Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.
Упразднялся один
стол распорядительного отделения и один ревизионный (его дела передавались в
особый стол). В губернском правлении оставались столы: газетные и особые.
Первый управлялся редактором Губернских ведомостей, второй – первым помощником
секретаря. В газетном столе производились дела: переписка по изданию Губернских
ведомостей, рассылка официальных изданий в подчиненные губернатору правлению
места и должностным лицам, сношения с сенатской типографией. В особом столе
были сосредоточены общие дела, касающиеся всего правления: по хозяйственной,
денежной, экзекуторской, архивной, типографской и регистратурной частям; сюда
же поступала отчетность по делопроизводству как самого губернского правления,
так и подчиненных ему мест[62].
Что касается
распорядительных отделений, то здесь производились основные дела: обнародование
законов и указов в губернии, определение и увольнение канцелярских чиновников,
составление формулярных (послужных) списков, выдача свидетельств лицам,
удостоенных звания почетных граждан, надзор за исполнением законов, наблюдение
за правильным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение
иностранцев на подданство, рассмотрение жалоб на Думы и Ратуши; охрана порядка
и тишины в губернии, отсылка крепостных крестьян по просьбе помещиков на
поселение в Сибирь (до отмены крепостного права 1861г.), принятие мер к поимке
беглых крестьян; сведения о состоянии почты, дорог, мостов, переправ; данные о
народонаселении, торговле, промышленности, дела по учреждению ярмарок, надзор
за исправностью мер и весов, а также меры по проверки ревизий. Кроме того, 1, 2
и 3 отделения осуществляли связь с финансово – хозяйственными организациями
(сведения о недоимках в губернии; наложение на помещичьи имения опеки), а также
выполняли ряд судебных функций (рассмотрение частных жалоб на судебные органы,
наблюдение за деятельностью дворянских опек и сиротских судов, сведения об
арестантах, находящихся в губернии, распоряжения о ссылке преступников по
приговорам судебных мест, рассмотрение неурядиц, возникающих по вопросам о
земле.
Примечательно,
что губернское правление лишь передавало в судебные органы, а не судило само[63].
Кроме
распорядительных в состав канцелярии губернского правления входили:
строительное и врачебное отделения. Первому передавались дела упраздненной еще
в 1864 году Строительной и Дорожной комиссии. Строительным отделением управлял
губернский инженер (одновременно член общего присутствия). В помощь ему
назначается губернский архитектор с правом совещательного голоса в общем присутствии
при рассмотрении дел, касающихся строительной части. В случае отсутствия, болезни
или другим причинам губернского инженера замещает губернский архитектор. В
ведении строительного отделения находятся также младшие инженер и архитектор, а
также секретарь. Кроме того, сюда же может назначаться некоторое число
дополнительных техников, как с правами государственной службы, так и по найму.
В обязанности строительного отделения входит: составление и рассмотрение
проектов, смет, производство строительных работ, проверка отчетов. В его
ведение переходят здания и сооружения, построенные содержащиеся на средства
общественных сословий, земских сборов, капиталов приказа общественного
призрения. Занятия между чиновниками отделения определяются по назначению губернского
инженера. На содержание строительного отделения Олонецкого губернского
правления в месяц уходило 2104 рубля 58 копеек. Чиновникам, занимающим
должности губернских и младших инженеров, жалованье начислялось из особых сумм[64].
В 1865 году в
состав губернского правления вошло также особое врачебное отделение
(объединенные Врачебная управа, Комитет общественного здравия и оспенный
комитет). В отделение входили: губернский, врачебный инспектор, доктор медицины
и акушер, оператор, помощник врачебного инспектора, старший советник, лекарь и
делопроизводитель с помощником[65].
В состав
канцелярии губернского правления входили канцелярия присутствия (управление
осуществлял старший секретарь). Сюда же назначались: помощник секретаря
(переводчик), регистратор, чиновник по счетной и экзекуторской части, 2
помощника. Кроме того, в Олонецкое губернское правление входили: губернская
чертежная, типография, архив и регистратура. В губернской чертежной состояли:
губернский землемер (начальник чертежного отделения), два помощника (младший и
старший), делопроизводитель и уездные землемеры. На губернского землемера
возлагались все распорядительные и исполнительные действия, наблюдение за
делопроизводством по делам межевания, за порядком хранения межевых документов.
Кроме того, он являлся членом общего присутствия губернского правления и
участвовал в заседаниях его по межевым делам.
В 1869 году управляющим
межевым корпусом было предложено распределить обязанности между губернским
правлением и губернской чертежной. В обязанности правления по межевым делам
входили: распоряжения о выдаче жалования и задельной платы, отпуск денег на
прогоны, выдача суточного содержания чиновникам губернской чертежной,
рассмотрение жалоб на действия землемеров, объявление землевладельцам решений
судебных инстанций. Различного рода отчеты (о состоянии дел чертежной, о
полевых и чертежных работах), ведомости о недоимках, хранение межевых
документов и дел, а также общие распоряжения о назначении землемеров на полевые
работы, распределение между ними дел были сосредоточены в губернской чертежной.
Средства,
отпускаемые из общей суммы Олонецкого губернского правления на содержание
губернской чертежной, были ничтожны. Например, в 1869 году на содержание
сторожа, канцелярские материалы, отопление помещения в год уходило всего лишь
3000 рублей (исходя из всей суммы 30.670 рублей)[66].
Это небольшое
пособие не позволяло в полной мере реализовать на практике деятельность
губернской чертежной, и это приводило к тому, что дела забрасывались, их
решение затягивалось, и нередко дела оставались нерешенными.
Таким образом, с
1865 года состав губернских правлений дополнился рядом должностных лиц,
ведающим специальным управлением (губернский врачебный инспектор, губернский
инженер). Губернатор (председатель), вице-губернатор, два советника, асессор,
губернский архитектор (с совещательным голосом), губернский землемер,
губернский врачебный инспектор, губернский инженер – таков постоянный состав
присутствующих в губернском правлении чиновников (см. Таб. 5.)[67]. Эти штаты сохранились вплоть
до 1876 года.
1 июля 1876 года
министром внутренних дел был решен вопрос об улучшении личного состава
губернских правлений и канцелярий губернаторов. Этим указом упразднялись
должности – асессора, помощника чиновника по счетной экзекуторской части, 1-го
помощника регистратора, трех делопроизводителей с помощниками, помощника
секретаря, а также одного советника[68].
Такой состав
губернского правления с небольшими исправлениями сохранился до 1917 года (см.
Табл. 6).
Новое расписание
1876 года подвергло изменению и Олонецкое губернское правления. упразднялся
один стол распорядительного отделения и особый стол. Пятый и шестой соединялись
в один, а дела особого стола были распределены между первым, третьим и газетным
столами.
Таким образом,
теперь в канцелярии было два распорядительных отделения, каждое из которых
имело три стола (см. Табл. 7)[69].
Что касается
порядка решения дел губернском правлении, то здесь мало что изменилось.
Дела, решаемые
губернском правлении, делились на судебные, распорядительные и исполнительные.
К судебным делам
относятся: отдача под суд чиновников не полицейского ведомства, дела по
наказаниям за корчемство (корчемство – промысел привозом и продажей запрещенных
напитков, когда торговля ими не идет от казны или от откупа)[70], порубку леса; вопросы о
подсудности, дела по наложению денежных взысканий с чиновников, частные жалобы
на медлительность в судах I-й степени, отрешение канцелярских чиновников от
должности; дела по сомнению в законах. Эта группа дел решалась постановлениями
присутствия губернского правления большинством голосов[71].
Распорядительные
дела решались постановлениями присутствия с утверждения губернатора. Это дела,
касающиеся определения, увольнения, перемещения и награждения чиновников, наложения
денежных взысканий; сюда же относятся распоряжения о благоустройстве городов,
дела по учреждению опек, образование общественных банков и ссудных касс,
приведение иностранцев к присяге на подданство и т.д.[72]
Исполнительные
дела могли вершиться постановлениями присутствия, самими советниками или же
вице-губернатором. Без утверждения губернатора решались дела об исключении их
доходного звания лиц, а также дела об определении и увольнении канцелярских
служителей.
Все же во второй
половине XIX века большая власть губернии находилась в руках губернатора.
Только с его утверждения вершились дела, касающиеся службы чиновников и лиц,
служащих по выборам: определение, увольнение, представление к чинам, наградам,
знакам отличия, пенсиям, пособиям; именно он делал распоряжения к охране
народного здравия, ведал открытием Рекрутских присутствий в губернии; он
устанавливал надзор за тюремными замками. В его компетенцию попали также такие
дела губернского правления, как открытие частных типографий, взыскание
недоимок, проведение народной переписи в губернии и некоторые другие.
Вице-губернатор
(вторая после губернатора) по значимости личность в губернии. Он также мог
решать дела губернского правления: вел переписку, касающуюся служащих данного
губернского учреждения (о выдаче жалования, свидетельств на вступление в брак),
он вел дела о службе канцелярских служителей, давал распоряжения об исполнении
судебных решений; новые указы и законы по его утверждению могли быть образованы
в Губернских ведомствах. Вошедшие в законную силу постановления губернского правления
могли быть изменены или отменены только Правительствующим сенатом и императором[73]. Дела в отделениях губернского
правления производились в ведении советников.
В целом, для
этого периода времени (1855 – 1881гг.) характерно значительное увеличение числа
чиновников как Российской империи, так и Олонецкой губернии. К середине XIX
века общая численность служащих составляла 61,5 тысяч человек[74]. С середины века положение в
Олонецкой губернии стало медленно улучшаться. Сказались усилия как местной
администрации, так и правительства. В это время в губернии, да и по всей
стране, расширилась сеть образовательных учреждений, широко практиковалась
приглашение и направление на службу чиновников из других губерний страны[75].
Приглашенным
чиновникам правительство гарантировало некоторые льготы (пособия, двойные
прогоны), однако на практике нередко складывалась противоречивая ситуация.
Служащие могли долгое время оставаться без работы, несмотря на открывающиеся
вакансии. Будучи зачисленными в штат Олонецкого губернского правления, они
месяцами не получали жалование и влачили жалкое существование[76].
Для того чтобы в
полной мере охарактеризовать деятельность Олонецкого губернского правления в
1855 – 1881 годах, необходимо рассмотреть формулярные списки чиновников за эти
годы.
Именно они
позволяют нам судить о работе, численности и составе Олонецкого губернского
правления.
Формулярные
списки представляли собой таблицу, содержащую 15 граф (с 1864года – 14 граф)[77].
Сюда,
по-прежнему, вносились чин, имя, отчество, фамилия, должность, возраст, а также
вероисповедание, жалование, делались пометки о знаках отличия; сословное
происхождение. Далее давались данные о недвижимом имуществе (учитывалось родовое
и благоприобретенное имущество самого чиновника, его родителей и жены). В
седьмой графе давался послужной список (с указанием дат), имелись данные об
образовании, указывались отличия за службу, награды, сведения о нахождении под
судом. Далее отмечались военные заслуги, данные о штрафах.
Следующая графа
определяла способен или нет данный человек к продолжению статской службы и
повышению чина; давались сведения об отпусках (с указанием дат); данные об
отставке и о получении ми при отставке чинов. Последняя графа давала информацию
о семейном положении служащего, о вероисповедании жены и детей. Примечательно,
что если раньше дети перечислялись с указанием возрастов (сначала мальчики,
затем девочки), то теперь проставлялись год, месяц и число рождения детей в той
же последовательности.
В последней
четверти XIX века формулярные списки выполняли функцию типичного
статистического источника, о чем говорит и факт составления, начиная с конца
XVIII века, так называемых групповых списков, в которых приводились сведения о
чиновниках всех местных учреждений по губерниям[78]. Формулярный список был обязательным
документом, дающим важные сведения о чиновнике и о его служебной карьере.
Такой информацией
является графа о происхождении. Она позволяет установить, что большая часть
чиновников Олонецкого губернского правления – дворяне, причем в их число
входили и дворяне, не утвержденные Герольдией Правительствующего сената, и
дворяне, доказывающие дворянство.
Дети военных
также входили в штат Олонецкого губернского правления. это дети обер-офицеров
(их, по-прежнему, большинство), поручиков, солдат; встречаются даже внуки
корнетов (по данным 1860 года – один представитель). Также в губернском
правлении служили дети клира (дети священников, дьяков, протоиереев, на 1860
год – один сын пономаря). Значительная часть служащих – воспитанники приказов
общественного призрения из других губерний (Архангельской, Рязанской,
Ярославской), на службу в Олонецкую губернию также приглашались воспитанники
отделений писцов. Дети канцелярских служащих составляли незначительную часть в
штате Олонецкого губернского правления (по данным 60-х годов XIX века – 6,1%,
70-х годов – 9,7%)[79].
Сюда же зачислялись дети непривилегированных сословий – мастеровые, мещане,
приказнослужительские дети, дети горных рабочих, почтальонские дети.
Вообще, если
сравнивать социальный состав чиновников в 1850-е, 1860-е и 1870-е годы, можно
говорить о сокращении численности дворян в Олонецком губернском правлении
(1850-е годы - их численность составляла 43,8% от общего количества служащих, в
1860-е годы – уже 37,9%, а в 1870-е годы только 35,5%)[80]. Возросло к 60-м годам
количество чиновников из военного звания (если в 1850-е года – дети военных
составляли 16,3%, то уже в 1860-е – 27%). В 1870-е года однако численность
детей военных сократилась до 22,6%. Усиливали свои позиции в губернском
правлении и дети священнослужителей (1850-е годы – 14,1%. В 1860-е – 24%, в
1870-е – уже 25,8%) (см. Табл.8)[81].
Уход детей священнослужителей в чиновники в этот период времени свидетельствует
о падении авторитета духовенства.
Вообще, при
утверждении чиновника на какую-нибудь должность большое внимание уделялось
образованию, поэтому в 50-х и особенно в 60-х годах прием в число служителей
Олонецкого губернского правления заметно сократился.
Если говорить о
количестве приезжих чиновников, находящихся в составе Олонецкого губернского
правления в 1850 - 70-е годы, то эта цифра довольно значительная – 24,3% от
общей численности служащих. Это чиновники из Ярославской, Архангельской,
Смоленской, Харьковской, Минской, Черниговской, Вологодской, Новгородской,
Санкт-Петербургской губерний, а также из Польши.
Правительство
всячески содействовало привлечению в Олонецкую губернию квалифицированных
специалистов, предоставляя, кроме годового оклада и годовых прогонов,
дополнительные суммы: по прослужении восьми лет чиновник получал одну четверть
от оклада, четырнадцати – половину, двадцати – три четверти, двадцати пяти –
полный оклад. Тем самым был значительно повышен уровень специалистов в
Олонецком губернском правлении. Все же большую часть чиновников составляли
местные служащие (75,7%)[82].
По данным послужных
списков можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.
Так, если
сравнивать средний возраст служащих в 1855 – 70-е годы, то можно говорить, что
возрастные рамки заметно изменились (в 50-е года – средний возраст 31 год, в
60-е – 32 года, а в 70-е – 29 лет), то есть чиновники, в среднем молодели.
Примечательно, что имелись чиновники как пожилые (по данным 1864 года – один в
возрасте 64 года), так и несовершеннолетние (по спискам за 1806 год – один в
возрасте 15 лет)[83].
Большая часть чиновников
по-прежнему, имела среднее образование. Велико было число выпускников гимназий
(50-е годы – 60%, в 60-е – 75%), а также число чиновников, окончивших духовные
семинарии (в 60-е годы – 17%). Чиновники, имеющие военное образование
составляли в губернском правлении 14%, а получившие домашнее образование – 4%.
Незначительная часть чиновников имела высшее образование. Некоторые чиновники
вообще нигде не учились и не имели аттестата об образовании (по данным 1865
года – один человек) или же не окончили полного курса наук[84].
Важно отметить,
что большая часть чиновников Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 года
имела среднее образование, и это способствовало их большей квалификации.
Владение
недвижимостью редко составляло больше одного деревянного дома. Очень редкими
являлись случаи владения землей, а также крестьянами (в среднем, на каждого
чиновника до отмены крепостного права приходилось по 5 душ). Основным
источником доходов для чиновников Олонецкого губернского правления была
государственная служба.
По данным
формулярных списков можно установить и вероисповедание служащих. В большинстве
своем, это православные (по данным 1860-х годов – 85%, 70-х годов – уже 90,3%),
однако число католиков также было значительно (это большая часть поляки).
Наличие чиновников – поляков на службе в Олонецком губернском правлении
объясняется вероятно тем, что после польского восстания 1863 – 1864 годов шло
значительное высиление его участников и сочувствующих восставшим в отдаленные
губернии Российской империи. Примечательно, что число чиновников – католиков в
1870-е годы значительно сократилось (так, если в 1806-х годах католиков насчитывалось
15% от общего числа чиновников Олонецкого губернского правления, то в 70-е года
их число было уже 9,7%)[85].
Частыми были
различного рода награждения; это пожалование чинов, почетных званий, денежные
выплаты. Частыми были пожалования орденами, как за военные заслуги перед
государством (ордена Св. Станислава, Св. Анны), медали (в память войны 1853 –
56 гг.), так и за заслуги в гражданской службе (орден Св. Владимира (за 35 лет
службы)), знаки отличия.
Редкими и сейчас
были для чиновников случаи нахождения под следствием и штрафы.