МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Особенности общения в подростковом коллективе

    понятно, что «пора вязать», а сил не хватает, а то и просто живет в

    человеке уверенность в невозможности сменить компанию.

    Многие подростки недовольны своими компаниями. Это не значит, что

    они всегда рвут с ними из-за этого. Им хочется чего-то другого. Чего? Это

    не всегда понятно и им самим. На самом деле это «что-то» - стремление к

    отношениям более глубоким, бескрайне доверительным, даже интимным. Одним

    словом стремление к идеальной дружбе.

    Ответ на этот вопрос дают сами подростки. В ряде массовых

    исследований ребят подросткового возраста просили дописать незаконченное

    предложение: «Друг и приятель - не совсем одно и то же, так как...» Большая

    часть отвечавших (до 65%) подчеркивали, что дружба отличается от

    приятельства в первую очередь откровенностью, доверительностью, «Друг знает

    о тебе все...», «С приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь

    другу», - писали они.

    Дружба - отношение значительно более избирательное, чем

    приятельство. Если приятелей часто бывает несколько, а то и много, то

    друзей у большинства - одни, два, от силы три.

    Доказательством этого перед нами предстает следующее письмо:

    «Друг - это навсегда.

    Он не предаст,

    Он не обманет,

    Моя беда - его беда.

    Моя победа - общей станет».

    (Дима Б., 16 лет)

    Глубинный смысл поиска дружбы в подростковом возрасте тесно связан

    с поиском именно защищенности, понимания, со стремлением познать самого

    себя, свое место среди людей, свое место в мире, свое будущее.

    Об этом говорят и результаты массового анкетирования, в котором

    старшеклассники на первое место среди разных разговоров с друзьями ставят

    обсуждение «личных дел» (своих и друга).

    Затем по убывающей идут такие темы, как «взаимоотношения людей»,

    «свое прошлое», «планы на будущее», «взаимоотношения юношей и девушек»,

    «отношения с товарищами», «отношения с родителями», «свое развитие»

    (физическое и интеллектуальное).

    Потребность в понимании себя другими стремительно растет в

    подростковом возрасте. У девушек она выражена сильнее, чем у юношей.

    Понимание не предполагает обязательно рациональных советов друг другу и т.

    п. Главным образом понимание - это эмоциональное сочувствие, сопереживание,

    принятие твоих взглядов («понимает с полуслова» и т. д.), тебя самого в

    целом.

    Из письма: «...Спорим так, что жарко становится. Разумеется, каждый

    имеет свое мнение, но считается и с общим. И почему-то, когда уже нужно

    разойтись, медлим, как будто нас удерживает что-то невидимое, но сильное.

    Это сила понимания».

    Да, с друзьями обсуждаются наиболее волнующие и сокровенные темы.

    Стремление к дружбе предполагает поиск идеального друга, но в

    реальной жизни достичь подобного идеала весьма сложно, если вообще

    возможно. И не только потому, что даже самый близкий друг все-таки не наше,

    «другое Я», а вполне самостоятельный человек, со своими взглядами и т. д.,

    которые не всегда могут совпадать с нашими.

    В дружбе человек учится особым человеческим отношениям - глубоко

    интимным, доверительным, заботливым. Не пройдя эту «школу», он часто бывает

    не готов к другим видам человеческой близости - любви, семейным

    привязанностям.

    Друг в подростковом возрасте - не только доверенное лицо. Само его

    наличие помогает ощутить свою нужность кому-то, защищенность, уверенность в

    себе и своих силах.

    Друг - источник высокого самоуважения, ибо от него, как правило,

    ждут (и часто получают) оценку своих качеств, поступков, себя как личности

    в целом, которая намного важнее (а чаще и выше), чем оценки всех остальных

    людей.

    Дружба как бы зонтик, укрывшись под которым можно приобрести и

    сохранить тот «образ Я», который в наибольшей мере удовлетворяет самого

    человека.

    Поэтому к современному подростку, наверное, вполне можно отнести

    совет Александра Ивановича Герцена «...благословить судьбу, если у вас была

    юность (одной молодости недостаточно на это); благословить ее вдвое, если у

    вас был тогда друг» («Былое и думы»).

    Интересно мнение Мудрика «о магической цифре 5», которая играет не

    последнюю роль в подростковых компаниях.

    «Каждый хочет, чтобы нас было пятеро», - сказал как-то знакомый

    девятиклассник,- вспоминает Анатолий Мудрик, - он вроде бы шутил. Но на

    самом деле был абсолютно серьезен. Разговор шел о его конфликте с

    товарищами».

    Сначала педагог решил, что «пять» - это так, к слову. Ничего не

    означает, кроме желания, чтобы были товарищи, друзья. Но потом пришло

    письмо:

    «Мне 16 лет, учусь в девятом классе. Нас пятеро: Вадик, два

    Володи, Эдик, и я. Вадик любит футбол, я люблю стихи, один Володя -

    радиотехнику, второй хочет стать летчиком. Эдик прекрасно рисует. Всегда мы

    вместе. Друг друга знаем прекрасно: характеры, привычки, взгляды и т. д.»

    (Николай С., 10 класс).

    А потом писем с цифрой пять стало попадаться все больше и больше,

    и он стал обращать на них особое внимание. А потом стал расспрашивать,

    вспоминать, наблюдать на улицах и обнаружил, что «пять» - не случайность.

    «Не знаю почему,- пишет Мудрик А.,- но очень во многих компаниях юношей или

    девушек именно пять человек. Может быть, это какая-то магическая

    цифра для общения старшеклассников?»

    Есть много данных о том, что в юношеских компаниях нечетное число

    членов. Может быть, это потому, что четное число легко разбивается на пары

    и компания распадается? А нечетный член (пятый, седьмой, девятый) мешает

    этому и как бы цементирует компанию в целом?

    Но, так или иначе, почти все подростки либо входят в какую-нибудь

    компанию, а то и не в одну, либо мечтают о ней. В одном исследовании

    большой группе подростков был задан вопрос: «В чем вы видите наибольшую

    угрозу своему счастью?» Более 50% опрошенных ответили: в плохом отношении к

    себе товарищей.

    Итак, отрочество - возраст сильно развитой общительности. Развита

    потребность в общении у подростков по-разному. У одних она выражается в

    болезненной необходимости постоянно находиться в своей компании или с кем

    угодно, невозможности переносить одиночество. Другим, наоборот, нужен

    довольно небольшой объем контактов с людьми, они предпочитают проводить

    время наедине с собой. Основная масса подростков располагается между этими

    двумя крайностями, то есть высоко развитая потребность в эмоциональных

    контактах сочетается у них со стремлением периодически уединяться для

    осмысления мира, себя в нем и своих путей в мире [10].

    Обычно подросток начинает свой поиск просто с подражания товарищам

    - подражания самого широкого, плохому и хорошему. Он подражает кому-то

    одному из товарищей, а иногда сразу нескольким: интересуется тем, чем

    интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Он

    старается чаще бывать с ними, и всё перенимает у них. Ему нравится в них

    всё: они обычно бывают и «самые умные», и «самые веселые», и «самые

    красивые». Словом, у подростка появляется образец, своего рода идеал,

    ориентирующий и направляющий все его поведение.

    Мир сверстников так притягателен потому, что он дает подростку

    возможность сравнить себя с другими, равными по возрасту, опыту, силам,

    умениям. Сравнить - и по-новому взглянуть на себя, оценить себя, А это так

    важно!

    Оценка самого себя - совершенно необходимое условие развития

    личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится

    оценивать себя сам. И не только себя, но и других - и товарищей, и

    взрослых. Да и на нас, взрослых, он начинает смотреть по-иному, пытливо и

    критически. Он хочет многое от нас узнать, многому научиться, но он же и

    судит нас - и очень сурово. Сочувствие, сопереживание, радость, разделенная

    со сверстниками, одобрение, полученное от равных себе, очень важны

    подростку: они обогащают его чувства, его внутренний мир [9].

    На основании вышесказанного можно сделать вывод: дружба -

    важнейший вид эмоциональной привязанности и межличностных отношений

    подросткового возраста. Психологическая ценность подростковой дружбы в том,

    что она есть одновременно школа самораскрытия и школа понимания другого

    человека. Дружба занимает исключительное, привилегированное место в ряду

    подростковых привязанностей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В настоящее врем я как в нашей стране, так и за рубежом

    наблюдается усиление интереса к проблеме общения. Ученые, придерживающиеся

    различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют,

    описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют

    закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы,

    которые при этом действуют.

    Методологическая общность подходов к проблеме общения в психологии

    проявляется в том, что все они разделяют принципиальную позицию о единстве

    общения и деятельности. Характер же этого единства понимается по-разному.

    Существует весьма продуктивная попытка интегрировать различные

    социально-психологические подходы к общению в рамках одной концепции.

    Г.М.Андреева, характеризуя общение, выделила в нем три стороны,

    взаимосвязанные между собой:

    · коммуникативную (обмен информацией между общающимися);

    · интерактивную (организация взаимодействия между общающимися);

    · перцептивную (процесс восприятия друг друга партнерами и установление

    на этой основе взаимопонимания).

    Целью данного исследования было изучение особенностей общения

    в подростковом возрасте с целью оптимизации воспитательного процесса.

    Итак, наше исследование показало, что подростковый возраст -

    один из самых сложных периодов в онтогенезе человека. В этот период

    происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур,

    возникают новые образования, но и закладываются основы сознательного

    поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных

    представлений и социальных установок.

    Для анализа особенностей общения подростков со сверстниками мы

    рассмотрели некоторую структуру общения. Под структурой понимается

    совокупность основных элементов, из которых складывается этот процесс.

    Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:

    · идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы,

    жизненные планы, взаимоотношения людей);

    · событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся,

    жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие

    планы);

    · эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо

    или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);

    · предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и

    способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).

    Выделенные компоненты содержания присутствовали раньше,

    присутствуют и сегодня в общении подростков. Но изменяется лишь наполнение

    этих пластов содержания, которое обусловлено социально-историческими

    изменениями в нашей стране.

    Общение подростков происходит в форме диалога: фактического,

    дискуссионного, информационного и исповедного.

    Средства общения - вербальные (речь) и невербальные (жесты,

    мимика, пантомимика, тактильные средства общения).

    Жаргон имеющий, большое значение в группах подростков, изменяется

    под влиянием моды и, следовательно, обусловлен социально-историческими,

    культурными, политическими изменениями, происходящими в обществе.

    Помимо выше перечисленных характеристик общения можно выделить

    также еще место общения (пространственная локализация). Поскольку большое

    количество подростков ориентировано на общение на улице, в общественных

    местах.

    В анализе общения подростков со сверстниками можно произвести

    некоторую дифференциацию: рассматривать отдельно особенности общения со

    сверстниками своего пола и отдельно со сверстниками противоположного пола.

    В результате такого анализа принципиальных различий в особенностях

    общения подростков с представителями своего и противоположного пола не

    выделено.

    Общий вывод исследования: проведенный анализ особенностей

    общения подростков со сверстниками показал то огромное значение, которое

    имеет для подростков общение со сверстниками. У подростка формируются

    ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение

    со взрослыми уже не может целиком заменить общения со сверстниками.

    Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом

    определяя все остальные стороны его поведения и деятельности.

    Следовательно, школьные педагоги, психологи, а также родители должны

    уделять большое внимание этой стороне жизни ребёнка-подростка, исходя из

    особенностей его общения со сверстниками, строить воспитательную и учебную

    работу, выбирать оптимальные пути к душе отрока, методы воспитательного

    воздействия на него и т. д.

    В связи с этим, исходя из выявленных в ходе теоретического

    исследования характерных для подросткового общения особенностей, мы

    разработали некоторые рекомендации (приведены в приложении) для педагогов и

    родителей, которые они могли бы по возможности учитывать в ходе

    воспитательных мероприятий или просто в повседневном общении и работе со

    своими детьми.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. В мире подростка/ Под ред. А. А. Бодалева.- М., Медицина,1980.-

    с.15-28, 170-282.

    2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов

    пед. институтов/ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; Под

    ред.А. В. Петровского.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1979.-

    с.125-133.

    3. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия:

    Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А.

    Хвостов.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- с.493-500.

    4. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребенок.

    Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость/ Под ред. В. Н.

    Столетова. Сост. О. Г. Свердлова.- М.: Педагогика, 1979.- с.125-127.

    5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения:

    Кн. для учителя и родителей.- М.: Просвещение, 1987.- с.8-12.

    6. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.- М.:

    Просвещение, 1989.- с.106-149, 167-186.

    7. Кон И. С. Психология юношеского возраста/ проблемы формирования

    личности/.- М.: Просвещение,1979.- с.93-96, 101-110.

    8. Ле Шан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума.- М.: Педагогика,

    1990. -с.219-226.

    9. Мир детства: Подросток /Под ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.

    Н. Филонов.- 2-е изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.- с. 76-96.

    10. Мудрик А. Самые трудные годы.- М.: Знание, 1992.- с.19-31.

    11. Мудрость воспитания: Книга для родителей / Сост. Б. М. Бим-Бад,

    Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов.- 2-изд., доп.- М.: Педагогика, 1989.-с. 113-

    134.

    12. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник.- М.,

    Российское педагогическое агенство. 1996.- с.287-304.

    13. Общение и формирование личности школьника: Опыт

    экспериментального и психологического исследования/ Под ред. А. А.

    Бодолева, Р. Л. Кричевского.- М.: Педагогика, 1987.- с.17-41.

    14. Осорина М. В. Зачем дети строят штабы?// Возрастная и

    педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/

    Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин.- М.: Издательский

    центр «Академия», 2001.-с.355-359.

    15. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для

    студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 1998.-

    с. 301-304.

    16. Петрунек В. П. Нелегкий шаг к юности.- М.: Педагогика, 1984.

    -с.38-52, 52-59.

    17. Прихожан А. М., Толстых А. В. Подросток в учебнике и в жизни.-

    М.: Знание, 1990.- с.5-6, 59-64.

    18. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Фролов Ю. И.- М.:

    Российское педагогическое агенство,1997.- с.151-158.

    19. Рабочая книга школьного психолога/ И. В. Дубровина, М. К.

    Акимова, Е. М. Борисова и др.; Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение,

    1991.- с.129-131.

    20. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Гл. ред. В. В.

    Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993.- с.61-62, 69-70.

    21. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Издание третье,

    переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-

    на-Дону: «Феникс», 2000.- с.636-643.

    22. Толстых А. В. Подросток в неформальной группе.- М.:

    Знание,1991.- с.28-33

    23. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник

    учителя.- М.: Просвещение, 1991.- с.28-40.

    24. Чернышева М. А. Культура общения.- Л.: Знание, 1983.- с.3-12.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Некоторые рекомендации для педагогов и родителей, которые они могли

    бы использовать в своем повседневном общении и в воспитательной работе с

    детьми-подростками, следующие:

    - использовать скрытую помощь, лишь «подталкивать» ребёнка в нужную

    сторону;

    - давать возможность самому преодолевать свои трудности, самому или

    при помощи товарищей принимать решения;

    - для преодоления конфликтов в коллективе организовывать совместную

    деятельность, которая должна быть значимой и соответствовать возможностям

    подростков;

    - чаще обращаться к ребятам с просьбами, а не с приказами, иметь

    чувство такта и меры;

    - позаботиться, чтобы одно из увлечений подростков стало более

    стойким, чем другие, стало осмысленным признанием;

    - воспитательная работа с подростками должна направляться на

    развитие здорового честолюбия: уважения и строгости к себе. Ни в коем

    случае нельзя сравнивать учеников друг с другом;

    - не использовать авторитарный стиль руководства, оптимальным

    является вариант - «всегда рядом и чуть впереди»;

    - в процессе общения развивать потребности «размышлять о себе»,

    изменять свой характер, качества своей личности;

    - ставить перед подростками такие вопросы, отвечая на которые, они

    пытались бы дать характеристику коллектива и подумали бы над тем, каково их

    место в нем, выяснили бы насколько сформировано у них чувство

    коллективизма;

    - не оберегать ребят от общения друг с другом, а сделать тaк, чтобы

    они увидели и почувствовали вкус новых отношений, испытали радость

    совместных забот, тревог, борьбы и победы;

    - большее влияние уделять школьному коллективу, способствовать

    сплочению подростков в классе, что помогло бы избавить детей от уличного

    влияния;

    - тактично систематически использовать конкретные примеры

    взаимоотношений школьников данного класса, выяснять и анализировать

    проблемы, которые волнуют учеников;

    - использовать все формы коллективной деятельности подростков:

    совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественные работы;

    - раскрывать интересы каждого ребенка, стараться включить детей с

    общими интересами в совместную деятельность, что помогало бы им обрести

    новых друзей;

    - стоит чаще обращаться к эпическим беседам, также можно

    организовывать диспуты на тему «Культура общения», где ребята могут узнать

    о том, как нужно общаться, чтобы стать приятными собеседниками.

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.