МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Коллектив, история и современность

    должен будет выполнять в своей последующей жизни. Формы передачи этой

    функции были, по преимуществу, индивидуальными. Но так продолжалось до

    появления родившегося в Чехии 28 марта 1592 гг. в Нивницах основателя

    современной педагогики Яна Амоса Каменского (1592-1670). Он резко

    отличался своими взглядами на обучение и воспитание от своих

    современников. В его трудах было закреплено большое количество принципов

    антагонистических его времени, но утвердившихся и живущих в наше время. Его

    труды не могли пройти и мимо рассматриваемой в настоящей работе темы. И его

    произведения, можно сказать, послужили основой при образовании

    современных школьных коллективов. Это произошло благодаря пересмотру

    подходов к образованию ученических коллективов того времени. Так,

    например, ранее в одном и том же помещении все дети сидели вместе без

    каких-либо различий и даже не брался во внимание их возраст. И учитель

    занимался то с одним, то с другим учеником. Ян Амос Коменский видел слабые

    результаты при организации ученических коллективов подобным образом и

    поэтому разработал и первым ввёл разделение учеников на классы,

    благодаря чему стал создателем классно-урочной системы. Он утверждал что

    "не только дети богатых или дворян, но все одинаково, дворяне и мещане,

    богатые и бедные, мальчики и девочки, в городах и в селах, — все должны

    ходить в школу", что благодаря его новым исследованиям становилось

    потенциально выполнимым. Так, например, та же классно-урочная система не

    только повышала качество образования, но и удешевляла сам процесс обучения,

    делая его более доступным. Его утверждения о том, что в классах должны

    обучаться и девочки, вызывало несомненный интерес к изучению ученического

    коллектива так как, безусловно, коллектив, где обучаются только одни

    мальчики, отличается от коллектива, где учатся и девочки.

    Но, разработав классно-урочную систему, Ян Амос Коменский писал, что

    необходимо принимать во внимание особенности отдельного ученика, и далее

    делает вывод: "Из каждого человека можно сделать человека. Но для того,

    чтобы человек стал человеком его надо воспитывать". И, как видно из его

    трудов, роль одного из таких «воспитателей» выполнял класс.

    Итак, можно сделать вывод, что Ян Амос Коменский сделал значительный

    вклад и в создание своеобразного «скелета» современного первичного

    ученического коллектива.

    После разработки классно-урочной системы она начала распространяться и

    вытеснять индивидуальные формы обучения. Таким образом, в Европе, началось

    повсеместное формирование ученических коллективов. Что касается России, то

    и она также не осталась в стороне. Первая половина 18века стала

    революционной для развития процесса обучения в Российском государстве, где

    реформы в области образования не прошли мимо рассматриваемой в данной

    работе темы. Если до этого периода обучение происходило в семье, то в

    результате пересмотра отношения к нему и обращению к западному опыту стали

    внедрять и коллективные формы обучения. Подтверждением этого служит и

    тот факт, что к концу XVII века Россия, не располагавшая системой

    регулярных учебных заведений, создала её на протяжении 1700-х гг. Создание

    системы регулярных учебных заведений повысило заинтересованность к

    коллективу, потому что возникла необходимость эффективной организации

    классов. Какой-либо единой политики и шаблонов не было. Вследствие чего,

    появилось множество учебных заведений, в которых применялись разные

    подходы к организации ученических коллективов. Единственное, что многих из

    них объединяло, так это равнение на западный опыт с привлечением для его

    внедрения западных специалистов, которые им обладали в силу того, что к

    первой половине 18 века опыт применения коллективных форм воспитания в их

    странах уже был.

    Ростки реформы образования ко второй половине 18 века взошли, и на

    территории России окончательно утвердилась классно-урочная система. При

    этом класс уже воспринимался как единый коллектив, и работа с ним велась

    как с единым целым. И поэтому учитель был обязан вести обучение не с

    отдельно взятым учеником, а с целым классом. В результате чего, когда

    ученик читал или отвечал, весь класс должен был за ним следить. Это

    нововведение в России стало переломным моментом для организации

    образовательного процесса в ученическом коллективе.

    Но, тем не менее, в этот период основные центры педагогической науки, а

    значит и центры исследования коллективных форм и методов формирования

    коллектива, находились вне пределов России. И здесь нужно отметить, что

    совершенно не однозначным было отношение видных учёных к коллективным

    формам воспитания, а значит и к самому ученическому коллективу как их

    необходимой составляющей. Так, например, видный учёный Ж.Ж.Руссо, живший в

    18 веке, достаточно негативно относился к классно-урочной системе. Он

    полагал, что она подавляет личность ребенка, и негативно сказывается на

    воспитании. Основание таких положений становится понятным, когда видишь,

    что целью воспитания Ж.Ж.Руссо считал естественное, свободное,

    природосообразное воспитание человека-борца отвергающего авторитет

    наставника. И действительно, если цели воспитания Руссо сопоставить с

    ученическим коллективом, то он поистине мог подавлять ребёнка, так как,

    если в ученическом коллективе нет признания авторитета наставника, то он

    становится неуправляемой силой способной натворить много бед. Более того,

    целью воспитания в коллективе, навряд ли, может стать развитие у личности

    качеств борца. Скорее, наоборот, в коллективе личность не борется, а учится

    уважать интересы других и находить компромиссы для продолжения совместной

    деятельности и достижения общей цели. Последнее, конечно же, не

    соответствовало взглядам Ж.Ж.Руссо и потому он ратовал за индивидуализацию

    обучения.

    Несколько другой точки зрения придерживался Клод Анри Гельвеций (1705

    1771гг.). Он высказывался за «преимущество общественного воспитания

    перед семейным». И с ним можно согласиться, так как основная масса

    населения Европы не могла дать своим детям соответствующее воспитание. И

    внедрение классно-урочной системы уже тогда могло исправить кустарное

    воспитание детей бедных сословий, так как оно было менее затратным. Видимо

    предвидя это, Дени Дидро (171-1784 гг.) выступал против сословного

    воспитания, но это не означало, что он выступал за совместное воспитание

    детей разных сословий. Он лишь поднимал проблему необходимости воспитания

    детей не только высшего, но[12] и так называемого третьего сословия[13].

    И, что интересно, такие идеи были поддержаны не только теоретиками, но и

    практиками. Так, Роберт Оуэн организовал в Шотландии и США первые

    дошкольные учреждения для детей рабочих, где дети воспитывались в духе

    коллективизма. В коллективе детям прививались трудовые навыки с учётом их

    интересов. Нельзя сказать, что в результате такого новаторства он достиг

    серьёзных результатов, но начало было положено.

    1.3 Российская традиция коллективного воспитания.

    В этот же период на территории России каких – либо коренных перемен в

    рассмотрении коллектива не происходило. Продолжалось введение регулярных

    учебных заведений, а значит и количественное внедрение классно-урочной

    системы. В этот период часто менялись министры просвещения и возникали

    разногласия в отношении процесса обучения между отдельными лицами,

    занимающимися проблемами педагогики. И, поэтому какого-то единого подхода

    к образованию ученических коллективов, или к положению их в системе

    образования не было. Так, например, в 1828 году министром просвещения был

    назначен граф Ливен, при котором был принят новый Устав о начальных и

    средних школах (1828 г.). Он утверждал, что ученический коллектив должен

    состоять из детей одного и того же сословия. И даже для этого он

    предполагал деление школ на:

    -приходские школы для низших сословий,

    -уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских

    обывателей,

    -гимназии для чиновничества и детей дворян.

    Такое положение показывало некоторый застой в отношении к формированию

    коллектива. И было видно, что Россия в данной области лишь следовала за

    Западом, идя уже по проторенной дорожке. Безусловно, это не могло радовать

    российскую интеллигенцию, и поэтому находились люди, которые мыслили

    иначе, одним из которых был В.Г. Белинский, выступавший против сословного

    образования и воспитания. Но, несмотря на такое мнение Белинского и других

    видных деятелей продвинутой части российского общества, каких-либо подвижек

    в изменении подхода к образованию ученических коллективов не было. По-

    прежнему ученические коллективы формировались на основе принадлежности к

    тому или иному сословию и на основе материальных возможностей

    воспитанников.

    Тем временем во второй половине девятнадцатого века на Западе групповая

    форма организации воспитания в школе получает широкое распространение и

    теоретическое обоснование. В этот период при употреблении закрепляется знак

    равенства между понятиями групповая форма и коллективная формы организации

    воспитания и, благодаря К.Марксу и Ф.Энгельсу, последний термин получает

    широкое распространение. Это происходит, потому что коллективная форма

    воспитания в школе отражает их концепцию, согласно которой: «…только в

    коллективе индивид получает средства, дающие ему возможность всестороннего

    развития своих задатков и, следовательно, только в коллективе возможна

    личная свобода»[14]

    По мнению ряда видных деятелей, уже в этот период воспитание в духе

    коллективизма становится ведущим принципом педагогики, а формирование

    коллектива – целью воспитательной работы. Средством и формой достижения

    этой цели также провозглашался коллектив.

    Такие коренные изменения в странах Запада не могли обойти стороной и их

    восточного соседа, в результате чего наиболее значительное развитие

    педагогической мысли в России Нового времени пришлось на вторую половину

    XIX века. Но, к сожалению, бурного развития, в области изучения коллектива,

    подхода к его образованию и тем более взаимоотношений внутри него не

    произошло. Причиной, по-видимому, было преобладание в образовании

    консервативных сил и вся та же российская неповоротливость. Как и в первой

    половине 19 века в основном политика по отношению к ученическому

    коллективу заканчивалась на его образовании. Всех опять волновал состав

    коллектива в определённых школах. Опять же для того, что бы добиться

    однородности коллектива, происходило деление школ: на классово-сословном и

    материальном положении учеников. Но даже в этом единой политики со стороны

    государства не было всё по тем же причинам, что и в первой половине 19века

    – частая смена министров просвещения и разногласия среди отдельных

    педагогов. Так, например, в Уставе средних школ (1864 г.) отвергалась

    классово-сословная дискриминация обучения. При очередной же смене министра

    всё возвращалось на круги своя в другом виде. И, тем не менее, стало

    очевидным, что основным критерием при образовании ученических коллективов

    во второй половине 19века становилось материальное положение учеников. И

    даже для того, чтобы ограничить доступ к престижному образованию для детей

    из народа, в первую очередь использовались такие меры как повышенная плата

    за учёбу.

    Пришедшие с Запада идеи о том, что школа должна строиться на общественной

    основе, способствовали обучению детей из народа. Вместе с этими идеями

    пришло понимание того, что всеобщее образование необходимо не только

    отдельной личности, но и обществу в целом для его развития, культуры,

    экономики….. Следствием этого стало появление ученических коллективов,

    состоящих из детей малоимущих родителей, которые освобождались от оплаты за

    их обучение.

    Так, одну из таких школ (Яснополянская школа (1859 г.)) содержал Толстой

    Лев Николаевич. На примере этой школы можно сказать, что своей

    деятельностью добиваясь прекрасных результатов, она внесла немалый вклад в

    изучение ученического коллектива. Её общешкольный ученический коллектив

    состоял из 40 мальчиков и 5 девочек. В школе применялись различные методы

    обучения типа коллективных творческих сочинений, что помогало детям учиться

    совместному выполнению работы и получать другие навыки невозможные для

    осуществления вне коллектива.

    Одним из самых ярчайших педагогов не только рассматриваемого периода, но

    и всей истории педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский (1824 –

    1870). Этот разносторонне развитый человек оставил след и в вопросе

    изучения коллектива. Если соотнести его высказывания: «единство обучения и

    воспитания при формировании гуманной личности» и «педагог должен не учить,

    а помогать учиться», то можно сделать вывод о признании им одной из ведущих

    ролей в воспитании и обучении за коллективом. Он не мог упустить из

    внимания, что снижение в то время авторитарного характера влияния педагога

    на обучение и воспитание личности в то время, приведёт к восполнению её

    ученическим коллективом. Что же касается первого высказывания, которое

    является основополагающим принципом Ушинского, то действительно «нельзя

    обучать, не воспитывая». Так как обучение личности происходит для всего

    общества и в конечном счёте для неё самой, то воспитание гуманной -

    личности направленной на благо других, человеколюбивой и отзывчивой -

    является одной из первостепенных задач. Воспитание гуманной личности при

    индивидуальном и даже при семейном обучении сомнительно и если возможно, то

    в качестве исключения. Что же касается её формирования в коллективе при

    грамотном участии педагога уже не вызывает сомнений. Более того,

    К.Д.Ушинский поддерживал классно-урочную систему. При этом оговаривал

    условия, при которых должен был существовать коллектив:

    1. стабильный состав класса

    2. твердый порядок проведения занятий (по времени и расписанию).

    3. занятия с отдельными учащимися и целым классом.

    Первое позволяло возникновению более развитых взаимоотношений внутри

    него. Второе уже воспитывало организованность целого коллектива. А третье

    подразумевало признание не только отдельного ученика, но и всего класса в

    роли объекта процесса обучения.[15]

    Что же касается состава ученического коллектива, он не был приверженцем

    элитарного образования, какого–нибудь отдельного класса или сословия.

    Потому он высказывался за обязательное школьное образование для всех. Кроме

    этого он стоял на позиции, что ученические коллективы должны состоять из

    детей одного возраста, благодаря чему при организации им учебного процесса

    переводы из одного класса в другой стали ежегодными.

    Что же касается Казахстана то он, являясь составной частью России, со

    временем перенимал её опыт, идеи и отношение к образованию. Потому

    изменения в отношении к коллективу не смогли обойти и Казахстан. Конечно,

    нельзя сказать, что до соединения с Россией, каких либо коллективных форм

    обучения в Казахстане не было, они были, но на протяжении ряда лет с

    момента появления самого Казахского ханства особых изменений не претерпели.

    Так до 19 века обучение казахский детей осуществлялось в мектебах.

    Обучение в подобных учебных заведениях имело явно религиозный уклон и ещё

    одну особенность в формировании ученического коллектива. Дело в том, что

    обучение, как правило, было доступно детям наиболее состоятельных лиц, и

    сами группы учащихся мектебов формировались из мальчиков. Но как уже

    отмечалось выше с момента присоединения к России ситуация начала меняться

    и впоследствии стали открываться светские учебные заведения. Это

    обстоятельство помогло образованию и формированию ученических коллективов,

    не только основываясь на религиозном подходе, но и на светском, что не

    заставило себя ждать. Так в 1887 году было открыто женское училище в

    Иргизе, в последующие года были отрыты ещё 5 учебных заведений для девушек,

    где обучались к 1896 году 211 воспитанницы. Такие успехи были достигнуты

    благодаря преодолению реакционных традиций ислама.

    Тем временем западная педагогика не стояла на месте. Трансформации в

    области образования и воспитания были вызваны, происходящими, изменениями

    в общественных отношениях, экономике, политике и других сферах человеческой

    деятельности. В этот период уже утвердились рыночные законы, один из

    которых гласил: «спрос рождает предложение» следуя ему от педагогики

    требовались новые подходы к образованию, которые бы могли удовлетворить

    возросшие требования к объёму получаемых знаний, умений и навыков.

    Становилось очевидным, что развитие промышленности без образования

    работников, повышения уровня их знаний невозможно. Тот же работник, по

    крайней мере, должен был знать грамоту, что бы иметь возможность

    ознакомиться с инструкцией по обслуживанию, эксплуатации оборудования и

    техники безопасности. Учитывая то, что главными экономическими критериями

    является оптимальное соотношение цены и качества, совсем не кажется

    удивительным то, что коллективные формы воспитания и обучения оказались вне

    конкуренции при широком внедрении образования. В связи с этим ученический

    коллектив получил не только новый трамплин для совершенствования, но и

    новые масштабы распространения. Где с использованием коллективных форм

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.