МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы

    Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы

    Министерство образования и науки РБ

    Витебский государственный университет

    Кафедра хорового дирижирования и вокала

    Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах

    общеобразовательной школы

    Дипломная работа

    Научный руководитель: кандидат психологических наук

    Доцент Гребельник. С.Г.

    г. Витебск 2001

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение....................................................................

    ............................................. 3

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательной

    школы.......................................................................

    ............................................. 7

    § 1. Взгляд на МПКФ в программах по музыке общеобразовательной школе

    с 1917 года

    ............................................................................

    ..................... 7

    § 2. Изучение МПКФ в школе в свете развития музыкально-педагогичес-ких

    идей Д.Б.Кабалевского

    ...........................................................................

    10

    Глава II. Методы изучения музыкальных произведений крупной

    формы в старших классах средней общеобразовательной школы ........ 12

    § 1. Методики изучения музыкальных произведений

    ............................. 13

    § 2. Методы изучения МПКФ в старших классах и

    их

    классификация...............................................................

    .................................. 17

    § 2.1. Методы изучения МПКФ, решающие образовательно-

    воспитательные задачи

    ............................................................................

    ...... 19

    § 2.2. Методы изучения МПКФ, развивающиев музыкальное мышление

    старшеклассников

    ............................................................................

    ............... 21

    ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Применение метода «Создание шедевров» в старших классах и

    исследование его эффективности

    ................................................................. 26

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    ............................................................................

    ................... 34

    ЛИТЕРАТУРА

    ............................................................................

    ..................... 36

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    1...........................................................................

    ................. 38 МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

    ................................................................. 43

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    2...........................................................................

    ................ 44

    ВВЕДЕНИЕ.

    «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего

    человека». В последнее время эти слова Сухомлинского стали скорее

    украшением кабинетов, чем смыслом уроков музыки. А ведь цель уроков музыки:

    влюбить детей в искусство!

    Разрыв между «неслышащим» знанием и красотой музыки – самая большая

    проблема музыкального образования. Можно ли пересказывать содержание музыки

    словами? Вероятно, и эту пока еще нерешенную проблему с полным правом можно

    отнести к разряду «вечных». Но особенную остроту она приобрела в последнее

    время, когда ведутся острые дебаты о предмете «Музыка в школе». Так, в

    проекте «Концепции художественно-эстетического образования в национальной

    школе Беларуси» (авторы Н.Н. Гришнанович, А.Д. Савельев и др.) среди

    проблем преподавания художественно-эстетического цикла названы следующие:

    . преобразование научного типа преподавания в ущерб эмоциональному и

    сенсорному обучению;

    . отсутствие педагогики искусства, преподавание его бессистемно, не

    опирается на закономерности художественного развитию ученика, что вдет к

    быстрой потере интереса к искусству, ученики перестают видеть в занятиях

    смысл;

    . учениками не изучаются понятия образных языков искусства; не развивается

    их художественное мышление до способности образа творческой деятельности

    и заинтересованных отношений с духовным светом художественных

    произведений.

    Цель музыкального воспитания, сформулированная еще Д.Б. Кабалевским,

    актуальная и ныне: «… ввести учащихся в мир большого искусства, научить их

    любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря,

    воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры».

    Более того, авторы новых программ опираются также на нее, но проблемы

    остаются прежние: диктуя учителям, чему они должны обучить детей, не

    оговаривается как и чем они смогли бы их увлечь в своем предмете.

    Особенно это проблема касается музыкальных произведений крупной формы.

    Нельзя всерьез говорить об освоении учащихся духовных богатств наиболее

    развитых форм и жанров музыки, если к окончанию школы ученик не прослушал

    целиком ни одной оперы., концерта, в лучшем случае «прошел» одну симфонию,

    одну-две сонаты. Нельзя также научить ребенка любить и понимать музыку без

    взаимодействия знаний о ней и глубокого постижения ее как живого искусства.

    Наблюдение уроков музыки, анкетирование и интервьюирование школьников 6

    – 8х классов, а также беседы с учителями музыки (см. приложение 2) привели

    к еще более удручающим результатам: 70 % школьников считают этот предмет

    необязательным в школе, 95 % учащихся плохо разбираются в стилях и

    направлениях музыки (как классической, так и музыки XX века), около 80 % не

    испытывают не только потребности, но даже интереса к «серьезной» музыке.

    Наконец, ни один (!) школьник не смог исполнить (напеть, сыграть) любую

    (!!) тему из оперы, симфонии или концерта, с указанием автора и названием

    произведения. Выход из сложившейся ситуации мы видим в привлечении

    всестороннего внимания к исследуемой нами проблеме со стороны методистов,

    психологов, учителей. Поэтому темой исследования мы выбрали методы изучения

    музыкальных произведений крупной формы в старших классах средней

    образовательной школы.

    Таким образом, объектом нашего исследования становится изучение

    школьниками старших классов музыкальных произведений крупной формы (далее –

    МПКФ) в общеобразовательной школе, а предметом исследования – существующие

    в настоящее время методы изучения МПКФ и эффективность их использования.

    Цель данной работы: выделить из всей группы методов работы с МПКФ на уроках

    музыки те, которые наиболее эффективно решают задачи музыкального

    воспитания (образовательные, воспитательные, развивающие), а также те,

    которые могут быть применены в любой по сложности программе по музыке в

    общеобразовательной школе.

    Исходя из вышесказанного, нами было выдвинута гипотеза о том, что

    наиболее эффективными среди всех методов изучения МПКФ будут те, которые

    решают развивающие задачи (и главным образом, развивающие музыкальное

    мышление детей). С целью подтверждения этой гипотезы мы провели

    исследование следующими методами: анализ педагогической психологической

    литературы по этому вопросу. Также нами было проведено практическое

    исследование эффективности группы методов на уроках музыки первой четверти

    6 – 8 классов СШ №18 г. Орши. Кроме этого в работе были использованы

    результаты наблюдений уроков музыки СШ № 18 г. Орши, а также

    результаты анкетирования и интервьюирования учащихся 6 – 8 классов этой

    школы. Нами был разработан и проведен урок в 7 «А» классе СШ № 18 г. Орши,

    основанный целиком на одном из самых эффективных, с нашей точки зрения,

    методе – методе «создания шедевров». В работе были использованы и

    методические находки учителя музыки СШ № 18 Дежиковой Людмилы Геннадьевны.

    Метод изучения музыкального произведения – такой способ работы с

    музыкальным произведением, в процессе которого ученик, наиболее полно

    воспринимает фактическое, акустическое, синтаксическое, драматургическое и

    идейно-концептуальное содержание его как целого [13.С. 47-48].

    В данной работе речь пойдет об изучении музыкальных произведений крупной

    формы. К таким произведениям Ю. Холопов относит те произведения, которые

    соответствуют следующим критериям:

    1) масштабность, т.е. объем произведения и его структура, которые не должны

    быть ниже простых форм;

    2) тематизм, т.е. наличие не менее одной яркой структурно-оформительной

    темы;

    3) количество частей – не менее одной [29. С 30].

    Согласно этим критериям, к МПКФ изучаемым в школе, можно отнести следующие:

    циклические произведения: вокальные, инструментальные; крупные вокально-

    инструментальные – опера, оратория, кантата; крупные инструментально-

    сонатно-симфонический цикл, концерт, трио, квартет, квинтет; музыка

    инструментально-сценическая – балет, балетные сюиты.

    Одной из важнейших задач нашего исследования является изучение возможности

    с помощью существующих в настоящее время методов изучения МПКФ целиком, а

    не фрагментарно. Не менее важной задачей исследования мы считаем и

    возможности методов в деле личностно-ориентированного образования и

    воспитания. Третьей задачей нашего исследования является примерная

    классификация методов изучения МПКФ с точки зрения тех задач, которые эти

    методы решают в музыкальном воспитании школьников.

    Глава I. Изучение МПКФ в программах общеобразовательной школы.

    В нижеследующей главе мы хотели бы осветить подходы к изучению МПКФ в

    общеобразовательной школе, начиная с 1917 г., т.е. начиная с реформы школы,

    сделавшей ее массовой. Какое место занимали тогда и занимают сейчас МПКФ в

    системе музыкального воспитания, кто занимался проблемами изучения МПКФ в

    школе, какие взгляды на методы изучения МПКФ существуют в экспериментальных

    программах.

    § 1. Взгляд на МПКФ в программах по музыке в общеобразовательной школе с

    1917 года.

    1917–1929 годы. В октябре 1917 года была утверждена «Декларация о единой

    трудовой школе», где наряду с другими предметами официальное внимание

    уделялось вопросу эстетического воспитания. С этого времени эстетическое

    воспитание становится обязательным в школе. В народном комиссариате

    просвещения в то же время был образован специальный музыкальный отдел

    (МУЗО), разработавший требования к преподаванию музыки в школе. Занятия

    музыкой в школе преследовали следующие цели:

    1) развитие музыкальных способностей, умений детей;

    2) развитие эстетического чувства.

    В этой же программе давались и основные пути осуществления музыкального

    воспитания:

    а) развитие способности воспринимать музыку (слушание);

    б) развитие необходимых для воспроизведения музыкальных способностей и

    умений (пение);

    в) усвоение нужных знаний (грамотность).

    Однако основной формой знакомства с МПКФ в то время были концерты народных

    школ музыкального просвещения (открытые в Петрограде и Москве с 1918 года),

    реже классные демонстрации фортепианной литературы.

    С 1922 года реформой музыкального образования были созданы 3 ступени

    музыкально-педагогической «платформы» – школы, техникумы, консерватории. В

    школах музыкального просвещения дети не только слушали музыкальные

    произведения (в том числе и крупных форм), но и исполняли их в хоровых и

    оркестровых коллективах, и таким образом достаточно глубоко их изучали.

    Особый вклад в деле изучения МПКФ внесли педагоги Летней трудовой

    колонии «Бодрая жизнь» Станислав Георгиевич и Валентина Николаевна Шацкие.

    Так, на вечерах, посвященных слушанию музыки исполнение произведений

    сопровождалось рассказом о композиторах и их творчестве, таким образом,

    дети узнавали сведения и о стилях, жанрах, идейных концепциях произведения.

    В колонии существовали хор и оркестр народных инструментов, в репертуаре

    которых были и произведения крупной формы.

    1930–1960е годы. С этого времени музыкальное воспитание официально стало

    осуществляться по двум параллельным каналам:

    1) общеобразовательная школа, в которой с 1-го по 7-й классы

    предусматриваются уроки музыки;

    2) различные формы внешкольного музыкального образования.

    Фактически, для образовательных школ были разработаны программы по

    пению, однако на уроках музыки решались и задачи по привитию навыков

    слушания и элементарного анализа музыкальных произведений. На практике до 4-

    го класса уроки музыки вел учитель-неспециалист, поэтому они проводились

    зачастую неквалифицированно. Урок музыки постепенно превращался в урок

    пения, а проблемы слушания, восприятия и, тем более, анализа произведения

    становились острее, решение их откладывалось. Поэтому в 1947 году был

    создан научно-исследовательский институт художественного восприятия

    Академией педагогических наук РСФСР (НИИ ХВ АПН РСФСР), где в секторе

    музыки и танца во главе с В.И. Шацкой объединили свои усилия ведущие ученые

    и деятели музыкального воспитания О.А.Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Н.Л.

    Гродзенская, М.А. Руммер, Д.Л. Локшин, И.Д. Орлова, В.Г. Соколов и др.

    Проблемы музыкального воспитания в процессе слушания музыки много трудов в

    то время посвятили Н.В. Шацкая, Н.Л. Гродзенская. Надежда Львовна

    Гродзенская занималась также методикой организации слушания произведения,

    изучения произведений различных жанров и форм. Она смогла решить и такую

    важнейшую проблему, как насыщенность урока звучащей музыкой, остающейся в

    памяти учеников надолго.

    1970 – 1980е годы. В эти годы начинается экспериментальная педагогическая

    деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского – выдающегося советского

    композитора и педагога. Им была создана принципиально новая программа для

    общеобразовательной школы.

    С точки зрения нашей работы, как в методике музыкального воспитания в

    целом, так и в деле изучения МПКФ в новой программе был сделан огромный шаг

    вперед. Так, школьники начинают входить в мир серьезной музыки уже в первом

    классе. Слушая фрагменты МПКФ, они через тему «Три кита в музыке» выходят

    на следующую тему -- «Интонация», которая позволит уже в начальных классах

    изучать индивидуальные яркие стили композиторов. В старших классах

    возможности детей уже позволяют изучать целые МПКФ в рамках новых тем

    программы.

    Уже тогда, в 1977 году, Д.Б. Кабалевский предупреждал будущих своих

    последователей о возможных ошибках, в частности – о том, что предлагаемый

    им репертуар не должен точно повторяться из года в год, и может

    дополняться, меняться в зависимости от творческого подхода учителя к

    работе. Единственное, что требовалось от учителя – не разрушать

    тематическое строение программы.

    § 2. Изучение МПКФ в школе в свете развития музыкально-педагогических идей

    Д.Б. Кабалевского.

    Многие искажения замысла Д. Кабалевского связаны с двумя причинами:

    1) системообразующим фактором в сознании многих учителей и методистов

    стала тема «Три кита в музыке» (а не «Интонация»);

    2) формальный подход к тематизму, как самоценному знанию.

    Сегодня наметилось несколько тенденций развития соотношения знаний о

    музыке и освоения самой музыки. Одна из них основное внимание уделяет

    разучиванию песенного репертуара, отработке вокально-хоровых навыков,

    освоению элементов музыкальной грамоты.

    Вторая тенденция сводится к стремлению не разводить знаний о музыке и

    знания музыки. Урок музыки фактически превращается в урок эстетики.

    Для третьей тенденции характерно стремление разработать самостоятельную

    логику музыкального материала, опираясь на принцип тематизма, указанный

    Кабалевским. С точки зрения такого освоения музыки в центре ее внимания –

    то особенное, то своеобразие видения мира, его воплощение в языке

    искусства, которое мы называем стилем. Вершинами процесса развития

    музыкального искусства в этой связи являются музыкально-художественные

    стили – миры композиторов-классиков.

    Стилевой принцип организации музыкального материала имеет логику не

    менее стройную и убедительную, чем логика тематизма. Подобно тому, как

    «зерно-интонация» определяет содержание и форму музыкального произведения,

    так и от «зерна-информации» всей звуковой картины мира зависит ее

    содержание и форма. Таким «зерном-информацией» становится композиторский

    стиль и его соотношение с другими композиторскими стилями. Таким образом,

    организация музыкального материала включает в себя три основных уровня:

    «целостная картина музыки» опирается на «индивидуальный композиторский

    стиль», а тот, в свою очередь, на «целостное произведение», и в частности

    МПКФ.

    Такой подход к логике музыкального материала мы нашли в

    экспериментальных программах «Музыка» Ю.Б. Алиева, «К вершинам искусства»

    М. Красильниковой, Е. Школяра «Музыка» Л.С. Лисянской.

    Итак:

    1) на протяжении всего периода существования общеобразовательной школы в

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.