Методические приемы развития воображения и творческих способностей детей младшего школьного возраста на занятиях кружка декоративно - прикладного искусства по художественной обработке бересты
расположить изображения, выполненные с помощью кистей и красок, пластилина,
кусочков материи, картона, природных материалов. Тогда ребенку будет
понятен смысл лепки и аппликации как дополнительных изобразительных средств
для создания той единой картины, которую он творит в сотрудничестве с
взрослым. Но приступать к этому надо постепенно, осторожно, когда ребенок
сам захочет использовать эти дополнительные изобразительные средства.
Особое место в развитии творческих способностей детей занимает
музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют
использование классической музыки (хотя в последнее время продается
множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально
для малышей) во время занятий.
Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша
превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное
воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций.
Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не
боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому
закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и
музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок
становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-
слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе "очарованного"
музыкой мозга.
Задамся вопросом, каким же образом организовать должное
обучение , чтобы ребенок обладал необходимой суммой знаний и в то же время
не утратил творческих способностей.
Прежде всего необходимо отказаться от стереотипного мнения,
что детство - это только подготовка к будущей взрослой жизни. Термин
"дошкольное детство" создает в сознании взрослых образ будущего школьника,
а не сегодняшнего малыша. Важно снять этот психологический барьер на пути к
пониманию взрослыми сегодняшнего, реального ребенка.Большинство детей
каждый день живет с ощущением, что такими, какими они являются сегодня, они
быть не должны. И вместо того, чтобы раскрывать и развивать, с помощью
родителей, учителей, свои природные задатки, дети превращаются в пассивных
накопителей отфильтрованной и переработанной взрослыми информации об
окружающем мире и оценочных суждений о самих себе и результатах своей
деятельности.
Нейропсихологами установлено, что фактор произвольной регуляции
психической деятельности связан с работой лобных отделов головного мозга,
морфогенез и функциогенез которых продолжается до двадцатилетнего возраста.
Взрослый человек способен ставить цели действий, планировать
последовательность оптимальных путей и способов их достижения и
осуществлять контроль за выполнением выбранной программы действий, который
требует постоянного сличения цели и промежуточных результатов. Именно эта
особенность взрослого подхода к осуществлению поставленной задачи очень
часто мешает развитию детской креативности. По-видимому, существует некий
природный замысел развития способностей человека в онтогенезе, согласно
которому в последнюю очередь развиваются именно те зоны мозга, которые
учителя и родители искусственно пытаются развить в первую очередь. Причем,
в том, что касается развития произвольного внимания, взрослые иногда
предъявляют к ребенку даже более жесткие требования, чем к самим себе.
Малыш испытывает невероятное напряжение и огромные трудности, пытаясь
сконцентрировать свое внимание на том, что в данный момент интересно не
ему, а важно для обучающего и воспитывающего взрослого.
Свободное, непроизвольное, нерегулируемое и непосредственно-
эмоциональное взаимодействие малыша с миром собственных ощущений и
представлений, возникающих как бессознательные импульсы на окружающий
ребенка мир звуков, цветов, запахов, прикосновений, отражение этих
импульсов в рисунке, танце, речи, фантазиях - это фундамент, на котором
затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и
миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.
Только дав ребенку возможность при непосредственно-эмоциональном
взаимодействии с миром вещей и людей непроизвольно извлечь заложенный
природой перспективный потенциал, отразить этот опыт в различных видах
индивидуального или совместного со взрослым творчества, можно перебрасывать
мостик к более произвольным и регулируемым со стороны и самим ребенком
способам воспитания/самовоспитания и обучения/самообучения. В противном
случае, весь этот невостребованный природный арсенал, с которым ребенок
появляется на свет, вытесняется глубоко в бессознательное, отгораживается
массой барьеров и появляется на свет в сновидениях, фантазиях,
неосознаваемых и неконтролируемых вспышках и затуханиях творческих
способностей.
Каким же образом ребенок может учиться, то есть, стать учеником, оставаясь
художником, танцором, актером, музыкантом, поэтом? Как снять это
противоречие: или ученик, или творец?
На этапе дошкольного детства основной деятельностью,
обеспечивающей наиболее адекватные условия для развития контролирующей
функции интеллекта ребенка, является игра, в том числе применительно к
данной работе.
Двигаясь, рисуя, танцуя, сочиняя и играя, а также постоянно
ощущая уважение и интерес взрослых к результатам своей деятельности, малыш
не автоматически пересядет с детсадовской парты за школьную, а войдет в
новую социальную ситуацию, имея сформированную базу психического развития и
доверие к учителю. Он станет слушать учителя и высказывать свое мнение, так
как будет психологически готов к сотрудничеству. И если в школе в перерывах
между занятиями у ребенка будет возможность подвигаться и порисовать под
музыку, то к следующему занятию его рука и мозг будут действительно
отдохнувшими.
2. Анализ искусствоведческой литературы по изучению
особенностей художественной обработки бересты, как вида декоративно-
прикладного искусства.
1. Предыистория.
Предыистория берестяного ремесла уходит корнями в далекое
прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его
жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия
труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами -
"берегинями"(1). С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и
кормило, у человека были особенные отношения. Он верил, что его судьба
таинственным образом, связана с деревом, которое он выбрал в качестве
своего "тотема"(1), причем тотем - это не божество, а родственник, друг,
брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого
можно магически воздействовать. У каждого народа были свои почитаемые
деревья. У живших в так называемом таёжном поясе Земли, чаще всего среди
священных и любимых деревьев встречается, береза. В русском ритуале с
березой во время Троицы сохранилось много тотемических элементов.
Исключительность, которая принадлежит березке, объясняется, по-видимому,
тем, что это первое, наиболее раннее дерево,
одевающееся в яркую, нарядную зелень, тогда как другие едва начинают
распускать почки. Отсюда возникает представление, будто именно березка
обладает особенной силой роста. Средоточием этой силы считаются верхушки и
ветки - от них идет рост и, следовательно, здесь находится их сила. Эту
силу надо использовать. Такова простейшая мыслительная основа, приводящая к
различным обрядам, связанным с березкой.
1. Берегини, - в восточнославянской мифологии женские
персонажи. Этимологически название "Б" сближается с именем Перуна и со
старославянским "прыгиня" (холм, поросший лесом), но, вероятно, смешение со
словом берег (с чем связано и употребление названия "Б" по отношению и
изображению русалок в русской домовой резьбе). Культ берегинь объединяется
с культом Макоши и упырей в христианских поучениях против язычества.
2. Тотем (на языке североамериканских индейцев оджибве ототем,
буквально - его род), в первобытных верованиях -природный объект (животное,
растение, неодушевленный предмет), находящийся в родстве с определенной
группой людей. Но не только ассоциация с сильным деревом, а и другие
свойства березы ставят ее в ряд исключительных. В первую очередь красивый
внешний вид. Береза привлекала своей ослепительно белой корой - берестой и
зеленью. Лекарственные свойства березового сока, листвы, бересты тоже были
известны человеку с древности. Ну а практическое применение березы
настолько широко, что стоит остановиться только на бересте, которую относят
к области древнейшего способа первобытного использования дерева для
домашних надобностей.
Береста легко снимается со ствола, обрабатывается с помощью
простейшего инструмента. Она легкая, прочная, водонепроницаемая. Прекрасный
подсобный строительный материал, подобного которому трудно найти в тайге.
Археологические раскопки принесли немало находок, которые проливают свет на
то, как использовали бересту. Эпоха мезолита в далеком прошлом (6-8 тыс.
лет до н. э.) явилась временем повсеместного освоения человеком северных
территорий. К памятникам этого времени относится поселение Веретье, которое
находится в нынешнем Каргопольском районе Архангельской области на берегу
р. Кинемы. Торф хорошо сохранил остатки жилища, мастерской, ямы-хранилища.
Внутри строений обнаружены очаги, устроенные из камней или на песчаной
подсыпке. Прослежены остатки полов, выстеленных берестой или сосновой
щепой. Сверху конструкцию могли покрывать корой, берестой, плетеными из
трап или камыша матами... На поселение Веретье обнаружены ямы-хранилища,
вырытые в песчаной почве около холодных ключей у леса. Они были выложены
деревянными плашками и берестой, в них находились остатки рыбы. У берега на
специальных площадках обрабатывали древесину, а мастерская по обработке
камней обнаружена около одного из жилищ, у выхода к лесу.Здесь у стены дома
стояла наковальня из зеленого валуна, на которой делали каменные орудия, и
рядом берестяная емкость или туес, внутри которого было 23 кремневых
предмета. Туес состоял из полого листа бересты, концы сворачивались вверху,
как крышка... Интересны грузила для сетей или ловушек, сделанные из камней
или нуклеусов и обернутые берестой... Резцы бобра вместе с челюстной частью
использовались в качестве резака, при этом удаляли острые отростки кости и
сохранившуюся часть обертывали полосой бересты, превращая в рукоять. Как
видим, с далекого прошлого человек использовал бересту для покрытия крыш,
полов, стен, изготовления простой утвари и как подсобный материал для
связывания, обертывания.
На поселении Берендеево, что находится недалеко от
Переславля, археологи нашли интересное погребение, относящееся к 3 тыс. до
н. э. Древний человек был захоронен, завернутым в бересту, точнее в
широком берестяном цилиндре из 3-х слоев. Береста очень хорошо сохранилась
во влажной почве. Благодаря этому качеству мы можем заглянуть в жизнь наших
далеких предков. Порой непонятно, как использовался тот или иной предмет из
бересты, но ясно, что пользу она им приносила. Раскопки в древнем Новгороде
принесли тысячи деревянных предметов, в том числе свыше 4000 фрагментов
берестяных изделий, многие из которых были декорированы тиснением, резьбой,
росписью. Берестой покрывали крыши, стены. Из нее делали утварь, обувь.
Берестой обшивали лубяные короба. На бересте писали и рисовали. Доктор
исторических наук Б. Колчин опубликовал изображения этих изделий. Академик
Б. А. Рыбаков описал орнаменты, которыми покрывались берестяные изделия.
"Емкости для пищевых продуктов (туеса, коробьи) в древнем Новгороде
орнаментировались архаичными символами плодородия в виде ромбов и квадратов
"засеянного поля", зачастую в сложной переработке. Другим элементом была
плетенка. На крышках коробов иногда давалась космогоническая картина:
центральная часть изображала землю, представленную усложненными знаками
плодородия, земля вокруг омывалась водой, а все это вместе, земля и вода,
было окружено солнечными знаками в виде косого креста (без кругов).
Орнамент покрывал весь короб сверху донизу, что, очевидно, было связано с
идеей полноты".
Интересные археологические находки, связанные с берестой,
были обнаружены во многих регионах земного шара. Упомяну только две:
берестяные изделия из гробницы Тутанхамона (14 в. до н. э.) и прорезная
береста на колчанах скифских воинов в виде накладок (сложный растительный
орнамент) - 2-е тысячел. до н. э.1 1. Накладки из бересты хранятся в
Волгоградском областном краеведческом музее.
Но самое удивительное - это берестяные грамоты, на которых
писали наши предки
в Новгороде, Смоленске, Рязани в XI-XIV веках. На мягкой податливой
поверхности буквы легко процарапывались острой костяной палочкой. Другой
конец палочки часто украшался головками коней, львов и имел отверстие,
через которое ее подвешивали на поясе.
Писали на бересте не только взрослые, но и дети. Несколько
грамот было написано маленьким мальчиком Онфимом, который не только писал,
но и рисовал. В Новгороде была найдена даже настоящая берестяная книжка,
очень маленькая, из двенадцати страниц, написанная во второй половине
двенадцатого века, содержащая текст вечерней молитвы. Древние новгородцы,
конечно, не подозревали еще об одном необыкновенном свойстве бересты - ее
способности сохраняться долгие годы. Новгородские письма на бересте,
пролежав в земле больше восьми столетий, дошли до нас.
2. Береста и быт.
В прошлом береста занимала большое место в жизни северного
крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири иДальнего Востока. Без
бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и
кончая строительством дома, везде использовали бересту.
В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от
сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста
предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники,
перекрытия дольше служили,если между деталями конструкции прокладывали
бересту. Вот что писал Петрей Петр в начале XVII века, описывая Московское
государство: "...они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое,
что на дом не потратят ни одногогвоздя, они покрывают эти дома досками, а
всего лучше корой березы...".
В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные
строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой
(берестой), служит не меньше 40 лет.Зайдя в крестьянский дом, можно было
увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки,
корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни,
брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба
служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для
хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных
размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки
получали "вторую жизнь" после обвивания их берестяной лентой. Во дворе
можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на
рыбацких сетях - поплавки. Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было
сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в
Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны,
сапоги были сплетены из бересты.
Прочно вошла береста в "мир детства" в виде игрушек. У
каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим
оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из
бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки:
мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири
повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту
использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и
жалеек. В таможенных книгах Московского государства (XVII в.) упоминаются
"берестяные каючки", на которых с верховьев Вычегды доставляли товар в
Великий Устюг. Как они выглядели, представить сейчас трудно. А вот каноэ
североамериканских индейцев и лодки-берестянки народов Сибири сохранились в
музеях Петербурга (РЭМ, МАЭ). Известна и технология их
изготовления. Ни одна телега, ни одни сапоги и конская упряжь не обходились
без дегтя. Лучший деготь получался из бересты. Телеги не скрипели, сапоги
долго служили и не промокали, а конская упряжь не замерзала на морозе.
Запах дегтя известен многим, ихтиологовая мазь содержит березовый деготь
.Деготь обладает лечебными, противовоспалительным действием. Много
пословиц и загадок связано с берестой, по которым можно судить о том, какое
место занимала она, в крестьянском быту.
Стоит в поле дерево древанское, на
этом дереве семь угодьев,
Первое угодье – в избе обиходье,
Другое угодье – в кругу вертится,
Третье угодье - старому и малому
потешка,
Четвертое угодье – на церкву крыша,
Пятое угодье – по дорожке след,
Шестое угодье – на всю ночь свет,
Седьмое угодье – всему миру масло.(
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|