Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов
|смещать равновесие ее диссоциации? |Ионы Na+ не могут связывать частицы|
| |ОН- , так как NaOH сильный |
| |электролит и может существовать в |
| |растворе лишь в виде ионов. |
| |Карбонат-ионы связывают Н+ с |
| |образованием мало диссоциирующего |
| |гидрокарбонат-иона НCO3(. При этом в |
| |растворе в избытке накапливаются ионы|
| |ОН( , определяющие щелочную среду. |
| | |
|Напишем схему реакции: | |
| | |
|CO32( + НОН ( НCO3( + ОН( | |
|Среда щелочная | |
|Это краткое ионное уравнение выражает| |
|сущность процесса реакции соли с | |
|водой. Запишите уравнение в | |
|молекулярном виде. |Na2CO3 + НОН ( NaHCO3 + NaOH |
| | |
| | |
| | |
|Проверим наше рассуждение на другом | |
|примере. В две пробирки нальем | |
|раствор хлорида аммония и прильем к | |
|ним: | |
|лакмус | |
|фенолфталеин | |
| |Раствор лакмуса изменил окраску на |
|Какие признаки реакции мы наблюдаем? |красную, а фенолфталеин остался |
| |бесцветным. |
|Какой можно сделать вывод из этого | |
|опыта? |Раствор хлорида аммония имеет кислую |
| |среду. |
|Напишите уравнение диссоциации соли | |
|NH4Cl, определите природу соли. |NH4Cl ( NH4+ + Cl( |
| |Соль образована слабым основанием |
| |(NH4OH) и сильной кислотой (HCl). |
|Какие частицы, на ваш взгляд, могут | |
|смещать равновесие диссоциации воды? |Ионы хлора Cl( не могут сместить |
| |равновесие диссоциации воды, т.к. HCl|
| |сильный электролит и существует |
| |только в виде ионов. NH4+ ионы, |
| |свяжут гидроксид-ионы в слабый |
| |электролит NH4OH, и в свободном виде |
| |будут находиться катионы водорода, |
|Напишите уравнение реакции: |которые и определяют кислую среду. |
|NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | |
|среда кислая | |
| | |
|Наши рассуждения совпадают с | |
|результатами опытов, следовательно, | |
|выдвинутая вами гипотеза, что частицы| |
|соли, связывая частицы воды, смещают | |
|равновесие диссоциации воды и в | |
|результате этого накапливаются ионы, | |
|определяющие среду. | |
|Запишите уравнение реакции в | |
|молекулярном виде. |NH4Cl + НОН ( NH4OH + HCl |
| | |
|В две пробирки нальем раствор соли | |
|CH3COONH4 – ацетат аммония, и прильем| |
|в первую – лакмус, а во вторую – | |
|фенолфталеин. Какие изменения мы |Окраска индикаторов не изменилась. |
|наблюдаем? | |
| | |
|Напишем уравнение диссоциации соли: | |
|CH3COONH4 ( NH4+ + CH3COO( | |
| | |
|Какова природа соли? | |
| | |
| |Соль образована слабым основанием |
| |(NH4OH) и слабой кислотой |
| |(CH3COOН). |
| | |
|Давайте выясним, почему индикаторы | |
|показали нейтральную среду. |Очевидно частицы соли NH4+ свяжут |
| |ионы воды ОН(, а частицы CH3COO( |
| |свяжут Н+, поэтому частиц, |
| |определяющих среду, в свободном виде |
|Напишем уравнения реакций: |не будет и среда будет нейтральная. |
|NH4+ + НОН ( NH4OH + Н+ | |
|Слабый электролит |Концентрация ионов Н+ и ОН( находятся|
| |в равновесии и среда будет |
|CH3COO( + НОН ( CH3COOН + ОН( |нейтральная. |
|Слабый электролит | |
|Или в общем виде: | |
|NH4++CH3COO(+НОН ( NH4OH+CH3COOН | |
|Среда нейтральная | |
|В молекулярном виде: | |
|CH3COONH4 + НОН ( CH3COOН + NH4OH | |
| | |
| | |
|Вернемся с вами к первому опыту с | |
|раствором NaCl, и подумаем, почему и | |
|в этом растворе среда нейтральная? | |
|Напишите уравнение диссоциации соли: | |
|И воды: |NaCl ( Na+ + Cl( |
| |HOH ( Н+ + ОН( |
|На основании приведенной записи, | |
|какой можно сделать вывод? | |
| |NaCl – соль, образованная сильным |
| |основанием (NaOH) и сильной кислотой |
| |(HCl). Если предположить, что ионы |
| |Na+ свяжут ионы ОН(, то образуется |
| |сильный электролит NaOH, который |
| |существует в виде ионов Na+ и ОН(, а |
| |HCl так же сильный электролит, |
| |диссоциирующий на ионы Н+ и Cl(. |
| |Ионы, определяющие среду Н+ и ОН(, |
| |находятся в растворе в равных |
| |количествах, и среда будет |
|Итак, какой общий вывод можно |нейтральной. |
|сделать? | |
| | |
|Соли, образованные сильным основанием| |
|и сильной кислотой, гидролизу не | |
|подвергаются. | |
| | |
|Na+ + Cl( + НОН ( Na+ + ОН( + Н+ + | |
|Cl( | |
| | |
|Равновесие реакции смещено в сторону | |
|слабого электролита – Н2О, | |
|следовательно возможна обратная | |
|реакция нейтрализации, а прямая | |
|реакция не идет. | |
| | |
|NaOH ( Na+ + ОН( | |
|HCl ( Н+ + Cl( |Соли могут реагировать с водой, |
| |связывая частицы воды. В зависимости |
|Реакция в этом случае не идет. |от природы соли, среда может быть |
| |нейтральная, щелочная или кислая. |
|Правильно. Сегодня мы с вами | |
|познакомились с особыми свойствами | |
|солей, которое называется гидролизом.| |
|Запишите в тетрадь определение: | |
| | |
| |
|Гидролиз – реакция обмена между солью и водой, в результате которой |
|наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к |
|–накоплению в растворе избытка ионов водорода или гидроксид ионов, меняющих|
|реакцию среды. |
|Вспомните, какой характер имеет среда| |
|при гидролизе: | |
|Соли, образованной сильным основанием|Среда щелочная. |
|и слабой кислотой? | |
|Соли, образованной слабым основанием |Среда кислая. |
|и сильной кислотой? | |
|Соли, образованной слабым основанием |Среда нейтральная, или близкая к ней.|
|и слабой кислотой? |Гидролиз идет полностью до конца. |
|Что можно сказать о взаимодействии с | |
|водой солей, образованных сильным |В этом случае реакция не идет, т.е. |
|основанием и сильной кислотой? |эти соли гидролизу не подвергаются. |
| | |
|Ответ правильный. | |
| | |
3. Формирование способов умственных и практических действий с новыми
знаниями.
|Деятельность учителя |Деятельность ученика |
|(время 15 минут) | |
|Мы с вами выдвинули гипотезу и | |
|доказали ее. Теперь давайте ее | |
|подтвердим на других примерах. Перед | |
|вами на столе находится растворы | |
|следующих солей: KJ; K2S; AlCl3; | |
|(NH4)2S. | |
|С помощью индикатора, определите | |
|среду каждого раствора, дайте | |
|характеристику природе соли. | |
|Результаты сведите в следующую | |
|таблицу: | |
|Соль |Природа |Среда |Механизм процесса |
| |соли | | |
|KJ |Образован|нейтральн|KJ ( K+ + J( |
| |а сильным|ая |KOH ( K+ + OH( |
| |основание| |HJ ( H+ + J( |
| |м и | | |
| |сильной | | |
| |кислотой | | |
|K2S |Образован|щелочная |K+ + J( + НОН ( K+ + OH( + H+ + J( |
| |а сильным| |((((( |
| |основание| |K2S ( 2K+ + S2( |
| |м и | |S2( + HOH ( HS( + OH( |
| |слабой | |K2S + HOH ( KHS +KOH |
| |кислотой | | |
|AlCl3 |Образован|кислая |AlCl3 ( Al3+ + 3Cl( |
| |а слабым | |Al3+ + НОН ( Al(OH)2+ + H+ |
| |основание| |AlCl3 + НОН ( Al(OH)Cl2 + HCl |
| |м и | | |
| |сильной | | |
| |кислотой | | |
|(NH4)2S |Образован|нейтральн|(NH4)2S ( 2NH4+ + S2( |
| |а слабым |ая |2NH4+ + S2( + HOH ( NH4OH + H2S |
| |основание| |(NH4)2S + 2HOH ( 2NH4OH + H2S |
| |м и | | |
| |слабой | | |
| |кислотой | | |
Задание на дом:
Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение. 1999.с.18-
20
§ 6, упражнения 1, 2, 3, 8 и подготовить ответы на следующие вопросы:
1) Почему не подвергается гидродлизу хлорид калия?
2) Почему в таблице растворимости солей в некоторых случаях стоят прочерки?
3) Как определить гидролизуется или нет данная соль?
4) Можно ли применить принцип Ле Шателье в случае реакции гидролиза?
5) Используется ли гидролиз в быту?
6) Возможны ли случаи гидролиза в природе?
7) О чем должен подумать агроном, прежде чем внести удобрения в почву?
Практическая часть.
1. Напишите уравнение реакций взаимодействия с водой следующих солей:
СaC2; Al4C3; Ca3N2; Mg3P2; CaH2; NaH.
Объясните причину этого процесса, по возможности определите характер
среды.
2. В раствор сульфата меди внесите небольшой кусочек металлического лития и
объясните причину образования осадка черного цвета.
3. В демонстрационный штатив поместите две пробирки с растворами хлорида
магния, хлорида железа (III). В каждую из пробирок поместите по кусочку
лития. Проанализируйте наблюдаемые явления и сделайте выводы.
4. В раствор хлорида меди (II) внесите тщательно зачищенный кусочек каль-
ция. Опишите наблюдаемые явления.
5. В демонстрационный штатив поместите пробирку с раствором хлорида железа
(III) и внесите зачищенный кусочек кальция. Опишите наблюдение и сравните
их с опытом (1) и (4) . Дайте объяснения результатам эксперимента.
6. Проведите опыты по взаимодействию магния и алюминия с растворами солей:
а) В пробирку налейте примерно 15 мл раствора сульфата железа (III) и
внесите магний.
б) В две пробирки налейте по 15 мл раствора сульфата меди (II) и в каждую
внесите кусочек алюминия. Наблюдайте за ходом процесса. Через 3 минуты
внесите в одну из пробирок раствор хлорида натрия. Что вы наблюдаете?
Проведите анализ опытов а) и б).
Глава 2. Методика изучения растворов.
Теория растворов – одна из ведущих теорий курса химии. Причины
важности темы кроется не только в том, что она имеет большое практическое
значение, но и прежде всего во взаимосвязи этой темы со многими курсами
химических дисциплин, а так же межпредметные связи ее с биологией,
географией, физикой и другими дисциплинами.
Первые сведения о воде школьники получают еще в начальной школе при
изучении природоведения и географии, а более детально знакомятся со
свойствами воды, растворимостью и растворами в курсе химии 8-го класса.
Проведем анализ литературных данных по изучаемому вопросу. Так в
работе [18] рассматривается методика проведения двух лабораторных уроков по
теме: «Растворимость веществ в воде».
На первом уроке учитель сообщает учащимся, что многие газы, жидкости
и твердые вещества, при контакте с водой растворяются в ней. Из курса
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|