МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты

    наблюдаем, как плывут облака, вместо того, чтобы упорно размышлять о какой-

    нибудь проблеме, требующей творческого решения. Так что творческие акты

    часто следуют за периодами сна или безделья скорее всего просто потому, что

    эти периоды занимают много времени.Познер (Posner, 1973) предлагает

    несколько гипотез, касающихся инкубационной фазы. Согласно одному из его

    предположений, инкубационный период позволяет человеку оправиться от

    усталости, связанной с решением задачи Перерыв в трудной задаче позволяет

    также забыть несоответствующие подходы к данной задаче. Как мы уже видели,

    решению задачи может препятствовать функциональная закрепленность, и не

    исключено, что во время инкубационного периода люди забывают старые и

    безуспешные способы ее решения. Еще одна гипотеза, объясняющая, как

    инкубация может помочь творческому процессу, полагает, что в этот период мы

    на самом деле продолжаем работать над задачей бессознательно. Такое

    представление сходится со знаменитым положением Вильяма Джеймса "Мы учимся

    плавать зимой и кататься на коньках летом" Наконец, во время перерыва в

    процессе решения задачи может происходить реорганизация материала.

    -Просветление Инкубация не всегда ведет к просветлению (мы все

    знаем много людей, которые пребывали в инкубации большую часть своей жизни,

    но до сих пор не достигли просветления). Однако, когда это происходит,

    невозможно ошибиться в ощущениях. Неожиданно "включается лампочка".

    Творческая личность может почувствовать порыв возбуждения, когда все

    кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи

    согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров

    просветления в истории творческих прорывов множество Открытие строения

    молекулы ДНК, открытие бензольного кольца, изобретение телефона, завершение

    симфонии, сюжет повести -все это примеры того, как в момент просветления в

    разум приходит творческое решение старой назойливой задачи.

    - Проверка. Вслед за радостным возбуждением, иногда

    сопровождающим проницательное открытие, наступает время проверить новую

    идею. Проверка - это своего рода "отмывание" творческого продукта, когда он

    проверяется на предмет его законности. Зачастую после тщательного изучения

    решение, представлявшееся творческим открытием, оказывается

    интеллектуальным "самоварным золотом". Этот этап может быть довольно

    коротким, как в случае перепроверки вычислений или пробного пуска новой

    конструкции; однако, в некоторых случаях верификация идеи может потребовать

    целой жизни исследований, проверок и перепроверок.

    1. 4 Движущие силы творческого процесса.

    Можно прекрасно знать технологию эффективного мышления и

    уметь на практике устранять любые преграды на пути свободного течения

    фантазии. Однако что-то же должно заставить пробудиться эту самую фантазию

    к жизни. Из чего-то же должна она возникнуть, потому что ни движение, ни

    течение, ни полет, ни падение, ни огонь, ни даже холод не бывают без своего

    источника, без движущей силы.

    Итак, движущие силы. К ним относится все, что может стать

    первопричиной, побудительным мотивом, источником энергии для начала

    творческого процесса.

    Что же побуждает человека к свершению перемен? Наверное, каждому человеку,

    особенно человеку творческому, присущи свои индивидуальные побудительные

    мотивы, но вместе с тем должны же быть и общие. Общие, потому что все мы

    "человеки" и ничто человеческое всем нам не чуждо, а свои, потому что все,

    что не чуждо, проявляется для каждого сугубо конкретно. Что же это общее,

    но конкретное, которое не чуждо?

    Это эмоции и потребности. А вернее, наоборот: потребности и

    эмоции, потому что потребности первичны, а эмоции - в зависимости от

    успешного удовлетворения потребностей (или хотя бы от перспективы

    удовлетворения) - вторичны. Поэтому можно сказать, что творческий человек -

    это человек, который не только может, но, прежде всего, хочет и, притом,

    хочет много.

    Существует не так уж мало разнообразных и действенных приемов

    творческого самовозбуждения. Один из таких приемов пробуждения активного

    желания действовать - это поставить себя в состязательные условия, в

    условия близкие к условиям борьбы за выживание, в условия войны, как

    говорится, не на жизнь, а на смерть.

    Вывод из этого простой: большинству людей для начала творческой

    деятельности обязательно нужно уметь приводить себя в специальную форму

    возбужденного состояния, называемую вдохновением, то есть наносить себе

    маленькую психическую травму (иногда плавно переходящую в необратимое

    увечье). Для этого могут применяться внешние возбудители (стрессоры),

    связанные со специфическими социальными факторами - страх, тщеславие,

    престиж, конкуренция, жажда самоутверждения и т. д., и индивидуальные

    психологические приемы (аутотренинг).

    Главное в этом деле - научиться максимально использовать эти

    специфические психические силы, вызываемые к жизни вдохновением, по прямому

    назначению, т. е. на производство новых идей.

    Смысл в том, чтобы не заниматься в периоды творческого подъема

    аналитической работой, например, обоснованием выдвинутой идеи или ее

    критическим анализом. Лучше, пока что называется, "несет", набрать

    максимальное количество идей, зафиксировать их, а потом, уже в спокойной

    обстановке, заняться обстоятельным их разбором.

    Если человека вдруг случайно посещает более или менее удачная

    идея, его охватывает эмоциональный подъем, радостное возбуждение. Он готов

    придумывать еще и еще, так как ему нравятся приятные ощущения, духовный

    восторг, доходящий до экстаза, сопровождающие удачный творческий акт.

    Проблема в том, чтобы эта первая идея была не случайной, а закономерной. То

    есть, нужен своеобразный запал многоразового действия.

    Такое запальное действие оказывает привычка к прогнозированию.

    Прогнозировать можно все: грядущие глобальные и мелкие изменения в политике

    (внешней и внутренней); в социокультурной среде человека; в структуре

    основных потребностей человека; в науке и технике; в собственной бытовой

    жизни и жизни ближайшего окружения; в интимных отношениях; в качествах

    своих детей и родителей; в отношениях с окружающими людьми; в карьерных

    перспективах собственных и ближайшего окружения и т. д.

    Разумеется, оценку перспектив развития объектов, ситуаций,

    явлений, событий и отношений следует производить не на любой произвольной

    (случайной) основе, а на базе экстраполяции внутренних закономерностей

    процесса, лежащего в основе деятельности прогнозируемого объекта. Для этого

    можно воспользоваться методической схемой, положенной в основу принципа

    управления проявлением творческих качеств личности. То есть нужно выделить

    движущие силы, идеальное состояние и регуляторы (тормоза и ускорители)

    процесса. Идеальных состояний может быть несколько, если существует

    несколько активных участников действия.

    Занимаясь таким прогнозированием, придется проэкстраполировать

    характер изменения существующего состояния выбранных объектов в будущее.

    Для этого понадобится хорошо изучить их настоящее. Вот, где пригодятся

    системный анализ и методы преодоления привычных стереотипов мышления.

    Только в процессе системного анализа объектов появится масса обстоятельств,

    возбуждающих желание все изменить, а значит, стимулирующих фантазию.

    Попытки прогнозировать будущее значимых для человека явлений возбудят

    желание активно влиять на результаты развития этих явлений, а значит,

    подвигнут на поиски средств, воздействия на процессы, способные привести к

    желанному результату.

    Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих

    большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд

    общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них

    вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей.

    С детства нас учат сдерживать эмоции, обуздывать желания,

    подчиняться всевозможным предписаниям, ограничениям, правилам, не допускать

    проявления сильных чувств. Спору нет, цивилизованный культурный человек

    именно тем и отличается от дикаря, что умеет управлять (хотя бы отчасти)

    проявлениями своей биологической природы - рефлекторными и эмоциональными

    реакциями. Но управлять не значит подавлять, а то под флагом борьбы с

    распущенностью недолго превратиться в роботов. Психология же подчинения,

    как известно, губит творческую инициативу. Следовательно, вполне разумно не

    искать специально какие-то искусственные способы высекать из себя запальные

    искры эмоций, а направленно пользоваться тем огнем внутри нас, который

    постоянно приходится гасить, подгоняя желаемые формы личностно-

    индивидуального поведения к требуемому обществом социальному стандарту.

    Есть еще один немаловажный стимул, побуждающий людей к самой

    сильной форме активности, к активности на грани и часто даже за гранью

    самопожертвования. Такую степень творческой активности мотивирует

    неудержимое стремление прославиться, войти навеки в память людскую, обрести

    духовное бессмертие за счет новизны, уникальности и особой общественной

    значимости и объективной полезности результатов своей деятельности.

    Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об

    обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные

    вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным

    побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней

    мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной

    плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого

    процесса и пройти мимо возможности влиять на творческую мотивацию через

    воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством.

    Ощущение , которое испытывает человек, охваченный

    любопытством, похоже чем-то на чувство голода или жажды в том смысле, что

    как из-за стола надо выходить с легким чувством голода, так и познавая что-

    либо, не надо спешить ставить мажорный аккорд, провозглашающий очередную

    победу разума.

    Заключительной фазой любого познавательного акта должен быть не триумф духа

    по поводу обретения нового уровня могущества, даруемого большим и истинным

    знанием, а скорее скорбь, порождаемая одновременным открытием новых, более

    широких горизонтов непознанного. Иными словами, речь идет о том, что для

    поддержания чувства любопытства на постоянно высоком уровне остроты его

    нужно регулярно подпитывать, а для этого есть простое и действенное

    правило. Смысл его в том, что любую разработку - научно-исследовательскую,

    конструкторскую, просто постижение чего-то нового на обиходно-бытовом

    уровне - следует заканчивать нахождением границ этого нового знания и

    определением того, что может лежать за пределами познанного.

    5. Можно ли обучить творчеству ?

    Если творчество зависит от культуры и образования человека, то

    можно ли научить творчеству? Ответ зависит от того, как определить

    творчество. Можно научить людей большей гибкости мышления, научить их

    набирать больше очков в тестах на творчество, более "творчески" решать

    головоломки или зондировать научные и философские вопросы более глубоко,

    чем раньше, - но трудно доказать эмпирически, что путем одного только

    обучения из случайно выбранного человека можно получить гения.

    Гайес (Hayes, 1978) полагал, что творчество можно расширить следующими

    средствами:

    а) Развитие базы знаний.

    Сильная подготовка в науках, литературе, искусстве и математике дает

    творческой личности больший запас информации, из которой вырабатывается ее

    талант. Все творческие люди потратили многие годы, собирая информацию и

    совершенствуя свои базовые навыки. Изучая творческих художников и ученых,

    Энни Ро (Anne Roe, 1946, 1953) обнаружила, что среди группы людей, которых

    она изучала, единственной общей чертой было желание работать необычно

    усердно.

    а) Создание правильной атмосферы для творчества.

    Какое-то время назад в моду вошел прием "мозгового штурма". Суть его в том,

    что группа людей генерирует как можно больше идей, не высказывая критики в

    адрес других членов. Этот прием не только позволяет генерировать большое

    количество идей или решений проблемы, его также можно использовать на

    индивидуальной основе с целью облегчить развитие творческой идеи. Зачастую

    генерировать необычные решения нам мешают другие люди или наша собственная

    ограниченность.

    в)Поиск аналогий.

    Как показали некоторые исследования, люди не распознают ситуации, когда

    новая задача сходна со старой, решение которой они уже знают. Пытаясь

    сформулировать творческое решение задачи, важно вспомнить аналогичные

    задачи, с которыми вы возможно уже встречались.

    Обучение может приводить к улучшению показателей при стандартном

    измерении творчества, но неизвестно, помогает ли такой опыт продуцировать

    тип деятельности, свойственный тем людям, которых обычно считают

    "творческими".

    6. Психология детского творчества.

    Несмотря на огромное значение дошкольного детства для всего

    последующего развития художественных способностей , психологические

    закономерности детского творчества исследованы пока еще недостаточно.

    Последнее время во всем мире наиболее популярны международные

    выставки детского изобразительного творчества, общество проявляет особый

    интерес и заботу о развитии изобразительных способностей детей. Однако,

    если в дошкольном возрасте очень много детей рисует, то очень мало тех,

    кто продолжает рисовать, повзрослев. По сравнению с дошкольным детством, к

    15-летнему возрасту детей, увлекающихся рисованием, остается в три раза

    меньше.

    С возрастом значительно уменьшается круг людей, способных к

    артистическому творчеству, которое является продолжением детской игры. В

    начальной школе у многих детей ухудшаются музыкальные способности.

    С литературным творчеством происходит обратное: каждый третий

    подросток пишет стихи, ведет дневник. Однако у большинства взрослых людей

    потребность в литературном творчестве, так же как и в музыкальном,

    изобразительном, утрачивается.

    Для того, чтобы понять причины затухания творческих способностей к моменту

    окончания ребенком школы, необходимо проанализировать основные

    закономерности развития художественных способностей.

    К детскому творчеству психологи относят: хореография,

    изобразительное, музыкальное творчество, игра, сочинение сказок и стихов,

    фантазия.

    Раньше всего у ребенка начинают проявляться способности к

    движениям под музыку. В первые два года жизни основное, на что необходимо

    обращать внимание педагогам и родителям - это развитие психомоторики.

    Однако в последние годы наблюдается слишком сильный крен в сторону развития

    мышления раньше, чем движения. Дети очень мало двигаются, тем более под

    музыку. А ведь это основа для развития всех видов детского творчества.

    Благодаря движениям под музыку у ребенка развиваются слухо-моторные,

    зрительно-пространственные координации, музыкальный слух, ребенок

    овладевает общими движениями, учится управлять своим телом. А значит

    активизируется работа моторной зоны мозга - основы для нормального развития

    речи. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок

    двигается, на эмоции танцующего малыша способствует установлению баланса

    между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости,

    переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С самого раннего

    детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу

    творчества, а не контролирующей функции сознания, которая развивается в

    достаточной степени только к 8-10 годам, а окончательно - к 18-20

    годам.Однако занятия хореографией дети часто начинают только в 4-5 лет,

    когда сензитивный период упущен. Занятия превращаются в формальное

    выполнение достаточно сложных движений, редко отличающихся той гибкостью и

    пластичностью, которая доступна младенцу.

    Следующим видом детского творчества, имеющим огромное значение

    для развития художественных способностей в онтогенезе, является

    изобразительное творчество: рисование, лепка, аппликация. К сожалению,

    практика детских садов показывает, что наибольшее место в изобразительной

    деятельности детей отдано лепке и аппликации. Тогда как основой для этих

    более сложных видов детского творчества являются движения под музыку и

    рисование. Благодаря первым развиваются общие движения малыша, благодаря

    второму начинается перенос этих, пока еще не совсем координированных

    движений на лист бумаги, стену, на пол, в зависимости от того, что является

    для ребенка более удобным для самовыражения.Многим родителям непонятно,

    почему ребенок не хочет рисовать на листе бумаги, не пачкая стены, пол,

    стол. Начинается "битва" с развивающимися художественными способностями за

    аккуратность. Или ребенок усаживается за парту и занимается менее

    "опасными" занятиями: лепкой и аппликацией, тогда как рисовать для ребенка

    важно так же, как и говорить.

    На самом деле лепку и аппликацию необходимо вводить не как отдельные виды

    занятий, а как дополнение к рисованию. На одном и том же листе бумаги можно

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.