Дипломная работа: Анализ и оценка банковского обслуживания предприятий
Суммы кассовых документов отражаются в операционном дневнике
в тот же рабочий день. Исправления и помарки в кассовых документах не допускаются.
Получение наличных денежных средств юридическими лицами осуществляется только
со своего расчётного (текущего) и (или) бюджетного счёта в размере, необходимом
на оплату труда, выплаты социального характера, стипендии, пенсии, пособия,
закупку сельскохозяйственной продукции у населения, страховых возмещений, а
также на другие расчёты с физическими лицами, текущие хозяйственные нужды и
командировочные расходы в пределах средств на своих счетах.
Наличные деньги, полученные в банке, расходуются строго по
целевому назначению. Организации (за исключением предприятий-недоимщиков), независимо
от их организационно-правовой формы, могут иметь в своей кассе наличные деньги
в пределах лимитов, установленных банком по согласованию с руководителями
предприятий, и обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх
установленных лимитов в порядке и сроки, согласованные с банком, в соответствии
с правилами ведения кассовых операций. При необходимости лимит остатка кассы
может быть пересмотрен банком.
Выдача денежных средств по чеку производится лицу, которое
указано в чеке. Денежный чек действителен в течение 10 дней, не считая дня
выписки. При выдаче наличных денег операционист банка:
1)
поверяет
правильность заполнения реквизитов, указанных в чеке, сличает суммы прописью и
цифрами, подписи, оттиск печати на чеке и его номер с образцами подписей,
печатью и номерами чеков в карточке;
2)
удостоверяется в
личности получателя денег, предлагает ему расписаться на обороте чека и сличает
эту подпись с образцом подписи, имеющимся в предъявленном паспорте или
документе, его заменяющем, записывает на обороте чека данные паспорта или заменяющего
его документа (если сведения о документе заполнены получателем, сверяет их с
предъявленным документом) и ставит свою подпись;
3)
списывает сумму
чека со счёта клиента, проставляет на обороте чека остаток средств на счёте
после совершения операции, дату и свою подпись, записывает операцию в
операционный дневник и передаёт документы в кассу.
Кассир проверяет:
1)
наличие на
обороте чека данных о предъявленном документе, удостоверяющем личность
получателя;
2)
сверяет расписку
в получении денег на обороте чека с образцом подписи в паспорте или документе,
его заменяющем;
3)
наличие на чеке
подписи операциониста;
4)
подписывает чек;
5)
выдаёт получателю
деньги и возвращает документ, удостоверяющий личность получателя.
Учёт средств клиентов, открывших счета в банке в качестве
предпринимателей без юридического лица, может осуществляться для их удобства на
бланках лицевых счетов с выдачей сберегательной книжки. Лицевые счета таких
клиентов хранятся в отдельной картотеке. Лимит кассы и предельный размер
расчётов наличными деньгами для предпринимателей без образования юридического
лица не устанавливается и проверка кассовой дисциплины не проводится.
В случае несвоевременного зачисления на счёт поступивших
клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счёта, а
также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счёта
либо их выдаче со счёта банк обязан уплатить на эту сумму проценты в размере
существующей учётной ставки банковского процента на день исполнения
обязательств за каждый день просрочки.
Активно овладевать новой клиентурой – юридическими лицами –
банк начал в 1995 году.
Сегодня Промышленное отделение Сбербанка РФ №8231 г.
Екатеринбурга удерживает лидирующие позиции на региональном рынке
расчётно-кассового обслуживания юридических лиц и бюджетов. Отделение
совершенствует ведение наличных и безналичных операций в национальной валюте,
стремится обеспечить высокую скорость прохождения платежей. В банке применяются
различные формы расчётов и гибкая тарифная политика, повышается качественный
уровень работы с клиентами. Решён ряд технических проблем: отделы и службы
банка обеспечены современными технологиями с использованием средств
автоматизации, что позволило повысить безопасность банковских операций,
скорость проведения платежей. Больше двадцати предприятий и организаций
осуществляют свой электронный документооборот с использованием системы электронной
связи «Банк – Клиент».
Важным компонентом во взаимодействии с клиентурой менеджеры
банка считают способность банка предложить клиентам комплексное банковское обслуживание
и наибольшее число услуг с помощью дочерних структур и предприятий-партнёров.
Чем больше услуг получает клиент, тем теснее его связь с банком. Усилия по
расширению количества услуг уже позволили банку увеличить доходы от
обслуживания юридических лиц.
Исходя
из полученных данных по расчетно-кассовому обслуживанию (РКО) юридических лиц в
Промышленном отделении Сбербанка РФ видно, что среднедневные остатки (тыс.
руб.) постоянно растут – это говорит о постоянном повышении количества
совершаемых операций по расчетно-кассовому обслуживанию среди юридических лиц и
следовательно о повышении доходов банка. Также на доходы банка влияет
количество счетов (штук) юридических лиц по РКО, что исходя из таблицы тоже
увеличивается с каждым кварталом (кв.), а далее с каждым годом. Рассматривая
далее таблицу с данными по РКО юридических лиц в данном отделении Сбербанка РФ
четко заметно увеличение доли остатков на счетах юридических лиц в пассивах (в
%) ,что указывает на аспект постоянного увеличения массы расчетно-кассовых
операций вообще, в случае чего возрастает уровень используемых средств
юридических лиц банком среди других известных пассивов банка. К тому же доходы
от расчетно-кассового обслуживания являются самыми дешевыми пассивами (источниками)
ресурсов банка. Динамику остатков на расчетных счетах клиентов по расчетно-кассовому
обслуживанию таблица 5.
Таблица 5 Динамика остатков на расчетных счетах клиентов.
Среднедневные остатки (тыс. руб.)
|
2006 год
|
2007 год
|
I кв.
|
II
кв.
|
III
кв.
|
IV
кв.
|
I кв.
|
II
кв.
|
III
кв.
|
IV
кв.
|
90000 |
95900 |
120300 |
150000 |
153000 |
169500 |
180700 |
200000 |
Количество счетов (штук). |
1850 |
1990 |
2300 |
2700 |
2890 |
3112 |
3357 |
3500 |
Доля остатков на счетах юридических лиц в пассивах (в %). |
9% |
9,3 |
12% |
14,3% |
14,5% |
17% |
17,5% |
20% |
Рассматривая
динамику доходов от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц вполне
четко заметно ее постоянный рост, особенно – это характерно при переходе со
второго на третий квартал 2007 года, данный период в экономике нашей области
подразумевает экономический рост в сфере бизнеса. Соответственно доля доходов
на данный период в общей сумме доходов резко начинает расти в процентном
соотношении, не только в Сбербанке РФ, но и в других коммерческих банках
страны. Динамика доходов от расчетно-кассового обслуживания юридических лиц представлена
в таблице 6.
Таблица 6 Динамика доходов от расчетно-кассового обслуживания
юридических лиц
Доходы от расчетно-кассового обслуживания (тыс. руб.). |
2006 год
|
2007 год
|
I кв.
|
II
кв.
|
III
кв.
|
IV
кв.
|
I кв.
|
II
кв.
|
III
кв.
|
IV
кв.
|
210 |
390 |
750 |
800 |
875 |
930 |
1010 |
1250 |
Доля доходов в общей сумме доходов (в %). |
0,7% |
1,1% |
1,5% |
1,9% |
2% |
2,5% |
3,7% |
4,0% |
Расходы от расчетно-кассового обслуживания в Сбербанке РФ
показывают ее рост, однако если сопоставить их с доходами по РКО то это незначительно,
так как их соотношение два к одному, доходы по расчетно-кассовому обслуживанию
в два раза превышают их расходы это характерно только в 2007 году, когда
назревает рост в экономике области, а следовательно и увеличение количества
операций и рост массы счетов юридических лиц в сфере расчетно-кассового
обслуживания. Пик преобладания доходов над расходами однако приходится к 2008
году, здесь доходы по расчетно-кассовому обслуживанию в три раза превышают
расходы по РКО, что говорит о выгодности работы в этом направлении.
Рассматривая же долю расходов в общей сумме расходов по отношению к доходной
части можно сказать с уверенностью о том, что с каждым моментом времени все
выгоднее и выгоднее работать в области РКО и что доля расходов в общей сумме
расходов не так велика, а лучше сказать даже низка. Динамика расходов от расчетно-кассового
обслуживания юридических лиц представлена в таблице 7.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|