МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

    Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности

    Министерство народного образования Российской Федерации

    Магнитогорский ордена “Знак почета”

    государственный педагогический институт

    Теплых Дмитрий Анатольевич

    Я - КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО

    САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

    Дипломная работа

    студента психологического факультета

    Научный

    руководитель:

    старший

    преподаватель

    кафедры

    ОиПП

    Козловская С.Н.

    Рецензент:

    ассистент кафедры ОиПП

    Бахчеева Э.П.

    Магнитогорск

    1999

    С О Д Е Р Ж А Н И Е

    ВВЕДЕНИЕ

    ............................................................................

    .............. 3 - 6

    ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте .................

    7 - 33

    1.1 Самосознание и его место в психической организации

    человека

    ............................................................................

    ............. 7 - 9

    1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции

    ............................ 10 - 19

    1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник

    формирования Я-концепции

    ............................................................. 20 - 24

    1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности

    ........................... 25 - 33

    ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое

    новообразование ранней юности

    ....................................................... 34 - 55

    2.1 Личностное самоопределение как психологическая

    проблема

    ............................................................................

    ................ 35 - 45

    2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения

    в ранней юности

    ............................................................................

    ..... 45 - 55

    ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора

    личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 -

    94

    ВЫВОДЫ

    ............................................................................

    ........... 95 - 98

    Список литературы

    ..........................................................................

    99 - 105

    Приложения

    ............................................................................

    ........... 106

    ВВЕДЕНИЕ

    Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание

    философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из

    центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение

    обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет

    методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических

    вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной

    позиции.

    Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние

    человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания,

    общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.

    Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система

    представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая

    термином Я-концепция.

    Я-концепция возникает у человека в процессе социального

    взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического

    развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное

    внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она

    накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с

    самого детства до глубокой старости.

    Периодом возникновения сознательного “я” , как бы постепенно ни

    формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний

    юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность

    как на критический период формирования самосознания и рассматривают

    развитие самосознания как центральный психический процесс переходного

    возраста..

    Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков

    ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В

    раннем юношеском возрасте ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня

    самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления

    о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование,

    которое в психологической литературе обозначается термином

    самоопределение.

    Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском

    возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности

    обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования : “ Я-

    концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности “.

    Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-

    концепции и личностным самоопределением в ранней юности.

    Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.

    Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного

    самоопределения в раннем юношеском возрасте.

    Основная гипотеза исследования : существует корреляционная связь

    между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным

    самоопределением в ранней юности.

    Рабочая гипотеза исследования : содержательные

    характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное

    самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..

    Для достижения цели и проверки гипотез в процессе исследования решались

    следующие задачи :

    На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить

    понимание феноменов Я-концепции и личностного самоопределения в раннем

    юношеском возрасте.

    Установить соотношение понятий Я-концепции и личностного самоопределения.

    Определить показатели личностного самоопределения в раннем юношеском

    возрасте .

    . Провести практическое изучение Я-концепции и личностного

    самоопределения юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.

    Выявить наличие или отсутствие корреляционной зависимости между

    содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением

    юношей и девушек.

    Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным

    самоопределением у юношей и у девушек.

    Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы

    исследования :

    сравнителный метод,

    констатирующий ксперимент,

    комплекс методов психологической диагностики ,

    методы первичной и вторичной обработки данных.

    Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе

    анализа литературы мы устанавливаем соотношение между двумя научными

    понятиями, рассматривая Я-концепцию как фактор личностного самоопределения

    в ранней юности.

    Практическая значимость нашего исследования в том, что а) мы

    определяем показатели личностного самоопределения, которые могут быть

    использованы как тестовые в дальнейших исследованиях движущих сил развития

    личности в ранней юности, б) конкретизация связи между Я-концепцией и

    личностным самоопределением в ранней юности позволяет выявить те

    характеристики системы представлений о себе, динамика которых может

    повлиять на успешность личностного самоопределения юношей и девушек на том

    возрастном тапе развития личности.

    Новизна нашего исследования состоит в том., что а) мы рассматриваем

    Я-концепцию как фактор личностного самоопределения; б) рассматривая

    личностное самоопределение как явление, имеющее ценностно-смысловую природу

    мы связываем успешность личностного самоопределения с показателями

    осмысленности жизни личности.

    ГЛАВА 1. Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

    1.1. САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ПСИХИЧЕСКОЙ

    ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

    Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной

    психологии . Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух

    групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева [4, 5] , Л.И.Божович [10,11],

    А.Н.Леонтьева [38], С.Л.Рубинштейна [66], И.И.Чесноковой [92], В.В.Столина

    [78], А.Г.Спиркина [77] в общетеоретическом и методологическом аспектах

    проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей

    проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются

    более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями

    самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования

    А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи

    познания других людей и самопознания [9]. Немало опубликовано и философско-

    психологических и собственно философских исследований, в которых

    анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным

    самосознанием [ 31,87,89 и др.]. Работы И.С.Кона [31-34], в которых были

    удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические,

    историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных

    экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из

    старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим

    отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так

    или иначе присутствуют в работах У.Джеймса [25], З.Фрейда [88], К.Роджерса

    [64], .Эриксона [97] , Р.Бернса [7], В.Франкла [87] и многих других

    выдающихся ученых.

    Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая

    в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых,

    сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного

    “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих

    психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему

    социально-нравственных самооценок [43 ]. Все эти элементы связаны друг с

    другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.

    Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он

    начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения

    , вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет,

    когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание

    своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в

    подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты

    взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

    А.Г.Спиркин дает следующее определение : “ самосознание - это

    осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей,

    чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения,

    целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание -

    конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением

    последней “ [77; 149 ].

    Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно,

    противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в

    самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение

    своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие

    ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание

    есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом

    себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “

    [20 ;201].

    Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную

    реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом

    не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по

    мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного

    бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или

    своего “я” [77;143].

    Самосознание является венцом развития высших психических функций

    оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в

    этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным

    образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого

    объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая

    независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

    Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как

    проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “,

    расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-

    психологического анализа” [38;153].

    В современной психологической литературе есть несколько подходов к

    исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех

    итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении

    представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает

    термин “Я-концепция” , какой реальный психологический смысл в него

    вкладывается ?

    1.2. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ

    Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом

    самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим

    человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс,

    происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках

    жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

    Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит

    самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено

    в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты

    этого процесса в самосознании.

    Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы

    сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной,

    так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему

    находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное,

    включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система

    представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно

    осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и

    самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность

    внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области

    психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет

    это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений

    человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую

    Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую,

    связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют

    самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не

    просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает,

    как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”

    [7; 31 ].

    Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия

    как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как

    относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям

    и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый

    отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до

    глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних

    влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни

    каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится

    активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :

    1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.

    Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно

    которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней

    согласованности . Представления, чувства или идеи, вступающие в

    противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека,

    приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического

    дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии,

    человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы

    восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором

    восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о

    самом себе.

    2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в

    поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной

    интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция

    строить на основе собственных представлений о себе не только свое

    поведение, но и интерпретацию своего опыта.

    3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также

    и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.

    Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.