Проблемы организации производства
влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а
следовательно повышении прибыльности и рентабельности работы предприятия.
Доведения материальных запасов до реально необходимого и достаточного
уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению
дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создаёт
условия для выпуска дополнительного количества продукции.
Для обеспечения экономии и рационального использования материальных
ресурсов работники снабженческих отделов выявляют возможности приобретения
экономичных видов сырья и организуют их доставку, хранение и подготовку к
производству с минимальными затратами и потерями.
3.2. Проблема организации материально-технического снабжения
Службу материально-технического снабжения возглавляет отдел МТС
(ОМТС). Задача ОМТС - бесперебойное материальное обеспечение производства в
соответствии с планом выпуска продукции. Структура ОМТС показана на рис.
3.2.1.
[pic]
Рис. 3.2.1. Структура службы МТС предприятия
Основные функции ОМТС:
- разработка нормативов запасов материальных ресурсов;
- планирование потребности в материальных ресурсах и в увязка ее с планом
производства и нормативами запасов;
- поиск поставщиков, оценка вариантов поставок и выбор поставщиков по
критериям качества поставляемых материалов, надежности поставщиков, цен,
условий платежей и поставок, транспортно- заготовительных расходов и т.д.;
- заключение договоров на поставки;
- организация работ по доставке материальных ресурсов, контроль и
оперативное регулирование выполнения договоров поставок;
- организация приемки, обработки и хранения материальных ресурсов;
- оперативное планирование и регулирование обеспечения производства
материальными ресурсами;
- учет, контроль и анализ расходования материальных ресурсов;
- надзор за рациональным использованием материалов в производстве.
Планирование МТС. План материально-технического снабжения - это
совокупность расчетных документов, в которых обоснована потребность
предприятия в материальных ресурсах и определены источники их покрытия. Он
сопоставляется в форме баланса МТС.
План МТС разрабатывается с учетом:
- производственной программы;
- нормативов запасов материальных ресурсов;
- норм расходов сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, комплектующих
изделий;
- планов капитального строительства, реконструкции, подготовки производства
новых изделий, работ по ремонту и эксплуатации оборудования, зданий,
сооружений, бытовых объектов и т.д.;
- остатков материальных ресурсов на начало и конец планируемого периода;
- установленных и вновь налаживаемых связей с поставщиками;
- цен на все виды материально-технических ресурсов.
Потребность в материалах на основное производство (Gм.осн) определяется
по формуле:
[pic]
где Qi - объем выпуска продукции по каждому наименованию (шт.);
ni - норма расхода материала на одно изделие с учетом технологических
потерь (натур. ед.);
m - количество наименований изделий.
Общая потребность в конкретных материалах (Gм) определяется по формуле
[pic]
где Zн.з - норма запаса материала;
Zм.ф - фактическое наличие материалов на предприятии;
Gм.н.п - необходимое количество материалов для изменения незавершенного
производства;
Gм.экс - потребность в материалах для ремонтно-эксплуатационных и других
нужд.
Потребность в материальных ресурсах определяется расходами на:
- основное производство, включая производство комплектующих изделий и
запасных частей;
- изготовление технологической оснастки и инструмента;
- изготовление нестандартного оборудования и модернизация оборудования;
- проведение НИР и ОКР (с учетом изготовления опытных образцов и
экспериментальных работ);
- реконструкцию цехов, участков;
- ремонтно-эксплуатационные нужды;
- капитальное строительство;
- работы социально-культурной и бытовой сфер;
- создание запасов.
3.3. Работа и расчеты с поставщиками
. Работа с поставщиками:
Т.к. машиностроительные заводы представляют собой давно работающие,
устоявшиеся комплексы, с сформировавшейся инфраструктурой и системой
внешних и внутренних связей, то они имеют определённые прочные партнёрские
связи как в регионах России, так и за рубежом. Каждый завод имеет своих
партнёров-поставщиков, с которыми он устанавливает взаимовыгодные связи.
Завод может заключать с посредником несколько видов сделок:
1) Товарообменные или бартерные – взаимные синхронные поставки товаров и
оказание услуг на равные суммы без платежей;
2) Прямые закупки – это непосредственные сделки между поставщиком и
потребителем. Поставки без посредника распространены при международных
поставках промышленного сырья на долгосрочной основе;
3) Торгово-посреднические операции в области закупок и поставок сырья
подразумевают, что посредник подыскивает для завода поставщика за
определённое вознаграждение;
4) Биржевые сделки на биржах сырьевых товаров.
В нынешних условиях машиностроительный комплекс России широко
использует производственное кооперирование. Это высокоэффективная форма
сотрудничества. Существуют следующие виды кооперации:
подрядная или кооперация - субпоставка, при которой одна сторона-подрядчик
(субпоставщик) изготавливает и поставляет агрегаты, комплектующие для
изготовителя готовой продукции (заказчика);
взаимная подрядная кооперация – субпоставка, при которой обе стороны
изготавливают различные кооперированные комплектующие, составные части
машин, оборудования и обмениваются ими для производства готовой продукции;
кооперированное производство, предусматривающее совместную программу
выпуска единого, сложного изделия. Стороны изготавливают отдельные его
части и поставляют их друг другу. В этом случае возможен и совместный сбыт;
поставки кооперированных комплектующих, частей машин и т.д., изготовленных
из сырья и полуфабрикатов заказчика.
. Расчеты с поставщиками:
Видов расчётов с поставщиками огромное множество. Наличный платёж, как
платёж через банк против документов, обычно предполагает одну из таких форм
расчётов, как аккредитив, инкассо, перевод, открытый счёт, по чекам,
расчёты кредитной картой. Надёжной и распространённой формой расчёта служит
подтверждённый безотзывной аккредитив, открываемый заказчиком в
коммерческом банке.
Документы, представляемые поставщиком заказчику вместе с выписанным на
его имя счётом, включает копию транспортного документа, сертификат о
качестве, сертификат о происхождении, упаковочные листы, спецификации,
страховой полис, различные медицинские свидетельства.
Предоплата представляет собой фактический аванс, выдаваемый продавцом.
Платёж в кредит предполагает рассрочку платежа, которая обычно
оформляется в форме векселя, выдаваемого должником кредитору, либо в форме
тратты, выписываемой кредитором на должника в порядке безусловного приказа
оплатить определённую сумму в определённый срок. Векселя и тратты обычно
обеспечиваются банковской гарантией платежа при неплатёжеспособности
должника.
3.4. Договора и их содержание
Договор (контракт) купли-продажи – это документ свидетельствующий о
соглашении между поставщиком и заказчиком на поставку товара.
На практике широкое применение получили типовые контракты, в которых
отражены наиболее часто применяемые на практике условия сделок, получившие
силу торговых обычаев.
Подготовка контракта начинается с переговоров. На этом этапе важнейшая
задача – отлично подготовить все материалы по предмету переговоров, т.к. от
степени подготовленности зависит результат переговоров.
Содержание контракта:
Вводная часть – содержит сведения о сторонах;
Предмет контракта – перечисление товаров, входящих в контракт, их
характеристики, количество;
Качество – в этом разделе отражаются качественные характеристики товара –
свойства, определяющие пригодность его для использования по назначению;
Срок и дата поставки. При периодических поставках срок обозначается
конкретными периодами (“ежеквартально”). При заключении долгосрочных
контрактов стороны определяют общий срок действия контракта (2–3 года),
который может быть разделён на промежуточные сроки;
Цена и сумма контракта. Цена в контракте формулируется в зависимости от
принятых сторонами обязательств по доставке и страхованию груза в пути и в
соответствии с международными правилами. Ключевой вопрос цены в контракте –
определение уровня цен на мировом рынке и ориентация на них;
Условия платежа и форма расчётов. В этом пункте стороны договариваются о
таком расчёте, который удовлетворял бы и покупателя, и поставщика;
Упаковка и маркировка. Основное требование к упаковке – соответствие
условиям поставки. В маркировке указываются номер контракта, номер транса,
весо-габаритные характеристики мест, номера мест, число мест в партии;
Санкции за просрочки в выполнении обязательств. В контракте
предусматриваютс размер взыскиваемых штрафов, прогрессирующих в зависимости
от длительности просрочек;
Гарантии. Претензии по качеству. Большинство контрактов содержат
коммерческие гарантии качества – обязательства продавца поставить товар,
обладающий в течение установленного периода определёнными свойствами. В
течение гарантийного периода покупатель может предъявить претензии
продавцам, если качество или технические характеристики товара не
соответствуют условиям контракта;
Обстоятельства непреодолимой силы. В контракт, включается оговорка о
переносе сроков исполнения контракта или освобождении сторон от всех или
части обязательств, в случае непредвиденных обстоятельств;
Арбитраж. В случае, когда конфликтные ситуации невозможно решить дружеским
путём, стороны передают разногласие третейским судам. На этот случай должны
быть оговорены все условия этой передачи и расходов по арбитражу;
Заключительная часть – указание юридических адресов сторон, подписи
представителей сторон.
Глава 4. Проблема организации сбыта готовой продукции.
4.1. Формы сбыта готовой продукции
С материально-техническим снабжением предприятий тесно связан процесс
сбыта продукции.
Важнейшими задачами отделов сбыта является наблюдение за
своевременностью отгрузки, качеством и комплектностью готовой продукции,
ускорение и удешевление продвижения ее к потребителю.
Объектами сбыта являются все виды товарной продукции (готовая
продукция, полуфабрикаты), идущие сторонним потребителям; продукция для
собственных нужд (капитального строительства или ремонта); различные виды
услуг; излишние и неликвидные материалы, оборудование, отходы производства.
Виды сделок частично были рассмотрены в п. 3. Но стоит упомянуть еще
несколько:
1. Торговля машинно-технической продукцией в сборе. На неё приходится
около 50% общего объёма мировой торговли продукцией машиностроения.
При этом виде сделки продавец производит дополнительные операции:
предпродажный сервис; предпродажную доработку; техническое
обслуживание в гарантийный и пост гарантийный периоды.
2. Поставки на сборку. Этот вид торговли поставляет детали и узлы для
сборки изделий по предоставленным технологиям.
3. Лизинг – долгосрочная и краткосрочная аренда машин, оборудования и
иных материальных средств.
4. Торговля комплектным оборудованием. Комплектным принято считать
промышленное оборудование, объединенное в технологический комплекс по
выпуску готовой продукции.
5. Международные торги. Это конкурсная форма реализации заказов на
закупку оборудования или привлечение подрядчиков для сооружения
комплектных объектов.
6. Инжиниринг — продажа технического опыта, в основном проектирования
объектов, методов организации производства, эксплуатация предприятий
и реализации готовой продукции.
7. Иностранные инвестиции. Широкое распространение в нашей стране
получили совместные предприятия с участием иностранных партнеров. В
совместном предприятии предусматривается формирование общей
собственности, создание общих органов управления и распределение
прибыли в соответствии с долями участия партнеров.
4.2. Работа по поиску новых партнеров. Рекламная работа
Готовая продукция предприятий машиностроения в первая очередь
рассчитана на оптовую торговлю с себе подобными крупными заводами или
посредническими фирмами. Однако в последнее время на некоторых (например,
автомобильных) заводах организуются свои отделы розничной торговли, которые
налаживают торговлю в магазинах от этого завода. В этом случае для
привлечения новых покупателей используются всевозможные виды рекламы: на
телевидении, в прессе, щитовая реклама и т.д.
При работе с крупными предприятиями и фирмами их было бы трудно
привлечь щитовой рекламой. В целях налаживания партнерских связей и поиска
новых путей взаимодействия широкое распространение получили международные
выставки. Выставки выполняют несколько функций, таких как: место для
эффективной рекламной кампании, выход на международный рынок,
предоставление новых поставщиков и покупателей и бесценный обмен опытом. В
сегодняшней мировой практике международные выставки необходимы
машиностроительному комплексу для эффективной работы и дальнейшего
развития.
Заключение
Для решения проблем организации производства необходимо начать
организационное проектирование с определения состава производственных
(хозяйственных) подразделений предприятия, затем "связать" получившуюся
хозяйственную структуру управленческими связями и лишь вслед за этим
определить соответствующий экономико-правовой механизм реструктуризации.
До сих пор на практике, как правило, логика была обратной: вначале в
темпе, заданном приватизацией, изменялся организационно-юридический статус,
а затем - система производства и управления. Последние при этом зачастую
деградировали, поскольку изменение статуса не только не было связано
критериями экономической эффективности, но и вообще носило внеэкономический
характер. Собственно, это и предопределило плачевные микроэкономические (да
и макроэкономические) результаты передела собственности.
Исходя из сказанного, ключевыми проблемами организации производства
являются:
- сохранение тех сложившихся внутрипроизводственных связей предприятия,
которые отвечают критериям экономической эффективности;
- формирование внешних связей подразделений предприятия, которые могли бы
стать полноценной заменой внутренним, в случае если последние стали
неэффективными.
Вариантность выбора из различных организационно-правовых механизмов
реструктуризации на этом этапе может отсутствовать, т.е. все юридические
аспекты могут быть предопределены в процессе проектирования производства и
управления. Однако вполне возможно, что на этапе определения статуса может
произойти некоторая корректировка предварительной определенной
хозяйственной структуры, обусловленная сложившимися интересами сторон, а
также экономическими характеристиками различных организационно-правовых
форм (условия эмиссии и конвертирования акций, налогообложения, учета,
арендных и концессионных платежей и т.п.).
Принципиальной проблемой реструктуризации является целесообразность
продолжения функционирования основного производства предприятия. В случае,
если оно рентабельно, дробление сложившейся производственно-технологической
структуры менее предпочтительно, чем более мягкие варианты технико-
экономического развития имущественного комплекса. Даже если при этом
вспомогательное (непрофильное) производства являются убыточными, их
сохранение в структуре крупного предприятия может быть более
целесообразным, чем вычленение. В большей степени сказанное касается
вспомогательных подразделений, связанных с основным общим производственным
процессом, особенно если приемлемых альтернатив их продукции (услугам) у
крупного предприятия нет. В меньшей степени это относится к непрофильным
производствам, если они не используют условия и косвенные результаты
деятельности крупного предприятия (например, производственную
инфраструктуру и отходы).
Убыточность основного производства по организационно-экономическим
причинам делает проблему реструктуризации более насущной, если:
- "давление" убыточных вспомогательных и непрофильных производств на
издержки производства профильной продукции ощутимо;
- рентабельные вспомогательные производства имеют более эффективные каналы
реализации своей продукции (услуг).
Неизбежной реструктуризация становится в случае, если основное
производство убыточно по структурно-технологическим причинам. Если при этом
используемая в основном производстве технология является негибкой, т.е.,
например, основана на применении предметно-специализированного
автоматизированного оборудования, единственным решением может быть лишь
прекращение производства и ликвидация парка технологического оборудования.
Если степень гибкости технологии основного производства выше
минимальной, то возможны варианты:
- вычленения отдельных переделов основного производства при сохранении
предметной специализации;
- перехода от предметной специализации к технологической.
Возможности переналадки технологии вспомогательного производства, как
правило, менее широки, чем основного. Однако, как правило, вспомогательные
производства не сталкиваются с такими же проблемами сбыта, поскольку их
продукция (услуги) имеют широкий спрос как со стороны предприятий, так и со
стороны населения.
Список использованной литературы:
1. Гурова Т., Кириченко Н., Медовников Д., Привалов А. Важнейшие
проблемы российскиого предприятия. Кто их решит? //Эксперт.–№42
[(206) 8 ноября 1999 г.].
2. Галиев А., Гурова Т., Краснова В., Рубченко М. Фискальное танго.
//Эксперт.–№44 [(208) 22 ноября 1999 г.].
3. Белоусов А. Трудная эстафета. //Эксперт.–№47 [(211) 13 декабря 1999
г.].
4. Гавриленков Е. Промышленности нужны новые стимулы. //Эксперт.–№46
[(210) 6 декабря 1999 г.].
5. Костина Г. Шкурная эпопея. //Эксперт.–№42 [(206) 8 ноября 1999 г.].
6. Костин И. Возрожденный из долга. //Эксперт.–№43 [(207) 15 ноября
1999 г.].
7. Калманов В. «Белое» солнце. //Профиль.–№46 [(168) 6 декабря 1999
г.].
8. Водянов А. Мультипликатор социндустрии.//Эксперт.–№42 [(206) 8
ноября 1999 г.].
9. Титова Е. Чужие. //Профиль.–№44 [(166) 22 ноября 1999 г.].
10. Баканов, Михаил Иванович, Шеремет, Анатолий Данилович. Теория
экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец.-4-е изд. ,
доп и перераб.-М.:Финансы и статистика,1997.-416 с.:ил.
Ришар, Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия/Пер.с
фр., под ред. Л.П.Белых.-М.:Аудит,1997.-376 с.:ил.
Савицкая, Глафира Викентьевна. Анализ хозяйственной деятельности
предприятия: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч. по экон. спец. и
направлениям.-2-е изд.,перераб.,доп.— М. ; Минск:ИП"Экоперспектива",1998. —
498 с.:ил.
Экономика: Учебник по курсу "Экономическая теория" / [С.А.Бартенев, И.И.
Большакова, А. С.Булатов и др.]; Под ред.А.С.Булатова.-2-е изд.,перераб. и
доп.-М.:Изд-во"Бек",1997; 786 с.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|