МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты

    а также добрать недостающий материал на натурных зарисовках, интерпретируя

    все это в декоративные формы и образы. Работая над темой исторического

    характера, ученик должен просмотреть книги, журналы, а возможно, и

    кинофильмы, относящиеся к данному периоду, при возможности порисовать

    бытовые предметы, одежду, утварь в исторических или краеведческих музеях.

    Цель творческих работ - внимательное наблюдение жизненного материала, его

    глубокое осмысление и эстетическая интерпретация в декоративные образы в

    соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого

    воображения. В практике кружковой работы нередки случаи, когда удачный

    творческий рисунок одного подростка привлекает внимание другого,

    воплощающего в материале композицию, созданную товарищем. Поэтому не надо

    удивляться появлению нескольких работ одного и того же содержания у разных

    школьников.

    Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного

    искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное

    время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же

    вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы , ожидая

    завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы

    в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору,

    рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать

    результативность и подведение итогов одного занятия аналогично

    практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных

    промыслов нашей страны выставкам изделии одного дня - обсуждению

    декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня. Этот

    эффективный методический прием совершенно необходим в тех случаях, когда

    дети выполняют длительное задание и конечный результат будет виден не

    скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии,

    что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.

    Эффективные результаты в активизации творческой деятельности

    учащихся дают промежуточные просмотры выполняемых учащимися работ. На

    текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит

    новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда

    выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь

    учащимся в индивидуальном порядке, или когда видит, что у многих школьников

    повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении,

    будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в

    тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимет эмоциональный настрой

    учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил.

    Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих

    достижениях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время

    обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо

    проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы школьников,

    развивается их творческое мышление, речь. Значит, руководителю нужно уметь

    направить внимание школьников в нужное русло. Можно предложить им, не

    ограничиваясь понятиями "нравится", "не нравится", не боясь ошибиться,

    проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их

    декоративной трактовки материалу, его технологическим особенностям. Большая

    роль при этом принадлежит воспитателю, который направляет весь ход

    обсуждения, тактично вносит поправки в оценку школьниками положительных и

    отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора.

    В конце первого года занятий и по завершении двухгодичного цикла

    рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими

    работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся.

    Председатель жюри - руководитель кружка. Умелая организация и проведение

    выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм

    морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей.

    Возможно и материальное вознаграждение учащихся за успешную трудовую и

    творческую деятельность в процессе занятия декоративно-прикладным

    искусством - книга по искусству, подарочный набор инструментов для

    художественной обработки материалов не только поощряют ученика за его

    успехи, ни и создают эмоциональный подъем для продолжения занятий не только

    в школе, но и самостоятельно в свободное время.

    Обсуждение выставки в присутствии представителей РОНО,

    администрации школы, родителей, товарищей по классу, школе,

    местожительству, успех индивидуальной деятельности учащихся, ее

    общественное признание в значительной степени способствует трудовому и

    эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению.

    Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно

    провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства,

    выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать

    привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых

    школьников.

    2. Методическая программа уроков по художественной обработке бересты.

    1. Пояснения.

    За основу методической программы по художественной обработке

    бересты , взята программа студии « Матрица» город Санк-Петербург . Затем

    данная программа проработана , дополнена и частично опробована мною как

    преподавателем , в условиях кружка по художественной обработке бересты в

    Доме ремесел при отделе по культуре и спорту администрации Кезского района

    Удмуртской Республики.

    В наше время технологического прогресса особенно необходимо

    приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными

    праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой

    цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического

    прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не

    говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое

    развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков

    каждой конкретной местности.

    Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная

    обработка бересты.

    Работать с берестой могут дети начиная с 6 лет. С

    повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети

    младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений,

    ковриков, корзинок .Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают

    осваивать бересту с простого плетения и в последующем формы предметов

    усложняются (солонки, конфетницы, бутылочки, очешники, лапти).Старшая

    группа (от 14 до 17 лет) занимается по сокращённой программе средней группы

    и продолжение составляет плетение сложных форм изделий, требующее

    определённых навыков работы с берестой (сплетение стеклянных предметов,

    игрушки, пестери, туеса).

    Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

    В целях упрощения освоения приёмов плетения на первом году обучения

    предполагается использовать бумагу (типографская бумага бумвенил или

    ватман) как заменитель бересты. Поэтому работу с детьми по данной программе

    можно начинать с любого времени года без заготовленной бересты. Если у Вас

    заготовлен материал летом - замечательно, но рекомендуется знакомить детей

    с плетением из бересты начиная работать с заменителем природного материала.

    Данный подход обеспечит более быстрое освоение работать сразу несколькими

    пальчиками с переплетением лент, различная расцветка сторон бумаги помогает

    лучше освоить плетение, в отличии от бересты, где зачастую лицевая и

    обратная стороны ленты очень близки по цвету. И ещё один плюс работы с

    бумагой - за один тот же промежуток времени можно освоить большее

    количество изделий, поскольку при работе с берестой 50 % времени уходит на

    её обработку.

    2. Техника безопасности.

    Техника безопасности должна соответствовать общим требованиям,

    федерального законодательства по охране труда / в ред. Федерального закона

    от 17.07.1999 №181-ФЗ, 20.05.2002 №53-ФЗ/, пожарной безопасности на рабочем

    месте / в ред. Федеральных законов от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 18.04.96 № 32-

    ФЗ, от 24.01.98 № 13-ФЗ/, а также норм выдачи средств индивидуальной защиты

    / Постановление Минтруда и Соц. развития РФ от 25 декабря 1997 г №66 (в

    ред. от 17 декабря 2001 г. №85)/ , норма Протовопожарной безопасности и

    САНПиН . На базе изложенного выше разрабатывается внутренний трудовой

    распорядок в области охраны труда.

    Внутренний трудовой распорядок в области охраны труда.

    1. Строго соблюдать и выполнять инструкции руководителя.

    2. Соблюдать требования пожарной безопасности , помещение должно

    быть оборудовано средствами тушения .

    3. Ношение режущего и колющего инструмента обязательно в

    зачехлённом виде , заточку инструмента производит руководитель кружка или

    специально подготовленный человек.

    4.Применять инструмент только по назначении .

    5. Вынос инструмента из кабинета запрещён.

    6.Рабочее место всегда должно содержаться в образцовом порядке, а

    инструменты располагаться каждый на своем месте и так, чтобы удобно было их

    брать, не затрачивая времени на поиски/ при художественной обработке

    материалов это особенно важно, так как при работе в выбранном темпе нередко

    инструмент берется не глядя , а если инструмент разбросан в беспорядке,

    ученик не только выбивается из рабочего ритма, но и может получить травму/

    .

    7. За нарушение правил пользования инструментом учащийся

    освобождается от посещения занятий сроком до 7 дней. За повторное

    нарушение исключение из студии.

    8. Рабочее место необходимо содержать в чистоте.

    9.В случае получения травмы или пореза обратиться за помощью к

    руководителю. Руководитель обязан оказать первую помощь.

    10.За нарушение общих правил техники безопасности - освобождение

    от занятий сроком до 2-х недель.

    3. Вводное занятие.

    Когда-то почти вся Русь была деревянной. Испокон веков русский

    человек селился в лесистых местах, по берегам озёр и рек. лесные чащи

    давали ему приют, кров и пищу. Из дерева крестьянин рубил себе избы, строил

    города, возводил храмы и крепости. Из подручного материала мастерил всё что

    было необходимо, от сохи до посуды. Использовалась не только древесина,

    камни, кость, металлы, но и кора деревьев (липы, берёзы). Человек всегда

    старался сделать своё жилище уютным и красивым. Народные традиции

    переходили из поколения в поколение.

    На наших занятиях с вами мы будем осваивать древнее народное

    ремесло, непрерывно связанное с традиционной культурой нашей Родины, -

    плетение из бересты (художественная обработка бересты).

    Долгими зимними вечерами крестьянские умельцы резали из дерева

    миски и ложки, плели хлебницы, солоники, пестери, мастерили из бересты

    туеса для ягод, грибов и мёда. Рыболовы изготовляли берестяные поплавки и

    оплетали грузела для сетей. В древние времена не было обувных фабрик и

    народ снова обращался к бересте - прочному, эластичному и доступному

    материалу. Небогатые люди обувались в лапти, ступни, а порой и в берестяные

    сапоги. Старики рассказывают, что удобно .ходить в лаптях по болоту, когда

    ступаешь - вода набирается, а когда ногу поднимаешь - вода уходит.

    Крестьяне давно заметили долговечность бересты, её способность

    не поддаваться гниению. При строительстве избы пласты бересты подкладывали

    под нижний венец сруба, чтобы в древесину не проникала влага ( наглядый

    пример - церковь воскрешения Лазаря, 14 век, о. Кижи, из Муромского

    монастыря).

    Обшивали берестой лодки-берестянки и использовали её в качестве

    бумаги. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской

    письменности (новгородские берестяные грамоты).

    Как правило, все вещи изготовлялись по потребности и

    использовались в повседневном быту. Но крестьянин создавал самую I простую

    вещь не только удобной и практичной, но и радующей глаз своей формой,

    линией, цветом. Известно, что береста обладает лечащими свойствами -

    берегиня (оберег) снимает головную боль. В составе коры присутствуют

    антисептические компоненты, позволяющие использовать её при порезах и

    ссадинах.

    На ярмарках и народных праздниках, постоянно проходимых в

    различных уголках России, наряду с такими ремёслами как резьба по дереву,

    кости, гончарное дело, кружевоплетение, вышивка, лоскутное шитьё, были

    богато представлены берестяные изделия - очешники различных видов,

    портсигары, абажуры, куклы и игрушки, подстаканники, оплетёные стеклянные

    предметы, украшения, шкатулки, головные уборы и многое другое.

    Далее проходит рассказ о бересте, её заготовке, хранении,

    обработке, иструменте изложенном выше. Рассказывается программа с показом

    изделий и об участии в выставке в заключении года.

    4. Занятие с показом слайдов и кино-видеофильма «Роль и место

    бересты в жизни крестьян на протяжении многих столетий».

    Для демонстрации предполагается использовать диапозитивный

    материал (слайды) , диапроектор, видеофильмы и мультимедия. Желательно

    отснять часть материала на природе - в поле, в лесу, на реке и т.п. В

    качестве тематики предлагаются следующие предметы : пестери , дудки ,

    погремушки , украшения , лапти , корзины , туеса , солонки .

    Чтобы лучше представить какую роль и место в жизни простого

    крестьянина занимали берестяные вещи и береста как материал, попробуем

    перенестись в прошлые, далёкие времена, в 16-17 век. Земли России, не столь

    населённые как центральные, жили спокойно, размеренно, бедствия постоянных

    войн не доносились до этих мест. Крестьяне жили в привычном круговороте

    жизни.

    Покос

    - «В июле на дворе пусто, а в поле густо»

    - «Не топор мужика кормит, а июльская работа»

    Эти две поговорки дают нам возможность представить ранее утро,

    идущих мужиков в дальние поля на покос. При каждом из них, непременно,

    коса, оселок (точило-лопатка) в берестяном лопаточнике на поясе для правки

    косы, за плечами берестяной кузов или пестерь, лёгкий и удобный, а в нём

    еда на весь день и берестяной дорожный солоник с солью. По рассказу

    мастераДружинина Евстафия Михайловича из Сибирского сельсовета

    Верховажского района Вологодской области, когда во время сенокоса мужики

    собирались отдохнуть и пообедать, каждый доставал свой солоник и у каждого

    солоник имел свою неповторимую форму. У его отца тоже был свой солоник в

    форме кораблика - карбаса. Летний июльский день жаркий и жажда напоминает о

    себе, а если родник или река далеко, то брали с собой воду или

    молоко.Глиняную посуду не очень удобно носить в дорогу - тяжела, хрупка, да

    и расплескаться молоко может в дороге. И тут обращались к берестяной посуде

    - туесу (бурак, бурёшка) с деревянным дном и крышкой. А потому, что береста

    без трещин и сучков не пропускает воду и донце вставляется так прочно, что

    даже капля не просочится. А за ручку-дугу в крышке можно

    нести туесок не расплескав жидкости. А что у крестьянина на нога ? - лапти.

    И рубля не потратишь и идти легко и по скошенному полю удобно идти, ногам

    не колко.

    Посев

    В то время как приходит весна всё в природе начинает оживать,

    крестьяне готовились к посеву. Когда идут в поле - берут большие корзины

    для посева зерна - севалки. Одевали чистые белые рубахи и с песней дарили

    земле семена, чтобы по осени собрать урожай. Горсть зерна из севалки

    широким движением руки разлетается по весенней пашне, раз-два, раз-два.

    Лес

    При заготовке на зиму грибов и ягод ходили в лес с корзинами

    (забеньками), набирухами и пестерями. По лесу, болоту и «по реке» удобно

    ходить в лаптях. Ноги уберегаются от сучьев и шишек. После сбора в лесу

    ягоды и грибы необходимо сохранить. Хранили их не только в деревянных

    кадках и ушатах, но и в больших берестяных теусах (до 70 см. высотой).

    Ягоды и солёные грибы долго сохранялись благодаря бересте. Также в быту

    хозяйки в бураках хранили крупы, соль, муку и т.п.

    Рыбалка

    Если шли на рыбалку, то опять брали с собой пестерь под улов и

    снасти. Размер такого пестеря был меньше, чем того, с которым ходили в лес,

    и носили его не как ранец, а на длинной через плечо лямке (как сумку). А

    если на рыбный промысел выходили с сетью, то грузела-камни крепились

    берестяной лентой с сетке, и поплавки берестяные удерживали сеть на

    поверхности воды, при этом не впитывая воду как деревянные.

    Строительство

    Собираются мужики всей деревней ставить избу одной семье,

    заготовят стройный крепкий сосновый лес - только сруб собирай. И под первый

    венец дома листы бересты кладут, чтобы дерево в себя влагу не вбирало и не

    гнило, а значит и дом долго стоял. Под подоконники также подкладывали

    бересту, чтобы вода не скапливалась и древесина не гнила. Забравшись на

    крышу избы можно увидеть, что в прослойке меж кровлей лежат берестяные

    пласты, защищая дом от влаги.

    Хозяйство

    - Оплетали треснувшую глиняную посуду

    - Оплетали рукояти инструментов (воинские меч, лук 11-12 в.в. Новгородский

    музей)

    - Веретеница для ниток и веретён

    - На двор к скотине ходили в ступнях, чтобы обувь не пачкать

    - Кипятили воду в посудине из пласта бересты

    - Новгородские грамоты нач. 11-15 в.в.

    - Берестяные донца от туесов 9 век (музей-заповедник, Старая Ладога)

    5. Программа занятий. Первый год обучения.

    |№ |Кол-в|Содержание занятий |

    | |о | |

    | |час. | |

    | | | |

    |1 |2 | |3 |

    |Октябрь |

    |1 |2 |Вводное занятие . Направление кружка. История ремесла. |

    | | |Материал. Инструмент. Техника безопасности |

    |2 |2 |Работа с одной полоской. Изготовление бусины 3-х и 4-х |

    | | |гранной. |

    |3 |2 |Использование и применение отходов /обрезков и полосок |

    | | |бересты/. Плашка и груглая бусина. |

    | | | |

    | | | |

    | | | |

    |4 |2 |Работа с шаблоном. Розочка. Сборка деталей в букет. |

    | | | |

    | | | |

    |Итого |8 |

    |Ноябрь |

    |1 |2 |Знакоство с понятием оберег и его изготовление.Работа с |

    | | |четырмя полосами.Оберег плоский-звезда. |

    | | | |

    |2 |2 |Оберег-колоток.Работа по шаблону. |

    | | | |

    |3-4|4 |Плоские плетенки и их разновидности.Изготовление закладки|

    | | |для книг. |

    | | | |

    |Итого | |8 |

    |Декабрь |

    |1 |2 |Плетение квадратной основы с со скошенными |

    | | |углами.Подставка по "горячие предметы", 8*8 лент. |

    | | | |

    |2 |2,5 |Плетение кубика и его применение.Секркт |

    | | |мастерства-заплетение углов. |

    | | | |

    |3 |2,5 |Плетение солонки. Секрет мастерства-заплетение края. |

    | | | |

    |4 |2 | |Использование дополнительных лент в плетении для | |

    | | | |изготовления ножек. | |

    |Итого | |9 |

    |Январь |

    |1-2|4 |Использование приобретенных навыков для изготовления |

    | | |игрушек.Поросенок.Предметы-заменители |

    | | | |

    |3 |2 |Изготовление птички.Секрет мастерства-заплетение клювика.|

    | | | |

    |4 |2 |Изготовление заготовок для воображаемого изделия. |

    | | | |

    |Итого | |8 |

    |Февраль |

    |1-2|4 |Изготовление рыбки.Принцип китайского узла. |

    | | | |

    |3-4|4 |"Паук"-композиция из рыбок или птичек с использованием |

    | | |ранее изготовленных на занятиях заготовок и изделий |

    | | |(бусинки,плашки и т.д) |

    | | | |

    |Итого | |8 |

    |Март |

    |1 |2 |Петух.Преобразование птицы путем дополнения. |

    | | | |

    |2-4|6 |Кот.Плетение с использованием пробретенных навыков |

    | | | |

    |Итого | |8 |

    |Апрель |

    |1-2|6 |Корзинка.Способ косого плетения. |

    | | | |

    |2-3|4 |Составление и изготовление пасхальной композиции с |

    | | |использованием природных материалов. |

    | | | |

    |Итого | |10 |

    |Май |

    |1-4|10 |Подготовка к отчетной выставке. |

    | | | |

    |Итого | |10 |

    |Всего занятий за год |32 | |

    |Всего учебных часов за год |69 | |

    4. Заключение.

    История берестяных ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть

    и в народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть

    материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает

    представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными

    материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы

    способна принести радость творчества и пользу особенно для детей.

    В художественных промыслах сохраняются и продолжают развитие

    замечательные традиции народного декоративного бытового искусства. В

    искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями

    талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант

    народа. Оно неоднородно и сегодня. Его произведения разнообразны: от

    маленькой брошки, сувенирной фигурки- игрушки, до громадных ковров, крупных

    кружевных панно, многопредметных подарочных комплектов посуды, мебели,

    уникальных сложных композиций миниатюрной живописи на шкатулках из папье-

    маше, искусной ажурной резьбы по кости и т.д. И всюду привлекает

    лаконичная, но выразительная пластика форм, высокая культура цвета,

    завершенность композиции, красота орнамента, достигаемые специфическими

    приемами мастерства, в которых соединяется и верный глаз, и точная рука, и

    неистощимая творческая фантазия, и бережно хранимые профессиональные

    традиции.

    Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем

    начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие

    творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно

    свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по

    развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими

    школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни

    детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство

    радости от общения со сверстниками и учителями.

    О все таки по опыту своей работы с детьми младшего школьного

    возраста я сделала вывод, что им еще сложно плетением из бересты , у них

    ещё недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук , координация движений

    для работы с этим материалом . Я считаю , что на самом начальном этапе

    необходимо брать бумагу и делать изделия из неё , постепенно переходя к

    работе с берестой .

    Опыт мое работы показал , что если ребенку интересно , если его

    увлечь и заинтриговать , помочь вообразить будущее изделие , создать стимул

    , то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго , упорно и

    порой забывая про время и про то , что изделие может не получиться. Ребенок

    натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и

    воображать и творить воображаемое изделие , но для этого его нужно

    вдохновить , вдохнуть в него искорку какого то замысла , какой то идеи , а

    в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае , если это ему

    интерестно.

    Список использованной литературы:

    1.Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983г.

    2.Виппер Б.Р. Очерки о живописи эпохи расцвета. М., 1962 г.

    3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.

    Психологический очерк. М., 1967 г.

    4. Финягин В.В. Изделия из бересты. Мос.обл., 2001г.

    5. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб.

    Пособие. – М.: Высш. Школа, 1980.

    6. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.:

    Знание, 1984.

    7. Выготский Л.С., «Развитие высших психических функций»,-М.,1960.

    Ресурсы Интернет:

    Статьи, авторефераты, ссылки.

    Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М., Тривола, 1996 г.

    П.П. Всемирная история искусств. М., 1996 г.

    "Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления"

    (под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.В.Петухова). МГУ, 1984.

    Этапы творческого процесса.

    Вудвортс Р. (из кн. "Экспериментальная психология". М., 1950)

    Источник: Солсо Р.Л. "Когнитивная психология". " Пер. с англ. " М.,

    Тривола, 1996 г.

    ( А.Б. Потапов Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод")

    Темерин С. М. Русское прикладное искусство.

    Сорокин Б.Ф. Философия и психология творчества.

    Замятин Е.И. Психология творчества.

    Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить.

    Программа студии « Матрица» Плетение из бересты СП-б 1998г.

    Выдержки из книги Шутихина А.В. Доброе ремесло.

    Мильтимедия :

    CD-ROM « Русская береста ». Cordismedia 2003г.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1 :

    рис.2

    рис.3

    рис.5 рис.4

    рис.6 рис.7

    рис.8

    рис.9

    рис.10 рис.11

    рис.12 рис.13

    рис.14

    рис.15

    рис.16

    рис.17

    рис.18

    рис.19

    рис.20 рис.21

    рис.22 рис.23

    Приложение 2

    Приложение 3

    -----------------------

    Рис.10

    Рис.11

    Рис.12

    Рис.13

    Рис.14

    Рис.15

    Рис.16

    Рис.18

    Рис.9

    Рис.21

    Рис.22

    Рис.23

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.