МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности

    Исследования коэффициента деятельностного развития студентов 3-4 курсов физико-математической специальности

    САХАЛИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

    ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

    КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ

    Исследование коэффициента деятельностного развития студентов III-IV курсов

    физико-математических специальностей

    (выполнено по проблеме гранта Министерства образования Российской Федерации

    в области педагогики; шифр 97-28-1-1-45)

    Дипломная работа студента 5 курса

    ИЕН ФМО

    Богданова Сергея Николаевича

    Научный руководитель:

    доктор педагогических наук,

    профессор Мизинцев В.П.

    Рецензент:

    Ст. преподаватель

    кафедры педагогики

    Бузовкина Л.А.

    Южно-Сахалинск

    2000 г.

    Содержание

    Введение ………………………………………………. 3

    Глава I Методика коррекции системы оценивания

    §1. Динамика интеллектуального развития учащихся …….6

    §2. Студент как субъект учебной деятельности……15

    §3. Мотивационно-целевая основа

    учения студентов…………………….……………..20

    §4. Идея и методика коррекции

    педагогической оценки с учётом

    возрастных особенностей

    деятельностного развития обучающихся……………….48

    Выводы…………………………………………………55

    Глава II Экспериментальное исследование

    деятельностного коэффициента

    для учащихся 10 - 11 классов

    общеобразовательной средней школы

    и студентов III – IV курсов

    §1. Разработка экспериментального материала……………. 56

    §2. Результаты экспериментального исследования

    и их применение ………………………………………… 60

    Выводы ………………………………………………… 62

    Заключение…………………………………………….. 63

    Список литературы…………………………………… 65

    Приложения

    Результаты экспериментального исследования……. 67

    Введение

    Учёт возрастных особенностей при работе учителя с учащимся - один из

    основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя

    регламентируют педагогическую нагрузку, устанавливают обоснованные объёмы

    занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для

    развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности

    обязывают правильно решать вопросы отбора и реализации учебных предметов и

    учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и

    методов учебно-воспитательной деятельности.

    Я.А. Каменский был первым, кто настаивал на строгом учёте в учебно-

    воспитательной работе возрастных особенностей детей. Он выдвинул и

    обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и

    воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития школьников.

    Известно, что чем взрослее человек, тем большим жизненным и

    производственным опытом, более выраженными и устойчивыми личностными

    качествами обладает он, что, бесспорно, влияет на индивидуальный стиль его

    мышления и интеллект в целом.

    Таким образом, рассматривая деятельностное развитие учащегося на разных

    ступенях обучения, без сомнения, можно сказать о том, что старшеклассники-

    старшекурсники обладают большим объёмом приобретённых знаний, умений и

    навыков. Но существующая шкала оценивания результатов обучения не учитывает

    этот факт, так как форма оценки одна и та же для различных возрастных

    категорий учащихся. Исходя из этого факта, возникает вопрос: можно ли

    скорректировать педагогическую оценку, учитывая коэффициент деятельностного

    развития учащихся?

    Да, можно, если в качестве объекта исследования взять педагогическую

    оценку результатов обучения, а в качестве предмета исследования –

    коэффициент деятельностного развития учащихся.

    Отсюда и вытекает названная тема дипломной работы: “Исследование

    коэффициента деятельностного развития студентов физико-математических

    специальностей”.

    В сформулированном выше вопросе заключена важная проблема, которую

    можно решить, разбив ее на два этапа исследования:

    - экспериментальный этап, в котором решается задача определения

    коэффициентов деятельностного развития учащихся по возрастным категориям и

    по разным видам деятельности ( в первом приближении - это (устные ответы( и

    (письменные задания( );

    - теоретическое исследование как этап, который заключается в том, что

    возрастные коэффициенты деятельностного развития можно применить как

    корректирующие показатели для существующей ранговой шкалы оценивания, в

    частности, для формулы, с помощью которой определяется показатель

    обученности (на балльных отметках учителя).

    В этих двух этапах заключена и гипотеза нашего исследования: если

    установим относительные коэффициенты деятельностного развития в диапазоне 6-

    ти возрастных категорий учащихся (с 10-го по 11-ый классы средней школы, и

    III-IV курсы университета), то их применение для расчёта показателя

    обученности позволит не только объективизировать результаты оценивания

    деятельности ученика, но и получить его в абсолютных единицах измерения для

    каждой возрастной категории, а значит, сравнивать этот результат, исходя из

    балльных отметок учителя.

    Гипотеза предполагает последовательное решение следующих задач:

    а) разработку экспериментального материала определённого качества и с

    определёнными требованиями;

    б) проведение эксперимента с учащимися на всех предусмотренных категориях

    испытуемых;

    в) обработку экспериментального материала: усреднение данных и построение

    шкалы отношений (числового ряда пропорций);

    г) использование коэффициентов деятельностного развития в ранговой шкале

    оценивания;

    д) проверку гипотезы.

    Глава I Методика коррекции системы оценивания

    §1. Динамика интеллектуального развития учащихся

    Всевозрастающая роль человеческого фактора в современном мире выдвигает

    на первый план изучение резервов и ресурсов человеческого развития. От них

    зависят во многом успешность обучения и продуктивность в различных видах

    деятельности, включая процессы творчества, темпы продвижения и

    совершенствования в науке и практических делах, овладение новыми

    профессиями, ускорение или, напротив, замедление, отставание психического

    роста человека и становление его индивидуальности.

    Среди всего многообразия человеческих ресурсов интеллектуальный

    потенциал занимает особое место. Он представляет собой чрезвычайно сложную

    систему свойств, формирующихся с первых лет жизни человека под влиянием

    воспитания и обучения в зависимости от образа жизни и деятельности самого

    человека. Рассматривая интеллектуальный потенциал как многоуровневую

    организацию познавательных сил человека, известный советский психолог

    Б.Г.Ананьев придавал первостепенное значение её базовым характеристикам -

    разнообразным психофизиологическим познавательным функциям таким, как

    память, внимание, сенсорно-перцептивная и мыслительная функция. Им и его

    сотрудниками были экспериментально показаны чрезвычайно выраженная

    подвижность и изменчивость этих характеристик интеллекта не только в

    детские и школьные годы жизни, но и у взрослых. Это демонстрирует прежде

    всего огромные функциональные возможности на разных этапах жизненного пути

    человека в плане его обучаемости и самосовершенствования. Именно в период

    детства происходит интенсивное развитие основных свойств интеллектуального

    потенциала, на базе которых в дальнейшем, и, прежде всего, в школьные годы,

    формируется сложная структура интеллектуальной деятельности человека.

    Вопрос о развитии интеллекта затрагивал многих учёных. К примеру, такие

    американские психологи, как Клаусмайер и Лафлин, Ослер и Траутман изучали

    продуктивность решения задач школьниками с низким, нормальным и высоким IQ.

    Огромное влияние на представления психологов и педагогов о влиянии обучения

    на умственное развитие детей оказали также идеи Ж. Пиаже, который

    сформулировал вывод о том, что в процессе социализации ребёнка (его

    адаптации к условиям жизни) происходит развитие структур операций

    интеллекта; что возникновение и развитие более высоких интеллектуальных

    операций протекает по своим законам и т.д.. Но я бы хотела остановить свой

    взгляд на работах Б.Г. Ананьева об интеллектуальном потенциале человека в

    школьные годы его жизни.

    При рассмотрении аспекта становления интеллектуального потенциала важно

    учитывать ту оценку, которая даётся Б.Г.Ананьевым роли корреляционных

    отношений в человеческом развитии, где не существует изолированных

    способностей, функций или даже отдельных реакций на конкретные внешние

    раздражения. ( Известно, - писал Б.Г.Ананьев, - что эффект той или иной

    отдельной реакции даже на изолированный одиночный стимул определяется

    системным механизмом поведения и зависит от комплекса внутренних условий(.

    Во всестороннем изучении корреляционных взаимозависимостей Б.Г.Ананьев

    видел глубокий практический смысл. Формирование корреляционного механизма,

    по его мнению, составляет внутренние условие работы любой отдельной

    психофизиологической функции и создаёт в то же время возможность

    преобразования одних функций под влиянием изменений в других, связанных с

    ними в той или иной корреляционной плеяде. При этом он имел в виду широкие

    возможности использования корреляционного механизма в процессах как

    обучения, так и воспитания. В работах Л.С.Выготского неоднократно

    подчёркивалась мысль о том, что основу умственного развития человека

    составляют преобразования межфункциональных структур, что сознание

    развивается как целое, изменяя с каждым этапом своё внутреннее строение и

    связи частей, а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии

    каждой отдельной функции.

    Таким образом, изучение структурных отношений различных сторон

    интеллектуального потенциала, а не только знание его отдельных элементов

    позволяет судить о внутренних возможностях его развития в те или иные

    моменты жизни человека.

    Становление интеллекта как сложного структурного образования в составе

    человеческих ресурсов важно изучать в школьный период жизни, так как именно

    в это время происходит его интенсивное формирование. Интеллект представляет

    собой центральный, существенный компонент человеческих возможностей,

    становление и зрелость которого зависят от степени включенности учащегося в

    учебно-познавательную работу, от активности личностной позиции самого

    школьника. Иначе говоря, успешность учения ускоряет процесс развития

    психики, её потенциальных возможностей.

    На первом этапе изучения интеллектуального потенциала человека в

    различные периоды его жизни объектом являются первичные формы психической

    деятельности дошкольников. К ним относятся разнообразные

    психофизиологические функции, которые лежат в основе формирования

    интеллектуального потенциала человека. Б.Г.Ананьевым и его сотрудниками

    было проведено психологическое исследование детей, посещающих детский сад в

    возрасте 5 и 6 лет. В соответствие с задачами исследования был подобран

    методический материал для изучения памяти, внимания, мышления, вербального

    и невербального интеллекта. Для установления межфункциональных

    взаимозависимостей был использован корреляционный анализ.

    Анализ экспериментальных данных показал, что в возрасте 5 лет дети

    имеют показатель образного мышления 2,905, а в возрасте 6 лет этот

    показатель возрастает в 1,6 раза и равен 4,643. Прирост показателя образной

    памяти составил 0,762. Исследовались также такие характеристики внимания,

    как точность и продуктивность. Дети 5 лет показали 71% точности выполнения

    задания, а в 6 лет - 89%. Показатель продуктивности внимания к 6 годам

    возрос в 1,24 раза. Анализируя показатели воображения, можно говорить о

    том, что показатель скорости образования новых образов возрастает в 1,15

    раза. Наблюдается также рост показателя гибкости мышления.[21]

    При сопоставлении данных, полученных по разным функциям, следует вывод

    о сильно выраженной гетерохронии в дошкольном периоде их становления.

    Важно отметить при этом опережающую роль образного мышления и воображения,

    которые характеризуются более быстрыми темпами развития по сравнению с

    возрастной динамикой всех других функций памяти, внимания, что, несомненно,

    имеет существенное значение для становления интеллекта и творческой

    личности.

    Кроме психофизиологических функций, изучались осведомлённость, умение

    обобщать, словарный запас, аналитико-синтетические способности,

    конструктивные способности, пространственное мышление и обучаемость.

    Максимальный прирост при переходе от 5 к 6 годам наблюдается по показателю

    обучаемости - в 1,49 раза. Улучшается способность к обобщению, кроме того,

    возрастают показатели общей осведомлённости и конструктивных способностей.

    Все эти данные говорят о том, что разные компоненты интеллектуальной

    деятельности также, как и психофизиологические функции, развиваются

    неодинаковым образом и что опережающая роль принадлежит такой важной

    характеристике ума, как обучаемость.

    Представляют также интерес структурные особенности интеллектуального

    потенциала на разных стадиях его становления. В 5 лет в структуре

    интеллектуального потенциала встречается большое количество значимых связей

    (10 - на 5%-ом уровне значимости и 3 - на 1%-ом). Ведущим в структуре

    является показатель пространственного мышления и конструктивных

    способностей. Образное мышление связано с образной памятью и с

    конструктивными способностями и с показателем обобщения. А образная память

    связана также со словарным запасом ребёнка. В структуру также вошли и

    показатели воображения. В выборке 6-летних детей структура менее

    интегрирована. Общее количество связей - 9 (на 5%-ом уровне - 5, на 1%-ом -

    4). Ведущими компонентами структуры являются словарный запас и показатель

    обобщения, которые соответственно связаны со скоростью образования новых

    образов и с образным мышлением.

    Полученные результаты приводят к выводу о том, что уже в дошкольный

    период происходит не только интенсивное развитие отдельных компонентов

    интеллектуального потенциала, но и образование корреляционных связей как

    между разного рода психофизиологическими функциями, так и между функциями и

    различными видами интеллектуальной деятельности. Таким образом, в

    дошкольном детстве имеют место процесс консолидации ещё не достаточно

    зрелых форм интеллектуального потенциала и их взаимовлияние.

    В школьном периоде жизни интеллект выступает в качестве главного

    новообразования процесса психического развития. Поэтому на втором этапе

    исследования специальное внимание было уделено становлению интеллекта как

    сложного системного образования, которое является и предпосылкой, и

    продуктом учебно-познавательной деятельности. В качестве компонентов

    интеллекта рассматривались такие психологические параметры, как способность

    решать логические задачи, умение управлять своей памятью, образное

    мышление, представления, воображения. Проводилось комплексное изучение

    школьников 11 - 16 лет общеобразовательной школы с разным профилем

    обучения. При этом одну из групп испытуемых в возрасте 13 - 14 лет

    составили учащиеся физико-математического класса. Сравнительный анализ

    показал, что уровень развития произвольного запоминания у подростков

    общеобразовательной школы значительно превышает уровень других

    интеллектуальных функций. Такая закономерность не прослеживается у

    сверстников физико-математического класса. В структуре их интеллектуальных

    характеристик выделяется не одна, а три вершины. Максимальный уровень

    достигается по параметрам развития пространственных представлений,

    способности обобщать и произвольного запоминания. Таким образом, у учащихся

    общеобразовательной школы преобладающим является мнемический компонент в

    структуре их интеллектуального потенциала. Это свидетельствует о том, что в

    процессе педагогической практики у учащихся недостаточно активизируются и

    развиваются другие, в частности, мыслительные и образные его компоненты.

    Потенциальные же возможности школьников физико-математического класса

    раскрываются полнее и разнообразнее. Это позволяет им показывать более

    высокие результаты в учебной деятельности.

    Полученные в ходе исследования данные об уровне развития

    интеллектуальных характеристик школьников были подвергнуты математической

    обработке. Результаты корреляционного анализа позволяют определить

    особенности процесса структурообразования интеллектуальных способностей на

    протяжении подросткового возраста. В младшем подростковом возрасте все

    выделенные компоненты умственных способностей включены в единое структурное

    образование. В центре корреляционной плеяды находится показатель

    вербального интеллекта (логическое мышление), который имеет 6 связей на 1%-

    ом уровне статистической достоверности. С наименьшим числом корреляционных

    взаимосвязей включены в структуру интеллекта показатели образных

    компонентов (две связи). Воображение имеет взаимосвязь с общим интеллектом

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.