Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности
Я - концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности
Министерство народного образования Российской Федерации
Магнитогорский ордена “Знак почета”
государственный педагогический институт
Теплых Дмитрий Анатольевич
Я - КОНЦЕПЦИЯ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
Дипломная работа
студента психологического факультета
Научный
руководитель:
старший
преподаватель
кафедры
ОиПП
Козловская С.Н.
Рецензент:
ассистент кафедры ОиПП
Бахчеева Э.П.
Магнитогорск
1999
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
............................................................................
.............. 3 - 6
ГЛАВА 1. Я-концепция в раннем юношеском возрасте .................
7 - 33
1.1 Самосознание и его место в психической организации
человека
............................................................................
............. 7 - 9
1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции
............................ 10 - 19
1.3 Становление самосознания в ранней юности как источник
формирования Я-концепции
............................................................. 20 - 24
1.4 Особенности Я-концепции в ранней юности
........................... 25 - 33
ГЛАВА 2. Личностное самоопределение как психологическое
новообразование ранней юности
....................................................... 34 - 55
2.1 Личностное самоопределение как психологическая
проблема
............................................................................
................ 35 - 45
2.2 Психологическое содержание личностного самоопределения
в ранней юности
............................................................................
..... 45 - 55
ГЛАВА 3. Практическое изучение Я-концепции как фактора
личностного самоопределения в раннем юношеском возрасте ...... 56 -
94
ВЫВОДЫ
............................................................................
........... 95 - 98
Список литературы
..........................................................................
99 - 105
Приложения
............................................................................
........... 106
ВВЕДЕНИЕ
Внутренний мир личности и ее самосознание издавна привлекали внимание
философов, ученых и художников. Сознание и самосознание - одна из
центральных проблем философии , психологии и социологии. Ее значение
обусловлено тем, что учение о сознании и самосознании составляет
методологическую основу решения не только многих важнейших теоретических
вопросов, но и практических задач в связи с формированием жизненной
позиции.
Способность к самосознанию и самопознанию - исключительное достояние
человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания,
общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе.
Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система
представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой, называемая
термином Я-концепция.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального
взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического
развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное
внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение. Она
накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с
самого детства до глубокой старости.
Периодом возникновения сознательного “я” , как бы постепенно ни
формировались отдельные его компоненты, считается подростковый и ранний
юношеский возраст. Практически все психологи указывают на раннюю юность
как на критический период формирования самосознания и рассматривают
развитие самосознания как центральный психический процесс переходного
возраста..
Рост самосознания и интереса к собственному Я у подростков
ведет к изменениям в характере становления и структуре Я-концепции. В
раннем юношеском возрасте ( 15-17 лет) в рамках становления нового уровня
самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления
о себе. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование,
которое в психологической литературе обозначается термином
самоопределение.
Сложность и многогранность личностных изменений в раннем юношеском
возрасте, его определяющая роль на ход дальнейшего развития личности
обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования : “ Я-
концепция как фактор личностного самоопределения в ранней юности “.
Цель исследования : установить взаимосвязь между содержанием Я-
концепции и личностным самоопределением в ранней юности.
Объект исследования : юноши и девушки в возрасте 15- 16 лет.
Предмет исследования : взаимосвязь Я-концепции и личностного
самоопределения в раннем юношеском возрасте.
Основная гипотеза исследования : существует корреляционная связь
между содержательными характеристиками Я-концепции и личностным
самоопределением в ранней юности.
Рабочая гипотеза исследования : содержательные
характеристики Я-концепции, оказывающие влияние на личностное
самоопределение в ранней юности будут иметь различия для юношей и девушек..
Для достижения цели и проверки гипотез в процессе исследования решались
следующие задачи :
На основе анализа зарубежной и отечественной литературы изучить
понимание феноменов Я-концепции и личностного самоопределения в раннем
юношеском возрасте.
Установить соотношение понятий Я-концепции и личностного самоопределения.
Определить показатели личностного самоопределения в раннем юношеском
возрасте .
. Провести практическое изучение Я-концепции и личностного
самоопределения юношей и девушек в возрасте 15-16 лет.
Выявить наличие или отсутствие корреляционной зависимости между
содержательными характеристиками Я-концепции и личностным самоопределением
юношей и девушек.
Определить различия в характере связи Я-концепции и личностным
самоопределением у юношей и у девушек.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы
исследования :
сравнителный метод,
констатирующий ксперимент,
комплекс методов психологической диагностики ,
методы первичной и вторичной обработки данных.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что на основе
анализа литературы мы устанавливаем соотношение между двумя научными
понятиями, рассматривая Я-концепцию как фактор личностного самоопределения
в ранней юности.
Практическая значимость нашего исследования в том, что а) мы
определяем показатели личностного самоопределения, которые могут быть
использованы как тестовые в дальнейших исследованиях движущих сил развития
личности в ранней юности, б) конкретизация связи между Я-концепцией и
личностным самоопределением в ранней юности позволяет выявить те
характеристики системы представлений о себе, динамика которых может
повлиять на успешность личностного самоопределения юношей и девушек на том
возрастном тапе развития личности.
Новизна нашего исследования состоит в том., что а) мы рассматриваем
Я-концепцию как фактор личностного самоопределения; б) рассматривая
личностное самоопределение как явление, имеющее ценностно-смысловую природу
мы связываем успешность личностного самоопределения с показателями
осмысленности жизни личности.
ГЛАВА 1. Я-КОНЦЕПЦИЯ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
1.1. САМОСОЗНАНИЕ И ЕГО МЕСТО В ПСИХИЧЕСКОЙ
ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной
психологии . Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух
групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева [4, 5] , Л.И.Божович [10,11],
А.Н.Леонтьева [38], С.Л.Рубинштейна [66], И.И.Чесноковой [92], В.В.Столина
[78], А.Г.Спиркина [77] в общетеоретическом и методологическом аспектах
проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей
проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются
более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями
самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования
А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи
познания других людей и самопознания [9]. Немало опубликовано и философско-
психологических и собственно философских исследований, в которых
анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным
самосознанием [ 31,87,89 и др.]. Работы И.С.Кона [31-34], в которых были
удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические,
историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных
экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из
старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим
отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так
или иначе присутствуют в работах У.Джеймса [25], З.Фрейда [88], К.Роджерса
[64], .Эриксона [97] , Р.Бернса [7], В.Франкла [87] и многих других
выдающихся ученых.
Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая
в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых,
сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного
“я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих
психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему
социально-нравственных самооценок [43 ]. Все эти элементы связаны друг с
другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно.
Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он
начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения
, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет,
когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание
своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в
подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты
взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г.Спиркин дает следующее определение : “ самосознание - это
осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей,
чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения,
целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание -
конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением
последней “ [77; 149 ].
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно,
противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в
самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение
своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие
ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание
есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом
себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “
[20 ;201].
Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную
реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом
не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по
мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного
бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или
своего “я” [77;143].
Самосознание является венцом развития высших психических функций
оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в
этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным
образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого
объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая
независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Однако А.Н.Леонтьев , характеризовавший проблему самосознания как
проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “,
расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-
психологического анализа” [38;153].
В современной психологической литературе есть несколько подходов к
исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех
итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении
представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает
термин “Я-концепция” , какой реальный психологический смысл в него
вкладывается ?
1.2. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И СТРУКТУРА Я-КОНЦЕПЦИИ
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом
самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим
человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс,
происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках
жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит
самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено
в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты
этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы
сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной,
так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему
находится самосознание. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное,
включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система
представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно
осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и
самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность
внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области
психологии, серъезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет
это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений
человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую
Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую,
связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют
самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не
просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает,
как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем”
[7; 31 ].
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия
как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как
относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям
и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый
отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до
глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних
влияний беспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни
каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится
активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :
1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности.
Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно
которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней
согласованности . Представления, чувства или идеи, вступающие в
противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека,
приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического
дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии,
человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы
восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором
восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о
самом себе.
2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в
поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной
интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция
строить на основе собственных представлений о себе не только свое
поведение, но и интерпретацию своего опыта.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также
и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти.
Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|