Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты
а также добрать недостающий материал на натурных зарисовках, интерпретируя
все это в декоративные формы и образы. Работая над темой исторического
характера, ученик должен просмотреть книги, журналы, а возможно, и
кинофильмы, относящиеся к данному периоду, при возможности порисовать
бытовые предметы, одежду, утварь в исторических или краеведческих музеях.
Цель творческих работ - внимательное наблюдение жизненного материала, его
глубокое осмысление и эстетическая интерпретация в декоративные образы в
соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого
воображения. В практике кружковой работы нередки случаи, когда удачный
творческий рисунок одного подростка привлекает внимание другого,
воплощающего в материале композицию, созданную товарищем. Поэтому не надо
удивляться появлению нескольких работ одного и того же содержания у разных
школьников.
Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного
искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное
время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же
вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы , ожидая
завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы
в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору,
рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать
результативность и подведение итогов одного занятия аналогично
практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных
промыслов нашей страны выставкам изделии одного дня - обсуждению
декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня. Этот
эффективный методический прием совершенно необходим в тех случаях, когда
дети выполняют длительное задание и конечный результат будет виден не
скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии,
что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.
Эффективные результаты в активизации творческой деятельности
учащихся дают промежуточные просмотры выполняемых учащимися работ. На
текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит
новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда
выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь
учащимся в индивидуальном порядке, или когда видит, что у многих школьников
повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении,
будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в
тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимет эмоциональный настрой
учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.
Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих
достижениях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время
обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо
проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы школьников,
развивается их творческое мышление, речь. Значит, руководителю нужно уметь
направить внимание школьников в нужное русло. Можно предложить им, не
ограничиваясь понятиями "нравится", "не нравится", не боясь ошибиться,
проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их
декоративной трактовки материалу, его технологическим особенностям. Большая
роль при этом принадлежит воспитателю, который направляет весь ход
обсуждения, тактично вносит поправки в оценку школьниками положительных и
отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора.
В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла
рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими
работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся.
Председатель жюри - руководитель кружка. Умелая организация и проведение
выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм
морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей.
Возможно и материальное вознаграждение учащихся за успешную трудовую и
творческую деятельность в процессе занятия декоративно-прикладным
искусством - книга по искусству, подарочный набор инструментов для
художественной обработки материалов не только поощряют ученика за его
успехи, ни и создают эмоциональный подъем для продолжения занятий не только
в школе, но и самостоятельно в свободное время.
Обсуждение выставки в присутствии представителей РОНО,
администрации школы, родителей, товарищей по классу, школе,
местожительству, успех индивидуальной деятельности учащихся, ее
общественное признание в значительной степени способствует трудовому и
эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению.
Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно
провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства,
выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать
привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых
школьников.
2. Методическая программа уроков по художественной обработке бересты.
1. Пояснения.
За основу методической программы по художественной обработке
бересты , взята программа студии « Матрица» город Санк-Петербург . Затем
данная программа проработана , дополнена и частично опробована мною как
преподавателем , в условиях кружка по художественной обработке бересты в
Доме ремесел при отделе по культуре и спорту администрации Кезского района
Удмуртской Республики.
В наше время технологического прогресса особенно необходимо
приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными
праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой
цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического
прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не
говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое
развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков
каждой конкретной местности.
Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная
обработка бересты.
Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С
повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети
младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений,
ковриков, корзинок .Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают
осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов
усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, очешники, лапти).Старшая
группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы
и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее
определённых навыков работы с берестой (сплетение стеклянных предметов,
игрушки, пестери, туеса).
Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.
В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения
предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или
ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе
можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас
заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей
с плетением из бересты начиная работать с заменителем природного материала.
Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими
пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает
лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и
обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с
бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее
количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на
её обработку.
2. Техника безопасности.
Техника безопасности должна соответствовать общим требованиям,
федерального законодательства по охране труда / в ред. Федерального закона
от 17.07.1999 №181-ФЗ, 20.05.2002 №53-ФЗ/, пожарной безопасности на рабочем
месте / в ред. Федеральных законов от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 18.04.96 № 32-
ФЗ, от 24.01.98 № 13-ФЗ/, а также норм выдачи средств индивидуальной защиты
/ Постановление Минтруда и Соц. развития РФ от 25 декабря 1997 г №66 (в
ред. от 17 декабря 2001 г. №85)/ , норма Протовопожарной безопасности и
САНПиН . На базе изложенного выше разрабатывается внутренний трудовой
распорядок в области охраны труда.
Внутренний трудовой распорядок в области охраны труда.
1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.
2. Соблюдать требования пожарной безопасности , помещение должно
быть оборудовано средствами тушения .
3. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в
зачехлённом виде , заточку инструмента производит руководитель кружка или
специально подготовленный человек.
4.Применять инструмент только по назначении .
5. Вынос инструмента из кабинета запрещён.
6.Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а
инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их
брать, не затрачивая времени на поиски/ при художественной обработке
материалов это особенно важно, так как при работе в выбранном темпе нередко
инструмент берется не глядя , а если инструмент разбросан в беспорядке,
ученик не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму/
.
7. За нарушение правил пользования инструментом учащийся
освобождается от посещения занятий сроком до 7 дней. За повторное
нарушение исключение из студии.
8. Рабочее место необходимо содержать в чистоте.
9.В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к
руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь.
10.За нарушение общих правил техники безопасности - освобождение
от занятий сроком до 2-х недель.
3. Вводное занятие.
Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский
человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. лесные чащи
давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил
города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё что
было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина,
камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда
старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции
переходили из поколения в поколение.
На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное
ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, -
плетение из бересты (художественная обработка бересты).
Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева
миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты
туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и
оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и
народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному
материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные
сапоги. Старики рассказывают, что удобно .ходить в лаптях по болоту, когда
ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит.
Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность
не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали
под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага ( наглядый
пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского
монастыря).
Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве
бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской
письменности (новгородские берестяные грамоты).
Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и
использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую
вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой,
линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами -
берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют
антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и
ссадинах.
На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в
различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву,
кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были
богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов,
портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные
предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.
Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении,
обработке, иструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом
изделий и об участии в выставке в заключении года.
4. Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма «Роль и место
бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий».
Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный
материал (слайды) , диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно
отснять часть материала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В
качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки ,
погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки .
Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого
крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем
перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь
населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных
войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте
жизни.
Покос
- «В июле на дворе пусто, а в поле густо»
- «Не топор мужика кормит, а июльская работа»
Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро,
идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно,
коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки
косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём
еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу
мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета
Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики
собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого
солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в
форме кораблика - карбаса. Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о
себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или
молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да
и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде
- туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста
без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что
даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно
нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? - лапти.
И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам
не колко.
Посев
В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать,
крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины
для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили
земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки
широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.
Лес
При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами
(забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно
ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек. После сбора в лесу
ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных
кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой).
Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту
хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.
Рыбалка
Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и
снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес,
и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А
если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились
берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на
поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.
Строительство
Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье,
заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый
венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не
гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали
бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на
крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные
пласты, защищая дом от влаги.
Хозяйство
- Оплетали треснувшую глиняную посуду
- Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский
музей)
- Веретеница для ниток и веретён
- На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать
- Кипятили воду в посудине из пласта бересты
- Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.
- Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)
5. Программа занятий. Первый год обучения.
|№ |Кол-в|Содержание занятий |
| |о | |
| |час. | |
| | | |
|1 |2 | |3 |
|Октябрь |
|1 |2 |Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. |
| | |Материал. Инструмент. Техника безопасности |
|2 |2 |Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х |
| | |гранной. |
|3 |2 |Использование и применение отходов /обрезков и полосок |
| | |бересты/. Плашка и груглая бусина. |
| | | |
| | | |
| | | |
|4 |2 |Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. |
| | | |
| | | |
|Итого |8 |
|Ноябрь |
|1 |2 |Знакоство с понятием оберег и его изготовление.Работа с |
| | |четырмя полосами.Оберег плоский-звезда. |
| | | |
|2 |2 |Оберег-колоток.Работа по шаблону. |
| | | |
|3-4|4 |Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки|
| | |для книг. |
| | | |
|Итого | |8 |
|Декабрь |
|1 |2 |Плетение квадратной основы с со скошенными |
| | |углами.Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент. |
| | | |
|2 |2,5 |Плетение кубика и его применение.Секркт |
| | |мастерства-заплетение углов. |
| | | |
|3 |2,5 |Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края. |
| | | |
|4 |2 | |Использование дополнительных лент в плетении для | |
| | | |изготовления ножек. | |
|Итого | |9 |
|Январь |
|1-2|4 |Использование приобретенных навыков для изготовления |
| | |игрушек.Поросенок.Предметы-заменители |
| | | |
|3 |2 |Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение клювика.|
| | | |
|4 |2 |Изготовление заготовок для воображаемого изделия. |
| | | |
|Итого | |8 |
|Февраль |
|1-2|4 |Изготовление рыбки.Принцип китайского узла. |
| | | |
|3-4|4 |"Паук"-композиция из рыбок или птичек с использованием |
| | |ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий |
| | |(бусинки,плашки и т.д) |
| | | |
|Итого | |8 |
|Март |
|1 |2 |Петух.Преобразование птицы путем дополнения. |
| | | |
|2-4|6 |Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков |
| | | |
|Итого | |8 |
|Апрель |
|1-2|6 |Корзинка.Способ косого плетения. |
| | | |
|2-3|4 |Составление и изготовление пасхальной композиции с |
| | |использованием природных материалов. |
| | | |
|Итого | |10 |
|Май |
|1-4|10 |Подготовка к отчетной выставке. |
| | | |
|Итого | |10 |
|Всего занятий за год |32 | |
|Всего учебных часов за год |69 | |
4. Заключение.
История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть
и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть
материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает
представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными
материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы
способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.
В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие
замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В
искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями
талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант
народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от
маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных
кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели,
уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-
маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает
лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета,
завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими
приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и
неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные
традиции.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем
начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие
творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно
свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по
развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими
школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни
детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство
радости от общения со сверстниками и учителями.
О все таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного
возраста я сделала вывод, что им еще сложно плетением из бересты , у них
ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук , координация движений
для работы с этим материалом . Я считаю , что на самом начальном этапе
необходимо брать бумагу и делать изделия из неё , постепенно переходя к
работе с берестой .
Опыт мое работы показал , что если ребенку интересно , если его
увлечь и заинтриговать , помочь вообразить будущее изделие , создать стимул
, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго , упорно и
порой забывая про время и про то , что изделие может не получиться. Ребенок
натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и
воображать и творить воображаемое изделие , но для этого его нужно
вдохновить , вдохнуть в него искорку какого то замысла , какой то идеи , а
в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае , если это ему
интерестно.
Список использованной литературы:
1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.
2.Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г.
3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
Психологический очерк. М., 1967 г.
4. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.
5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.
Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.
6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:
Знание, 1984.
7. Выготский Л.С., «Развитие высших психических функций»,-М.,1960.
Ресурсы Интернет:
Статьи, авторефераты, ссылки.
Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.
П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.
"Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления"
(под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984.
Этапы творческого процесса.
Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950)
Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М.,
Тривола, 1996 г.
( А.Б. Потапов Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")
Темерин С. М. Русское прикладное искусство.
Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества.
Замятин Е.И. Психология творчества.
Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить.
Программа студии « Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г.
Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло.
Мильтимедия :
CD-ROM « Русская береста ». Cordismedia 2003г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 :
рис.2
рис.3
рис.5 рис.4
рис.6 рис.7
рис.8
рис.9
рис.10 рис.11
рис.12 рис.13
рис.14
рис.15
рис.16
рис.17
рис.18
рис.19
рис.20 рис.21
рис.22 рис.23
Приложение 2
Приложение 3
-----------------------
Рис.10
Рис.11
Рис.12
Рис.13
Рис.14
Рис.15
Рис.16
Рис.18
Рис.9
Рис.21
Рис.22
Рис.23
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|