МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конфликты в педагогическом общении

    Можно привести еще тысячи подобных видов поведения, мешающих учителю

    счастливо преподавать свой предмет. Они оказывают значимое и конкретное

    воздействие на педагога, вызывая у него отрицательные эмоции. Учитель, хотя

    это многие забывают, тоже человек. Ему также хочется, чтобы никто не мешал

    осуществлению его законного права — учить с удовольствием. Такое поведение

    учащихся находится явно за линией приятия и является проблемой учителя.

    Подобное неприемлемое поведение, к сожалению, не может быть эффективно

    элиминировано с помощью «Словаря принца». Однако оно и не может быть

    оставлено без внимания — нельзя притворяться, что вы находитесь в

    беспроблемной зоне, и продолжать урок. Учителю необходимо что-то

    предпринять для своего же блага.

    Способы взаимодействия с учащимися в случае, когда они имеют проблемы,

    и в случае, когда проблема принадлежит учителю, существенно различаются.

    Посмотрите на таблицу:

    Проблема у школьника

    Школьник начинает взаимодействие.

    Учитель слушает.

    Учитель помогает, советует, консультирует.

    Учитель хочет помочь школьнику.

    Учитель принимает решение, сделанное школьником.

    Учитель заинтересован в удовлетворении потребностей школьника.

    Учитель облегчает школьнику принятие решения.

    Проблема у учителя

    Учитель начинает взаимодействие.

    Учитель говорит.

    Учитель воздействует.

    Учитель хочет помочь себе.

    Учитель самостоятельно принимает удовлетворяющее его решение.

    Учитель заинтересован в удовлетворении собственных потребностей.

    Учитель сам активно решает проблему

    Как мы видим, различные задачи, решаемые педагогом, требуют достаточно

    несхожих способов поведения. Выводы, следующие их этой таблицы, достаточно

    очевидны:

    1. Для эффективного взаимодействия с учеником необходимо, прежде

    всего, определить принадлежность проблемы.

    2. В случае принадлежности проблемы ученику наиболее подходящей будет

    позиция консультанта, наиболее адекватный аппарат — «Словарь принца».

    3. В случае принадлежности проблемы учителю позиция консультанта будет

    неэффективной, «Словарь принца» не будет работать.

    Что же делать, если проблема принадлежит вам? У вас есть три

    возможности:

    1. работать с учеником;

    2. работать со средой;

    3. работать с собой.

    В соответствии с этим, вы можете выбрать такие направления работы:

    Первое — попытаться изменить поведение ученика.

    Второе — попытаться изменить среду, обстановку.

    Третье — попытаться изменить себя.

    Представьте себе, что Вика Плотникова, ваша ученица, постоянно вас

    перебивает, не дает вести урок, так как она хочет, чтобы вы постоянно

    проверяли то, что она делала, и подбадривали ее, говорили, что все

    правильно и она молодец. Подобное поведение для вас неприемлемо и поэтому

    является вашей проблемой. Что здесь можно сделать?

    1. Вы можете сделать ей замечание, заставить замолкать, перестать

    перебивать вас. (Изменение поведения ученицы).

    2. Вы можете дать всему классу такое задание, в которое включена

    самопроверка. (Изменение Среды).

    3. Вы можете сказать себя: «Она очень несамостоятельная девочка, но

    она скоро это перерастет», либо Ей требуется больше моего внимания, нежели

    другим ученикам.» (Изменение себя).

    Сейчас мы с вами сосредоточимся на первом способе, а остальные

    рассмотрим позднее.

    Первый способ предполагается, что вы конфронтируете с учеником,

    сообщая ему, что его поведение мешает вам, не позволяет осуществлению

    вашего основного права — получать удовольствие от процесса обучения. Такое

    поведение педагога требует от него достаточной смелости и мужества,

    осознания своих прав и потребностей.

    К сожалению, приемы, которые используют преподаватели при реализации

    этого способа, приводят к следующим последствиям:

    1. Провоцируют сопротивление у школьников.

    2. Заставляют учеников чувствовать, что учитель считает их глупыми,

    абсолютно ни на что не способными.

    3. Показывают школьникам, что педагогу нет дела до их чувств,

    потребностей и мыслей.

    4. Заставляют учеников чувствовать вину, стыд, смущение.

    5. Снижают детскую самооценку.

    6. Активизируют самозащиту школьников.

    7. Провоцируют детский гнев и мстительность.

    8. Являются причиной пассивности учеников.

    Ясно, что ни один учитель не желает подобных результатов.

    Единственное, что он хочет — чтобы уважались и его права. Но, сообщая о

    своих потребностях школьникам, большинство педагогов, как мы убедились, не

    задумываются о форме этих сообщений. Они просто повторяют то, что говорили

    их учителя и родители. Да и как можно задуматься, если вас переполняют

    гнев, отчаяние, злоба, обида, когда вы едва сдерживаете себя от применения

    «физических» методов? Ведь вам совершенно ясно, что «этот...» или «эта...»

    просто издеваются над вами!

    Типичные замечания учителей при использовании первого способа

    способствуют укреплению детей в позиции «Я-плохой» и делятся на следующие

    три группы:

    1. Предписывающие замечания.

    2. Подавляющие замечания.

    3. Косвенные замечания.

    Предписывающие замечания точно сообщают ученику об изменениях в его

    поведении, желанных для учителя — что следует сделать, как должно делать,

    как было бы лучше сделать. Преподаватель сам принимает решение и ждет, что

    школьник его реализует.

    Предписывающие замечания делятся на пять видов:

    1. Приказы. Команды. Указания.

    — Выплюнь сейчас же резинку!

    — Немедленно сядь!

    2. Предостережения. Угрозы.

    — Если ты не займешься лабораторной, я оставлю тебя доделывать ее после

    уроков!

    — Если ты будешь продолжать так вести себя, то скорее вылетишь из школы!

    3. Нотации. Проповеди.

    — Ты бы лучше учился, а не за девочками подглядывал!

    — В твоем возрасте уже следует знать, как себя вести!

    4. Поучения.

    — Ты никогда не сможешь дочитать параграф, если будешь лезть к Шаруде!

    — Книги, как известно, предназначены для чтения, а не для рисования!

    5. Советы. Предписания.

    — Я бы на твоем месте никогда себя так не повела!

    — Девочки, обсудите ваши проблемы на перемене!

    Согласитесь, все эти замечания нам очень знакомы и часто звучат в

    классе. Вам непрерывно приходится «руководить» поведением детей — встань,

    сядь, иди, стой, говори, молчи и т.д.. Вы превратились в «командную»

    машину, а школьники — в «исполнительную» машину (хотя и несколько

    испорченную). Вы не кажетесь себе роботом? Почему вы должны непрерывно ими

    командовать? Где же «нормальные» дети, которые «хорошо» себя ведут и хотят

    учиться?

    Большинству учителей кажется, что предписывающие замечания — самый

    простой и действенный способ управления классом. Если вам кто-то мешает,

    что плохого в том, чтобы остановить его и, если требуется, надавить,

    пригрозить?

    «Плохого» то, что слишком часто не срабатывает, и, самое главное,

    внутри каждого такого замечания спрятано сообщение «Ты-плохой»: ты ничего

    не можешь самостоятельно, ты ни на что не способен, ты — лягушка.

    Предписывающие замечания могут в лучшем случае вызвать внешние,

    сиюминутные изменения в поведении учени ка — он выплюнет резинку,

    перестанет щипать соседа. Но это вовсе не означает, что не станет опять

    делать то же самое, стоит вам отвернуться.

    Еще одна причина неэффективности предписывающих замечаний — они несут

    информацию только об ученике, но никогда об учителе. У школьника совершенно

    нет возможности узнать о том, как именно его поведение повлияло на

    преподавателя. Он уверен только, что педагог решил определенным образом

    изменить его поведение. В этом случае чаще всего ребенок делает

    несправедливые умозаключения о преподавателе — он придирчив, несправедлив,

    невнимателен, неумен, бесчувственен, груб и т.п. Придя к такому заключению,

    школьник вряд ли будет уделять много внимания заботе об учителе, о том,

    чтобы не мешать ему, о том, чтобы урок проходил в лучшей обстановке. Как

    раз напротив, он предрасположен бороться, восставать, проказничать, не

    слушаться — выдумывать любые способы, только бы не выполнить предписания

    педагога.

    Подавляющие замечания еще «хуже», нежели предписывающие. Они смешивают

    ребенка с грязью, снижают его самооценку, унижают его. Подавляющие

    замечания содержат оценку, осуждение, критику, насмешку. Они делятся на

    шесть категорий:

    1. Обвинение. Осуждение. Критика. Противопоставление.

    — Как только в школе драка, я всегда знаю — это Павлов!

    — Ну, ты мне и надоел!

    — Нет, тебе выйти — нельзя!

    2. Обзывание. Насмешка. Стереотипизация.

    — Вы скачите, как стадо диких тараканов!

    — Вы просто подонки общества!

    — Надо же, как ты разошелся! Давно двоек не получал!?

    3. Интерпретация. Анализирование. Диагностирование.

    — У вас что, мальчики, проблемы с дисциплиной?

    — Я понимаю, Шакунова, ты написала это, чтобы показать свои недюжинные

    способности. Хорошо бы они распространялись и на орфографию.

    4. Поощрение. Положительное оценивание.

    — Куринян, у тебя ведь достаточно ума для того, чтобы быть отличником!

    5. Поддержка. Симпатизирование. Воодушевление.

    — Трудно усидеть в классе в такой прекрасный день, не правда ли?

    — Я, конечно, понимаю, что скоро ваш любимый мультсериал, но занятия в

    школе заканчиваются в пять часов, не забывайте этого!

    6. Допрашивание. Выспрашивание. Расследование.

    — Почему это вы сидите не на своих местах?

    — Как ты можешь надеяться сдать экзамены, когда ты пропустил столько

    занятий?

    — Кто сделал дырку в глобусе, немедленно отвечайте! ?

    К сожалению, и эти замечания выглядят достаточно знакомыми, не так ли?

    А ведь они переполнены негативными оценками.

    Тысячи подавляющих замечаний слышит школьник изо дня в день. Ученик

    приучается к тому, что он — причина всех бед учителя. И как предписывающие

    замечания, подавляющие не содержат никакой информации об учителе. Поэтому

    школьнику также трудно поверить, что в педагоге есть что-то человеческое,

    что он может что-то чувствовать и у него есть какие-то потребности.

    Выдержать подавляющие замечания без ущерба самооценке могут лишь

    принцы. Но мы знаем, что их в этом возрасте практически нет. Поэтому эта

    замечания лишь усиливают, причем значительно, лягушачесть школьников.

    Независимо от того, каков будет эффект подавляющего замечания —

    пропадает втуне и никак не повлияет на поведение ребенка, либо усвоится им

    как еще одно доказательство его неадекватности, и в том и в другом случае

    он раскодирует скрытое сообщение — «Ты-плохой». Это обязательно стимулирует

    его самозащиту, он просто вынужден защищаться от этой — в его представлении

    — атаки. Он может спорить, возмущаться, доказывать, что учитель неправ.

    Некоторые ученики смиряются и думают: «Мне уже все равно, давайте,

    продолжайте в том же духе!» Единственная здоровая реакция на подавляющие

    замечания — счесть их сметными и улыбнуться, но это под силу лишь принцу. К

    сожалению, очень немногие ученики способны таким образом противостоять

    учителю.

    Косвенные замечания включают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание,

    развлекающие замечания.

    — Твои туфли выглядят лучше, нежели звучат!

    —Никогда прежде мне не приходилось работать с классом обезьян!

    — Ну что, Мишин, вызывать тебя сегодня бессмысленно, а?

    — Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление!

    — Это когда же тебя назначили директором школы?

    — Я очень надеюсь, что ты закончишь все-таки школу, станешь учителем и у

    тебя будут сотни таких же учеников, как ты сам!

    — Все, уважаемые, поразвлекались, и будет, займемся делом!

    Многие учителя предпочитают косвенные замечания, так как чувствуют,

    чем чреваты предписывающие и подавляющие. Им кажется, что школьники легче

    переносят косвенные замечания, потому что они значительно «мягче» (по

    сравнению с предписывающими и подавляющими), однако скрытую часть «Ты-

    плохой», замаскировать не удается. Подобные замечания являются более

    манипулятивными и единственный их эффект — приучение школьника к действиям

    «исподтишка».

    Теперь вы, несомненно, видите, что замечания, применяемые для изменения

    поведения школьников в том случае, когда проблема принадлежит педагогу,

    идентичны «Словарю лягушки». Поэтому мы можем включить их в этот словарь и

    в дальнейшем пользоваться этим обозначением, независимо от того,

    формулируете вы высказывания в зоне проблем школьника или замечания в зоне

    проблем учителя.

    Что же является общим для замечаний из «Словаря лягушки»? Прежде всего

    то, что все они содержат скрытое сообщение «Ты-плохой». Оно

    подразумевается, но легко встраивается в любое замечание:

    — Перестань! (Команда)

    Раскодирование: Ты — плохой, потому что не понимаешь, что следует

    остановиться.

    — Лучше успокойся, а то... (Угроза)

    Раскодирование: Ты-плохой, так как не знаешь, что следует успокоится, и

    не понимаешь, что будет, если ты этого не сделаешь.

    . Следовало бы лучше знать! (Нотация)

    Раскодирование: Ты-плохой, потому что не понимаешь, что тебе следовало бы

    лучше знать.

    . Делай, как я сказала! (Предписание)

    Раскодирование: Ты-плохой, потому что сам не сможешь руководить собой,

    тогда делай, как я сказала.

    . Ты ведешь себя как ребенок! (Обзывание)

    Раскодирование: Ты-плохой, до сих пор не смог повзрослеть и ведешь себя

    как ребенок.

    — Ты этого не знаешь, а пытаешься фантазировать. (Анализирование).

    Раскодирование: Ты настолько плохой, что даже этого не знаешь, да и

    сообразить не можешь.

    — Обычно ты такой хороший мальчик (Положительное оценивание).

    Раскодирование: Ты плохой, не можешь быть все время хорошим мальчиком.

    . Я думаю, тебе будет лучше завтра. (Убеждение.)

    Раскодирование: Ты плохой, даже не можешь чувствовать себя хорошо,

    возможно, завтра тебе и повезет.

    . Почему ты это сделал? (Выспрашивание).

    Раскодирование: Ты-плохой, даже не представляешь, что ты наделал.

    . Посмотрите, еще один Михаиле Ломоносов! (Сарказм).

    Раскодирование: Ты-плохой ребенок с непомерной самооценкой.

    Вторая общая характеристика замечаний из «Словаря лягушки» — они

    сфокусированы исключительно на школьнике и совершенно ничего не сообщают о

    педагоге. Если бы учитель сообщил о том, что он чувствует по поводу

    поведения ученика, какое оно оказывает на педагога воздействие, то

    замечание относилось бы к «Словарю принца»:

    — Меня угнетает шум, который вы производите.

    — Мне трудно работать, когда кто-нибудь пересаживается с места на

    место.

    Заметьте, что в замечаниях из «Словаря принца» ответственность за

    происходящее принимается самим учителем.

    Давайте еще раз сравним механизм действия замечаний из «Словаря принца»

    и «Словаря лягушки». Предположим, что вы разговариваете со слабым учеником,

    и в это время вас прерывает отличник, надежда и опора класса. Вам удалось

    достигнуть контакта с двоешником, а теперь все рушится. Такое поведение

    отличника является вашей собственной проблемой. Вы чувствуете раздражение.

    Вы кодируете это свое чувство для школьника, используя «Словарь

    лягушки»:

    Когда вы делаете замечание из «Словаря лягушки», его результатом

    является то, что школьник обвиняется в контактировании с вами независимо от

    имеющихся у него причин. Вы же избегаете ответственности за свои чувства,

    хотя и кодируете их.

    Как видно из рисунка, школьник, получив подобное замечание, слышит в

    нем, более всего, оценку себя.

    Если же хотите сделать замечание, которое полностью бы соответствовало

    тому, что происходит у вас внутри, то следует прибегнуть к «Словарю

    принца». В этом случае вы сообщаете о том, что переживаете, и ваше

    замечание раскодируется как ВЫСКАЗЫВАНИЕ ОБ УЧИТЕЛЕ:

    Замечания из «Словаря принца» могут быть названы «сообщениями об

    ответственности», причем в двух смыслах:

    Во-первых, учитель, который делает такое замечание, берет ответственность

    за свое внутреннее состояние (прислушиваясь к себе), а также

    ответственность за то, что он делится этим своим чувством со

    школьником;

    Во-вторых, такие замечания предполагают ответственность ученика за его

    поведение.

    Кроме того, такие замечания не содержат негативной оценки личности

    ученика, что позволяет ему быть разумным и идти навстречу учителю, а не

    сопротивляться, гневаться, хитрить. У замечаний-из «Словаря принца» есть

    три преимущества перед замечаниями из «Словаря лягушки»:

    1. они способствуют появлению у школьников желания изменить

    поведение;

    2. они содержат минимальную негативную оценку ребенка;

    3. они не разрушают отношений учитель-ученик.

    Когда учительница начинает использовать замечания из «Словаря принца»,

    школьник вдруг с удивлением открывает для себя, что учитель — не говорящая

    машина с розгами, а настоящий человек, потому что он показывает свои

    чувства, сперва самому себе, а потом — окружающим. Что учитель также может

    гневаться, бояться, радоваться, негодовать, расстраиваться, как и они. Что

    у учителя могут быть минуты слабости, что он может плакать, что он может

    откровенно на людях смеяться — словом, быть таким же, как и школьники.

    Подобная перспектива «уравнивания» с детьми пугает многих учителей.

    Даже если вы согласитесь с тем, что хорошо быть принцем и уже стали делать

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.