|
|||||||||||||||
3. формирование системы приоритетов контролируемых показателей. Вся система показателей, входящих в сферу каждого вида финансового контроллинга, ранжируется по значимости. В процессе такого ранжирования вначале в систему приоритетов первого уровня отбираются наиболее важные из контролируемых показателей данного вида контроллинга; затем формируется система приоритетов второго уровня, показатели которого находятся в факторной связи с показателями приоритетов первого уровня; аналогичным образом формируется система приоритетов третьего и последующих уровней. Такой подход к формированию системы контролируемых показателей облегчает подход к их разложению при последующем объяснении причин отклонения фактических величин от предусмотренных соответствующими заданиями. При формировании системы приоритетов следует учесть, что они могут носить разный характер для отдельных типов центров ответственности: для отдельных направлений финансовой деятельности предприятия; для различных аспектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Однако при этом должна быть обеспечена как иерархическая сводимость всех контролируемых показателей по предприятию в целом, так и их сводимость по отдельным направлениям финансовой деятельности. 4. Разработка системы количественных стандартов контроля. После того, как определен и ранжирован перечень контролируемых финансовых показателей, возникает необходимость установления количественных стандартов по каждому из них. Такие стандарты могут устанавливаться как в абсолютных, так и в относительных показателях. Кроме того, такие количественные стандарты могут носить стабильный или подвижный характер (подвижные количественные стандарты могут быть использованы при контроле показателей гибких бюджетов для корректировки стандартов при изменении учетной ставки, темпов инфляции и т.п.). Стандартами выступают целевые стратегические нормативы, показатели текущих планов и бюджетов, система государственных или разработанных предприятием норм и нормативов и т.п. 5. Построение системы мониторинга показателей, включаемых в финансовый контроллинг. Система мониторинга (или как ее часто переводят „следящая система") составляет основу финансового контроллинга, самую активную часть его механизма. Система финансового мониторинга представляет собой разработанный на предприятии механизм постоянного наблюдения за контролируемыми показателями финансовой деятельности, определения размеров отклонений фактических результатов от предусмотренных и выявления причин этих отклонений. Построение системы мониторинга контролируемых финансовых показателей охватывает следующие основные этапы. а) Построение системы информативных отчетных показателей по каждому виду финансового контроллинга основывается на данных финансового и управленческого учета. Эта система представляет собой так называемую „первичную информационную базу наблюдения", необходимую для последующего расчета агрегированных по предприятию отдельных аналитических абсолютных и относительных финансовых показателей, характеризующих результаты финансовой деятельности предприятия. б) Разработка системы обобщающих (аналитических) показателей, отражающих фактические результаты достижения предусмотренных количественных стандартов контроля, осуществляется в четком соответствии с системой финансовых показателей. При этом обеспечивается полная сопоставимость количественного выражения установленных стандартов и контролируемых аналитических показателей. В процессе разработки такой системы строятся алгоритмы расчета отдельных обобщающих (аналитических) показателей с использованием первичной информационной базы наблюдения и методов финансового анализа. в) Определение структуры и показателей форм контрольных отчетов (рапортов) исполнителей призвано сформировать систему носителей контрольной информации. Для обеспечения эффективности контроллинга такая форма отчета должна быть стандартизирована и содержать следующую информацию: — фактически достигнутое значение контролируемого показателя (в сопоставлении с предусмотренным); — размер отклонения фактически достигнутого значения контролируемого показателя от предусмотренного; — факторное разложение размера отклонения (если контролируемый показатель поддается количественному разложению на отдельные составляющие). Алгоритм такого разложения должен быть определен и доведен до каждого исполнителя заранее; — объяснение причин отрицательных отклонений по показателю в целом и отдельным его составляющим; — указание лиц, виновных в отрицательном отклонении показателя, если это отклонение вызвано внутренними факторами деятельности подразделения. Форма стандартного контрольного отчета (рапорта) исполнителя дифференцируется в соответствии с содержанием доведенного ему бюджета (плана). г) Определение контрольных периодов по каждому виду финансового контроллинга и каждой группе контролируемых показателей. Конкретизация контрольного периода по видам контроллинга и группам показателей определяется „срочностью реагирования", необходимой для эффективного управления финансовой деятельностью на данном предприятии. С учетом этого принципа выделяют: — недельный (декадный) контрольный отчет; — месячный контрольный отчет; — квартальный контрольный отчет. д) Установление размеров отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов осуществляется как в абсолютных, так и в относительных показателях. Так как каждый показатель содержится в контрольных отчетах исполнителей, на данной стадии он агрегируется в рамках предприятия в целом. При этом по относительным показателям все отклонения подразделяются на три группы: — положительное отклонение; — отрицательное „допустимое" отклонение; — отрицательное „критическое" отклонение. Для проведения такой градации на каждом предприятии должен быть определен критерий „критических" отклонений, который может быть дифференцирован по контрольным периодам. В качестве критерия „критического" отклонения может быть принято отклонение в размере 20 и более процентов по недельному (декадному) контрольному периоду; 15 и более процентов по месячному периоду; 10 и более процентов по квартальному периоду. е) Выявление основных причин отклонений фактических результатов контролируемых показателей от установленных стандартов проводится по предприятию в целом и по отдельным „центрам ответственности". В процессе такого анализа выделяются и рассматриваются те показатели финансового контроллинга, по которым наблюдаются „критические" отклонения от целевых нормативов, заданий текущих планов и бюджетов. По каждому „критическому" отклонению (а при необходимости и менее значимым размерам отклонений показателей приоритетов первого порядка) должны быть выявлены вызвавшие их причины. В процессе осуществления такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей. Разработанная система мониторинга должна корректироваться при изменении целей финансового контроллинга и системы показателей текущих планов и бюджетов. 6. формирование системы алгоритмов действий по устранению отклонений является заключительным этапом построения финансового контроллинга на предприятии. Принципиальная система действий менеджеров предприятия в этом случае заключается в трех алгоритмах: а) „Ничего не предпринимать". Эта форма реагирования предусматривается в тех случаях, когда размер отрицательных отклонений значительно ниже предусмотренного „критического" критерия. б) „Устранить отклонение". Такая система действий предусматривает процедуру поиска и реализации резервов по обеспечению выполнения целевых, плановых или нормативных показателей. При этом резервы рассматриваются в разрезе различных аспектов финансовой деятельности и отдельных финансовых операций. В качестве таких возможностей может быть рассмотрена целесообразность введения усиленного режима экономии (по принципу „отсечения лишнего"), использования системы финансовых резервов и другие. в) Изменить систему плановых или нормативных показателей". Такая система действий предпринимается в тех случаях, если возможности нормализации отдельных аспектов финансовой деятельности ограничены или вообще отсутствуют. В этом случае по результатам финансового мониторинга вносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов, показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критических случаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных, инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрат и инвестиций. Таким образом, внедрение на предприятии системы финансового контроллинга позволяет существенно повысить эффективность всего процесса планирования его финансовой деятельности. 3.2. Автоматизация работ по финансовому планированию Деятельность предприятий в условиях рынка требует повышенной роли планирования в процессе управлению предприятием, разработки стратегии и тактики его деятельности, значительно расширяет круг решаемых задач, обуславливает изменения в содержании и методах их решения, существенно изменяет функции и содержание работы сотрудников экономических служб. Изменение в содержании методов управления предприятием в целом не могут не отразится на реализации отдельных функций управления, таких как учет, аудит, анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это обуславливается необходимостью автоматизации реализации функций управления на базе внедрения в практику автоматизированных рабочих мест счетно-аналитических работников, работников аппарата на основе применения современных информационных технологий и технических средств. В условиях автоматизации бухгалтерского, финансового и налогового учета, в деятельности финансовых служб осуществляется четкое разграничение функций планирования, и создаются предпосылки для более полной реализации этих функций. Под системой автоматизации необходимо понимать интегрированную систему автоматизации, обеспечивающую охват всех участков планирования, отразить ее (его, их) в оперативном, налоговом и бухгалтерском учете). Таким образом, большое|великое| значение в процессе планирования занимают информационные технологии, которые|какие| базируются на применении компьютеров, активному участию пользователей (непрофессионалов в отрасли программирования) в информационном процессе, высоком уровне "дружеского" интерфейса пользователя, широком использовании|употреблении| пакетов прикладных программ общего назначения с доступом к|до| отдаленным базам данных и программ благодаря вычислительным сетям ЭВМ. Компьютеры стали основными "орудиями труда" всех специалистов (также и аналитиков), потому|оттого| рассматривать особенности формирования и использования|употребления| современной информационной базы планирования невозможно без учета этого обстоятельства. В бухгалтерском учете внедрения|ввода| системы поддержки принятия решения (СППР|) связано|повязано| с производством и учетом товарно-материальных запасов|припасов|, их физическим делением|распределением|. Самыми Типичными|типовыми| СППР|, которые могут применяться в планировании, являются "Симплан" - для корпоративного планирования; "Прожектор" - финансового планирования; "Экспресс" - маркетинга, финансов; "BIS" - управление бюджетом. В Украине распространенные такие программно-технологические комплексы, как ГАЛАКТИКА R/3, БЕСТ-Ф|, которые базируются на идеологии АСУ и предусматривают модули анализа финансовой и хозяйственной деятельности. Локальные вычислительные сети автоматизированных рабочих мест специалистов могут формировать внутреннюю информацию для планирования на 3-х уровнях: 1-й уровень - формируются фактические данные о ходе производства, автоматизацию рабочих мест (АРМ) в цехах и участках, о наличии и движении товаров, материально-технических ресурсов на складах|слогах,складах|; 2-й уровень - формирование данных по планированию и анализу производственных процессов (АРМ производственного отдела); по планированию ассортимента товаров (АРМ в плановому отделу); формирование данных об обеспечении материально-техническими ресурсами (АРМ отдела материально-технического снабжения); о конструкторско-технологических параметрах и характеристиках товаров (АРМ отдела главного|головного| инженера); а также сбор|сборка,собирание| и агрегация информации на АРМ бухгалтеров (учет продажи товаров и расчетов, учет расходов на производство и себестоимость товаров); 3-й уровень - АРМ директора и других руководителей. Формируется директивная информация, которая|какая| отображает текущие и перспективные планы развития предприятия. До недавнего времени большинство отечественных предприятий процесс усовершенствования управления производством осуществляли|свершали,совершали| независимо от автоматизированных систем. Автоматизировались функции только отдельных структурных подразделений. Теперь основное внимание уделяется созданию сквозных компьютерных систем, которые|какие| обеспечивают комплексность и интегрированность|интегрируемость| функций управления, ориентируются на оперативное формирование вариантов решений для руководства. Функциональный подход к|до| построению информационных систем часто приводил к тому, что необходимая информация в компьютерных системах была, но проанализировать ее руководство предприятия не могло, поскольку основные пользователи такой информации - специалисты предприятия и руководители среднего звена. К|до| высшему уровню руководства поступала информация в виде громоздких сводок|возведений,сведений,сводов|, сложных таблиц, непригодных для оперативного анализа и принятия решений. Бухгалтерская информация лишь|только| констатировала факты относительно|касательно| работы предприятия за прошлый|прошедший| период (с опозданием почти на месяц|луну|) и не давала детальных оперативных данных, необходимых для целей текущего и стратегического планирования. На сегодня|сегодня| главное|головное| внимание нужно направить на развитие информационных систем на предприятии с созданием корпоративных информационных сетей (Intranet), которые|какие| объединяют все имеющиеся компьютеры предприятия, многообразное|разнообразное| программное обеспечение и базы данных в единственную|единую| систему. Эта система даст возможность быстрее найти необходимую информацию, где бы|б| она на данный момент не сохранялась|хранилась|. В основу|основание| ее функционирования положена Web-технология. Intranet- это своеобразная индивидуальная система Internet, которая|какая| использует инфраструктуру и стандарты Internet World Wide Web, но является защищенной от несанкционированного доступа из открытой сети Internet. Новые технологии нуждаются в новых организационных структурах. Нужная гармонизация компьютерных технологий и технологий организации бизнеса. Корпоративные информационные системы (КИС) для большого|великого| предприятия являются могучим|мощным| современным инструментом, который|какой| дает возможность решать такие сложные задания|задачи|, как управление себестоимостью продукции, создание интегрированной|интегрируемой| системы сквозного моделирования - планирование производства, информационное обеспечение всех уровней управления. Функционирование корпоративные информационные системы дает возможность аналитическим работникам оперативно и в полном объеме использовать информацию о ходе производственного процесса, о материальных, финансовых, энергетических потоках и расходах, о запасах|припасах| сырья и материалов; пользоваться в режиме реального времени всей накопленной информацией в едином информационном пространстве предприятия. В рекламных целях большие|великие| предприятия разрабатывают соответствующие Web - страницы; через|из-за| Internet исследуют конкурентов и анализируют рынок сбыта. Internet формирует новый уровень корпоративного мышления благодаря системному анализу информации о недостатках и преимуществах потребителей и конкурентов, более реальной оценки спроса на выработанную продукцию. Разработки зарубежных специализированных фирм отвечают современным требованиям|востребованиям|, но их стоимость для больших|великих| предприятий часто составляет десятки миллионов долларов. Кроме того, они нуждаются в длительном времени внедрения (от 3 до 5 лет) и жесткой перестройки планов под требования|востребования| системы. Собственные разработки корпоративных информационных систем являются значительно дешевле, но предусматривают обязательное наличие высококвалифицированных специалистов. Взаимосвязь планирования и информации оказывается|проявляется| в том, что в процессе планирования осуществляется контроль за самой информацией, которая|какая|, в свою очередь, является основной для проведения планирования. Увеличение потоков внешней и внутренней информации часто приводит к|до| избыточности этой информации, а следовательно - к|до| необходимости должного ее отбора (фильтрации). В последнее время в странах Западной Европы, в США, Канаде, Австралии и других странах все большую популярность приобретает так называемый информационный аудит, который|какой| предусматривает систематическое|систематичное| изучение использования|употребления| информации, ресурсов и потоков, которое проводится как для|касательно| пользователей, так и для|касательно| существующих документов, для мониторинга уровня их привлечения, для выполнения заданий|задач| организации. Целесообразность такого направления аудита объясняется необходимостью проверки данных, которые|какие| поступают к|до| информационной системе на точность с помощью|посредством| специальных программ, потому, что всегда существует опасность подделки электронных отчетов или данных. Особенностью информационного аудита именно и является проверка не только обычных документов, но и компьютерных систем, программ и файлов. Поиск аудиторских доказательств тоже осуществляется электронным способом, что выставляет высокие требования к|до| квалификации аудитора, его знаний компьютерной техники и программных средств. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
Приглашения09.12.2013 - 16.12.2013 Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»09.12.2013 - 16.12.2013 Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»
|
Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.