодическая, |
|электронным средствам массовой |раз в пять лет, выборность монарха в |
|информации, выход в свет определенных|Малайзии, «коллективный монарх» в |
|материалов. Право свободу объединения|ОАЭ), а в республике складываются, по|
|в политические партии, |существу, монархические элементы |
|профессиональные организации, |(пожизненные президенты); создаются |
|социально-экономические, культурные, |полупрезидентские, полупарламентарные|
|спортивные и иные общества. |республики, сочетающие черты |
|Конституции содержат обычно три |различных форм; даже абсолютная |
|положения о роли партий: |монархия все чаще принимает внешне |
|устанавливают многопартийность, |конституционную оболочку (дарованные |
|говорят о роли партий в |конституции, консультативные |
|демократическом обществе (они |парламенты). |
|содействуют выражению политической | |
|воли народа путем голосования), | |
|устанавливают, что их организация и | |
|методы деятельности должны | |
|соответствовать принципам демократии | |
|и национальной независимости. | |
|Положение общественных объединений | |
|обычно регулируется тремя видами | |
|законов: о политических партиях, о | |
|социально-экономических и иных | |
|объединениях, не имеющих главной | |
|целью извлечение прибыли, и об | |
|акционерных обществах (товариществах | |
|и т.д.), чья деятельность связана с | |
|получением доходов. | |
|Важнейшим политическим правом граждан| |
|является свобода собраний, митингов | |
|(собраний только под открытым небом) | |
|и демонстраций (собраний в движении, | |
|хотя бывают, например, и «сидячие» | |
|демонстрации). Это формы выражения | |
|коллективного мнения по общественно | |
|значимым вопросам. Многие конституции| |
|уточняют: это право собираться мирно | |
|и без оружия. Для собрания на | |
|открытом воздухе требуется | |
|предварительное уведомление или даже | |
|разрешение властей (в Германии — за 2| |
|дня, во Франции — за 3, в | |
|Великобритании — за 6 дней). Тема | |
|собрания на открытом воздухе, фамилии| |
|его организаторов, предполагаемое | |
|число участников должны быть сообщены| |
|мэрии или полиции при уведомлении или| |
|обращении за разрешением'. Право | |
|петиций. Это индивидуальные и | |
|коллективные обращения граждан к | |
|высшим органам государства (в | |
|англосаксонских странах под петициями| |
|понимается прежде всего обращение к | |
|парламенту). По своему характеру | |
|петиции — это политическое право, они| |
|могут содержать и чаще всего содержат| |
|обращения по личным вопросам. | |
| | |
| | |
|15. Основные личные права и свободы. |18. Монархия: понятие и виды. |
| |Монархия — это такая форма правления,|
|Личные права и свободы определяют |когда главой государства является |
|положение личности. Право на жизнь. |лицо, получающее и передающее свой |
|Юридически это означает, что человек |государственный пост и особый |
|может быть лишен жизни только по |почетный титул по наследству и |
|приговору суда с обязательным |пожизненно (король, император, султан|
|участием присяжных заседателей. |и др.). |
|Однако во многих государствах (в том |Хотя монарх — глава государства, на |
|числе почти во всех, что входят в |деле ему не всегда принадлежит |
|Совет Европы) смертная казнь |верховная власть, не всегда он |
|запрещена. Есть, однако, |реально правит страной. Верховная |
|экстраординарные случаи лишения |власть в монархии зачастую |
|жизни, например применение оружия |осуществляется системой высших |
|часовым на посту при охране военного |органов, включая главу государства, |
|объекта; иногда разрешена эвтаназия —|парламент, правительство, а иногда и |
|лишение жизни детей-уродов, |неформальные структуры. |
|являющихся нежизнеспособными, |Абсолютная монархия. В этой стране |
|родившихся без необходимых для жизни |нет парламента, правительство |
|органов, а также лиц, неизлечимо |формируется королем, ответственно |
|больных). |только перед ним, а премьер-министром|
|Свобода и личная неприкосновенность, |обычно является сын, брат или другой |
|физическая и психическая. Лишение |родственник короля. Многие министры, |
|свободы (тюремное заключение и др.) |а также губернаторы провинций |
|опять-таки возможно лишь по приговору|принадлежат к правящей семье. По |
|суда. Личная неприкосновенность |своему социальному характеру |
|означает прежде всего, что временное |современные абсолютные монархии не |
|лишение человека свободы (арест и |представляют собой полностью |
|полицейское задержание) может быть |феодальные государства. |
|осуществлено только на определенный |Господствующий класс, хотя он и |
|срок и с обязательным соблюдением |сформировался на базе феодальной |
|установленных законом процедур. |аристократии, существует не за счет |
|Право на достоинство личности. |феодальной эксплуатации крестьянства,|
|Запрещаются пытки (положения об этом |а за счет государственной |
|содержатся в конституциях ряда |эксплуатации нефтяных богатств. Кроме|
|развивающихся стран), жестокое и |того, значительная доля власти |
|негуманное обращение, унижающее |сосредоточена в руках крупной, |
|человека, медицинские и иные |преимущественно финансовой, |
|эксперименты без согласия лица. |буржуазии. |
| |В дуалистической монархии есть |
|Право на свободу совести. Это право |конституция (нередко она тоже |
|исповедовать любую религию или не |даровалась народу монархом), |
|исповедовать никакой (относиться к |парламент, без участия которого |
|религии нейтрально), вести пропаганду|законы не могут приниматься. Однако |
|религиозных и иных взглядов. |правительство (совет министров) |
|Неприкосновенность жилища как право |назначается монархом и ответственно |
|личности означает, что вход в жилище |только перед ним, но не перед |
|посторонних возможен только с |парламентом. Фактически в такой |
|разрешения хозяина. Без такого |монархии в результате влияния |
|разрешения вход в жилище, например |традиций, роли личности монарха, а |
|для обыска, выемки каких-либо |также других, в том числе |
|предметов, документов, возможен лишь |религиозных, факторов власть короля |
|на основании постановления судьи. |даже больше, чем это установлено |
|Право на тайну переписки, телефонных|конституцией. |
|и телеграфных сообщений, сообщений по|В парламентарной монархии действует |
|факсу, электронной почте и т.д. |конституция, принятая демократическим|
|Ознакомление с личной |путем, законодательной властью |
|корреспонденцией опять-таки возможно |обладает избираемый парламент (по |
|с разрешения судьи (имеется в виду |крайней мере, избирается его нижняя |
|переписка лиц, подозреваемых с |палата). Монарх юридически остается |
|совершении преступления). |главой государства, но участия в |
|Свобода передвижения по территории |управлении страной фактически не |
|страны и выбор места жительства — |принимает. Правительство в |
|неотъемлемое право человека. |парламентарной монархии ответственно |
| |только перед парламентом. |
| | |
| | |
|19. Смешанная форма правления ( |22. Понятие и виды форм |
|Франция). |государственного устройства. |
| | |
|Смешанная форма правления – сочетает|Понятие территориально-политического|
|в себе элементы как парламентарной, |устройства государства, с позиций |
|так и президентских республик. |международного права: говорится о |
|Наиболее типичным примером смешанной|суше, внутренних водах, о 12-мильной|
|формы правления является V |полосе территориального моря у |
|Республика Франции. |берегов страны, континентальном |
|Конституция 1958г Ф-ции сохранив |шельфе, воздушном столбе над этими |
|атрибуты парламентаризма, оформила |сухопутными и водными пространствами|
|установление режима личной |на практически досягаемую высоту. |
|власти.Центральной фигурой стал |Территория государства всегда |
|президент, наделенный большими |определенным образом организована, |
|полномочиями, избираемый |разделена на части административного|
|внепарламентским путем. Сначало он |или политического значения, в |
|избирался выборщиками (81512), а |которых проживает население, с целью|
|затем в 1962г стали прямые выборы. |управления им. |
|Правительство формируется |Классификация форм |
|президентом и несет ответственность |территориально-политического |
|только перед ним. |устройства государства. Традиционно |
|Правительство выведено из-под |различаются две основные формы |
|парламентского контроля. Фактическое|территориально-политического |
|руководство правительством |устройства государства: унитарное и |
|осуществляется президентом, а не |федеративное государство. |
|премьер-министром, президент |Конфедерация является союзом |
|председательствует в совете |государств, в основном это |
|министров, а премьер-министр в |международно-правовое объединение, |
|совете кабинета, который лишь |но в нем есть некоторые |
|готовит решения для совета |конституционно-правовые элементы, и |
|министров. |потому о конфедерациях тоже иногда |
|Положение отношений премьер-министра|упоминается в конституционном праве |
|с президентом резко изменились в |(хотя в настоящее время конфедераций|
|1986г, после того как |в мире нет). |
|социалистическая партия потерпела |Существуют и другие союзы и |
|поражение на выборах в Национальное |содружества государств (Европейский |
|собрание. Возникла ситуация |союз, британское Содружество, СНГ и |
|«разделенного правления», что |т.д.). Формой |
|привело тогда к фактической |территориально-политической |
|независимости премьер-министра от |организации государственности |
|президента. |является также автономия, особенно |
|Президент V Республики наделяется |политическая автономия, тем более |
|правами и президентской республики, |если она создана на основе |
|т.е. правом роспуска парламента, |самоопределения этнических групп, |
|обладает большой фактической |национальных меньшинств. |
|властью, чем глава президентской | |
|республики. | |
| | |
|20. Президентская республика. |23. Унитарное государство. |
| |Унитарное государство — это единое |
|Республика — форма правления, при |государство, состоящее не из |
|которой главой государства является |государственных образований (штатов |
|президент, избираемый на |и т.д.), хотя в его составе могут |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|