МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов

    теплом помещении?

    5. Почему в теплое время года рано утром над рекой (прудом, озером)

    появляется густой туман?

    6. Почему в конце весны в хорошую погоду (без осадков) роса с растений

    утром исчезает, а к вечеру снова появляется?

    Опыт 2. Обнаружение щелочных свойств растворов, применяемых в быту.

    Оборудование и реактивы: 2 – 3 флакона; индикаторы (лакмус и

    самодельный), растворы мыла, стиральной соды Na2CO3 , питьевой соды NaHCO3

    , поваренной соли NaCl , аммиака в воде NH3 ( H2O , вода.

    Изготовление самодельного индикатора. Пропитайте полоски

    фильтровальной бумаги размером 10х2 см соком черной смородины или отваром

    красной свеклы. Высушите их в тени и положите в темные склянки (не забудьте

    приклеить этикетки с названием индикатора!).

    Приготовленные индикаторы, окрашиваются в кислой среде в красный

    цвет, а в щелочной – в зеленый или синий.

    Ход работы. Исследуемый раствор в каждом сосуде разделите на две

    части и испытайте одну часть лакмусом, а другую – самодельным индикатором.

    Какие произошли изменения? Почему? Результаты запишите в таблицу.

    Внимание! После каждого анализа необходимо тщательно мыть посуду,

    иначе результаты следующего опыта могут быть искаженными.

    Вопрос для обсуждения.

    Мама готовила пирог с вареньем из черной смородины. С начала варенье

    было красным (как обычно), а затем при добавлении взбитых белков варенье

    стало сине-зеленого цвета. Почему?

    Опыт 3. Изучение растворимости воздуха в воде.

    Оборудование и реактивы: три стеклянных пузырька (например, из под

    глицерина, похожие на пробирки), резиновая пробка с отверстием, прямая

    трубочка (стержень от шариковой ручки или соломинка для коктейля),

    использованный одноразовый шприц, прищепка, банка на 0,5 л; горячая вода,

    кипяченая

    охлажденная вода.

    Объясните явление. Банку заполните холодной не кипяченой водой и

    поставьте на стол. Наблюдайте, что происходит. Свяжите это явление с

    изменением температуры воды.

    Ход работы. В первую импровизированную пробирку налейте кипяченую

    воду, во вторую и третью – холодную не кипяченую. Третью пробирку закройте

    пробкой с укрепленным в ней стержнем, в свободный конец которого плотно

    вставьте шприц, наполненный воздухом. Сделайте так, чтобы часть воздуха из

    него прошла в верхнюю часть пробирки. Не вынимая шприц, укрепите на

    стержне прищепку. Все пробирки поместите в банку с горячей водой и следите

    за происходящими изменениями. Почему не выделяются пузырьки газа в первой

    пробирке? Сравните результаты опыта во второй и третьей пробирках.

    Вопрос для обсуждения.

    Почему, когда вынимают пробку из бутылки с газированной водой, с

    шипением выделяется газ?

    Опыт 4. Выращивание кристаллов.

    Оборудование и реактивы: чистые банки (стаканы), картон, карандаш,

    нитки; вода, поваренная соль NaCl, медный купорос CuSO4 ( 5H2O , калийная

    KNO3 и натриевая NaNO3 селитры (можно приобрести в хозяйственном магазине)

    или любые квасцы.

    Внимание! Посуда для опытов должна быть очень чистой!

    Ход работы. Сначала приготовьте насыщенный раствор выбранной вами,

    соли. В банку с горячей, но не кипящей водой насыпайте порциями соль и

    размешивайте до полного растворения. Как только соль перестанет

    растворяться, это значит, что при данной температуре раствор насыщен.

    Полученный раствор лучше фильтровать, так как там могут находиться

    примеси, которые будут мешать нормальному протеканию процесса

    кристаллизации. Воронку перед фильтрованием ополосните кипятком!

    Часть раствора слейте в другую банку. Сверху положите карандаш,

    вокруг которого обмотана нитка. К свободному концу нитки прикрепите

    затравку -– какой-нибудь маленький груз (пуговичку) так, чтобы нить

    распрямилась и висела в растворе вертикально, немного не доставая до дна.

    Через два три дня груз должен обрасти кристалликами.

    П р и м е ч а н и е. Затравку можно приготовить другим способом.

    Банку с насыщенным раствором закройте картоном и оставьте на некоторое

    время. При медленном охлаждении на дно выпадут кристаллы. Слейте раствор и

    извлеките из банки кристаллы, обсушите их на салфетке.

    Из выращенных кристаллов выберите самый привлекательный, укрепите его

    на нитке, привяжите его к карандашу и опустите во вновь приготовленный

    насыщенный раствор соли. Стакан прикройте картоном и оставьте на несколько

    дней (недель). Возможно, на кристаллах появятся некрасивые наросты. Их

    можно удалить поскоблив лезвием. Кристаллы могут расти 2 – 3 недели, а

    могут и полгода. Наберитесь терпения!

    Выращенные кристаллы хранят в сосудах с плотно закрывающимися

    пробками!

    Вопрос для обсуждения.

    Как можно объяснить рост кристаллов?

    Как отмечают авторы [22], домашние опыты и наблюдения способны

    изменить отношение учащихся к химии. Школьники осознают, что изучать эту

    науку можно не только в лаборатории, но и дома. И нет лучшего способа

    прийти в экспериментальную науку, как непосредственно самостоятельно

    экспериментируя. Подтверждение этому можно найти и в истории химии. Многие

    прославленные российские ученые – А.М. Бутлеров, Н.С. Курнаков, Н.Н.

    Семенов – истоком своего интереса к химии считали именно домашние

    эксперименты [22].

    Изучению индивидуально-дифференцированного подхода по теме растворы

    рассматривается авторами [23]. Показано, что эффективная организация

    образовательного процесса в современной школе, не возможна без

    использования индивидуально-дефференцированного подхода к учащимся. Ведь

    основная цель школы – создать условия для самореализации личности,

    удовлетворения образовательных потребностей каждого ученика в соответствии

    с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к

    творческому, интеллектуальному труду. А для этого надо предоставить

    учащемуся право выбирать уровень обучения по каждому предмету. В обучении

    химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой

    учебного предмета: у одних учащихся усвоение химии сопряжено со

    значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные

    способности к изучению этого предмета.

    В данной ситуации учителю важно учитывать: как познавательные интересы

    учащихся, так и индивидуальный тип их развития. В 80-е годы Ю.К. Бабанский

    выдвинул идею о дифференцированной помощи учащимся, т.е. о применении таких

    приемов и методов обучения, которые индивидуальными путями вели бы всех

    школьников к одинаковому уровню овладения программой [23].

    В настоящее время проблема дифференциация обучения интенсивно

    изучается: уточняются ее цели, формы и направления, содержание и

    методические пути обеспечения. Все большее признание и распространение

    получает концепция профильной дифференциации обучения, предусматривающая

    выделение трех уровней содержания учебных предметов: общекультурного,

    прикладного и профессионального (творческого) /В.Г. Болтянский, Г.Д.

    Глейзер/.

    Разработка этой концепции – задача государственных органов

    образования, ее решение не входит в компетенцию учителя. Учитель, как

    правило, осуществляет дифференциацию, предлагая учащимся задания,

    отличающиеся объемом заложенного в них материала.

    Учащиеся получают право и возможность выбирать уровень обучения,

    учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную

    нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. Возникает вопрос:

    сколько уровней овладения материалом и соответственно, дифференциации

    заданий, целесообразно выделить? Руководитель московского центра

    «Образование для всех» В.В.Фирсов предлагает ввести два уровня

    (обязательный и для интересующихся предметом), академик РАО В.Д. Шадриков –

    шесть уровней сложностей. Автору статьи [23] представляется более

    обоснованным мнение В.В. Гузеева, сторонника трех уровневой дифференциации

    знаний, что на наш взгляд более целесообразно.

    Первый уровень можно назвать минимальным. Выполнение учащимися

    заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного

    стандарта. Если учащиеся ориентируются в учебном материале по случайным

    признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного

    характера, решают шаблонные многократно разработанные ранее задачи, то за

    выполнение таких заданий они получают отметку «3».

    Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных

    фактов ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных

    объектов, и проводя соответствующий анализ этих фактов, решают задачи,

    которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, они

    получают отметку «4».

    Проведенное анкетирование учащихся общеобразовательных школ показало,

    что 80 – 85% из них желают учиться на «4», поэтому такой уровень овладения

    материалом и, соответственно, уровень заданий называют общим. В любом

    классе есть ученики, которые интересуясь предметом знают больше остальных.

    Они могут находить свой способ решения тех или иных задач, причем даже

    таких, в которых кроме явной, присутствует и скрытая (латентная) связь,

    ориентируются на глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов и

    явлений. Выполнение заданий такого уровня, называемого продвинутым,

    оценивается отметкой «5». Согласно закону «Об образовании» все учащиеся

    имеют право выбирать уровень обучения по каждому предмету.

    В статье [23] приведены примеры разноуровневых заданий, составленных

    учителями Малоярославецкого района Калужской области, О.Л. Бобылевой, А.И.

    Астаховой для учащихся 8-го класса по теме « Растворение. Растворы.

    Свойства растворов». В качестве примера дифференцированного подхода в

    обучении, рассматриваются следующие уравневые задачи:

    Минимальный уровень.

    1. Запишите уравнения диссоциации следующих электролитов:

    - карбоната натрия

    - нитрата железа (III)

    - гидроксида бария

    - азотной кислоты.

    2. Напишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и

    ионном виде:

    Zn + HCl (

    Cu(OH)2 + HNO3 (

    CuSO4 + KOH (

    Общий уровень.

    1. Какие из перечисленных веществ будут диссоциировать в воде:

    - гидроксид калия

    - гидроксид алюминия

    - нитрат бария

    - углерод

    - серная кислота.

    Запишите уравнение диссоциации.

    2. Какие вещества реагируют между собой:

    - сульфат меди (II) и гидроксид калия

    - цинк и раствор серной кислоты

    - карбонат кальция и соляная кислота

    - сульфат натрия и соляная кислота.

    Напишите уравнения практически осуществимых реакций в молекулярном и

    ионном видах.

    Продвинутый уровень.

    1. Какие электролиты надо растворять в воде, чтобы одновременно в растворе

    находились ионы: H+, Na+ , Cl(, SO42(, Al3+, NO3( ?

    Составьте формулы и уравнения диссоциации.

    2. Приведите примеры химических реакций, подтверждающих три случая

    протекания обмена до конца. Напишите их уравнения в молекулярном и ионном

    видах [23].

    При изучении темы «Растворы» планируется решение расчетных задач.

    Так, авторы статьи [24] предлагают рассмотреть расчетные задачи на

    растворы, требующие глубокого понимания этого вопроса. Практика показывает,

    что наиболее успешно учащиеся справляются с задачами по растворам в том

    случае, если им были предложены простые графологические схемы и легко

    запоминающиеся алгоритмы решения, приводящие к составлению алгебраических

    уравнений. Использование алгоритмов представляет собой формальный путь

    решения задачи, лишающий учащихся возможности в полной мере проявить свои

    творческие способности.

    В основу решения авторы [24] предлагают положить закон сохранения

    массы вещества, в соответствии с которым сумма масс растворенного вещества

    в смешиваемых растворах равна массе растворенного вещества в новом

    растворе. Массу растворенного вещества рассчитываем следующим образом:

    m=m(p – pa) ( ( , где ( - массовая доля растворенного

    вещества в

    растворе.

    А, в случае смешивания двух растворов, массу растворенного вещества

    можно выразить с помощью уравнения:

    m1 ( (1 + m2 ( (2 = (m1 + m2) ( ( , где m1 + m2 - масса нового

    раствора.

    Графологическая схема, отражающая это соотношение, служит основой

    предлагаемого алгоритма решения:

    (1

    (2 (

    m1 + =

    Рассмотрим примеры:

    Задача 1.

    Какую массу 5% -ного раствора щелочи надо добавить к 200 г 40%

    -ного раствора, чтобы получить 25% -ный раствор?

    1. Запишем кратко условие задачи.

    Дано:

    (1% = 5%; (1 = 0,05

    (2 % = 40%; (2 = 0,4

    ( % = 25%; ( = 0,25

    m2 = 200 г

    m1 - ?

    2. Составим схему смешивания растворов:

    0,05 0,4

    0,25

    m1 + =

    3. Умножим массу каждого раствора, изображаемого на схеме, на

    соответствующую массовую долю, составим уравнение и решим его.

    Х ( 0,05 + 200 ( 0,4 = (Х + 200) ( 0,25

    0,05 Х + 80 = 0,25 Х + 50

    0,2 Х = 30

    Х = 150

    Ответ: Надо добавить 150 г 5% -ного раствора щелочи.

    Задача 2.

    Из 400 г 20% раствора при охлаждении выделилось 50 г растворенного

    вещества. Чему равна массовая доля этого вещества в оставшемся растворе?

    Учащимся объясняют, что в задачах такого типа чистое безводное

    вещество условно считать раствором с массовой долей 1 ((% = 100%), для воды

    соответственно имеет ( =0, после этого учащиеся решают задачу с помощью

    алгоритма.

    1. Дано:

    (1% = 20%; (1 = 0,2

    (2 % = 100%; (2 = 1

    m1 = 400 г

    m2 = 50 г

    ( - ?

    2.

    0,2 1

    Х

    m1 ( =

    3. 400 ( 0,2 – 50 ( 1 = 350 Х

    Х = 0,086

    Ответ: Массовая доля вещества в оставшемся растворе составляет 0,086

    или 8,6%

    Задача 3.

    В какой массе воды нужно растворить 125 г медного купороса, чтобы

    получить 8% - ный раствор сульфата меди?

    1. Дано:

    М(CuSO4 ( 5H2O) = 250 г/моль

    m = 125 г

    (% = 8%; ( = 0,08

    М(CuSO4) = 160 г/моль

    m(H2O) - ?

    2. Рассчитаем массовую долю CuSO4 в медном купоросе.

    160 г/моль

    (1 = (((((((

    250 г/моль

    3.

    0,64 0

    0,08

    m1 + =

    4. 125 ( 0,64 = (125 + Х) ( 0,08

    Х = 875

    Ответ: Потребуется 875 г воды.

    Одним из вопросов изучаемых теорией растворов являются коллоидные

    системы. Небольшой раздел этой темы включается в курс химии 11-го класса

    [25]. Дается классификация дисперсных систем, раскрывается их значение в

    практике, приводится характеристика дисперсных систем по внешнему виду,

    способности осаждаться, задерживаться фильтрами. Авторы приводят достаточно

    детальную характеристику коллоидных растворов, вводится понятие коагуляции,

    десорбция заряженных ионов. Приводятся примеры коллоидных растворов и их

    роль в повседневной жизни.

    Более подробно коллоидные растворы характеризуются авторами [26] .

    Отличительной особенностью коллоидов является их многофазность, которую

    легко обнаружить с помощью ультрамикроскопа или при пропускании из них

    пучков света через раствор. Многократное отражение падающего света от

    частиц коллоидных размеров делает их «видимыми» невооруженным глазом

    (эффект Тиндаля). Итак, коллоиды – механическая смесь нескольких фаз, но

    очень необычная, отличающаяся от типичных механических смесей огромной

    поверхностью раздела фаз.

    Создание монодисперсного коллоида – дело не простое, но крайне важное

    когда речь идет о материалах со структурно-чувствительными свойствами.

    Например, в высокоинтенсивных источниках света сейчас используют

    вольфрамовые катоды, которые являются композицией вольфрама и оксида тория

    (IV). В них очень мелкие частички вольфрама разделены тончайшими оксидными

    прослойками. Композиция работает как катод тем лучше, чем однороднее

    распределение компонентов [25].

    Самый распространенный и наиболее изученный тип коллоидных растворов

    составляют системы твердое в жидком. К ним относятся истинные коллоиды –

    суспензии (зубная паста, лекарства, концентрированная суспензия

    алюмосиликатов, используемая в производстве фарфора).

    Авторами [25] рассматривается свойство коллоидов. Отмечено, что

    коллоиды, это неопределенные вещества, а вполне определенное состояние, в

    котором может находиться большинство веществ.

    Одной из важнейших коллоидных систем являются аэрозоли – системы, в

    которых жидкие или твердые частицы дисперсной фазы свободно перемещаются в

    газообразной дисперсионной среде. Для разрушения аэрозолей в промышленности

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.