МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Контрольная работа: Вопросы привлечения к административной ответственности в России

    Контрольная работа: Вопросы привлечения к административной ответственности в России


    Контрольная работа по теме:

    ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В РОССИИ


    1. Процесс декодификации законодательства об административных правонарушениях является первой проблемой, разрушающей целостность института административной ответственности

    Процесс развития законодательства об административных правонарушениях в нашей стране можно разделить на четыре периода.

    Первый период (условно можно обозначить с 1917 года по 1985 года) оценивается как хаотичный, разрозненный в силу того, что административная ответственность могла устанавливаться большим количеством субъектов - органов государственного управления и местных органов государственной власти. Множество союзных и республиканских законодательных и правительственных актов (около 500) приводило к путанице и несогласованности в правоприменительной деятельности. Все это стало причиной постановки вопроса о создании единого правового поля административных правонарушений.

    Ученые-административисты первым шагом в направлении будущей консолидации законодательства об административных правонарушениях называют Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке». Что касается процедуры, огромное значение имели республиканские положения об административных комиссиях при исполнительных комитетах местных Советов, правилами которых должны были руководствоваться не только сами комиссии, но и другие государственные органы и должностные лица, правомочные решать дела об административных проступках. Но все же законодательство об административной ответственности не было кодифицированным, что затрудняло осуществление административно-юрисдикционной деятельности.

    Следующий шаг к систематизации норм об административной ответственности - принятые Верховным Советом СССР в 1980 году Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях [1].

    Принятие Основ свидетельствовало о том, что законодатель отказался от введения Кодекса уголовных проступков [2] и пошел по пути кодификации норм административного права по отдельным институтам и объединения в одном акте как материальных, так и процессуальных норм. В Основах содержались общие линии разграничения компетенции Союза ССР и союзных республик в области правотворчества, впервые было дано официальное определение административного правонарушения (проступка), допускалась возможность «гибкого реагирования» на административные правонарушения, описывались меры по повышению статуса административных комиссий при исполкомах местных Советов [3].

    Второй период формирования административного законодательства связан с принятием (20 июня 1984 года) и введением в действие (с 1 января 1985 года) первого в истории нашей страны Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР). У КоАП РСФСР было много достоинств: он аккумулировал нормы об административной ответственности, унифицировал процесс привлечения к административной ответственности и исполнения административных взысканий и др. Однако период его действия оказался недолгим: в 90-е годы в стране началась перестройка, которая привела к созданию, по сути, нового государства.

    В третий, постперестроечный период, существовал дуализм норм об административной ответственности. С одной стороны, 291 состав административных правонарушений содержался в КоАП РСФСР (из которых 213 практически не использовались), а с другой - 285 составов административных правонарушений содержались вне Кодекса в 23 других нормативных актах. Свыше 40 видов всевозможных положений, инструкций, регламентов описывали порядок привлечения к административной ответственности юридических лиц.

    Процессу декодификации законодательства об административных правонарушениях способствовало интенсивное законотворчество субъектов Российской Федерации [4].

    Наконец, четвертый период наступил с принятием нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) (с 2002 года до настоящего времени). Важным достижением названного Кодекса явилась закрепленная на федеральном уровне его монополия по вопросу установления административной ответственности: в соответствии с частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Статья 2 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержала перечень из 137 нормативных правовых актов, которые в целом или в части утратили силу в связи с введением в действие с 1 июля 2002 года КоАП РФ.

    Вышеназванный Федеральный закон позволил сохранить в главе 16 Налогового кодекса Российской Федерации 13 статей, содержащих составы административных правонарушений (статьи 116 - 120, 122, 123, 125, 126, 128, 129, 129.1, 129.2). При этом сам КоАП РФ содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность за те же самые правонарушения (статьи 15.3 - 15.8, ст. 15.11).

    Получилось, что ответственность за эти деликты предусмотрена сразу в двух Кодексах. Разграничение было проведено лишь по видам субъектов. Если эти деликты совершают граждане и организации (юридические лица), применяются меры налоговой ответственности, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ). Меры административной ответственности в соответствии с КоАП РФ применяются за эти же правонарушения в отношении должностных лиц организаций, которые не являются субъектами налоговой ответственности. Такое разделение норм между двумя Кодексами, основанное лишь на разном субъектном составе, неубедительно и, безусловно, нуждается в исправлении. Практика арбитражных судов служит тому подтверждением.

    Так, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа оставил без изменения решение Арбитражного суда Костромской области, которым Общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 116 НК РФ за нарушение срока постановки на налоговый учет, предусмотренного пунктом 3 статьи 83 НК РФ. Общество, обратившись в суд кассационной инстанции, просило отменить судебный акт, ссылаясь на то, что на основании положений статьи 1.1 КоАП РФ оно должно было быть привлечено к административной ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ, а не НК РФ. При этом суд указал, что Общество зарегистрировано 7 апреля 2003 года, а заявление о постановке на налоговый учет в установленный законодательством 10-дневный срок не представило. В данном случае к ответственности за нарушение сроков постановки на налоговый учет привлечено юридическое лицо, что не исключает привлечения должностного лица Общества к ответственности за административное правонарушение, но по статье 15.3 КоАП РФ. Таким образом, Арбитражный суд Костромской области сделал вывод о правомерности привлечения Общества к налоговой ответственности в порядке статьи 116 НК РФ.

    В связи с изложенным, разумным видится перенос некоторых статей НК РФ (статей 116 - 120, 122, 123, 125, 126, 128 - 129.2) в главу 15 КоАП РФ.

    Аналогична ситуация с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ). Более 10 видов нарушений бюджетного законодательства, предусмотренных статьями 293, 295 - 303, 305, 306 БК РФ, не содержатся в КоАП РФ, что парализует их применение. Предлагается «бюджетные» правонарушения исключить из БК РФ и предусмотреть ответственность за них в КоАП РФ, так как они являются разновидностью административных проступков.

    Практика арбитражных судов свидетельствует также о том, что в Федеральном законе N 196-ФЗ в перечне не указан ряд федеральных законов, которые содержат ответственность за административные правонарушения. Нормы об административной ответственности, содержащиеся в федеральных законах вне КоАП РФ, применяются не в соответствии с порядком производства по делам об административных правонарушениях, установленным разделом IV КоАП РФ. Так, ряд административно-юрисдикционных органов, привлекающих к ответственности согласно вышеназванным федеральным законам, считает, что в данном случае должен применяться срок давности привлечения к ответственности, установленный статьей 113 НК РФ, а не статьей 4.5 КоАП РФ.

    Подобная тенденция прослеживается и в арбитражно-судебной практике. Например, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа отменил решение суда первой инстанции, в соответствии с которым с индивидуального предпринимателя был взыскан штраф в размере 10000 рублей за нарушение срока регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда РФ на основании пункта 1 статьи 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Отменяя решение суда первой инстанции, суд кассационной инстанции указал, что в соответствии со статьей 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения истекли три года. Государственная регистрация предпринимателя осуществлена 17 января 2002 года, тридцатидневный срок для регистрации в территориальных органах страховщика истек 18 февраля 2002 года (поскольку последний день регистрации приходится на 16 февраля 2002 года, а это - суббота). Следовательно, решение о привлечении к ответственности могло быть принято до 18 февраля 2005 года. Фактически оно принято 27 июля 2005 года, то есть с нарушением установленного срока.

    Полагаем, что нельзя говорить об отдельном налоговом, пенсионном, социальном, резервном, медицинском и т.п. процессах привлечения к административной ответственности. Налоговые правоотношения, отношения, складывающиеся в сфере взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, исполнительное производство и др. относятся к разновидностям административных правоотношений, так как складываются в сфере именно публично-правовых отношений. Таким образом, ответственность за нарушение вышеназванного законодательства относится к административной ответственности и регулирование ее за пределами КоАП РФ подрывает целостность института административной ответственности.

    В то же время следует отметить, что в НК РФ получили закрепление процессуальные нормы. Как их оценивать и классифицировать? Ответ классический, давно уже ставший в административном праве доминирующим мнением [5]. Административно-процессуальное право как отрасль в любом случае продолжает обслуживать всю правоприменительную деятельность публичных органов исполнительной власти. Административный процесс - это урегулированный правом порядок разрешения индивидуальных дел в сфере государственного управления публичными органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, а в предусмотренных случаях - и другими полномочными органами. Параллельное существование двух административных производств разрушает институт административной ответственности и нарушает единство административно-юрисдикционного процесса. НК РФ - важный кодификационный источник, который сыграл в 90-е годы историческую роль, но сейчас настала пора унификации процедуры привлечения к административной ответственности в одном акте - КоАП РФ [6].


    2. Особенность административной ответственности за налоговые правонарушения

    Исходя из действующего российского законодательства, можно выделить три подхода при привлечении к ответственности за налоговые правонарушения.

    1. Применение ответственности к гражданам, организациям, должностным лицам производится как на основании норм НК РФ, так и норм КоАП РФ.

    2. Доминирование положений НК РФ о привлечении к ответственности за налоговые правонарушения над положениями КоАП РФ, предусматривающими административную ответственность за те же правонарушения. Согласно статьям 1 и 2 НК РФ отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, регулируются законодательством о налогах и сборах, которое на федеральном уровне состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов, но КоАП РФ к ним не относится.

    3. Напротив, утверждают о том, что нормы КоАП РФ имеют приоритетное значение над нормами НК РФ, так как КоАП РФ вступил в силу позднее. Этот подход соответствует правовой концепции. Более того, нормы НК РФ, устанавливающие ответственность за налоговые правонарушения и процедуру её назначения, вообще не могут приниматься, так как это противоречит статье 1.1 КоАП РФ.

    Для правоприменительной деятельности необходимо выработать единый подход при привлечении юридических лиц к административной ответственности за налоговые правонарушения, который следует рассматривать в неразрывной связи с вопросом о правовой природе ответственности за совершение налоговых правонарушений. В настоящий период существует два противоположных взгляда на данный вопрос.

    Согласно первому взгляду налоговая ответственность является частью финансовой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности[7]. Подход представляется весьма дискуссионным, не имеющим достаточных правовых аргументов.

    В соответствии со вторым взглядом налоговая ответственность рассматривается не как самостоятельный вид юридической ответственности, а разновидность административной ответственности[8].

    Хотя дискуссия по данному вопросу ещё не закончена, нам представляется вторая позиция, согласно которой нарушение законодательства о налогах и сборах (если не содержится признаков уголовного преступления) относится к административной ответственности, более убедительной в силу следующих обстоятельств.

    1. Новый КоАП РФ с вступлением в силу с 1 июля 2002 года стал единственным на федеральном уровне законом, регулирующим все вопросы административной ответственности независимо от отраслевой принадлежности. Однако НК РФ выбивается из этого общего правила, хотя НК РФ (глава 16) и КоАП РФ (глава 15, статьи 15.3 -15.9, 15.11) содержат совпадающие составы, формулирующие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах. Что получается на практике? При обнаружении одного и того же правонарушения согласно статье 10 НК РФ организация привлекается к ответственности по правилам НК РФ, а ее руководитель (должностное лицо) – в порядке, установленном КоАП РФ. Такой параллелизм крайне вреден, нарушает единообразие административных процедур.

    2. Налоговое правонарушение (или правонарушение в области финансов, налогов и сборов) обладает всеми признаками административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость, субъект посягает на установленный порядок публичных отношений). Понятия правонарушений по статье 2.1 КоАП РФ и статье 106 НК РФ практически идентичны, различаются лишь ссылками на кодифицирующий акт.


    3. Вина коллективных субъектов (юридических лиц)

    Наибольшие споры в литературе о юридической ответственности вызывает определение вины коллективных субъектов права, прежде всего - организаций. Очевидно, трактовка вины как психологического отношения к деянию и его последствиям здесь не подходит, поскольку организация не обладает ни психикой, ни волей, ни сознанием. Вина юридического лица является базовым элементом, который можно рассмотреть по трем направлениям: 1) существующие научные концепции; 2) законодательное закрепление и комментарии КоАП РФ; 3) судебная практика.

    Анализ научных разработок по данной проблеме позволяет выделить четыре научные концепции вины юридического лица [9]:

    - субъективное («психологическое») направление;

    - «поведенческая» концепция;

    - поведенческо-психологическая теория вины;

    - концепция «социальной» вины (ответственность юридических лиц за вину работника).

    Субъективное («психологическое») направление

    Двойное название этого направления определяется тем, что в гражданском праве существует «психологический» подход к определению вины юридических лиц, который аналогичен субъективному направлению в административном праве. Сторонники данного подхода вину юридических лиц определяют через вину их коллектива, должностных лиц. Вина рассматривается как психологическая категория, как отношение организации в лице ее представителей (работников, администрации, должностных лиц и т.д.) к противоправному деянию, совершенному этой организацией [10].

    Данное направление нашло свое выражение в НК РФ, в котором, как полагают представители субъективного направления, правильно решен вопрос об ответственности юридических лиц. В частности, в статье 110 НК РФ вина юридического лица определяется в зависимости от вины его должностных лиц либо его представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение правонарушения.

    В зависимости от того, как представителями «субъективно-психологического» направления определяется воля юридического лица, выделяется две теории: «коллективной воли» и «доминирующей воли». Теория «коллективной воли» строится на тезисе о том, что «вина юридического лица - это особая вина коллектива»[11]. Сторонники данной теории сходятся во взглядах в том, что любое юридическое лицо состоит из индивидуумов; наряду с этим нельзя ставить знак равенства между юридическим лицом и коллективом людей, входящих в его состав, так как каждое юридическое лицо признается со стороны закона самостоятельным субъектом, существующим независимо от физических лиц.

    Расхождения во взглядах ученых все же были. Одни полагали, что воля организации выражается в решениях, принятых квалифицированным большинством ее членов; другие - что вина должна определяться виновностью как одного должностного лица - руководителя, так и группы лиц в каждом конкретном правонарушении в зависимости от его вида[12].

    Высказывались мнения, что при установлении состава административного правонарушения юридического лица не имеет никакого значения, на какого конкретного работника возложено исполнение той или иной обязанности, и почему именно данный работник ее не исполнил или исполнил ненадлежащим образом[13]. По мнению С.Н. Братуся, «правонарушения могут совершаться любым органом юридического лица, а также каждым рабочим и служащим организации, так как весь личный субстрат юридического лица составляет волеизъявляющий коллектив. Деятельностью юридического лица надо считать всякое служебное действие, а в некоторых случаях и бездействие его органов, а также всех работников юридического лица» [14].

    Теория «доминирующей воли» рассматривает вину юридического лица в совершении административного правонарушения как субъективное отношение коллектива этого юридического лица к противоправному деянию. Отношение это определяется по преобладающей воле, под которой понимается воля органов управления организации, ее полномочных должностных лиц, а также иных лиц, имеющих право давать обязательные указания для работников юридического лица. В этом случае вина юридического лица должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины последних[15].

    В европейском праве (Англия, Франция и др.) также широко распространена доктрина, согласно которой действия большинства служащих руководящего состава корпорации отождествляются с действиями самой корпорации. 20 декабря 1988 года были приняты Рекомендации Комитета министров стран - членов Совета Европы по ответственности юридических лиц за правонарушения, совершенные в ходе ведения ими хозяйственной деятельности. В этих документах было обращено внимание на то, что в странах общего права проблемы вины физических лиц по отношению к корпоративным единицам не существует: общим правилом является то, что корпорация может нести уголовную ответственность также, как и физическое лицо. Данное правило основывается на теории о том, что директора или верхний эшелон управления корпорацией юридически являются самой корпорацией, что делает ее ответственной за уголовные правонарушения[16].

    Страницы: 1, 2, 3, 4


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.