МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты

    доступный материал, привлекая к этому и членов кружка.

    В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным

    искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные средства

    обучения:

    справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты

    журналов , картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с

    вариантами рисунков по каждому из заданий (для учащихся, не владеющих

    рисунком);

    укладки с наборами специальных инструментов для художественной обработки

    материалов; изделия учащихся прежних лет занятий, распределенные по видам

    декоративно-прикладного искусства и по годам занятий с указанием фамилии и

    имени автора, класса, в котором он учился, и года создания работы; диатека

    с наборами диапозитивов и диафильмов по народному декоративно-прикладному

    искусству, с изделиями кружковцев, а также по технологии обработки

    материалов;

    оборудование для использования экранных пособий (затемнение на окнах,

    экран, аппаратура для проецирования диапозитивов, диафильмов, фрагментов

    кинофильмов, а также для эпипроекции); кассетница для методических

    плакатов;

    методические плакаты (большая часть которых создается силами учащихся

    совместно с учителем); методические стенды с образцами материалов,

    инструментов; для крепления плакатов при демонстрации можно использовать

    магнитные держатели или воспользоваться универсальной штангой-фиксатором;

    инструкции по технике безопасности (непосредственно около оборудования).

    Учитель должен располагать определенным объемом наглядных

    пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы

    народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях,

    слайдах, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет.

    Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных

    диапозитивов, выполненных с работ учащихся - нынешних кружковцев.

    Рисованные плакаты (со стадиями исполнения декоративных работ,

    образцами учебных заданий и др.) как дидактический наглядный материал дают

    больший воспитательный эффект, если изготовлялись совместно с учащимися.

    Учебно-наглядные пособия - плакаты, таблицы, иллюстративный и

    дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению

    школьниками изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию,

    если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в

    соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование

    средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого

    материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса

    трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-

    прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы народного декоративно-

    прикладного искусства помогают школьникам глубже осваивать абстрактные

    положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении

    школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и

    образами (демонстрация диапозитивов, репродукций, плакатов, образцов

    выполненных работ), восприятие учащимися материала будет положительным.

    Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников

    повышается интерес к работе, они прослеживают связь декоративно-прикладного

    искусства с жизнью.

    В кружке должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель

    не может вести работу с учащимися, основанную на индивидуально-

    психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно,

    особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся,

    предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при

    условии, что кружок не перегружен учащимися, иначе руководитель не сможет

    вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях в кружке. Однако

    методика проведения занятий при направленности в сторону большей

    индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на

    сохранении коллективного характера обучения и воспитания.

    Продолжительность одного занятия от 1 до 2,5-3 часов; более

    длительные занятия могут привести к утомлению детей, снижению темпа работы,

    нарушению координации движений и в конечном итоге к травматизму. Причем

    различно и время занятий, которое могут посвятить школьники увлечению по

    интересам. Для занятий с более младшими и неподготовленными учениками

    следует планировать 1-1,5 часа, более старшим - 1,5-2,5 часа. С наиболее

    подготовленными старшеклассниками занятия могут быть продлены до 3 часов.

    Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес,

    увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В

    процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-

    прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем

    не менее через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы,

    передышки, предупреждая появление в нервной системе школьников

    охранительного торможения.

    Для каждого ученика перерыв в работе может быть индивидуальным.

    Это не отвлекает остальных кружковцев, у в. и ценных выполнением

    собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий

    декоративно-прикладного искусства.

    Чтобы наладить четкий ритм в работе кружка, необходимо строго

    придерживаться намеченного дня и часа его функционирования. Не должно

    меняться и место проведения кружковых занятий. Учащиеся быстро привыкают к

    регулярности в занятиях, что положительно сказывается на посещаемости,

    дисциплине и в конечном счете на продуктивности, их творческой

    деятельности, на результатах их труда. В практике наблюдается наплыв

    школьников, желающих позаниматься в уже функционирующем кружке декоративно-

    прикладного искусства перед праздниками, когда возникает необходимость в

    подарках родным. После праздников, как правило, случайные посетители

    отсеиваются, а из тех, кто заинтересовался декоративно-прикладным

    искусством, можно создать самостоятельную группу начинающих. Только здесь

    преподавателю надо уметь перестроиться на встречу новых кружковцев и

    индивидуально работать с ними со дня их прихода в кружок по той общей

    программе, по которой работают и постоянные члены кружка. При большом

    наплыве желающих целесообразно организовать параллельный кружок .

    В кружок школьники приходят с различной степенью подготовленности

    в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке

    материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не

    тормозили наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных

    заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в

    пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем

    подготовки.

    Режим работы кружка, а также степень возрастания сложности

    учебных заданий зависят не только от возраста и способностей учащихся, но и

    от характера самого кружка. Например, в стационарных коллективах требования

    будут иными, чем во временных летних лагерях или детских санаториях. В

    таких "сезонных" кружках и студиях нужно стремиться к тому, чтобы дети не

    только поняли технологию декоративных работ, но и успели сделать несколько

    законченных композиций. Тогда занятия не пройдут бесследно. Лучше увеличить

    число занятий, ведь летом ребята не устают от ежедневных школьных уроков.

    Они с удовольствием посещают кружок. Последовательность и нарастание

    сложности заданий должны соответствовать характеру такого временного

    кружка. Некоторое нарушение в последовательности заданий и ускоренное

    нарастание сложности здесь вполне оправданы. Ведь такие творческие

    коллективы не носят систематического характера. В них невозможно научить

    детей сразу всем тонкостям декоративно-прикладного искусства. Нужно

    стремиться к тому, чтобы занятия заинтересовали и увлекли ребят. Узнав в

    пионерлагере или санатории некоторые основы этого искусства, школьники,

    вернувшись домой, отыщут постоянно действующий кружок, где получат более

    глубокую и систематическую подготовку.

    Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами

    декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного

    планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-

    воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе

    годовой программы. Составными частями в него должны войти тематический план

    занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы

    кружка . В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий -

    беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа

    по составлению эскизов, посещение музеев, мастерских художников-

    прикладников, фабрик прикладного искусства. Намечены встречи с мастерами

    народного и декоративно-прикладного искусства.

    Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на

    первом занятии кружка, где выбираются также и органы самоуправления -

    староста и актив кружка. В их функции входит помощь руководителю кружка в

    возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности,

    обязанность в составлении графика дежурств и назначении дежурного на каждое

    занятие. График дежурств способствует приобщению всех кружковцев к активной

    работе по самообслуживанию. Выбор дежурного, его помощь руководителю кружка

    - одна из форм развития организаторских способностей детей, привлечения их

    к систематическому самоуправлению. Так как каждый из кружковцев бывает

    дежурным по нескольку раз, они периодически испытывают воздействие этой

    формы воспитательной работы. В деятельности кружка должна осуществляться не

    только преемственность занятий из года в год, но и, по выражению А. С.

    Макаренко, "преемственность поколений", т.е. сохранение традиций и дружбы

    между старшими (по времени занятий) и младшими членами кружка.

    Чаще всего "записавшиеся" в кружок хотят побыстрее начать работу в

    материале. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке) то и дело

    тянет к каким-то случайным картинкам, которые они стремятся перевести в

    металл и дерево. Воспитание эстетического вкуса в кружках декоративно-

    прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных

    и технологических возможностей обрабатываемых материалов, что накладывает

    свой отпечаток на решение образа.

    Задача руководителя - ориентировать учащихся на глубокое

    самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного

    искусства и создание на этой основе собственных изделий. Следование

    образцам на начальном этапе обучения позволяет учащимся усвоить, что и как

    можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике.

    Не всегда образцом для повторения может служить резное, чеканное

    или инкрустированное произведение, так как нередко кружки не располагают

    таким наглядным материалом. В этом случае можно воспользоваться

    фотографиями или репродукциями с декоративных произведений.

    В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно

    наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться,

    чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание,

    связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов

    исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть

    заложен элемент творчества.

    Работа по образцам - один из этапов творческого роста учащихся. Но этот

    этап не должен быть самоцелью. Учащиеся должны понять, что через

    копирование образцов идет освоение приемов работы инструментами, пони-манне

    пластических свойств материала, особенностей композиционных решений декора.

    Учащиеся приходят в кружок с настроением поработать. Поэтому,

    когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами

    работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго.

    Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к

    работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От руководителя

    требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно,

    соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны

    носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен

    соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические

    сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения

    могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед. При проведении

    инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова

    с демонстрацией наглядных пособий.

    Очень много зависит от первого задания, которое руководитель

    предложит кружковцам. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения,

    интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание

    было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия.

    При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не

    только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить

    все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в

    процессе исполнения первоначальных приемов художественной обработки бересты

    . Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет

    ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих

    отделочных операций, они будут меньше ожидать подсказки от руководителя,

    проявляя самостоятельность в творческой деятельности.

    Первое задание в кружке может быть общим для всех учащихся.

    Рисунки для него руководитель должен подготовить сам. При этом возможно

    использование репродукций декоративных изделий, публикуемых в журналах,

    книгах, на открытках. Их можно увеличить до нужного размера через

    эпидиаскоп или давно известным способом по клеточкам. Чтобы не расчерчивать

    на клетки рисунок в книге, можно аккуратно перевести на кальку его контуры

    и основные подробности и уже кальку расчертить на клеточки для дальнейшего

    увеличения. Можно кальку расчертить на клетки и, наложив на рисунок,

    перерисовать его, увеличивая или уменьшая. С переведенного рисунка делается

    необходимое количество раздаточных карточек заданий (через копирку).

    Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности

    в кружке является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки

    реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий. Одни

    мучительно долго бьются над рисунком, у других трудно обстоит дело с

    навыками ручной обработки материалов, у третьих возникают сложности в

    процессе декорировки изделия. Поэтому, как правило, на задания общего

    характера даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого кружковца

    уходит различное количество времени. Причем это различие может быть

    довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первую композицию,

    другие успешно завершают несколько работ.

    Для первых занятий у руководителя должны быть подготовлены

    инструменты. Через несколько занятий, когда учащиеся войдут во вкус работы,

    можно выделить день для самостоятельного изготовления необходимых

    инструментов. Такие "токарно-слесарные дни" можно периодически повторять.

    С самого начала надо приучать кружковцев к самостоятельной

    работе. Получив от учителя рисунок первого задания, ученик должен

    самостоятельно перевести его на выбранный материал и приступить к работе.

    Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая обрабатываемые

    материалы при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в

    творческом процессе. После работы по образцам начинается самостоятельная

    работа учащихся. У школьников различных возрастных групп прослеживаются

    определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу

    творческих композиций школьников ложатся сюжеты прочитанных книг,

    просмотренных спектаклей, кинофильмов.

    Учащиеся используют сюжеты учебного материала по литературе, и

    тории, бесед по изобразительному искусству. Нередко основу позиции

    составляют эстетически воспринятые предметы и явления природы, окружающей

    жизни. Нередко сюжеты для декоративных композиций подсказывает материал, из

    которого она будет создаваться. При пересмотре материала происходит

    активное формирование у школьников зрительного образа, который они

    впоследствии и воплощают в данном материале. Особенно часто материал

    способствует формированию зрительного образа в лесной скульптуре при

    использовании ветвей и корней деревьев. И в других видах декоративных работ

    материал является активным средством воздействия на развитие

    эмоционального, образного восприятия действительности школьником. Говоря о

    роли материала в зарождении замысла в живописи и скульптуре, М. Г. Манизер

    писал о необходимости в поисках художественного образа обращаться

    непосредственно к материалу: "...как в случае с музыкальной импровизацией,

    так и здесь мотивы часто рождаются в общении с холстом или глиной в

    процессе работы". Это тем более справедливо в отношении декоративных

    материалов. Особенно эффективно влияние материала на школьников при их

    участии в его заготовке. В тех случаях, когда кружковец теряется, не зная,

    что выразить в своей композиции, можно рекомендовать ему несколько тем на

    выбор. Эффективную помощь учащимся может оказать демонстрация наглядного

    материала - нескольких рельефов на подобные темы, выполненных учащимися в

    прежние годы".

    В поисках сюжетов для творческих декоративных работ рекомендуется

    проводить со школьниками выходы в поле, лес, парк, на улицы города или

    поселка для зарисовок. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая

    незаметную, неброскую красоту лесов, лугов, полевых цветов, зарисовывая их,

    учащиеся проникаются чувством любви к родному краю. Находки и зарисовки

    детей на природе станут основой для будущих композиций.

    Провожая учеников на летние каникулы, нужно советовать им иметь

    при себе всегда альбом и карандаш. В любом месте можно встретить много

    интересного, и тут же зарисовать понравившийся предмет или мотив.

    В работе над творческой композицией ученик может воспользоваться

    ранее выполненными учебными упражнениями, подготовленными к ним рисунками,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.