Научные основы школьного курса химии. методика изучения растворов
физики учащимся известно, что молекулы веществ находятся в непрерывном
движении. Этим и объясняется явление диффузии – самопроизвольного
взаимопроникновения, приведенных в соприкосновение, различных веществ.
Далее говорится о том, что если положить в цилиндр с водой кристаллы
дихромата калия, то через некоторое время вокруг кристаллов вода окрасится
в оранжевый цвет. Невидимые частицы дихромата калия под влиянием молекул
воды оторвались от кристаллов и диффундировали в воде. Диффузия происходит
медленно, но в конце концов получается однородный раствор. Затем
предлагается ответить на вопрос: можно ли ускорить процесс растворения? Для
получения ответа учащиеся проделывают следующий лабораторный опыт: в одну
пробирку они помещают немного поваренной соли крупного помола, а в другую –
сильно измельченную. Затем в обе пробирки добавляют одинаковый объем воды.
Учащиеся наблюдают, что соль мелкого помола растворяется быстрее, чем
крупного. На основе этого опыта они делают вывод: процесс растворения
ускоряется при измельчении вещества. Чем же это объясняется? Тем, что при
измельчении вещества увеличивается поверхность соприкосновения его с
жидкостью. Далее учащиеся сравнивают растворение различных веществ в воде.
При этом они выполняют следующий опыт. В четыре пробирки насыпают равные
порции сульфата кальция, сульфата бария, алюмокалиевых квасцов, хлорида
натрия. Во все пробирки наливают объем воды. Учащиеся наблюдают, что
сульфаты бария и кальция как будто совсем не растворяются, квасцы
растворились частично, а хлорид натрия практически полностью. Затем
ставится перед учащимися вопрос: можно ли все-таки добиться растворения
сульфата бария, сульфата кальция и квасцов? Учащиеся предлагают нагреть
пробирки, в которых они растворяли указанные вещества. Выполнив эту
операцию, они отмечают, что квасцы растворились, а сульфаты бария и кальция
нет. На основе этого учащиеся приходят к выводу, что повысив температуру,
все-таки можно увеличить растворимость веществ. Для подтверждения того, что
сульфаты бария и кальция полностью не растворимы, учащиеся фильтруют через
небольшие фильтры растворы с данными солями и несколько капель каждого
фильтрата выпаривают на жестяной пластинке. При выпаривании капля сульфата
бария на пластинке никакого следа не оставляет, а в случае с сульфатом
кальция, на пластинке в небольшом количестве появляется белый налет.
Проведенный комплекс опытов дает возможность сделать вывод о том, что
по растворимости в воде вещества делятся на растворимые, малорастворимые и
нерастворимые [18].
Учитель демонстрирует учащимся таблицу растворимости веществ в воде и
объясняет, как ею пользоваться. После этого они записывают в тетрадь
определение растворимости.
Далее от качественной характеристики учитель переходит к
количественной. Он предлагает учащимся проверить, насколько хорошо
растворима поваренная соль. В пробирку с раствором поваренной соли из
предыдущего опыта учащиеся добавляют примерно столько же поваренной соли,
сколько было взято ранее. Они взбалтывают пробирки с поваренной солью и
наблюдают, что новая порция соли полностью уже не растворяется. При
нагревании этого раствора наблюдается тот же эффект. Таким образом, учитель
подводит учащихся к понятию “насыщенный раствор” и даёт его
определение[18].
Те же операции учащиеся проделывают с квасцами. В результате они
убеждаются, что в такой же порции воды при нагревании квасцов растворимость
больше, чем поваренной соли. Учащиеся делают вывод: нагревание влияет на
растворимость квасцов значительно сильнее, чем на растворимость поваренной
соли. Зависимость растворимости солей от повышения температуры определяется
природой растворяемого вещества. Изменение растворимости некоторых видов с
изменением температуры наглядно показывают кривые растворимости. Учитель
демонстрирует график кривых растворимости и разъясняет учащимся, как им
пользоваться, раскрывает смысл коэффициентов растворимости, т.е.
рассматривает количественную характеристику растворимости.
На втором уроке [18], учащиеся решают экспериментальную задачу:
установите экспериментальным путем количественную зависимость растворимости
нитрата калия от температуры. Составьте план определения коэффициента
растворимости нитрата калия при температуре 20, 30, 40, 50° С и осуществите
его в лаборатории, имея необходимое оборудование. Используя ваши данные,
начертите график зависимости растворимости нитрата калия от температуры,
предварительно обсудив с учителем план решения данной экспериментальной
задачи. Учащиеся последовательно выполняют следующие операции: взвешивают,
пустую фарфоровую чашку – m1 в колбе на 50-100 мл. Готовят в 30-50 мл воды
концентрированный раствор нитрата калия при температуре на 5-10° С больше,
чем заданная, и следя за показанием термометра, медленно охлаждают раствор
до заданной температуры (на дне колбы должны выпадать кристаллы). Быстро
отливают во взвешенную чашку 5-10 мл раствора (выпавшие кристаллы должны
остаться в колбе). Взвешивают чашку с раствором, предварительно охладив его
до комнатной температуры (на дне чашки появляются кристаллы нитрата калия)
– m2. Осторожно выпаривают раствор досуха, охлаждают чашку с оставшимся в
ней нитратом калия и взвешивают – m3. Оставшийся в колбе раствор можно
вновь нагреть до растворения выпавших кристаллов, охладить до другой,
заданной температуры и повторить все операции.
Расчет осуществляется следующим образом:
1. Масса отлитого раствора: m2 – m1 = m4(г)
2. Масса сухого остатка нитрата калия: m3 – m1 = m5(г)
3. Масса испарившейся воды: m4 – m5 = m6(г)
4. Коэффициент растворимости нитрата калия при данной температуре
(растворимостью соли в 100 г воды): в m6(г) H2O растворяется m5(г)
KNO3; в 100 г H2O растворяется Х(г) KNO3.
Составляем пропорцию и находим Х:
100 ( m5
Х = (((((( .
m6
Одна из важнейших форм проведения экспериментальных занятий, впервые
разработанная В.Н. Верховским – лабораторный урок. Задачей такого
лабораторного урока может быть проведение небольшой исследовательской
экспериментальной работы , направленной на эвристический вывод определенных
положений [18].
Оригинальный химический эксперимент предлагается авторами [19], как
прекрасное средство для обобщения материала по курсу химии. Так первая
серия включает превращение по химии иона Fe3+. В пробирку помещают 30
капель 0,1М раствора хлорида железа (III) FeCl3 и пять капель 2М раствора
карбоната натрия Na2CO3. В результате образования нестойкой кислоты и
нерастворимого гидроксида железа, происходит необратимый гидролиз соли:
2FeCl3 + 3Na2CO3 + 3H2O = 2Fe(OH)3v + 3CO2^ + 6NaCl
К полученному осадку, кирпично-красного цвета, добавляют семь капель
3М раствора хлороводорода HCl. В результате связывания оставшихся карбонат
ионов и растворения осадка раствор становиться прозрачным:
Fe(OH)3 + 3H+ = Fe3+ + 3H2O
Добавление четырех капель 0,05М раствора тиоцината калия KSCN,
приводит к окрашиванию раствора в кроваво-красный цвет в следствии
образования комплексного иона:
Fe3+ + 6SCN( = Fe(SCN)63(
При добавлении 20 капель 1М раствора фторида натрия NaF раствор
обесцвечивается вследствие образования более стабильного фторидного
комплекса:
Fe(SCN)63( + 6F( = FeF63( + 6SCN(
Последующее добавление 10 капель 1М раствора гидроксида натрия NaOH,
разрушает комплексный ион и приводит к выпадению кирпично-красного осадка:
FeF63( + 3ОН( = Fe(OH)3v + 6F(
При добавлении к полученному раствору двух капель 1М раствора
сульфида натрия Na2S происходит восстановление трехвалентного железа в
двухвалентное, а так же переход железа из одной осажденной формы
(гидроксид) в другую – более стойкую (сульфид). В пробирке образуется
осадок черного цвета.
Fe(OH)3 + 2S2( = FeSv + Sv + 3ОН(
Вторая серия включает превращение по химии иона меди Cu2+. Для этого
в пробирку наливают 20 капель 0,1М раствора сульфата меди (II) CuSO4
происходит необратимый гидролиз и образуется осадок синего цвета:
CuSO4 + Na2CO3 + H2O = Cu(OH) 2v + CO2^ + Na2SO4
Далее пять капель раствора хлороводорода HCl вызывают растворение
выпавшего осадка:
Cu(OH) 2 + 2Н+ = Сu2+ + 2H2O
Добавляем в пробирку пять капель 1М раствора иодита калия KJ, что приводит
к восстановлению ионов Сu2+ до Сu+ и вызывает образование осадка
коричневого цвета, представляющего особую смесь белого иодита меди (I) и
свободного иода:
2 Сu2+ + 4J( = 2CuJv + J2
Еще одна окислительно-восстановительная реакция происходит при
помещении в образовавшийся раствор пять капель 1М раствора тиосульфата
натрия Na2S2O3 . Тиосульфат натрия связывает свободный йод, в результате
цвет осадка становится белым – это оставшийся CuJ :
2S2O32( + J2 = S4O62( + 2J(
При добавлении двадцати капель 3М раствора аммиака NH4 осадок
растворяется вследствие образования бесцветного комплексного соединения
меди:
CuJ + 2NH3 = Cu(NH3) 2+ + J(
Добавление одной капли 3% раствора перекиси водорода вновь окисляется
Сu+ и Сu2+ , что приводит к окрашиванию раствора в глубокий синий цвет из-
за образования окрашенного комплексного иона Cu(NH3) 42+
2Cu(NH3) 2+ + H2O2 + 4NH3 = 2Cu(NH3) 42+ + 2OH(
Добавляем четыре капли 0,5М раствора сульфида натрия Na2S, что
приводит к разрушению комплекса вследствие образования черного осадка
сульфида меди (II) CuS с очень низким произведением растворимости:
Cu(NH3) 42+ + S2( = CuSv + 4NH3^
Рекомендованные концентрации и количество реагентов подобраны
экспериментально, но могут потребовать корректировки из-за разных условий
хранения и чистоты реактивов.
В зависимости от подготовленности учащихся и цели, которые ставит
учитель, обсуждение результатов эксперимента можно проводить
дифференцированно в широком диапазоне [19]. Например, на начальной стадии
изучения химии серия превращения послужит эффективной демонстрации
признаков химических реакций. Резкие и многократные изменения окраски
раствора при добавлении всего нескольких капель реагентов всегда вызывают у
школьников неподдельный интерес. В старших профильных классах результаты
эксперимента могут стать поводом для обсуждения физико-химических явлений.
Например, природы окраски раствора, когда один и тот же ион придает
соединениям различную окраску по мере изменения связанных с ними анионов
[19].
Методике определения общей жесткости воды посвящается статья [20].
Где определяют общую жесткость воды в лабораторных условиях методом
комплексонометрического титрования или с помощью кальциево-магниевых
ионоселективных электродов. Но эти методы требуют дорогостоящих и
практически недоступных для школы реактивов и приборов, поэтому авторы [20]
предлагают более приемлемый для школьной лаборатории способ с применением
соляной кислоты и ортофосфата натрия. Метод основан на осаждении ионов Ca2+
и Mg2+ избытком раствора ортофосфата натрия Na3PO4 , с последующим
определением остатка осадителя:
3MeCl2 + 2Na3PO4 = Me3(PO4)2v + 6NaCl
3Me(HCO3)2 + 2Na3PO4 = Me3(PO4)2v + 6NaHCO3
Как видно из приведенных уравнений, из Me(HCO3)2 образуется
эквивалентное количество NaHCO3 . При титровании осадка фосфата натрия
соляной кислотой одновременно оттитровывается и гидрокарбонат натрия, на
определение которого расходуется такое же количество соляной кислоты, как и
на определение временной жесткости воды.
Приводится методика проведения анализа: в мерную колбу, вместимостью
250 мл, переносят 100 мл анализируемой воды, добавляют точно измеренный
объем (например 25 мл) 0,2М раствора Na3PO4 и оставляют на ~ 30 минут.
Затем добавляют до метки дистиллированной водой, тщательно перемешивают и
фильтруют через плотный бумажный фильтр в сухую емкость. В коническую колбу
объемом 250 мл отбирают 100 мл фильтрата для проведения титрования и
добавляют две – три капли индикатора метилоранжа, затем титруют соляной
кислотой до появления бледно-розовой окраски раствора. Параллельно
определяют объем соляной кислоты, пошедшей на определение временной
жесткости воды в идентичных условиях. Для этого берут мерную колбу
вместимостью 250 мл, добавляют 100 мл анализируемой воды, добавляют до
метки дистиллированной водой и тщательно перемешивают. После этого, в
коническую колбу для титрования отбирают 100 мл раствора, добавляют 2-3
капли метилоранжа и титруют соляной кислотой до появления бледно-розовой
окраски. Следует однако отметить, что в школьных условиях использование
данной методики так же достаточно сложно.
Авторами [21] разработана методика проведения урока по изучению
химических свойств воды для школьников 8–х классов, обучающихся по единой
государственной программе. Специфичность урока заключается в применении
игровых моментов и метода моделирования, значительно активизирующих
познавательную деятельность школьников и позволяющих достичь поставленных
целей урока: добиться усвоения учащимися химических свойств воды и
продолжить формирование у них умения записывать уравнения химических
реакций. Перед проведением урока [21] готовится набор карточек с формулами
веществ, набор схем для магнитной доски, оборудование для проведения опытов
взаимодействия воды с активными металлами, оксидами, разложение воды и для
решения экспериментальных задач. После проведения фронтального опроса и
решения экспериментальной задачи предлагается тема урока и формируются
цели. Урок проводится по следующему плану:
1. Взаимодействие воды с металлами и неметаллами.
2. Взаимодействие воды с оксидами Ме и неМе.
3. Разложение воды.
Химизм предлагаемого эксперимента подтверждается на магнитной доске по
следующей схеме:
Ме H2O > щелочь
H2^
актив.
Об отношении воды к металлам средней и малой химической активности,
учащиеся узнают из сообщения учителя или из учебника. Работа проводится
аналогичным образом: сначала моделируют общие схемы, затем учащиеся
работают с набором карточек. Постепенно повышается уровень их
самостоятельности в записи уравнений химических реакций.
Ме H2O > оксид
H2^
ср. актив Ме
Ме H2O >
малоактив
В связи с тем, что при взаимодействии не Ме с водой не имеет общих
закономерносей, то схема предлагается следующим образом:
не Ме H2O > . . . .
В качестве конкретизирующих уравнений химических реакций приводится
взаимодействие водяного пара с углем, реакция воды с хлором. Второй пункт
плана раскрывается с помощью демонстрационного эксперимента по
взаимодействию оксидов фосфора (V), серы (IV), углерода (IV) и кальция с
водой. Характер полученных продуктов доказывается с помощью индикаторов.
Учащиеся должны выявить признаки реакции, определить их тип, назвать
полученные вещества. Изучение разложения воды авторы [21] строят по-
разному: с применением как исследовательского, так и иллюстративного
метода. В любом случае они предлагают использовать химический эксперимент
по разложению воды электрическим током. Обобщение и закрепление знаний они
организуют в виде фронтальной работы с использованием фронтальной доски. На
следующем уроке в ходе опроса используется дифференцированный подход.
Как отмечают авторы [22], в последнее время все очевиднее становится
проблема сокращения часов, предназначенных для изучения химии, которая, в
свою очередь, неизбежно скажется на школьном эксперименте. Постепенно он
просто-напросто сводится на нет. Естественно, это вызывает большое
беспокойство, стремление как-то преодолеть сложившуюся ситуацию. По их
мнению [22], одним из способов выхода из кризиса может служить разработка и
совершенствование в методическом отношении домашнего химического
эксперимента как вида самостоятельной работы учащихся.
В статье [22] предлагается серия домашних опытов по теме «Вода.
Растворы, Основания», способствующие развитию интереса к предмету и
осознанному усваиванию основ научных знаний. Рассмотрим некоторые из
предлагаемых опытов.
Опыт 1. Перегонка воды.
Оборудование и реактивы: чайник, кружка, тарелка, нагревательный
прибор (электрическая или газовая плита), прихватка; вода.
Ход работы: Нагрейте в чайнике воду. Когда вода закипит и из чайника
начнет выходить пар, возьмите с помощью прихватки тарелку и подержите ее
несколько минут над отверстием носика чайника.
Под тарелкой расположите кружку и собирайте в нее дистиллированную
воду. Сравните на вкус водопроводную и дистиллированную воду.
Объясните явление. Возьмите сухое предметное стекло, согрейте его в
руках и сразу подышите на него. Дайте стеклу охладиться и снова подышите на
него. Что происходит?
Вопросы для обсуждения.
1. Почему выдыхаемый воздух «заметен» на морозном воздухе и «невидим» в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|