МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Изучение лирики в начальной школе

    связей «объективного и субъективного, личного и общественного в образе

    лирического переживания, поскольку объективные явления действительности

    воссоздаются в форме субъективного переживания». По словам А.В.Терловой

    «именно в нарушении или соблюдении связей субъективного и объективного,

    личного общего в образе лирического переживания и проявляются различные

    уровни восприятия лирического стихотворения, различные уровни образной

    конкретизации и образного обобщения» (6,42).

    Исследованием зависимости восприятия лирики от возрастных групп

    учащихся занимались З.Я.Рез, Н.Д.Молдавская, В.Г.Маранцман и др. Каждый их

    них шел своим путем, но результаты их работы во многом сходны. Так,

    например, исследователи сходятся на масли, что до старших классов некоторые

    учащиеся стоят на ступени наивно-реалистического восприятия поэзии. «Однако

    различные уровни восприятия лирики учащимися заметны уже с 4 класса»

    (6,42). Вот что думает по этому поводу З.Я.Рез: «Одни учащиеся склонны к

    восприятию образно-эмоциональной стороны произведения, других привлекает

    интеллектуальная содержательность стихотворного текста. С 7 класса более

    важными становятся субъективные моменты (читают с прямым переносом на

    себя). Опасность такого отношения к лирике в том, что может сформироваться

    потребительское отношение к поэзии, выбираться будет то, что касается лишь

    самого ученика… С возрастом и литературным образованием у учащихся старших

    классов формируется сознательное эстетическое отношение к лирике,

    происходит окончательное отступление от «наивного реализма» (при условии,

    что в классе ведется планомерная работа по воспитанию самостоятельности

    учащихся, по развитию их воображения)»(43,7).

    Т.П.Сальникова в «Методике обучения чтению» выделяет условия, влияющие

    на восприятие пейзажной лирики:

    1. Наличие у учащихся жизненных представлений, адекватных авторским или

    приближающихся к ним.

    2. Развитие у учащихся внимания к переживаниям героев, настроению и

    чувствам. Целенаправленная работа над обогащением лексики детей

    словами, обозначающими чувства и оттенки чувств, состояние и

    настроение (радость, страх и т.д.).

    3. Формирование у учащихся творческого воссоздающего настроения.

    На первых этапах знакомства с лирическим произведением важную роль

    также играют личность учителя и тот психологический климат, который

    сложился в классе. Так, А.В.Терлова считает, что степень активности влияния

    учителя зависит от знания педагогом: 1)психологии восприятия искусства

    слова вообще; 2)его своеобразия в младшем школьном возрасте;

    3)индивидуальных проявлений у конкретных учеников; 4)уровня их

    нравственной, эстетической культуры. «Эти знания дают возможность

    моделировать восприятие учащихся» (6,46).

    А.В.Терлова также обращает внимание на необходимость предварительного

    настроя. «Известно, что не все произведения в самом лучшем исполнении

    доходят до сердца учащихся. Необходимо… установление ассоциативной связи

    между мыслями и представлениями учащихся и образами поэта»(6,48).

    Определяющим, на взгляд А.В.Терловой, моментом для полноценного

    восприятия стихотворения является чтение художественного произведения. «Чем

    конкретнее и ярче представления, возникающие при чтении, тем глубже

    восприятие художественной идеи, тем эффективнее воздействие словесного

    искусства на читателя. Этим определяются высокие требования, которые

    предъявляются к качеству выразительного чтения… Само звучание стихотворной

    речи способствует эмоциональному восприятию и пониманию ее. Подготовленное

    учителем чтения в классе лирического произведения - важнейший момент

    работы. Хорошее чтение дает учащимся нередко значительно больше в смысле

    понимания поэта, чем самый тщательный и умелый разбор - оно говорит само за

    себя»(6,47).

    Также Е.В.Карсалова обращает внимание на самую краткую, но не менее

    важную, часть урока - небольшую паузу между чтением и началом анализа.

    «Стихотворение прочитано. Оно вызвало у учеников душевный отклик, даже если

    не все в нем было понятным до конца. Поэтому после чтения не стоит спешить

    с анализом. Такая пауза совершенно необходима»(19,20). И очень ответственна

    первая фраза, первый вопрос после чтения стихотворения. Первые вопросы

    помогают ученикам вжиться в произведение, выразить читательские впечатления

    от него. Конечно, необходима и правильная работа при анализе изучаемого

    стихотворения. А последнее чтение стихотворения на уроке должно быть

    особенно ярким, чтобы у школьников осталось целостное восприятие его,

    ощущение праздничности.

    Активизации восприятия лирического произведения также способствует

    музыка, живопись. Это связано с природой самого литературного рода лирики.

    ГЛАВА II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    II.1. Возможности школьных учебников чтения для работы над лирическими

    стихотворениями

    Для того, чтобы исследовать современное состояние изучения лирики в

    начальной школе, нами были проанализированы учебники "Живое слово" (авт.

    З.И.Романовская), "Родная речь" (авт. В.Г.Горецкий и др.).Было выявлено

    количество лирических стихотворений, имеющихся в данных учебниках.

    Полученные данные представлены в таблице 1.

    Таблица 1.

    Количество лирических стихотворений в учебниках для чтения

    | |"Живое слово" |"Родная речь" |

    | |1 часть |2 часть |1 часть |2 часть |

    |1класс |50 |30 |

    |2класс |25 |23 |41 |29 |

    |3класс |26 |23 |37 |26 |

    |Всего |147 |163 |

    Как видно из таблицы 1, количество лирических стихотворений достаточно

    большое (310 стихотворений), при этом учебник "Родная речь" содержит их

    больше. Разница в 16 стихов говорит в пользу второго учебника.

    Анализ учебников для чтения позволил выявить круг лирических

    произведений для чтения, изучения и слушания, а также авторов этих

    произведений. Данные представлены в таблице 2.

    Таблица2

    | |Количество |

    |АВТОР |произведений |

    | |"Живое |"Родная |

    | |слово" |речь" |

    |Аким Я. |3 |0 |

    |Александрова З. |4 |0 |

    |Апухтин А. |0 |1 |

    |Ахматова А. |0 |1 |

    |Бальмонт. К. |2 |3 |

    |Баратынский Е. |1 |1 |

    |Барто А. |2 |1 |

    |Баруздин С. |1 |0 |

    |Бенедиктов В. |0 |2 |

    |Берестов В. |0 |1 |

    |Благинина Е. |3 |2 |

    |Блок А. |2 |1 |

    |Брюсов В. |0 |2 |

    |Бунин И. |4 |8 |

    |Бурдян М. |1 |0 |

    |Воронько П. |1 |0 |

    |Высотская О. |1 |0 |

    |Гамзатов Р |0 |1 |

    |Греков Н. |1 |0 |

    |Гумилев Н. |0 |1 |

    |Джалиль М. |2 |0 |

    |Дрожжин С. |0 |4 |

    |Дьяконов Л. |3 |0 |

    |Есенин С. |7 |9 |

    |Жигулин А. |0 |1 |

    |Жуковский В. |2 |1 |

    |Заходер Б. |0 |1 |

    |Инчин А. |1 |0 |

    |Исаковский М. |9 |2 |

    |Квитко Л. |0 |1 |

    |Кедрин Д. |0 |1 |

    |Клычков О. |0 |2 |

    |Козлов И. |0 |2 |

    |Ладонщиков Г. |2 |0 |

    |Лермонтов М. |3 |6 |

    |Майков А. |5 |3 |

    |Маршак С. |5 |3 |

    |Михалков С. |4 |1 |

    |Модзалевский Л. |1 |0 |

    |Народная песня |2 |0 |

    |Некрасов Н. |7 |8 |

    |Никитин И. |5 |8 |

    |Пастернак Б. |0 |1 |

    |Петров Ф. |1 |0 |

    |Питиримов С. |1 |0 |

    |Плещеев А. |4 |6 |

    |Погореловский С. |1 |0 |

    |Полонский |0 |1 |

    |Пришелец А. |6 |1 |

    |Прокофьев А. |2 |4 |

    |Пушкин А. |13 |18 |

    |Родари |3 |0 |

    |Рубцов Н. |2 |6 |

    |Рылеев |0 |1 |

    |Саконская Н. |2 |0 |

    |Семенов В. |1 |0 |

    |Серова Е. |1 |0 |

    |Слуцкий Б. |0 |1 |

    |Смирнов А. |1 |3 |

    |Соловьева П. |1 |0 |

    |Соловьев С. |0 |1 |

    |Суриков И. |2 |5 |

    |Тараховская Е. |1 |0 |

    |Танк М. |1 |0 |

    |Твардовский А. |5 |4 |

    |Токмакова И. |0 |2 |

    |Толстой А.К. |2 |5 |

    |Трутнева Е. |3 |0 |

    |Тушнова В. |1 |2 |

    |Тютчев Ф. |4 |10 |

    |Фет А. |1 |7 |

    |Цветаева М. |0 |3 |

    |Чуковский К. |0 |1 |

    |Щипачев С. |1 |0 |

    |Яковлев Ю.Я. |2 |0 |

    Анализ таблицы свидетельствует о том, что в учебниках для чтения

    З.И.Романовской «Живое слово» представлениы произведения 53 авторов. Чаще

    всего предлагаются для изучения стихотворения таких поэтов, как А.Пушкин,

    М.Исаковский, Н.Некрасов С.Есенин, А.Пришелец. В учебнике В.Г.Горецкого

    "Родная речь" представлены 49 авторов. Чаще других встречаются стихи

    А.Пушкина, Ф.Тютчева, С.Есенина, И.Бунина, Н.Некрасова и И.Никитина.

    Анализ учебников свидетельствует о разнообразии тематики лирических

    произведений, с которыми знакомятся дети на уроках чтения

    Таблица 3

    Тематика лирических произведений

    | Темы |«Живое слово» |«Родная речь» |Всего |

    | |1 кл |2кл |3кл |1кл |2кл |3кл | |

    |Школа |2 |1 |1 |0 |1 |0 |5 |

    |Описание поля |1 |1 |2 |0 |5 |1 |10 |

    |Детство |3 |1 |0 |1 |4 |15 |24 |

    |Птицы |3 |5 |1 |3 |3 |4 |19 |

    |Любовь к людям |1 |2 |1 |3 |2 |2 |11 |

    |Любовь к природе |1 |3 |2 |2 |4 |3 |15 |

    |Родина |3 |3 |0 |1 |3 |14 |24 |

    |Стихи о ВОВ |0 |3 |3 |0 |2 |1 |9 |

    |Труд |3 |1 |0 |0 |1 |1 |6 |

    |Дружба |0 |1 |1 |0 |2 |0 |4 |

    |Сказка |2 |0 |2 |5 |2 |0 |11 |

    |Лето |1 |2 |0 |0 |4 |1 |8 |

    |Осень |2 |7 |7 |5 |9 |4 |34 |

    |Зима |10 |11 |6 |5 |10 |2 |44 |

    |Весна |11 |7 |8 |4 |11 |4 |45 |

    |Описание отдельного |7 |11 |1 |2 |9 |11 |41 |

    |явления, предмета | | | | | | | |

    |(радуга, утёс) | | | | | | | |

    Таблица 3 свидетельствует, что центральной темой в учебниках для

    чтения является тема «времена года». Самое большое количество лирических

    стихотворений посвящены весне, зиме, осени. Большое место также отводится

    лирическим стихам о Родине, о детстве. В небольшом количестве представлены

    стихи о ВОВ, о дружбе, о школе.

    Таблица 4

    Виды лирики в учебниках для чтения

    |Виды лирики |«Живое слово» |«Родная речь» |Всего |

    | |1 кл |2 кл |3 кл |1 кл |2 кл |3 кл | |

    |Медитативная |6 |5 |7 |3 |4 |7 |32 |

    |Медитативно- | | | | | | | |

    |изобразительная |14 |9 |11 |9 |19 |26 |88 |

    |Собственно | | | | | | | |

    |изобразительная |30 |34 |30 |16 |49 |31 |190 |

    В учебниках для чтения представлены все виды лирики, но из таблицы мы

    видим, что в начальной школе чаще других видов встречается собственно

    изобразительная лирика, как правило, пейзажная, которая более понятна

    детям.

    Анализ школьных учебников показал, что на современном этапе,

    лирические стихотворения занимают важное место на уроках чтения. А значит,

    необходима и методика работы над лирическими произведениями.

    II.2. Владение младшими школьниками знаниями и умениями, необходимыми при

    работе над лирическими стихотворениями

    Во втором параграфе отражены результаты констатирующего эксперимента,

    который состоял из восьми заданий. Эксперимент проводился в 3"Г" классе

    школы № 38 (среди детей, обучающихся по системе Занкова). Задания были

    направлены на выявление конкретных знаний и умений учащихся: уметь читать,

    понимать лирические стихотворения; знать и применять в своей речи доступные

    литературоведческие термины; знать и уметь находить в лирическом

    стихотворении изобразительные средства языка и другие.

    В процентах указано количество учащихся, которые выбрали тот или иной

    ответ.

    Задание 1. Прочитайте стихотворение А.С.Пушкина "Вот север, тучи

    нагоняя…", ответьте на вопросы.

    1.Когда ты читал, слушал эти стихи, чей голос тебе представлялся?

    2.Какую музыку ты слышал?

    3.Если бы это стихотворение нужно было напечатать на цветной бумаге,

    какой цвет ты бы выбрал?

    4.Какие слова подходят к этому произведению: гладкий или шероховатый,

    угловатый или круглый?

    Цель: Определить соответствие ассоциаций, возникающих при чтении

    лирического стихотворения, чувствам и переживаниям поэта.

    Проанализировав ответы 23 учащихся, мы можем сделать следующие выводы:

    1.Прочитав стихотворение А.С.Пушкина, дети услышали голос

    а)ветра, вьюги или севера-43%

    б)А.С.Пушкина-22%

    в)родного человека (мамы или бабушки)-13%

    г)мужчины-4%

    д)волшебника-4%

    е)птицы - 4%

    ж)не ответили-4%

    Мы полагаем, что детям представился голос ветра и вьюги только из-за

    описания зимы, а не из-за понимания переживаний автора. Те, кто услышал

    голос Пушкина, возможно, поняли, что в стихотворении отражены именно его

    переживания, поэтому эта ассоциация более соответствует переданному в

    произведении. Представление голоса мужчины (низкого и сурового) говорит,

    скорее, о собственном отношении к зиме, а не о размышлениях над

    стихотворением. Голос птицы, как нам кажется, вообще не представлялся, и

    такой ответ дан только потому, что у птицы есть голос. Наиболее

    соответствующими чувствам и переживаниям А.С.Пушкина являются ассоциации с

    голосами близких людей и волшебника, т.к. в стихотворении отображены

    любование русской природой радость по поводу наступления зимы. То есть

    только у 19% учащихся после прочтения стихотворения возникли верные

    ассоциации.

    2.Такой дети представили музыку:

    а)плавная-26%

    б)веселая-35%

    в)грозная-35%

    г)первый столбик - грозная, второй - спокойная-4%

    Конечно, лучший ответ – последний, так как верно передает настроение

    стихотворения. Также очевидно, на фоне этого произведения, музыка не может

    быть грозной (только в самом начале). Веселая же и плавная музыка способна

    усилить его красоту. Таким образом, 65% школьников через музыку смогли

    показать свое понимание чувств и переживаний, возникших у поэта. Это

    задание оказалось выполнить намного легче, чем похожее на него, предыдущее.

    3.Стихотворение было предложено отпечатать на

    а)белой бумаге-49%

    б)синей-13%

    в)голубой-9%

    г)серой-13%

    д)черной-9%

    е)зеленой-4%

    Это стихотворение, действительно, желательно напечатать на синей,

    голубой или белой бумаге, т.к. это основные цвета зимы, что и отметили 79%

    испытуемых. А вот ассоциации с серой, зеленой и черной бумагой трудно

    объяснить. Возможно тем, кто не увидел в этом произведении истинную

    красоту, оно показалось скучным и это мы видим по серой бумаге, а у кого-то

    стихи о зиме сразу вызывают мысли о лете (зеленая бумага). Но в любом

    случае мы видим несоответствие ассоциаций главной мысли стиха.

    4.Выбор слов показал такие результаты:

    а)гладкий-65%, круглый-70%

    б)шероховатый-35%, угловатый-30%

    В стихотворении образные выражения "волнистыми коврами", "вокруг

    холмов", "пухлой пеленою" создают ассоциации с чем-то круглым и гладким. В

    среднем 68% смогли это прочувствовать, что видно из ответов.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.