МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

    В целом, для этого периода времени характерно резкое увеличение числа чиновников как в Российской империи, так и в собственно Олонецкой губернии. Если в конце XVIII века по стране насчитывалось всего 15 – 16 тысяч служащих, то к середине XIX века их число было уже 16,500 человек[37].

    В самой Олонецкой губернии первое столетие существования были проблемы, связанные с нехваткой квалифицированных специалистов на местах.

    Несмотря на близость к столице, Олонецкий край представлял из себя довольно не богатую провинцию, однако и она требовала наличия грамотных служащих.

    Возможно, что именно это заставило местную администрацию заботиться об уровне образования дворян. Необходимо было решать проблему подготовки более или менее квалифицированных кадров для местных учреждений. Был открыт пансион для мальчиков в 1805 году. Пансионеры, прошедшие науки в гимназии, поступали на гражданскую службу, и это несколько решало вопрос о служащих.

    Однако административный аппарат разрастался, и принятые меры уже не могли обеспечить его грамотными чиновниками полностью.

    По данным формулярных списков за 1844 год из 526 чиновников губернских и уездных учреждений высшее образование имели лишь 5% служащих, среднее – 25%, военной специальности были обучены 3,6% чиновников. Уровень образования остальных был весьма неопределенным. Чаще всего дети чиновников поступали на гражданскую службу в должности копиистов и обучались грамоте, переписывая различные документы[38].

    Таким образом, на протяжении значительного времени провинциальное дворянство и чиновничество имело довольно низкий уровень образования. Это не могло не отразиться и на работе местных учреждений[39].

    Чиновников не хватало, дела затягивались, нередко нерешенными оставалась большая их часть.

    В данной ситуации в 1838 году по распоряжению Министра внутренних дел в Олонецкую губернию стали присылать воспитанников приказов общественного призрения из других губерний: Ярославской, Полтавской, Рязанской.

    Положение улучшилось и в 1839 году, когда с целью удержания на местах чиновников, им были дарованы временные льготы.

    Вызываемым сюда из других губерний предоставлялось право на получение двойных прогонов и годового в незачет жалования, но с обязательством служить в губернии не менее трех лет.

    В первое же время из Сибири прибыло более 100 человек классных и канцелярских служителей. Начальство тем самым получило возможность пополнить канцелярии присутственных мест и заменить некоторые классные должности, однако и это не принесло заметных результатов. Нужно было, чтобы положение чиновников в Олонецкой губернии улучшилось с помощью постоянно действующих привилегий. Министерством внутренних дел в 1842 году был подготовлен соответствующий проект указа, и отныне двойные прогоны и годовые в незачет жалования были отнесены к числу постоянных выдач.

    Эти широкие преимущества службы несомненно повлияли на улучшение состава чиновников[40].

    Также на улучшение личного состава большое значение имела реформа губернских и уездных административных учреждений по штатам (2 января 1845). Был усилен состав служащих и увеличены оклады их содержания.

    Само делопроизводство было упрощено особой инструкцией, благодаря чему решение дел отныне упрощалось, а начальство получило возможность более внимательнее и строже следить за назначением чиновников на места[41].

    Таким образом, можно говорить о резком увеличении числа чиновников Олонецкого губернского правления к середине XIX века. В лучшую сторону изменился и уровень образованности местных чиновников. Значительные перемены произошли и в составе этого учреждения. Для того чтобы в полной мере охарактеризовать деятельность Олонецкого губернского правления в 1825 – 1855 гг. необходимо рассмотреть формулярные (послужные) списки чиновников данного губернского учреждения.

    Именно они позволяют нам судить о работе, численности и составе Олонецкого губернского правления.

    С помощью послужных списков можно проследить весь путь служащего с момента его поступления на службу и до его отставки. Они составлялись губернским правлением на каждый год и поэтому очень удобны для изучения[42].

    Формулярные списки – это форма систематического и регулярного учета всего чиновничества, существовавшая с середины XVIII века до 1917 года. Формуляр послужного списка складывался, главным образом, на протяжении 60 -90-х г.г. XVIII века и претерпевал значительные изменения в середине XIX века.

    Формулярные списки представляли собой таблицу, имеющую с 1771 года – девять, а с 1849 года – пятнадцать граф[43].

    Сюда вносились чин, фамилия, имя, должность, возраст, а также сведения о конфессиональной принадлежности, иногда жалование, делались отметки о знаках отличия; сословном происхождении. Далее давались данные о недвижимом имуществе (с 1849 года эта графа была поделена на две части – родовое и благоприобретенное имущество самого чиновника, его родителей и жены). Седьмая графа была основной: здесь давался собственно послужной список (с точным указанием дат), имелись данные об образовании, указывались отличия за службу, награды, сведения о нахождении под судом. Далее отмечались военные заслуги, данные о штрафах.

    Следующая графа определяла, способен или нет данный чиновник к продолжению статской службы и повышению чина; давались сведения об отставке и о получении им при отставке чинов, сведения об отпусках с указание дат. Примечательно, что иногда не было данных о вероисповедании, редко упоминается (до 1849года) жалование (как годовое, так и разъездные деньги). Последняя графа (появилась в 1849 году) давала информацию о семейном положении служащего; о вероисповедании жены и детей[44].

    Вообще, уже к концу XVIII века формулярный список стал обязательным документом, дающим важные сведения о чиновнике и о его служебной карьере.

    Такой важной информацией являлась графа о происхождении. Она позволяет установить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления – дворяне (37,6%), причем в их число входили и дворяне, не утвержденные Герольдией Правительствующего сената, так как уже со II четверти XIX века правительство начинает ограничивать доступ разночинцев ряды потомственного и личного дворянства.

    Для получения потомственного дворянства необходимо было иметь V класс «Табели о рангах», а для личного, начиная с IX класса. Такие меры правительства значительно уменьшили число дворян по всей Российской империи. Но все же роль их в I половине XIX века была существенной.

    Дети военных также входили в штат Олонецкого губернского правления. Это дети обер-офицеров (их большинство), поручиков и подпоручиков, полковников.

    Также в губернском правлении служили дети клира (дети священников, протоиереев, дьяков, пономарей, духовноучительские дети).

    Значительная часть служащих – воспитанники приказов общественного призрения из других губерний (Ярославской, Полтавской, Архангельской).

    В губернское правление зачислялись и дети из непривилегированных сословий – приказнослужительские, дети мещан, вольноотпущенные, дети лекарей. Очень невелико число детей горных рабочих[45].

    Вообще, если сравнивать социальный состав чиновников в 1820-е и 1840 - 50-е гг., можно говорить об увеличении дворян в числе служителей Олонецкого губернского правления. Именно дворяне составляли большинство чиновников этого учреждения. Так, например, по данным 1844 года дворян в губернском правлении насчитывалось 35,4%, а в 1854году – уже 44,4%.

    К 1850-м годам возросло и количество детей из военного звания. Это сословие могло соперничать с дворянами. Их насчитывалось в 1840 – 1855-е гг. – 35,7% (от общей численности чиновников). Дети священнослужителей, составлявшие 3,92% в 1844 году, в 1854-м году усилили свои позиции в губернском правлении до 14,8% (см. Табл.3)[46].

    По данным послужных списков можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.

    Так, если сравнивать средний возраст служащих в 1840-е – 1855-е гг., то можно говорить, что возрастные рамки незначительно изменялись (в 1844 году – средний возраст – 27 лет, в 1854 году – 29 лет), т.е. чиновники в среднем старели. Примечательно, что имелись чиновники как пожилые (по данным 1847 года – один в возрасте 82 лет), так и служащие-подростки (один канцелярский служащий по спискам 1854 года – в возрасте 15 лет)[47].

    Если говорить об уровне образования чиновников Олонецкого губернского правления, то это в основном имеющие среднее образование служащие (36% - бывшие воспитанники губернских гимназий), 11% чиновников имело высшее образование, 9% - окончило духовные семинарии, а 15% - уездные училища. Чиновники, имеющие военное образование (в кадетском корпусе, в дворянском полку), составляли в губернском правлении 10%, получившие домашнее образование – 6%, столько же служащих (6%) вообще не имели образования. Незначительное число чиновников закончило отделение писцов при приказах общественного призрения других губерний (7%)[48].

    Важно отметить, что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления в 1825 – 1855-е гг., это люди, имеющие среднее образование, что способствовало уже на местах большей квалификации чиновников.

    Что касается недвижимости, то она редко составляла больше одного деревянного дома, причем только у дворян были случаи владения землей. Материальное положение чиновников было бедственным.

    По данным формулярным спискам можно установить и вероисповедание служащих. Это в большинстве случаев православные (по данным 1840-х гг. – 84,2%, в 1850-е гг. – уже 91,6%). Число католиков также было значительным (в основном это поляки). Примечательно, что число католиков среди чиновников губернского правления в 1850-е гг. сократилось по сравнению с 1840-ми гг. более чем вдвое (15,8% - 1840-е гг. и 7,4% - в 1850-е гг.)[49]. Встречались даже представители исламской конфессии (по данным 1846 года – один чиновник), лютеранство – евангелической (в 1850-е гг. – 4,2% от общего состава служащих)[50].

    Частыми были различного рода награждения: это пожалования почетных званий, чинов, единовременные денежные выплаты, награждения орденами. Все это делалось правительством для поощрения служебного рвения средних и мелких чинов. Так, за службу более 15 лет чиновник награждался «знаком беспорочной службы».

    Частыми были пожалования орденами, как за военные заслуги перед государством (ордена Св. Станислава, Св. Анны, медали), так и за заслуги в гражданской службе[51].

    Надо заметить, что повышение по службе в Олонецком губернском правлении шло довольно быстро. Это было обусловлено недостатком чиновников в самой Олонецкой губернии; губерния крайне нуждалась в специалистах.

    Редкими были для чиновников военные заслуги, а также случаи их нахождения под следствием и штрафы.

    Что касается анализа службы чиновников, то, в среднем для каждого делалась отметка о способности к статской службе и повышению чина. Исключение составляли когда-либо находившиеся под судом и судимые чиновники.

    По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение чиновников Олонецкого губернского правления.

    В среднем, это холостые служащие (»58,6%), доля женатых, но не имеющих детей составляла (»14,6%). 25,9% чиновников были женаты и имели, в среднем двоих детей: обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они находятся (при отце или уже служат), точно указывался их возраст (1849года даты рождения)[52].

    Таким образом, можно говорить, что послужные списки являются важным и интересным документом, позволяющим наиболее полно и достоверно получить информацию о чиновниках Олонецкого губернского правления.

    В целом, можно отметить, что в 1825 – 1855 годах Олонецкое губернское правление занимало одну из ведущих позиций в общей системе органов управления Олонецкой губернии. Это было высшее административно – полицейское учреждение в губернии. Спектр выполняемых им функций и задач был весьма широк.

    Однако нельзя в полной мере утверждать, что Олонецкое губернское правление действовало достаточно эффективно. Сказывалась усилившаяся со второй четверти XIX века централизация власти. Местные органы управления, в частности губернское правление подпадали под постоянный контроль высших и центральных органов и по сути дела не могли работать самостоятельно. Их отчетность перед императором и Сенатом не давала возможности реализовать свой потенциал в полную силу.

    Недостатки выявлялись и в профессионализме чиновников Олонецкого губернского правления. Несмотря на принимаемые правительством чрезвычайные меры по улучшению состава и качества служащих местных государственных учреждений уровень образования, квалификация и профессиональные характеристики были весьма низкими.

    И это не могло не сказаться на деятельности Олонецкого губернского правления в этот период времени.

    Глава II. Функции и штаты Олонецкого губернского правления

    в 1855 – 1881-е годы.

     

    Во второй половине XIX века в России продолжало существовать старое административно – территориальное правление.

    В пореформенной России главой местной администрации оставался губернатор, официально признаваемый законами «хозяином губернии». В период реформ Александра II компетенция губернаторов несколько сузилась: они потеряли право «ревизии» судебных дел, в их ведение не попал ряд учреждений, созданных в 60-х годах XIX века (контрольные палаты, губернские акцизные управления и т.д.), однако за губернатором сохранилась основная власть в губернии. Он являлся председателем различных совещательных учреждений: присутствий, комитетов, комиссий, которые дополняли деятельность губернского правления (высшего административно – полицейского учреждения губернии)[53].

    Это в полной мере относится к деятельности Олонецкого губернского правления, как органа управления Олонецкой губернией.

    Во второй половине XIX века губернское правление продолжало играть большую роль в управлении губернией. Оно находилось в ведении Министерства внутренних дел и подчинялось по закону Сенату, однако на практике широкие полномочия губернатора подчинили губернское правление его власти, и уже к середине XIX века оно превратилось в своеобразную исполнительную канцелярию при губернаторе[54].

    Кассационной инстанцией в отношении губернского правления оставался Сенат (по первому департаменту).

    Во второй половине XIX века роль губернского правления в общей системе органов управления губернией было значительно. Оно управляло в силу законов всей губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное учреждение6 оно обнародует законы и указы императора, Сената и прочих государственных учреждений, ведет надзор за исполнением законов, наблюдает за правильным и безостановочным движением дел в других учреждениях, побуждает их к исполнению своих дел[55].

    Губернское правление управляет делами общественного благоустройства, охраняет право личности и собственности, общую безопасность, тишину и спокойствие, ведает делами народного здравия и продовольствия.

    Кроме того, именно это губернское правление определяет и увольняет (в том числе, в отпуска) канцелярских чиновников и служителей в губернии, собирает сведения о них; представляет к установленному сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства послужные списки о всех находящихся в ведомстве правления чиновниках[56].

    Вторая половина XIX века - является временем глубоких перемен, связанных с реформами 60 – 70-х годов. Эти реформы коснулись и Олонецкого края.

    Что касается губернского правления, то оно испытало ряд изменений на протяжении 60 – 70-х годов XIX века.

    Так, 8 июля 1865 года Министерством внутренних дел были предписаны новые временные правила об устройстве губернских правлений и губернаторских канцелярий в 37 губерниях, в том числе и Олонецкой.

    Здесь же определялись и новые штаты этих учреждений. губернское правление в России были разделены на 3 разряда по количеству дел, производимых в них. К 1-му разряду были отнесены 17 губернских правлений в губерниях, состоящих  из 10 и более уездов с населением более 1 миллиона человек. Во 2-й разряд входили 14 губернских правлений. К 3-му разряду принадлежали 5 губернских правлений в губерниях, имеющих менее 10 уездов с народонаселение менее 500 тысяч человек[57].

    Олонецкое губернское правление было отнесено к 3-му разряду. Новые правила вступили в силу лишь 1 сентября 1865 года.

    Министерство внутренних дел преследовало своей целью упростить и сократить форму и порядок канцелярского производства дел в губернских правлениях и в губернаторских канцеляриях. Новое устройство губернских учреждений ведомства МВД должно было соответствовать государственным и общественным нуждам[58].

    Губернское правление по-прежнему состояло из общего присутствия и канцелярского (см. Табл. 4).

    По Положению о губернском правлении 1865 года в состав общего присутствия входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (обычно два), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по делам, касающимся строительной или врачебной части.

    В особых случаях, когда дело касалось дворянских, городских и сельских обществ, или же требовалось принятие общих единообразных мер по какому-либо вопросу, в общее присутствие губернского правления по условию губернатора могли быть приглашены, кроме постоянных членов: губернский и уездный предводитель дворянства, управляющие палатой государственных имуществ и Удельной конторой, председатель Казенной палаты, председатель губернской земской управы, полицмейстер, городовой глава, оп назначению консистории – духовные лица, оператор, акушер и др.[59].

    Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к ряду хозяйственных операций, к обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[60].

    Основные же дела губернского правления были сосредоточены в канцелярии, состоявшей теперь из пяти отделений: 1,2 и 3 – распорядительные, 4 и 5 – соответственно строительное и врачебное отделения и канцелярии присутствия. Руководство в отделениях осуществляли советники. Состав отделений назначался губернатором и состоял из секретаря и делопроизводителей с помощниками. Канцелярия подчинялась вице-губернатору.

    В 1865 году была издана особая инструкция делопроизводства; все дела распределялись между столами (их в Олонецком губернском правлении было 8)[61]. Столы состояли под управлением делопроизводителей. Число их, равно как и размер сумм на писцов и канцелярские расходы каждого губернского правления, определялось особым расписанием министра внутренних дел.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.