МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших классах общеобразовательной школы

    задания) с фронтальным опросом и выставлением отметок. Следующий этап:

    знакомство с музыкой увертюры «Эгмонт» Л. Бетховена с предварительным

    чтением сюжета трагедии «Эгмонт» Гете по учебнику. На данном этапе был

    использован «метод размышления о музыке», т.е. перед школьниками стояли

    вопросы: «Может ли музыка Бетховена описать состояние сражающихся сторон?

    Каков будет итог восстания? Образ чего содержит музыка Бетховена?» В

    процессе слушания учителю неоднократно приходилось делать замечания

    ученикам, отвлекаясь от звучавшей музыки. Реакции школьников на музыку были

    различными. Часть учащихся слушали внимательно, но большинство сидело с

    тоскливым выражением лица. Ответы были следующие: «музыка говорит о

    победе», «музыка была взволнованной, встревоженной, а стала очень

    красочной, громкой», а также «там герой погиб, но народ поднялся, и тогда

    музыка говорит, что это победа и так торжественно, громко» (лексика

    сохранена).

    После таких ответов урок строился на «методе музыкальных обобщений»:

    школьники сделали вывод, что симфоническая увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена,

    как и песня «Дороги» (см. раньше), содержит образ войны. Но в увертюре этот

    образ стал еще и образом победы. Этот момент хочется оговорить особо.

    читель «наталкивал» учащихся буквально на каждое слово. Фактически, этот

    вывод сделали 4-7 учеников (в каждом классе), остальные пассивно наблюдали

    за ответами товарищей, а некоторые попросту рассматривали картинки из

    учебника.

    Ни в одном из классов не смогли дать ответ на вопрос: «Как развились

    темы вступления в произведении?» даже после их проигрывания на инструменте.

    На лицах выразилось недоумение, растерянность. На фоне такой реакции

    рассказ о том, что в теме угнетателей была использована сарабанда был

    чистой формальностью, после которой ученики переписали в тетрадь названия

    произведения и понятие о жанре симфонической увертюры. Говорить о

    воодушевлении музыкой в таких классах довольно трудно.

    Драматургию образа – «метод возвращения к пройденному» – учащиеся

    рассматривали следующим образом. Ими были прослушаны начало увертюры и

    кода. На основе звучания этих фрагментов ученики ответили, что герой

    увертюры «не статичен», он был угрюмый, он «призывал к победе», а «в конце

    победили» (лексика сохранена).

    Наконец, «метод создания художественного контекста» позволил ребятам

    порассуждать о соответствии музыки «Эгмонта» (повествующих о событиях XVI

    века) содержанию картины «Клятвы горациев» Давида. Реплики детей были

    примерно следующие: «музыка может сопровождать картину», «окончание, где

    музыка такая победная, может подходить к картине», «там (в музыке) тоже

    были слышны мечи». В целом был сделан общий вывод о том, что и в живописи и

    в музыке художники могут воплощать дух победы. Лишь в этом моменте мы можем

    говорить об активном участии детей на уроке, об эффективности метода при

    изучении произведений. Организация же уроков другими вышеперечисленными

    методами не привела детей к интересу к музыке, не был полностью освоен даже

    теоретический материал, говорить о воспитании потребности в музыке

    классической и масштабной просто невозможно – она не сформирована ни

    прежде, ни на сравниваемых уроках.

    Итак, мы можем сделать следующие выводы. Из цепочки «композитор-

    исполнитель-слушатель-критик» на уроках часто выпадает звено «композитор-

    исполнитель», зачастую формально используется звено «критик» будь то

    схематический разбор или наоборот акцентирование событийности, сюжетности

    музыки. Поэтому при подготовке старшеклассников к знакомству с МПКФ

    необходимо постепенно вносить коррективы в их музыкальное мышление,

    необходимо выводить этот уровень на более высокую ступень развития.

    Наиболее эффективными на данном этапе будут методы изучения МПКФ, которые

    решают развивающие задачи, и, в первую очередь, развивающие музыкальное

    мышление. И уже к подготовленному таким образом школьнику можно идти с

    любыми целыми МПКФ, изучая последние методами, решающими образовательно-

    воспитательные задачи. Освоение МПКФ в таком случае станет для

    старшеклассников процессом и трудным, и увлекательным.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Приступая к исследованию проблемы изучения МПКФ в старших классах

    общеобразовательной школы мы оперировали данными, полученными из анализа

    методической, психолого-педагогической литературы, а также данными,

    полученными в ходе практического наблюдения методов на уроках музыки, в

    ходе анкетирования и статистической обработки ответов учащихся и в ходе

    экспериментального урока, построенного целиком на методе «Создания

    шедевров».

    Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза полностью

    подтверждена. Мы вывели школьников на новый уровень музыкального мышления,

    тем самым намного шире раздвинув их возможности в постижении «серьезной»

    классической музыки через произведения крупной формы. Мы доказали, что с

    помощью методов, развивающих музыкальное мышление стало возможным изучение

    МПКФ целиком в рамках Программы по музыке Д.Б. Кабалевского, действующей в

    современной школе. Благодаря «методу создания шедевров» мы смогли помочь

    школьникам найти пути их самореализации в музыке, а главное, мы

    способствовали их духовному росту, развитию потребности в музыке,

    формированию эстетического вкуса.

    Третьей из задач нашего исследования – создание классификации

    существующих методов изучения МПКФ в старших классах средней

    общеобразовательной школы – посвящена II глава данной работы.

    Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: цель нашей работы

    достигнута, а результаты исследования отражены в соответствующих главах.

    Предполагаемая задача последующей работы – создание цельной методики,

    направленной на развитие механизмов восприятия музыкальных произведений

    крупной формы как целостных явлений. Такая методика должна предусматривать

    и творческий характер этого процесса, и активность различных видов

    музыкальной деятельности школьников, и форму фиксации развитых музыкальных

    произведений школьниками. Очевидно, что для полноценного развития

    музыкальной культуры учащихся необходимо увеличить общее количество целиком

    изучаемых крупных произведений в школе. Возможно, подготовку к изучению

    МПКФ следует начинать в начальной школе, чтобы к старшим классам уровень

    музыкального мышления и общей музыкальной культуры не приходилось бы

    развивать скачками, порою упуская мелкие, но необходимые детали.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в

    общеобразовательной школе. - М., 1983.

    2. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. – М., 2000.

    3. Алиев Ю.Б. Что думают подростки о музыкальном воспитании в школе //

    Воспитание школьников. – 1990, -№5.

    4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.

    5. Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении. – Л. 1973.

    6. Вендрова Г.Е. Пусть музыка звучит! – М., 1990.

    7. Гёте В. Избранные сочинения. – Мн., 19977.

    8. Дмитриева Л., Черноиваненко И. Методика музыкального воспитания в

    школе – М., 2000.

    9. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. – М., 1978.

    10. Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., 1980.

    11. Котляревский М., Штуден Л. Приобщение к творчеству. – Новосибирск,

    1987.

    12. Красильникова М. Идеи Д.Б. Кабалевского в свете обновления содержания

    музыкального образования. // Искусство в школе. – 1997. -№3

    13. Лисянская Л.С. Методические рекомендации к проведению школьных уроков

    музыки – М., 1999.

    14. Лобанова О. , Черных С. Музыкально-стилевые представления как

    педагогическая проблема. // Искусство в школе. – 1998. -№1.

    15. Музыка: учебное пособие для 7 класса общеобразовательной школы. – Мн.,

    1998.

    16. Музыкальный энциклопедический словарь. - М., 1985.

    17. Очертовская Н. Содержание и форма в музыке. – Л., 1985.

    18. Попова Г.В. О музыкальных жанрах. – М., 1981.

    19. Португалов К.С. Серьезная музыка в школе. – М., 1980.

    20. Программа по музыке для средних и общеобразовательных школ. – Мн.,

    1997.

    21. Программа по музыке 1-3 классы трехлетней начальной школы / под ред.

    Д. Кабалевского. – М., 1988.

    22. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. – М., 2000.

    23. Пуйман С.А. Педагогика: основные положения курса. – Мн., 1999.

    24. Селевко С. Современные образовательные технологии. – М., 1999.

    25. Сизова Л.С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в

    школе. – М., 1997.

    26. Спутник учителя музыки / Сост. Г.В. Челышева. – М., 1995.

    27. Теория и методика музыкального образования детей / Под ред. М.

    Красильниковой, Е. Школяра и др. – М., 1998.

    28. Халабузарь Н., Попова Е., Добровольская Л. Методика музыкального

    воспитания. – М., 1990.

    29. Холопов Ю. О прототипах функций музыкальной формы. – В кн.: Музыка и

    современность. – М., 1974.

    30. Чич И. Влюбить в музыку // Искусство в школе. – 1999. -№2.

    31. Энциклопедический словарь «Музыка». – М., 1998.

    32. Праект: «Канцэпцыя мастацка-эстэтычнай адукацыi э нацыянальнай школе

    Беларусi» // Настаэнiцкая газета. – 1992 ад 17 чэрвеня.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Разработка урока творчества «Я и Бетховен», проведенного в 7 «А» классе СШ

    №18 г. Орши 05.10.2000 г. в качестве экспериментального урока.

    Тема четверти: Музыкальный образ.

    Тема урока: Образ борьбы и победы. Л. Бетховен, симфоническая увертюра

    «Эгмонт».

    Цель урока: Формирование музыкальной культуры учащихся как часть общей

    духовной культуры через творчество.

    Задачи урока:

    1) развитие музыкального мышления;

    2) развитие творческих способностей;

    3) развитие осознанного восприятия музыки;

    4) расширение кругозора;

    5) освоение понятий «симфоническая увертюра», «сонатная форма»;

    6) воспитание потребности в слушании и изучении классической музыки;

    7) знакомство с творчеством Л. Бетховена.

    ЛИТЕРАТУРА:

    Программа по музыке для средних и общеобразовательных школ. – Мн., 1997.

    «Музыка» Падручнiк для 7 класа агульнаадукацыйнай школы. – Мн., 2000.

    И.В.Гёте «Избранные произведения». – Мн., 1977.

    Музыкальная литература зарубежных стран для 5-го класса ДМШ. – М., 2000.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    Портрет Л. Бетховена, книга Гёте «Эгмонт» (см. Литературу)

    Хрестоматия для 7 класса. – Мн., 1992.

    Проигрыватель грампластинок, грамзапись.

    ХОД УРОКА.

    1. Организационный момент.

    Вход в класс под музыку III части 5 симфонии Л. Бетховена.

    Учитель: Какое произведение сейчас прозвучало, кто его автор?... Верно,

    это Людвиг ван Бетховен (ставит портрет). Сегодня мы будем сочинять

    произведение этого композитора как бы вместе с ним. А кто знает, какая

    ведущая тема творчества этого композитора?... Верно: «через борьбу – к

    победе!». Сегодня в рамках темы полугодия мы сочиним «образ героической

    борьбы и победы».

    2. Сочинение увертюры.

    Учитель: Итак, сюжет, который ляжет в основу нашего с Бетховеным

    произведения, взят из трагедии Гёте «Эгмонт». В XVI веке Эгмонт, граф

    Лемораль, возглавил восстание нидерландского народа против испанского

    короля Филиппа II, желавшего поработить нидерландцев. Восстание было

    жестоко подавлено, погибли воины, стоявшие плечом к плечу с Эгмонтом.

    Эгмонт был схвачен, а затем казнен. Перед казнью он призывал свой народ

    (читает): «Кровь моя пролита не напрасно! Шагайте через нее! Отважный

    народ! Как море прорывается сквозь ваши молы, так прорвите, так размечите в

    прах нагромождение тиранства и смойте его, утопающее, с вашей земли,

    которую оно себе присвоило, - долой!... Я умираю за свободу, для нее жил я,

    за нее сражался и ныне в муках ей приношу себя в жертву... Смыкайте ряды

    свои, защищайте свое достояние! И за спасение любимого сокровища умирайте

    радостно, чему пример вам ныне подаю.» А далее ремарка автора: «музыка

    затихает, победной симфонией кончая пьесу», год создания 1788.

    Народ Нидерландии победил. А в 1810 году Бетховен создал музыку к этой

    трагедии, которую мы, уже в XX веке, воссоздадим заново.

    Итак, для воплощения той борьбы нам нужны следующие образы (выписывает

    на доске, дети – в тетради): «образ испанцев-угнетателей», «образ

    угнетенного народа», «образ народного возмущения», «образ противостояния»

    (оставляет место для «образа победы»).

    Какими средствами музыки можно передать XVI век? (Подводит мнения к

    сарабанде ). Какие инструменты или оркестр будут исполнять произведение?

    (симфонический оркестр).

    Итак, «образ испанцев-угнетателей» - каким вы его видите? Старайтесь

    говорить музыкальными образами, а не иллюстрациями... Какие инструменты его

    передадут? В каком темпе, ладу?... (Школьники отвечают) Бетховен передал

    этот образ через такую тему (исполняет тему №1). Эта тема есть у вас в

    учебнике на стр. 64.

    Следующий «образ угнетенных». Каков он, в какой инструментовке, темпе,

    ладу, динамике? (После получения ответов исполняет тем №2).

    А теперь создадим «образ народного возмущения». Я вам помогу: попробуйте

    представить себя возмущенными. А теперь это – «народное возмущение»,

    помните? – «пусть ярость благородная вскипает как волна».

    Итак, ваши мнения... (По «нахождении» исполняет тему №3). Вслушайтесь,

    это какие инструменты (исполняет партию правой руки)... А это? (исполняет

    партию левой руки).

    Наконец, «образ противостояния» – кто кому противостоит, как может

    Бетховен передать это в музыке? Его стиль вы уже усвоили из предыдущих тем

    ... (исполняет тему №4).

    Отлично. У нас 4 образа. Какая же форма в музыке в состоянии вместить в

    себя не только показ всех этих тем, но и их развитие, борьбу, ...?

    Верно, это сонатная форма. Напомню, она состоит из Экспозиции,

    Разработки, Репризы и, чаще всего, Коды (запись схемы на доске и в

    тетради).

    Экспозиция – раздел, где показаны 2 темы, которые будут «бороться». Из

    них одна – Главная – яркий образ, определяющий всю музыкальную и образную

    ткань произведения (запись на доске «Г.п»)

    Побочная партия – тема, которая одним своим появлением противостоит

    Главной, вытесняет ее из нашего сознания (запись на доске «П.п»). Их

    проведение как бы говорит: «продолжение следует»... Наступает Разработка –

    столкновение тем, их изменение, наталкивание, дробление. Они рвутся на

    клочки, вытесняя друг друга (запись на доске уже есть, только показ слова).

    Наступает момент «вскипания», после которого успокоение приносит Реприза

    (показ). Главная партия выходит победителем, в прежнем виде, а вот Побочная

    (запись на доске «Г.п» и «П.п1») – в новом виде, состоянии, в другой

    тональности, а то и ладу. Подводит итог Кода (показ).

    Итак, Экспозиция у нас есть – 4 образа. Но Главный из них ...дополняет и

    противостоит ему... Оставшиеся 2 темы объединим – они невелики, и одна из

    них готовит слушателя, вводит в историческое время, а значит обе темы это –

    ... (вступление).

    Хорошо, какие темы столкнутся в Разработке?… Так, в Репризе Главная

    Партия останется прежней, а как изменится Побочная, ведь она состоит из

    двух частей (играет тему №4)?

    Итак, давайте вспомним: Эгмонт погиб. Как передать гибель Эгмонта?…

    Представьте, вас вел человек великий, храбрый, мужественный на борьбу. Он

    сражался вместе с вами и вдруг погиб, кто будет вести вас? – Пустота… и в

    музыке должно быть ощущение пустоты, растерянности. А затем? Вы ведь

    пойдете побеждать? (В момент когда звучат ответы о победе ставится

    грамзапись с увертюрой «Эгмонт» с самого начала).

    3. Слушание музыки.

    (По окончании слушания – запись на доске «Образ Победы»). Таким образом

    мы сочинили (параллельно записывается и на доске и в тетради) симфоническую

    увертюру (можно пояснить «симфоническую» и «увертюру» или обратиться к

    учебнику стр.66) «Эгмонт» Л. Бетховена.

    4. Итоги урока.

    Так почему же Бетховен выбрал для характеристики угнетателей сарабанду?

    – «торжественное погребальное шествие в честь погребения героев, знатных

    людей»…

    Бетховен уже во вступлении говорил: «Это тема испанского гнета, несущая

    смерть главному герою» (после этих слов снова вновь начинается увертюра с

    самого начала и звучит до звонка с урока).

    5. Домашнее задание.

    Ответить на вопросы на странице 64.

    До свидания!

    МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

    Тема №1.

    Тема №2.

    Тема №3.

    Тема №4.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

    Анкета –опросник для учащихся 8-х классов.

    1. Нравятся ли вам уроки музыки?

    a. Да

    b. Нет

    c. Свой вариант

    2. Считаете ли вы предмет «музыка» обязательным в школе.

    3. Что бы вы изменили в уроках музыки, чем бы вы занимались на уроках

    (как учитель)?

    4. Вы хорошо разбираетесь в музыке?

    a. Да

    b. Нет, не совсем

    c. Не знаю

    5. Назовите стили музыки, начиная с барокко и заканчивая музыкой XX

    века. Вы смогли бы назвать их особенности?

    6. Назовите свое любимое произведение и его автора.

    7. Испытываете ли вы потребность в слушании музыки классической,

    «серьезной», или хотя бы интерес к этой музыке.

    8. Испытываете ли вы потребность (интерес) к современной «серьезной»

    музыке?

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.