МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Корпоративная культура организации

    пространственные границы. Он разрушил привычные для американских менеджеров

    "выгородки", закрыл персональные кабинеты топ-менеджеров и посадил всех

    руководителей компании в одном большом зале. Все оказались на виду друг у

    друга.

    Логика понятна. Легко можно подойти к топ-менеджеру и задать вопрос,

    когда он свободен. Да и контроль над менеджерами среднего звена постоянный,

    непосредственно визуальный. Но только оказалось, что американские

    управленцы так работать не могут. Им требуется личное пространство, которое

    можно обжить, сделать уютным и удобным. Они потребовали, хотя бы невысокие

    барьеры, хоть какое-то обозначение границ.

    Впрочем, как известно, позже американский менеджмент вообще отказался от

    копирования японской концепции руководства, стало вновь модным развивать

    свои американские традиции в управлении.

    Подобные примеры позволяют сделать вывод о том, что перенос систем и

    практик из культуры в культуру может приводить к мало предсказуемым

    результатам, оказывать эффекты отличные от тех, которые наступают в той

    культуре, в которой они возникли.

    К такому выводу приводит и анализ опыта работы зарубежных консультантов в

    России. Многие из них приезжали и пробовали работать с российскими

    бизнесменами. В 90-ые годы это было новым и модным опытом, и на семинары с

    участием западных специалистов собиралось множество участников. Но чаще

    всего они оказывались разочарованными. А сами, известные и успешные на

    Западе консультанты, говорят о том, что чувствуют какой-то непонятный

    барьер, мешающий им устанавливать контакт и добиваться в России тех же

    эффектов, что и у себя на родине.

    О том же свидетельствует и теперь уже достаточно многочисленный опыт

    менеджеров, прошедших обучение в западных бизнес школах. Многие из них

    говорят, что это было очень интересно, но полученные знания абсолютно не

    применимы, не востребованы в России.

    Немецкий фонд Кербера в течение нескольких лет организовывал и проводил

    обучение российских менеджеров в Германии, а затем отказался от этого

    проекта.

    Статистика свидетельствовала о том, что 60% выпускников оставалась

    работать в Германии, а остальные находили себе места в России, но в

    основном в представительствах западных компаний.

    Очевидно, что любые серьезные профессиональные знания и технологии

    абстрактно интернациональны, всемирны, но управление предполагает большой

    удельный вес работы с людьми, взаимодействия и воздействия, и здесь

    культура имеет решающее значение.

    1.5. Корпоративная культура как коллективное бессознательное.

    Иной подход предлагает один из основоположников изучения культур

    организаций Эдгар Шайн. Он определяет это понятие, как: “глубинный уровень

    основополагающих предположений и убеждений, разделяемых членами

    организации, которые действуют бессознательно и определяют в основном

    “принятый без обоснований” привычный способ воспринимать и оценивать себя и

    среду”. При этом Э. Шайн связывает появление этих “принятых на веру”, не

    требующих доказательства предположений и убеждений с прежним опытом

    организации, в котором она могла убедиться, что все эти предположения и

    убеждения подтверждались, помогая выживать и развиваться в среде и решать

    внутренние проблемы интеграции. Для автора существенно, что нельзя искать

    прямых аналогий между организационной культурой и многовековой культурой

    наций и народов или, наоборот, путать ее с артефактами, лежащими на

    поверхности и осознаваемыми представлениями о ценностях и нормах.

    Механизм формирования культуры при этом подходе связывается с первыми

    успехами организации. Стремясь выжить в среде, не распасться под

    воздействием внутренних факторов, сотрудники организации принимают

    определенные решения, осуществляют некие действия и, если эта активность

    оказывается успешной, то она далее уже на бессознательном уровне

    воспроизводится и во взаимоотношениях с внешним миром и при разрешении

    внутренних проблем. За первыми успешными действиями стоят какие-то

    неосознаваемые ценностные приоритеты. И именно эти глубинные и

    неосознаваемые ценности становятся ядром организационной культуры.

    Они проявляются в неких неписаных правилах. Э.Шайн предлагал искать их в

    первую очередь в области структурирования времени и пространства.

    Кроме проявлений в неписаных правилах структурирования, организационная

    культура может быть выявлена через анализ убеждений и поверий, то есть тех

    мифов, которые распространены в организации и передаются как истины, без

    обоснований и доказательств. Такие мифы существуют в любой организации и,

    действительно во многом описывают выбранное отношение к внешним и

    внутренним реалиям.

    В качестве примеры можно привести следующие весьма распространенные мифы:

    - отношения в организации должны быть не дружеские, а товарищеские;

    - отношения должны быть интеллигентные, без склок;

    - отношения в организации должны быть справедливые, без любимчиков;

    - отношения должны быть теплые, как в семье;

    - хороший продавец может продать все, что угодно;

    - стыдно продавать не качественный товар;

    - торговать постыдно;

    - торговля высокоинтеллектуальным товаром, отличается от другой и не

    является постыдной;

    - клиенты должны разбираться в технике;

    - клиенты должны нам доверять как профессионалам;

    - организация должна быть большой;

    - только большая организация устойчива;

    - в организации все должно быть легально;

    - организация должна быть небольшой, без бюрократии и проблем с

    легализацией;

    - нашему правительству нельзя верить, следовательно, нельзя показывать

    реальные доходы и финансовые потоки и т.д.

    Этот список можно продолжать и продолжать. Причем что существующие мифы,

    действительно, очень живучи и позволяют определить, в какой момент нашей

    современной истории возникала организация, какой прежний опыт был у ее

    членов.

    1.6. Ограничения корпоративной культуры.

    Для практиков все эти научные подходы, по сути, сводятся к известной

    старой альтернативе управления: то ли втискивать людей в некие рамки, то ли

    “асфальтировать тропинки, уже протоптанные пешеходами”. Как всегда

    достоинства и недостатки есть и при том, и при другом подходе. И работающее

    решение лежит где-то посередине и находится, как всегда в управлении путем

    нескольких интеграций, то есть не достигается в один шаг.

    Если не учитываются требования среды, если ценности и правила организации

    противоречат принятым в среде на 100%, то организация просто не выживет

    длительное время. В этом смысле среда выступает как ограничитель

    организационной культуры.

    В современном менеджменте существует и развивается множество стандартов и

    общих требований, для оценки организаций используются общепринятые

    оценочные критерии, и все управленческие IT-технологии создаются на их

    основе, игнорировать задаваемые глобализацией рамки, значит, лишиться

    внешнего финансирования, партнерства, обречь себя на жизнь на «необитаемом

    острове».

    Большинство из существующих стандартов носят формальный характер и не

    затрагивают реальное взаимодействие людей, наконец, есть возможность выбора

    самих стандартов.

    Необходимость стандартов бесспорна. Беда в том, что эти стандарты

    разрабатываются в одних странах и культурах, а требование их соблюдения

    распространяется на весь мир. Стандарты, разработанные в США и Западной

    Европе, не всегда совпадают, не говоря уж о России, Азиатских и Африканских

    странах, где часть из них просто неадекватна реальности.

    Поэтому в Российских организациях, как правило, используется лишь

    некоторая часть стандартов, та, которая работает, дает конкурентное

    преимущество в реально сложившейся в социальном атоме организации культуре.

    Ориентированные или уже имеющие в своем социальном атоме западных

    инвесторов, клиентов и партнеров организации, вынуждены в большей мере

    следовать стандартам, не интегрированные в международный бизнес используют

    их в меньшей степени. Но во всех организациях в России большая часть

    персонала все же воспитывалась и получала опыт управления и жизни у себя на

    родине, и является носителем российской культуры.

    2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ

    В последние годы появляется все больше литературы анализирующей

    особенности российской культуры, стремление осознать свою особость в эпоху

    глобализации естественно и конструктивно, сложность в том, что взглянуть на

    свою культуру со стороны и непредвзято удается крайне редко. Не смотря на

    эти сложности и риски такое самоосознание необходимо, оно позволяет найти

    реальные ресурсы и оценить риски, возникающие в складывающемся российском

    менеджменте.

    Попробуем описать ряд особенностей российской культуры, складывавшейся в

    течение более тысячелетия, но проявляющиеся в современных организациях и

    менеджменте.

    I. Среда воспринимается не просто как опасная, но как враждебная

    организации. Любой менеджер воспринимает, и государство и даже партнеров по

    социальному атому не просто с недоверием, но и вынужден ожидать постоянного

    неожиданного ухудшения ситуации, резкого и невыгодного изменения правил

    игры. Такое отношение к среде, естественно, требует разработки механизмов

    защиты. Их достаточно много, но типовыми можно считать сопротивление

    прозрачности, засекречивание любых реальных показателей, ведение двойной

    бухгалтерии, регистрация нескольких юридических лиц и разработка сложных

    цепочек движения денег и других активов. В последние годы типовым для

    крупного бизнеса стало обязательное, вынужденное движение во властные

    структуры с целью обезопасить свой бизнес, если не через влияние на

    принимаемые решения, то хотя бы за счет во время полученной информации. Все

    эти защитные действия дорого стоят, ложатся как обязательные расходы на

    бюджеты организаций, и возможны только при очень высоких нормах прибыли. В

    те моменты, когда нормы прибыли на рынке падают, дорогостоящие системы

    защиты от среды делают российские организации уязвимыми. Но значительно

    более ограничивающим для управления следствием ожидания негативных и

    непредсказуемых действий среды является планирование худших сценариев. Если

    среда, воспринимается как непредсказуемая и враждебная, то планировать

    вообще сложно, но без планирования нет управления. Тогда приходится

    использовать сценарное планирование, но и для сценарного планирования

    необходимо как-то предугадывать, прогнозировать действия среды. Если

    предположить, что поведение среды непредсказуемо, приходиться просто

    планировать наихудшее, иметь в голове ситуацию, когда “все падает, причем

    падает неожиданно, может упасть в любой момент”. Такая логика возможна, но

    неприятна, при таком подходе трудно говорить о развитии, он слишком

    пессимистичен. От неприятной рациональной логики приходится защищаться.

    Самая примитивная форма защиты просто отказаться от планирования, а,

    следовательно, и от управления. Более сложный вариант планирование от

    достигнутого, апроксимация результатов прошлого в будущее. Еще изощреннее

    вариант с двойственностью: планировать лучший сценарий, но для себя

    рассчитывать на худшее. Самый наихудший вариант вообще отказаться от

    объективного варианта восприятия среды, как бы ее не видеть.

    II. Иная особенность связана с традиционным для Российской культуры

    представлением о морали.

    В ситуации, когда отсутствуют или постоянно меняются, при этом не

    работают законы, регулирующие бизнес. Когда не защищенными законодательно

    оказываются абсолютно все субъекты бизнес процесса: и владельцы, и

    менеджеры, и исполнители, и клиенты. Отсутствует реальное страхование

    бизнес рисков. Необходимо найти, хоть какие-то механизмы гарантии, снижения

    рисков. И в первую очередь такие гарантии начинают искать в морали.

    Вспоминают о “купеческом слове”, ищут “порядочных” менеджеров и

    сотрудников, дают задание рекрутерским фирмам подобрать людей, которым

    можно доверять. Если в западном мире под этикой бизнеса понимается

    соблюдение законов и условий контрактов, то в России даже наличие законов и

    контрактов мало, что гарантирует. Самое удивительное, что этот культурный

    ресурс работает в российском бизнесе до сих пор. Разговоры о моральных

    обязательствах встречаются достаточно часто. Более того, подчас и решения

    принимаются, не исходя из логики бизнеса, а на основе моральных

    обязательств. Но факт заключается в том, что в ситуации отсутствия

    регулирующих законов и действующих санкций, бизнес взаимодействие вообще

    невозможно. Следует обращать внимание не на случаи обмана, а на то, что

    хотя закона нет, санкции за нарушение правил отсутствуют, люди бизнесмены и

    менеджеры принимают и соблюдают некие обязательства, даже в тех случаях,

    когда это им не выгодно. Конечно, за последние годы разработаны некие

    механизмы гарантий: это и обращение к криминальным кругам как третейским

    судьям, и сбор взаимного компромата, и обращение в суды, и привлечение

    внимания средств массовой информации - и все же культурно принятая в России

    вера в мораль и справедливость до сих пор работает и во многом определяет

    взаимодействие в бизнесе.

    III. Любые опросы в России показывают высокую ценность семьи. Правда,

    само понятие “семья” у нас не стандартное, оно, как указывают респонденты,

    часто используется в широком смысле и включает не только жену (мужа) и

    детей, но и других близких людей. В менеджменте это приводит не только к

    “семейственности”, с которой регулярно боролись в Советские годы, но и к

    тому, что практически любая организация в России начинается с группы друзей

    и знакомых. Встречаются бизнес фирмы, учрежденные однокурсниками, членами

    Клуба студенческой песни, альпинистской команды, целой секцией восточных

    единоборств и т.п. По мере развития организаций этот “семейный принцип”

    начинает входить в противоречие с требованиями бизнеса. В любом бизнесе на

    каком-то этапе начинают обязательно требоваться профессионалы. Кто-то из

    знакомых, начинавших строить организацию смог стать таким профессионалом,

    подучиться, а кто-то не смог. Тогда для организации начинается тяжелый этап

    кризиса и многие успешные организации разваливаются именно на этом этапе.

    IV. Еще одна особенность современной российской культуры, сказывающаяся

    на отечественном менеджменте, это ценность образования, ума и творческости

    (или креативности, если пользоваться западными терминами). При всех

    принятых, особенно в журналистских работах, обвинениях наших менеджеров в

    некомпетентности, в отсутствии специальных знаний реальные факты

    свидетельствуют о том, что эти обвинения привычны, но не справедливы.

    Образовательный уровень менеджеров в представительствах и филиалах западных

    компаний в России часто оказывается выше, чем у их коллег за рубежом. Наши

    менеджеры часто получают по несколько высших образований. Стоимость

    обучения на курсах MBA (Master of Business Administration) достигает 5000$

    в год, а число желающих обучающихся там не уменьшается, а постоянно

    возрастает. В последние годы мы наблюдаем, настоящий бум бизнес тренингов в

    нашей стране, число присутствующих на рынке треннинговых компаний и цена их

    услуг постоянно возрастают. Наконец, последние годы неизменным спросом

    пользуется деловая литература, адресованная менеджерам как переводная, так

    и отечественная. Такой образовательный бум, безусловно, создает

    потенциальный ресурс отечественного менеджмента. Но в настоящее время нам

    часто приходится сталкиваться с его оборотной стороной. Чтение специальной

    литературы и обучение развивают и являются следствием всесильной веры в

    науку, в то, что все можно посчитать, на любой случай разработать алгоритм.

    Но управление не только наука, как всякая практика, она предполагает работу

    в условиях многофакторного мира, где много несчетных задач, где требуется

    наличие интуиции и “чутья”, многие решения вынуждено принимаются с опорой

    просто на мнение эксперта, которому доверяют.

    Вторым культурным последствием веры в науку, является в России постоянное

    стремление к творчеству и нестандартности. Постоянные и резкие изменения

    среды и на уровне погодных перепадов и непредсказуемость политических

    решений делают привычной картину мира, в котором постоянно что-то “падает”.

    В таком мире бессмысленным становиться усовершенствование технологии. То

    решение, которое было эффективно вчера, сегодня может быть абсолютно не

    эффективным. Необходимо постоянно выдумывать, что-то принципиально новое.

    То же происходит и в российском бизнесе. Вместо того чтобы

    усовершенствовать, адаптировать западные наработки, изобретаются свои

    методы и способы работы, или западные технологии используются совершенно в

    другом контексте и с совершенно иными целями. Статус рутинной работы в

    российской бизнес культуре, крайне не велик. Ценятся не хорошие технологи,

    а стратеги, способные предложить оригинальные идеи. Вместо соблюдения

    правил, что скучно, ищутся нестандартные решения. Но люди, способные

    продуцировать творческие идеи, как правило, сами являются нестандартными,

    плохо предсказуемыми и эмоционально неустойчивыми. Им скучно и неуютно в

    ситуации последовательного, неторопливого развития, они склонны к

    революционному пути скачков, поведению по принципу “все или ничего”.

    Поэтому можно восхищаться темпами развития нашего современного бизнеса, его

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.