МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Функции и штаты Олонецкого губернского правления в 1825 – 1918 гг.

    Что касается анализа службы чиновников, то, в среднем, для каждого делалась отметка о способности к статской службе и повышению чина. Исключения составляли когда-либо находившиеся под судом и судимые чиновники. По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение служащих Олонецкого губернского правления.

    Как правило, это холостые молодые люди (» 46%), доля женатых, но не имеющих детей составляла » 20%. 31% служащих были женаты и имели, в среднем, троих детей; обычно дети были одной веры с отцом. Отмечалось, где они находятся. 3% чиновников были вдовцами[86].

    Характеризуя деятельность Олонецкого губернского правления в 1855 – 1881 годы, можно отметить, что по сравнению с предшествующим периодом (1825 – 1855 года) произошли значительные изменения. Функции и задачи, которые выполняло Олонецкое губернское правление оставались прежними. Но структура модифицировалась. В состав Олонецкого губернского правления были включены новые структурные подразделения – строительное и врачебное отделения. Служащие этих отделений незначительно, но увеличили штат Олонецкого губернского правления (в 1865 году). Были введены новые специальные должности: губернский инженер, губернский архитектор, младший инженер, младший архитектор, врачебный инспектор, помощник врачебного инспектора. Однако наряду с введением новых должностей, происходит сокращение таких штатных единиц, как помощник секретаря, помощник делопроизводителя, казначей, помощник казначея, помощник архивариуса и секретари. В 1876 году происходит дальнейшее сокращение аппарата в связи с преобразованиями в структуре Олонецкого губернского правления. Упразднение двух столов повлекло за собой увольнение десяти сотрудников (в большинстве случаев, это чиновники, ответственные за ведение делопроизводства в отделениях).

    Кроме того, следует отметить, что существенным образом изменились и расходы правительства на содержание губернских правлений. За 31 год (с 1845 по 1876 годы) расходы увеличились в два раза с 25.706 рублей в 1845 году до 52.650 рублей в 1876 году.

    Все это может говорить о том, что правительство уделяло большое внимание развитию государственных учреждений на местах и, в частности, губернским правлениям.

    Глава III. Функции и штаты Олонецкого губернского

    правления в 1881 - 1900-е годы.

     

    В России 1881 – 1900-х годов, по-прежнему главой местной администрации был губернатор. Кроме того, что он продолжал оставаться председателем различных губернских совещательных учреждений (присутствий, комитетов, комиссий), в 1880-е годы он получил право влиять на местные судебные органы (просмотр списков лиц, имеющих право быть избранными в мировые судьи, списков присяжных заседателей)[87].

    Под его представительством продолжало действовать и губернское правление (высшее административно-полицейское учреждение губернии).

    В рассмотренный период времени (1881 – 1900 годы) губернское правление, по-прежнему, играло большую роль в управлении губернией.

    Власть губернского правления распространялась на всю губернию и была полицейской, судебно-полицейской, распорядительной, исполнительной и принудительной. Оно обнародовало в губернии законы и указы императора и Сената и прочих государственных учреждений, наблюдало за повсеместным исполнением законов, разрешало все пререкания о подсудности городских и уездных лиц своего ведомства, принимало жалобы на медлительность, проволочку, беспорядки и неправильные действия полицейских учреждений, управляло делами общественного благоустройства, охраняло общественную безопасность, права личности и собственности, ведало делами народного здравия, оспопрививания и пресечения скотских падежей, продовольствия, хозяйства и промышленности. Губернское правление также занималось определением и увольнением (в том числе в отпуска) канцелярских служителей и чиновников в губернии, готовило послужные о всех находящихся в ведомстве правления чиновниках и отсылало их к установленному сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства[88].

    1881 – 1900-е годы в Олонецком губернском правлении продолжают действовать старые расписания должностей и окладов содержания чиновников 1876 года. Правда, в 1897 году были увеличены оклады губернатора до 10.000 рублей (раннее 7.000) и вице-губернатора до 4.500 рублей (ранее 3.000)[89].

    Губернское правление, как и прежде, состояло из общего присутствия и канцелярии.

    В общее присутствие входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (двое), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор (с правом совещательного голоса) и асессор. Вице – губернатор, советники и асессор участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по делам, касающимся строительной, межевой или врачебной части. Состав чинов губернского правления (за исключением должностей вице-губернатора, советников, губернского врачебного инспектора, губернского инженера и губернского архитектора) при желании могли быть уменьшены министром внутренних дел[90].

    Роль общего присутствия, по-прежнему, сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к обсуждению некоторых вопросов организации делопроизводства[91].

    Канцелярия губернского правления была разделена на пять отделений: 1, 2 – распорядительные, 3, 4 и 5 – соответственно строительное и врачебное отделения и ветеринарная часть, а также канцелярии присутствия. Руководство в отделениях осуществляли советники. Отделения делились на столы, которых было шесть.

    В распорядительных отделениях, по-прежнему производились основные дела: обнародование законов и указов императора и Сената в губернии, надзор за исполнением законов, за правильным и безопасным движением дел, дела о розыске различных лиц, приведение иностранцев к присяге, дела по учреждению, переводу и закрытию ярмарок, сведения о состоянии всех недоимок в губернии, определение увольнение канцелярских служителей и чиновников и т.д.[92]

    Строительным отделением, по-прежнему, управлял губернский инженер. Сюда же назначались: губернский архитектор, младший инженер и архитектор и делопроизводитель. Так же могло назначаться и некоторое число дополнительных техников. Строительное отделение, как и раньше, заведовало строительной и дорожной частью в губернии.

    Врачебное отделение находилось под управлением губернского врачебного инспектора. Здесь же состояли помощник губернского врачебного инспектора, делопроизводитель с помощником, фармацевт.

    В 1898 году ветеринарная часть, бывшая прежде в ведении врачебного отделения, была выделена в особое отделение под управлением губернского ветеринарного инспектора.

    Канцелярия общего присутствия состояла под управлением секретаря. Здесь также находились: чиновник по счетной и экзекуторской части, редактор с помощником, регистратор с помощником и архивариус с помощником.

    При губернском правлении, по-прежнему, состояли: типография, чертежная, регистратура и архив. Губернская типография состояла под управлением редактора (начальника газетного стола); при нем состоял один помощник. Губернская чертежная (межевое отделение) находилась в ведении губернского землемера и подчинялась вице-губернатору. Здесь также состояли два помощника землемера (старший и младший), делопроизводитель, уездные землемеры[93].

    Таким образом, в 1881-1900 гг. постоянный состав присутствующих в губернском правлении чиновников пополнился одним должностным лицом: губернским ветеринарным инспектором. Отныне сюда входили: губернатор (в качестве председателя), вице-губернатор, два советника, губернский архитектор, губернский землемер, губернский врачебный инспектор, губернский инженер и губернский ветеринарный инспектор[94].

    Что касается порядка решения дел в губернском правлении, то здесь ничего не изменилось по сравнению с 70-ми годами XIX в. Принципы решения дел также остались прежними.

    Более полно охарактеризовать деятельность, численность и состав Олонецкого губернского правления в 1881 - 1900 гг. можно, рассмотрев формулярные списки чиновников данного губернского учреждения.

    Формулярные списки имели прежнюю табличную форму и содержали 14 граф. Они давали важные сведения о чиновниках.

    Графа о происхождении позволяет выяснить, что в 1881 - 1900 гг. большая часть чиновников Олонецкого губернского правления – дети дворян (как личных, так и потомственных; по данным 1897 года – один потомственный дворянин Казанской губернии)[95].

    Значительная часть служащих – дети военных. Это дети обер-офицеров (их большинство), урядников (по данным 1885 г. – один чиновник)[96].

    В губернском правлении служили и дети чиновников. Это дети статских, надворных, титулярных, советников,  губернских и коллежских секретарей, канцелярских служащих.

    В штат Олонецкого губернского правления входили и дети клира (дети священников, дьяков, пономарей).

    Сюда же зачислялись и выходцы из непривилегированных сословий. Это дети крестьян – 3,1%, мещан – 1,7%, купцов – 1,7%, лекарских учеников – 1,9%, дети горных рабочих – 1,9%.

    Если сравнивать социальный состав чиновников в 1881 - 1890 и 1891 – 1900 гг., можно говорить о значительном уменьшении числа дворян в Олонецком губернском правлении. Их численность в 1881-1890 гг. составила 32,5% от общего количества чиновников, тогда как в 1891-1900 гг. – 23%.значительно сократилось и число детей военных. Если в 1881 - 1890 гг. их было 29,7%, то в 1891 - 1900 гг. – 22%. Такая же ситуация складывалась и в отношении детей клира (в 1881 - 1890 гг. – 15,9%, в 1891 - 1900 гг. – 12,3%). Зато значительно увеличилось число детей чиновников с 10,5% (в 1881 - 1890 гг.) до 31,8% (в 1891 - 1900 гг.) (см. Табл. 9)[97].

    По данным послужным спискам можно проследить средний возраст, вероисповедание чиновников.

    Если сравнивать средний возраст служащих в 1881 - 1890 и 1891 - 1900 гг., то можно говорить, что возрастные рамки изменились (в 1881-1890 – средний возраст составил 38 лет, а в 1891 - 1900 – 34 года), то есть чиновники, в среднем, молодели. Но были и исключения. Так, по данным 1885 г. один чиновник в возрасте 73 лет[98], по данным 1890 г. – в возрасте 65 лет[99].

    По данным формулярным спискам можно установить и вероисповедание служащих. Это в большинстве своем православные люди (93,4%). Католики составляли в штате губернского правления всего лишь 6,6%[100].

    Если говорить об уровне образования чиновников за 1881 – 1900-е годы, то в большинстве это люди, окончившие уездные училища (23,5%). Чиновники с гимназическим образованием составляли 18,8%, столько же насчитывалось служащих с высшим образованием. Семинарское образование имели 14,2%. Городские, приходские, реальные и ремесленные училища окончило 16,5% чиновников. 5,9% служащих Олонецкого губернского правления имело военное образование, и только 2,3% получило домашнее образование[101].

    Что касается материального положения служащих, то, как правило, чиновник имел в собственности лишь один дом, причем доставшийся ему от родителей (родовое имущество). Правда, были случаи, когда чиновник имел землю (по данным 1890 года – один служащий владел 1579 десятинами земли (благоприобретенное имущество))[102]. Были даже чиновники, имеющие родовое имение (на 1885 год – один чиновник, у матери которого в собственности имение и 295 душ временнообязанных крестьян)[103].

    Чиновников, по-прежнему, жаловали орденами (Св. Станислава, Св. Анны и Св. Владимира), медалями (в память войн 1853 – 56 гг. и 1877 – 78 гг.; в память императора Александра III), знаками отличия беспорочной службы. По данным 1885 года есть даже один служащий, награжденный крестом князя Карла Румынского[104].

    Довольно редкими были случаи нахождения чиновников под судом, штрафы. На 1885 год имеется один чиновник под судом, осужденный за взятничество и злоупотребление своими обязанностями и приговоренный к заключению на срок 1 год и 4 месяца с лишением в дальнейшем права на получение знака отличия беспорочной службы и ордена Св. Владимира за выслугу лет[105].

    По формулярным спискам можно выяснить также семейное положение служащих Олонецкого губернского правления.

    Как правило, это женатые люди (» 62%), доля женатых и имеющих детей составляла 49,2%, на них приходилось по два ребенка. На 1894 год имеется один чиновник женатый третьим браком[106], а также на 1897 год чиновник, усыновивший ребенка[107]. 33% служащих были холостыми (по данным 1888 года – два холостяка в возрасте 67 и 70 лет)[108]. Невелико было число вдовцов - 5%[109].

    В целом, можно сделать вывод, что серьезных изменений в деятельности Олонецкого губернского правления в рассмотренный период времени (1881 – 1900 годы) не произошло. Новым было то, что появилось структурное подразделение – ветеринарная часть, за счет чего состав Олонецкого губернского правления увеличился на одну штатную единицу. Были повышены оклады содержания губернаторов и вице-губернаторов. Однако нельзя утверждать, что это говорит о стабильности в работе Олонецкого губернского правления. Правительство не предпринимало никаких мер по модернизации и усовершенствованию личного состава Олонецкого губернского правления, не заботилось об улучшении материального положения чиновников.

    Также правительство не уделяло внимание проблеме ведения делопроизводства, что несомненно сказывалось на эффективности работы Олонецкого губернского правления.

    Глава IV. Функции и штаты Олонецкого губернского

    правления в 1901 - 1918-е годы.

     

    В начале XX в России продолжало существовать старое административно-территориальное деление.

    Глава местной администрации – губернатор сохранял за собой основную власть в губернии. Именно он был председателем различных совещательных учреждений: присутствий, комиссий, комитетов, которые дополняли деятельность губернского правления (высшего административно-полицейского учреждения губернии)[110].

    В начале XX века губернское правление продолжало играть большую роль в управлении губернией. Это исполнительное, полицейское и распорядительное учреждение управляло в силу законов всей губернией. Губернское правление обнародовало законы и указы императора, Сената и прочих государственных учреждений, вело надзор за исполнением законов, наблюдало за правильным и безостановочным движением дел  в других учреждениях, управляло делами общественного благоустройства, охраняло общественную безопасность, права личности и собственности, ведало делами народного здравия и продовольствия. Оно занималось определением и увольнением канцелярских служителей и чиновников в губернии, собирало сведения о них и отсылало к установленному сроку в Инспекторский департамент гражданского ведомства послужные списки о всех находящихся в ведомстве правления чиновниках[111].

    Начало XX века – являлось временем глубочайших перемен, связанных с двумя русскими революциями и I Мировой войной. Это в какой-то степени повлияло и на деятельность местных учреждений Российской империи.

    В период с 1905 по 1914 гг. сохранились все основные звенья местной администрации, полиции, жандармерии и охранки. Однако I русская революция вызвала усиление деятельности карательных звеньев государственного аппарата, а введение различных стадий так называемого «исключительного» положения значительно расширило компетенцию местных органов Министерства внутренних дел[112]. Это относится и к деятельности Олонецкого губернского правления.

    Вплоть до своего упразднения 20 февраля 1918 года постановлением Олонецкого губисполкома в Олонецком губернском правлении продолжают действовать, правда, с небольшими изменениями старые расписания должностей и окладов содержания чиновников от 9 марта 1876 года.

    Губернское правление, по-прежнему, состояло из общего присутствия и канцелярии (см. Табл. 10).

    Губернатор (председатель), вице-губернатор, советники (двое), губернский врачебный инспектор, губернский инженер, губернский архитектор, губернский землемер и асессор входили в состав общего присутствия. Вице – губернатор, советники участвовали в заседаниях правления по всем делам, а прочие члены присутствия только по делам, касающимся строительной или врачебной части.

    Роль общего присутствия сводилась к ознакомлению с новыми законодательными актами и распоряжениями, к обсуждению некоторых вопросов организации и делопроизводства[113].

    Канцелярия состояла теперь из пяти отделений: 1, 2 – распорядительные, 3, 4 и 5 – соответственно строительное, врачебное отделения и ветеринарная часть, а также канцелярии присутствия. Руководство в отделениях осуществляли советники. Сохранилось старое деление на столы, которых было шесть. В распорядительных отделениях производились основные дела: обнародование в губернии законов и указов императора и Сената в губернии, надзор за исполнением законов, определение и увольнение канцелярских служителей и чиновников в губернии, увольнение в отпуск, временное замещение вакантных мест, наложение взысканий на должностные лица за медлительность и нерадение к службе, дела о розыске различных лиц, о народонаселении, торговле, промышленности, дела о наложении опек, сведения о состоянии всех недоимок в губернии, попечение о прекращении нищенства и бродяжничества, принятие мер к поимке и рассылке беглых и т.д.[114]

    Кроме распорядительных, в состав канцелярии губернского правления: входили строительное, врачебное отделение и ветеринарная часть.

    Строительным отделением, по-прежнему, управлял губернский инженер. Сюда же назначались: губернский архитектор, младший инженер и архитектор и делопроизводитель. Там же могло назначаться и некоторое число дополнительных техников. Обязанности строительного отделения оставались прежними: заведование строительной и дорожной частью в губернии.

    Во врачебное отделение входили: губернский врачебный инспектор, помощник врачебного инспектора, делопроизводитель с помощником и фармацевт.

    Ветеринарная часть находилась под управлением ветеринарного инспектора и занималось принятием мер против скотского падежа.

    Секретарь, регистратор с помощником, чиновник по счетной и экзекуторской части, редактор, его помощник, архивариус с помощником входили в канцелярию присутствия.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.