МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Шпаргалка по методике естествознания

    относительность.”

    Клас-я ср обуч

    1) Вербальные – учебники, пособия на печат основе

    2) Изображения пр-в и явл природы – плоскостные (таблицы, карты) и объемные

    (макеты, муляжи).

    3) Натур ср обуч

    Аудиовизуальные

    Вербальные

    Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика.

    Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы

    прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала.

    Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в

    знакомстве детей с осн методами исследования в природе.

    Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это

    необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср-

    ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми

    данного учебника.

    натуральные

    1) объекты живой природы: объекты уголка приоды (животные, растения),

    фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела жив),

    остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные

    препараты (заспиртов запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп),

    сухие коллекции (насекомых), кол-я вредителя.

    2) объекты нежив природы (полезн ископ, почва)

    Билет 12

    Вербальные

    Учебник (Шоповаленко) ср-о для изучения основ наук для ученика.

    Все учебники разрабатываются в соотв с прогр и их сод раскрывает вопросы

    прог-ы, а структура отражает последоват в изуч материала.

    Построение учебника определ методологией естествознания наук. Это выраж в

    знакомстве детей с осн методами исследования в природе.

    Структура строется согласно прогр образования. Структурные компоненты – это

    необх элем-ы шк уч-ка, обладающ опред формой и осуществл лишь им присущ ср-

    ми активную фунц-ю нагрузку и находящиеся в тесной взаимосвязи с др эл-ми

    данного учебника.

    1 – текстовый компонент, пред. н разл видами тестов

    основной – передает гл инфо, излагаются факты, описания, понятия, раскрыв-

    ся вз-зи пред. н, рассказом, деловой статьей, описательный, смешанный

    (редко), объяснительный. Текст д.б. научным, доступным для понимания

    дополнительный – необязат текст для понимания, конкретизирующий,

    комментирующий, мб сложным. Виды – рассказы, загадки, сказки, научные

    сведения, биографии, хрестоматийные материалы. Могут идти после параграфа –

    комментарий. Имеют важную роль, расширяя зн уч-ся, увелич познават интерес.

    пояснительные – словарь, выписка опр-й, вывод, обобщение. Содержит гл мысль

    параграфа, идею.

    2 – нетекстовый комп-т:

    аппарат орг-ии усвоения – сист вопросов и заданий. Цель – обратная связь,

    обобщить полученные связи. Группы вопросов: 1) требующие прак применения зн

    (лаборатор), 2) на воспроизведение зн (расскажи), 3) на логич осмысленность

    зн, на сопоставление, классификацию, сравнение, обобщение, на наблюдение

    иллюстративный аппарат – дб не менее 50% иллюстраций. 1 кл – 90%. На

    рисунке легче показать все части пред-а. Схемы, карты, картины

    аппарат ориентировки – усл обозначения, шрифты, особ-ти орг-ии.

    1) соответствие прогр

    2) анализ текст комп-а (хар-р, научность, соотв возрасту допол текст или

    отсутствует; пояс текст/чем представлен/или отсутствие)

    3) анализ внетекстов комп. Вычленяем группы, какие группы вопросов,

    иллюстр, соотв тема, необх-ть исп-я, проценты, подписи, качество, размеры,

    насыщенность.

    4) аппарат ориентировки – пояс записка

    Приемы работы с текстом учебника

    1 Метод объяснительного чтения

    2 Дать заголовок

    3 фрагментарное чтение текста. Читать выбранные абзацы

    4 нахождение необх понятий в тексте

    5 искать ответы

    6 составить вопросы по тексту

    Как работать с иллюстрацией

    Одна минута на рассмотрение.

    Совместная работа уч-ся: исп-ие иллюстр учебника как источника знания. Для

    этого логично задаем вопросы

    1 Сравнение

    2 практич работа – работа по карте

    Приемы работы с вопросами

    1 ответы на вопросы учебника дома или п/е из-я темы

    2 найти ответы на вопросы в тексте

    3 выполнение практ раб

    Пособия на печаной основе

    Цель пособия

    Способы достижения цели

    Анализ заданий

    Анализ иллюстрат материала.

    Вывод.

    Научн методы работы.

    1 Аристотель, Землеведение

    2 Методы об-я – важн довольные

    таблица; гербарий; словесные – рассказ, демонстрация – табл

    Прием сравнения.

    билет 13

    Натуральные ср-ва обучения

    - пр-ы, имеющ естеств происхождение

    - нагл образ мышления

    - методика форм-я понятия (полное обследование)

    - разв позн интереса

    способствует конктерному предс-ю

    Классификация

    1) объекты живой природы: объекты уголка приоды (животные, растения),

    фиксированные объекты (гербарий), таксодермические (чучела жив),

    остеологические (костный материал человека запрещен), натуральные влажные

    препараты (заспиртов запрещены), микропрепараты (смотрят в микроскоп),

    сухие коллекции (насекомых), кол-я вредителя.

    2) объекты нежив природы (полезн ископ, почва)

    Методика работы с натур ср об

    1 Работа с коллекциями (гербарий)

    Практич работа, каждый работает со своим образцом

    Коллекция почв, минералов – практ работа.

    Кол насекомых идет раб. исп прием сравнения образцов с изображением данного

    животного

    бтлет 14

    Экологическое обр-е мл шк-в

    I Становление экол обр-я

    1968. Париж. Конференция по охране природы ЮНЕСКО. Была принята декларация

    обращения к народу о необходимости междунар сотрудн в обл экол обр

    (природоохранит просвещение). Конф дала начало междунар прогр н иссл-й и

    подготов. спец-ов, призванных разработать н основу природопользования.

    1972. Стокгольмская конфер по вопросам окр среды. Принята декл об охране

    окр среды и приняты рекоменд о необх созд-я междунар прог-ы по обр в об окр

    среды. Реализация этого положения нач в 1975.

    1977. Тбилиси. Конф по вопросам эк обр. Намечены осн пути эк обр в России.

    1987. Москва. Конф по проб эк обр-я. Разработана сис эк обр-я.

    1992. Рио-де-Жанейро. Конф по окр ср и развитию.

    Осн положения:

    1) разработка концепции устойчивого разв. С т.з. этой концепции эк обр –

    это необх усл устойчивого развития.

    2) принята декларация о лесах (с этого момента нач возн эк команды).

    Цели экол образования

    Конц общего ср эк об рассм-т пр-с эк обр как непрерывн пр-с об-я вос-я и

    развития, направл на форм-е сис-ы н и практ зн, ценностных ориентаций,

    поведения, деятельности, обеспечивающ ответств отн-е к соц-но-природной

    среде и человеку.

    Осн цель эк обр – становление экологически-культурной личности.

    Экол культура Л, ее компоненты:

    1 Эк Л З У

    2 Эк мышление

    3 Ценностные ориентиры

    4 Эк оправданное поведение

    Вывод: эк культ дб деятельностной

    Форм-е экол культуры, опред-ем отношение к окр среде, нужно рассм как

    комплес пр-с, кот зависит от возрастных особенностей уч-ся.

    Конечная цель эк об шк-в - становление научно-познават, эмоц, нрав-го,

    практически-деятельностного к окр среде, здоровью на основе ед-ва

    чувственного и рационального познания природного и соц-го окр-я человека.

    Задачи ЭО

    1. Форм З об экосистемной организации природы Земли в границах обитания

    человека.

    2. Форм сис интелл-х и практ-х У по изучению оценки и улучшению кач-ва окр

    среды своей местности и здоровья человека.

    3. Вос-ть потребность на реализацию здоров образа жизни и улучшения орг-ии

    окр среды.

    4. Развивать интел сферу шк-в: (развивающая)

    - сп-ть к целевому причинному, вероятностному анализу экол ситуаций

    - разв эмоц сферы – эстетич воспр и оценка состояния окр среды

    - разв волев сферы – разв уверенности в способ-ти ре-ть эк проблемы,

    стремление принимать участие в решении пр-м и прак-х мероприятий по охране

    окр среды.

    Влияние ЭО на разв Л мл шк

    1 Разв псих пр-в: память, наблюдательность, внимание, воображение,

    абстрактно-логич мышление, речь

    2 Разв понятийный аппарат

    3 Форм положит нравствен кач-в

    4 Воспитательная: ответственность, любовь к природе, сострадание

    5 Разв общечеловеч к-ры

    Содержание ЭО

    I Модели обр-я

    1) однопредметная (в рамках одного предмета рассм проблемы эк)

    2) многопредметная (несколько предметов)

    3) смешанная (все предметы смешаны)

    В наст вр сод-ие ЭО раскрывается сис-й учебн пр-в в нач шк, чаще всего эк

    сод-ие расск-я в рамках пр-а «окружающий мир», но сущ-т и собственно экол

    предметы «Экология для мл шк» Плешаков, «Э» Суровегина

    II Пр-ы отбора сод-я

    - пр-п гуманизации (природа – наш общий дом)

    - пр-п единства познания, переживания дей-я (позволяет обеспечить

    становление многогранных отношений мл шк к окр среде и своему здоровью

    - пр-п междисциплинарности (пред-т согласование разл аспектов

    взаимоотношений с окр средой в разл пр-ы)

    - пр-п интеграции – пред-т интеграцию естественно-научн, нравст, эстет, соц-

    эконом, правовых аспектов ЭО.

    - принцип природосообразности (пред-т вос-ие реб-а в единстве и согласии с

    природой)

    III Содержание

    1 кл: дети должны знать методы изучения окр среды, многообразие явл окр

    мира

    2 кл: городская среда и человек

    3 кл: ваимоотношение человека и природных сообществ

    4 кл: взаи-е человека с окр средой

    IV Концептуальные положения педагогов-экологов России.

    В их основе лежат взаимосвязи четырех компонентов:

    1) научно-познавательный

    2) ценностный

    3) нормативный

    4) практически-деятельностный

    Билет 15

    Форма обучения как педагогическая категория. Классификация форм обучения

    Учебно-воспитательный процесс в школе осуществляется в определенных формах.

    Как и применительно к методам обучения, в трактовке понятия «форма

    обучения» нет единого подхода. По определению Ю. К. Бабанского, «формы

    организации обучения представляют собой внешнее выражение согласованной

    деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке ив

    определенном режиме». Н. М. Верзилин считает, что «форма: преподавания —

    это организация учебно-познавательной .деятельности учащихся,

    соответствующая различным условиям ее проведения (в классе, природе и т.

    п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения».

    В теории и практике обучения природоведению сложились три группы форм

    организации учебной деятельности учащихся: урок, внеурочная деятельность и

    внеклассная работа. Каждая из этих групп имеет свою специфику и свое место

    в учебном процессе. Но вместе с тем они имеют и общие черты.

    1. Решение определенных познавательных воспитательных и развивающих задач,

    которые должны быть реально достижимы. Поэтому определять их следует в

    зависимости от содержания занятия, возрастных особенностей учащихся, уровня

    их подготовленности. Задачи занятий могут быть узкие, решаемые только на

    данном занятии, но могут быть и общие, решение которых достигается системой

    занятий.

    2. Отбор определенного содержания учебного материала, с точки зрения

    которого каждое занятие представляет собой нечто целостное, логически

    законченное. В то же время содержание занятия — лишь часть некоторой

    системы, а потому является продолжением предыдущих занятий и опорой для

    последующих. Этим обеспечивается единство учебного процесса и

    преемственность в нем. При определении объема и сложности содержания

    учебного материала на занятиях необходимо учитывать государственные

    требования учебной нагрузки учащихся, правила безопасности и гигиены труда.

    3. Применение разнообразных методов и приемов, выбор и сочетание которых

    зависит от целей содержания занятий.

    4. Достаточное и необходимое материальное обеспечение занятий.

    5. Оптимальный темп хода занятий и рациональное использование отведенного

    времени требуют обязательного продумывания четкой последовательности и

    сменяемости видов деятельности, а также подготовки условий, материалов и т.

    п.

    6. Возможно полное использование потенциальных способностей каждого

    ученика, учет их индивидуальных особенностей. Это требование реализуется в

    индивидуализации заданий, распределении их по сложности и по способностям

    учащихся.

    Несмотря на общие черты, каждая из организационных форм имеет свои

    особенности. Поэтому в группах форм выделяются их виды. Как и в случае с

    методами и приемами формы обучения необходимо привести в определенную

    систему, составить их классификацию. Последняя представлена в следующей

    схеме:

    Формы организации учебной деятельности

    I

    Урок Внеурочные занятия Внеклассная

    работа

    •*• Вводный ->• Выполнение домашних ->• Кружки

    Смешанный заданий -*•

    Экскурсии

    Предметный ->• Наблюдения в природе ->• Туристические

    Экскурсия -»• Продолжающиеся опыты походы

    Обобщающий и др. ->

    Викторины

    Олимпиады Утренники Праздники и др.

    Внутри каждого названного здесь вида организационных форм выделяются более

    мелкие организационные формы, которые, как и в случае с приемами обучения,

    являются открытой системой, так как они довольно подвижны и изменчивы.

    Кроме того, в школьной практике постоянно создаются новые формы. Таковы,

    например, внутри каждого вида форм могут быть практические и лабораторные

    работы, игры, самостоятельная или фронтальная организация деятельности

    детей и т. д.

    Например, нет единого мнения, методом или формой считать игры,

    самостоятельные работы учащихся и др. Мы рассматриваем игру и

    самостоятельную работу детей как формы организации учебной деятельности

    учащихся. Отличить форму от метода позволяет выявление источника знаний, по

    которому и устанавливается метод. С нашей точки зрения, сама по себе игра

    не является источником знаний. Она лишь организует деятельность детей.

    Например, ребенок играет с конструктором. В ходе игры он создает модель

    какой-то машины — он машину моделирует. Процесс моделирования и дает знания

    о машине. Значит, ведущим методом в данной игре и является метод

    моделирования. В ролевых играх ведущими методами являются словесные.

    Аналогичное рассуждение можно провести и применительно к трактовке

    самостоятельных работ.

    Билет 16

    Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию

    Урок как форма обучения существует более 300 лет. Как любая педагогическая

    категория урок имеет свои характерные признаки:

    — урок проводится со стабильной группой учащихся определенного возраста и

    более или менее одинакового уровня подготовки;

    — урок ограничен во времени; обычно он продолжается от 35 до 45 мин.

    Урок выполняет определенные функции:

    — образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и

    навыков;

    — воспитательные, решающие задачи патриотического, экологического,

    эстетического, нравственного, трудового, санитарно-гигиенического

    воспитания;

    — развивающие, решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их

    памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологической, этической,

    эстетической и санитарно-гигиенической культуры, творческих способностей,

    навыков учебного труда.

    Вместе с тем отмечаем, что такое деление функций урока условно. Как

    правило, они выполняются комплексно. В самом деле, именно в процессе

    формирования и развития экологических знаний и умений идет и экологическое

    воспитание, и развитие экологической культуры. Этот комплексный процесс не

    может не отразиться на усвоении этических норм, на воспитании

    патриотических чувств. Мировоззрение не может развиваться без формирования

    научных знаний. Подобные примеры взаимосвязи разных функций урока можно

    продолжить.

    В зависимости от цели, содержания урока и выбранных для него методов

    обучения намечается его тип.

    Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается

    совокупность рабочих моментов, этапов, их порядок, обусловленных внутренней

    логической связью. В структуре урока обычно выделяют следующие этапы:

    1) организация начала урока;

    2) повторение и закрепление изученного на предыдущем уроке, а иногда и

    нескольких предыдущих уроках;

    3) изучение нового материала;

    4) закрепление нового материала;

    5) обобщение и вывод по изученному материалу на уроке;

    6) домашнее задание.

    Эта структура присуща и урокам начального естествознания. Однако она

    варьирует в зависимости от типа урока, его конкретного содержания и

    применяемой методики.

    Вводный урок. Обычно такой урок проводится в начале учебного года как

    введение в предмет, а в начале темы как введение в тему. В связи с тем, что

    число часов, отводимое на начальное естествознание, невелико, удается

    выделить лишь уроки, вводные в предмет. На введение в тему, как правило,

    отводится небольшое время на первом по данной теме уроке. Поэтому в

    практике изучения естествознания в начальной школе проводится всего четыре

    таких урока.

    Структура вводного урока имеет свои особенности: в нем нет повторения

    знаний предыдущего урока. Урок начинается с выяснения понимания детьми

    сущности названия учебного предмета. Если в прошлом году дети уже изучали

    такой предмет, а в этом году идет его продолжение, следует вспомнить в

    общих чертах, что является основным объектом изучения для данного учебного

    предмета, что уже известно учащимся об этом объекте, что было интересно.

    Далее учитель сообщает, что в этом учебном году продолжается знакомство с

    природой; называет вопросы, которые будут рассмотрены, учебники и учебные

    пособия, по которым предстоит учиться. Хорошему усвоению знаний помогут

    наблюдения в природе, практические работы и опыты в классе. Дети бегло

    перелистывают книги, высказывают свои первоначальные впечатления о них.

    Обычно открывают сначала учебники, затем — учебные пособия, читают

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.