Канцелярия Главного заводов правления
Канцелярия Главного заводов правления
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
УРАЛЬСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.
А.М.ГОРЬКОГО.
Исторический факультет.
Кафедра архивоведения и вспомогательных исторических дисциплин.
КАНЦЕЛЯРИЯ ГЛАВНОГО ЗАВОДОВ ПРАВЛЕНИЯ - ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ ГОРНОЗАВОДСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ УРАЛА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XYIII ВЕКА.
|Допустить к защите : |Дипломная работа студента Y |
|Зав. кафедрой ___________ |курса Тулисова Евгения |
| |Станиславовича. |
| | |
| | |
| |Научный руководитель |
| |доцент Пензин Э.А. |
Екатеринбург
1993
Дипломная работа на тему “Канцелярия Главного заводов правления - орган
управления горнозаводской промышленностью Урала во второй половине XYIII
века”.
Оглавление:
|Введение |3 |
|..................................................................| |
|............................................... |7 |
|Центральные органы управления горнозаводской промышленностью | |
|России во второй половине XYIII | |
|века..............................................................|14 |
|........ | |
|Канцелярия Главного правления Сибирских и Казанских заводов - |16 |
|орган управления горнозаводской промышленностью Урала во второй | |
|половине XYIII |30 |
|века..............................................................|30 |
|................................................................. |32 |
|Присутствие КГЗП во второй половине XYIII века , его штаты , | |
|основные функции и состояние |33 |
|делопроизводства................................. |34 |
|Конторы , подведомственные КГЗП. Их функции , структура , штаты и | |
|взаимоотношения с другими |35 |
|учреждениями............................. |36 |
|Судных и земских дел |36 |
|контора....................................................... |37 |
|Ревизия свидетельства заводских |37 |
|счетов....................................... | |
|Ротные и полицейские дела. Караванные управители. Пристанская |40 |
|контора...........................................................|40 |
|................. |40 |
|Екатеринбургская заводская контора. Казначейская контора....... |41 |
|Контора денежного дела. Горная Золотых промыслов |42 |
|экспедиция........................................................|42 |
|..................................... |44 |
|Лаборатория. Каменно-мраморные |46 |
|дела....................................... |48 |
|Комиссии при |52 |
|КГЗП..............................................................| |
|................. | |
|Аптека и | |
|госпиталь.........................................................| |
|....................... | |
|Школы.............................................................| |
|........................................ | |
|Местные органы управления горнозаводской промышленностью Урала во | |
|второй половине XYIII | |
|века..............................................................| |
|................ | |
|Горные | |
|начальства........................................................| |
|............................... | |
|Пермское горное | |
|начальство........................................................| |
|....... | |
|Нерчинское горное | |
|начальство........................................................| |
|... | |
|Казанское горное | |
|начальство........................................................| |
|...... | |
|Оренбургское горное | |
|начальство........................................................| |
| | |
|Заводские | |
|конторы...........................................................| |
|........................... | |
|Заключение........................................................| |
|...................................................... | |
|Список использованных источников и | |
|литературы.............................................. | |
|Приложения........................................................| |
|..................................................... | |
Введение.
Различные аспекты истории горнозаводской промышленности Урала XYIII в. -
главного явления экономической жизни края , уже давно и плодотворно
разрабатываются российскими исследователями.[1] В этой области наряду с
серьезными достижениями имеются и слабо изученные проблемы , именно к таким
следует отнести и систему органов управления горнозаводской промышленностью
XYIII в.
Изучение процесса возникновения и развития системы органов управления
горнозаводской промышленностью имеет важное значение прежде всего потому ,
что эти органы , являясь проводниками экономической политики правительства
, в значительной степени определяли темпы и направление промышленного
освоения Уральского региона. В первой половине XYIII в. абсолютистское
государство не только использовало свои многочисленные рычаги для опеки над
развивающейся промышленностью , но и само значительно активнее , чем раньше
, включилось в промышленное строительство. Степень влияния государственных
учреждений ( прежде всего Берг- , Мануфактур- , Каммерц-коллегии и их
местных органов ) на развивающуюся в России промышленность явилась одним из
факторов , определяющих социально-экономическую природу русской
мануфактуры.
Но если по истории создания и деятельности органов управления
горнозаводской промышленностью Урала в первой половине XYIII в. мы можем
назвать целый комплекс работ как дореволюционных ,[2] так и советских
исследователей ,[3] то история их эволюции и деятельности во второй
половине XYIII в. исследована еще явно недостаточно. А именно в этот период
уральская горнозаводская промышленность переживала и успешное развитие ,
связанное с конъюнктурой мирового рынка и наличием дешевых и обильных
ресурсов , и серьезный спад , вызванный разрушительным влиянием
крестьянской войны под предводительством Пугачева , когда более одной трети
промышленности было разрушено или простаивало , затем опять подъем в
строительстве новых заводов и соответственно и в объеме выпускаемой
продукции и в конце XYIII в. своего рода стагнацию местной промышленности ,
так как дальнейшее ее развитие было уже невозможно с помощью привычных
методов и технологии производства , когда старая сырьевая база была
практически исчерпана , в то время как в развитых странах Западной Европы
производились успешные попытки интенсификации производства и перехода на
качественно новую ступень развития промышленности на основе результатов
промышленного переворота. Все это в совокупности с другими объективными
факторами повлияло на снижение конкурентоспособности промышленности Урала и
определило ее значительный упадок , продолжавшийся в течение всей первой
половины XIX в. Это определило в конечном итоге и то , что Уралу больше
никогда не пришлось переживать такой расцвет , как во второй половине XYIII
в.
Здесь перечислены только несколько наиболее важных моментов в развитии
горнозаводской промышленности Урала , ибо данная работа не преследует цели
изучения самой горнозаводской промышленности , но все-таки представляется
необходимым отметить несколько из них , так как на развитие промышленности
большое влияние оказывает степень совершенства , оперативности и
жизнеспособности органов управления этой промышленностью , и наоборот ,
развитие промышленности в свою очередь влияет и на органы управления ею.
В дореволюционной историографии можно выделить только две работы ,
которые так или иначе касались нашего региона и рассматриваемого периода.
Это “Краткая история управления горною частию на Урале” П.А. Иванова , и
“ Краткий исторический очерк административных учреждений горного ведомства
России , 1700-1900 г.г.” , написанный А.М. Лоранским . Но эти две работы
охватывают большой хронологический период , что не давало возможности
авторам этих работ более подробно остановиться на изучаемом вопросе , и
если работа П.А. Иванова посвящена только Уралу , то задача А.М. Лоранского
была осложнена тем , что в своей работе он охватил очень большой регион , и
вследствие этого основное внимание автор сосредоточил на центральных
органах горного ведомства (Государственная Берг-коллегия , Бергдиректориум
, Экспедиция о государственных доходах при Правительствующем Сенате ,
Министерство финансов и т.д.) , посвятив местным органам управления лишь
небольшие справки энциклопедического характера. Однако надо отметить и
очень ценные моменты : работы дореволюционных авторов насыщены сведениями о
персоналиях , их личными характеристиками и деловыми качествами , что дает
возможность оценить вклад того или иного деятеля , взвесив влияние
субъективного фактора на деятельность того или иного госучреждения.
Что касается советской историографии , то здесь доминирующее положение
занимает группа уральских историков , среди которых следует выделить работы
А.Г. Козлова . Им опубликован цикл статей , посвященных широко известному
среди историков фонду 24 “Уральское горное управление” Госархива
Свердловской области , в которых изучены постановка делопроизводства в
органах управления , дается оценка целого ряда документов как исторических
источников , установлены переименования органов и т.д.[4] Некоторые аспекты
и периоды деятельности органов управления горнозаводской промышленностью
Урала в изучаемый период затронуты в статьях Э.А. Пензина.[5] В то же время
следует отметить , что в работах советских почти нет места персоналиям , и
складывается такое впечатление , что историю творила безликая масса , но
ведь и масса это тоже совокупность многих тысяч людей.
В этой связи представляется необходимым в данной работе помимо
характеристики эволюции аппарата управления , остановиться поподробнее на
отдельных людях , в разное время возглавлявших Канцелярию Главного заводов
правления , подведомственные ей Горные начальства , а также отдельных
членов присутствий этих органов , так как , надо прямо сказать , наша
советская историография мало знакома с этими людьми. Исключение составляют
только В.Н. Татищев и Вильгельм де-Геннин как пионеры горного дела на Урале
, а такие люди как Никифор Клеопин , Игнатий Юдин , А.Г. Щербинин и многие
другие незаслуженно обойдены вниманием , в то время как от них во многом
зависел и успех , и неудачи в управлении не только горнозаводской
промышленностью Урала , но и нашего края в целом на протяжении второй
половины XYIII в. , поскольку специфика развития Урала такова , что
горнозаводская промышленность стала господствующей отраслью , и ее органы
управления нередко главенствовали и могли диктовать условия органам других
, менее важных ведомств.
Нельзя не упомянуть еще одного крупного исследователя истории
металлургической промышленности России Н.И. Павленко. В его фундаментальной
монографии , [6] одна глава посвящена управлению этой промышленностью. В
специальном разделе , посвященном Уралу , он отмечал , что управление
горного начальства Урала было “более конкретное и жизнеспособное , так как
основывается на знании местных особенностей работы каждого предприятия.”[7]
Здесь он также дает анализ очень важным проектам В.Н. Татищева , таким как
“Проект заводского устава” , “Проект горного устава” , и “Наказ
шихтмейстеру” , которые хотя и не были утверждены правительством , но имели
важное практическое значение и являлись руководством , хотя и неофициальным
, на протяжении всего XYIII в. , а с 1734 г. по этим проектам Сибирский
обербергамт стал называться Канцелярией Главного заводов правления , а
Казанский , Нерчинский и Пермский бергамты - горными начальствами , и эти
названия сохранились вплоть до 1802 г. , с перерывом с 1781 по 1797 г.г. ,
когда Канцелярия была упразднена , а управление “горною частию” перешло в
руки Горной экспедиции при Пермской губернской казенной палате.
Таким образом из вышеупомянутого становится ясно , что органы управления
горнозаводской промышленностью Урала во второй половине 18 в. по существу
слабо исследованы и цель данной работы заключается в том , чтобы на примере
Канцелярии Главного заводов правления ,как наиболее яркого в структурном и
иных отношениях для рассматриваемого периода учреждения , проследить
эволюцию аппарата управления горнозаводской промышленностью на Урале во
второй половине 18 в. Для более полного представления о функционировании
этого аппарата необходимо осветить структуру , штаты Канцелярии и
подведомственных ей учреждений и изменения в них , постановку
делопроизводства , подбор кадров , источники поступления финансов ,
взаимоотношения и способы урегулирования конфликтов между казенными и
партикулярными ведомствами и ряд других вопросов.
При написании работы автором были использованы две группы источников . К
группе опубликованных источников можно отнести законодательные акты второй
половины 19 в . , сосредоточенные в Полном собрании законов Российской
империи . Анализ указов , касающихся учреждения органов управления
горнозаводской промышленностью / как центральных , так и местных учреждений
/ , их реорганизаций и ликвидации , позволяет в полной мере изучить их
структуру и штаты , способ и методы управления промышленностью , а также
оптимальность выбранных форм . На основании указов о назначении ,
перемещении и повышении должностных лиц можно судить о квалификации и
профессиональной пригодности людей , осуществляющих руководство центральным
и местным аппаратом управления , хотя стремительная карьера и присуждение
наград не всегда являются показателем этого . Поэтому , чтобы
проанализировать ход событий , последовавших за этими указами , иначе
говоря истинную историческую картину , которая не всегда совпадает с тем
что задумывалось , и вносит свои коррективы , автором была привлечена
вторая группа источников - архивные материалы , отложившиеся в
делопроизводстве Канцелярии Главного заводов правления и подведомственных
ей учреждений . Эти источники несут в себе информацию о повседневной жизни
аппарата управления ,ссорах и сплетнях среди руководства ,ходе исполнения
указов и распоряжений , объеме выпускаемой продукции , одним словом
охватывают весь спектр жизни горнозаводского Урала 18 в . Эти материалы
сосредоточены в фонде № 24 “ Уральское горное управление “, представляющем
неисчерпаемый кладезь для изучения истории нашего края . Автором были
использованы большой комплекс документов , ранее не использованных . Это
прежде всего протоколы Канцелярии , а также указы Правительствующего Сената
и Берг - коллегии .Вышеперечисленные виды документов внесены в описи № 1 и
№ 12 фонда 24 Госархива Свердловской области .
Цели , наличие источников и литературы определили и структуру работы ,
которая состоит из введения , основной части , заключения , списка
использованной литературы и источников и приложений. Основная часть
включает в себя три главы. Первая вводная глава называется “Центральные
органы управления горнозаводской промышленностью России во второй половине
XYIII в.” В ней дается краткий обзор их развития и функционирования. Вторая
глава посвящена Канцелярии Главного заводов правления и содержит разделы ,
отражающие ее структуру , функции , штаты и состояние делопроизводства.
Третья глава содержит сведения о местных органах управления - Горных
начальствах и заводских конторах. Таким образом , структура работы
позволяет проследить трехзвенность аппарата управления горнозаводской
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|