МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Управление оборотными активами предприятия ОАО "Хлеб"

    Стратегическими задачами разработки финансовой политики предприятия могут являться: максимизация прибыли предприятия; оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости; достижение прозрачности финансово – экономического состояния предприятия для собственников, инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия.

    Согласно данным Методическим рекомендациям, основным направлением разработки финансовой политики предприятия относятся: анализ финансово – экономического состояния предприятия; разработка учетной и налоговой политики; выработка кредитной политики предприятия; управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью; управление издержками включая выбор амортизационной политики; выбор дивидендной политики.

    Таким образом, в системе управления оборотными активами необходимо ориентироваться на существующие нормативно-законодательные акты и тем самым обеспечивать наиболее эффективное их использование.

    1.3 Проблемные вопросы управления оборотными активами предприятия

    От эффективности использования оборотных средств во многом зависит финансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на рынке, основными показателями которых являются платежеспособность и ликвидность.

    В связи с этим в экономической литературе постоянно рассматриваются проблемные вопросы формирования и использования оборотных активов.

    В настоящее время особую актуальность приобретает проблема формирования научно – обоснованной и четко выстроенной финансовой политики предприятий. Это проблема по мнению Круш З.А. И Левановой А.Л. [29] связана с отсутствием единого подхода к определению «финансовая политика предприятия». Исследование данной категории сводится учеными к четырем основным подходам.

    Представители первого подхода Романовский М.В. при рассмотрении финансовой политики делают акцент на выявление ее предназначения. Лихачев О.Н., Щуров С.А. – представители второго подхода – определяют финансовую политику как совокупность форм, методов и инструментов управления финансовыми ресурсами. Третий подход предложен Правительством РФ в Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятий, утвержденных Приказом Министерства экономики РФ в 1997г. В этом документе определено назначение и выделены отдельные направления разработки финансовой политики предприятия.     Авторы четвертого подхода Илышева Н.Н. и Крылов С.И. считают финансовую политику инструментом реализации финансовой стратегии. Все четыре подхода имеют недостатки. Поэтому Круш З.А. и Леванова А.Л. дают свое определение финансовой политики, как части экономической политики предприятия, избранной собственниками финансовой идеологии, выражающейся в установлении основополагающих принципов, целей и методов управления финансовыми отношениями, финансовыми и денежными ресурсами, капиталом (основным и оборотным), доходами, расходами и инвестициями предприятия.

    Финансовая политика определяет размер и структуру оборотных активов и пассивов, которые в свою очередь позволяют оказать влияние на все характеристики финансовой устойчивости. С этих позиций, как отмечает Леванова А.Л. [31], формирование рациональной политики управления оборотным капиталом аграрных предприятий особенно актуально.

    По мнению И. А. Бланка [15], политика управления оборотными активами представляет собой « часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, оптимизации структуры источников их финансирования».

    Анализ оборотных активов имеет большое значение в процессе управлении, хотя отдельные экономисты и занижают его роль. Однако анализ за предыдущие периоды позволяет выявить закономерности и тенденции кругооборота средств, степень их использования и рациональность формирования, что в свою очередь является средством оценки эффективности системы управления. Кроме того, результаты анализа служат также сигналом для внесения в политику управления оборотными активами корректирующих воздействий, т.е. способствует совершенствованию управления.

    Экономисты Н.А.Соколова и И.Н. Томашинская [40] затрагивают проблемы управления дебиторской задолженностью в условиях финансового кризиса. Они считают, что для любого предприятия необходимо обезопасить себя, выбрав самый подходящий способ истребования задолженности. Это может быть истребование: в судебном порядке; в страховом порядке; в порядке уступки денежного требования (факторинга); в порядке договора форфейтинга.

    Н.А. Соколова[41] считает, что анализ и управление дебиторской задолженностью в условиях финансового кризиса и инфляции имеет особое значение, так как подобная иммобилизация средств становиться особенно невыгодной. Однако в то же время в экономической ситуации сегодняшнего дня при существующей конкуренции очень трудно пробиться к потребителю, не давая ему отсрочку платежа. Сейчас основными проблемами, с которыми сталкиваются предприятия при возникновении дебиторской задолженности, являются:

    1) отсутствие достоверной информации о сроках погашения обязательств, в том числе о величине затрат, связанных с изменением дебиторской задолженности и времени ее инкассации;

    2) отсутствие просроченной и сомнительной задолженности;

    3) распределение функций ответственности между разными подразделениями за аккумулирование (сбор) денежных средств, анализ дебиторской задолженности и принятие решения о предоставлении кредита

    Репин В. В. [39] считает, что важность управления дебиторской задолженностью определяется не только стремлением к максимизации денежных потоков предприятия, но и желанием снизить потери предприятия, связанные с содержанием дебиторской задолженности.

    Потери, возникающие в результате предоставления отсрочки платежа дебиторам можно рассматривать в трех аспектах:

    1.  в виде упущенных возможностей, складывающихся из размера прибыли, которую предприятие могло бы получить, если бы инвестировало капитал в другие альтернативные активы;

    2.  в виде затрат, связанных с содержанием определенного размера дебиторской задолженности, которые определяются ценой источников формирования средств, направленных на расчеты с дебиторами;

    3.  в виде потерь от инфляции, которые определяются разностью между номинальной и реальной стоимостью средств, возникающих из-за отсрочки платежа дебиторам. Поэтому основной задачей управления дебиторской задолженностью является ускорение ее оборачиваемости.

    Управление дебиторской задолженностью находится в непосредственной взаимосвязи с управлением материальными оборотными средствами предприятия, так как поступления от дебиторов являются основным источником формирования запасов предприятия. Длительность оборота дебиторской задолженности определяет и период отсрочки платежа, который предприятие должно просить у поставщиков сырья и материалов

    Эффективное управления оборотными активами, как считает Плехова Ю. О. [37] играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, повышении уровня рентабельности производства и зависит от множества факторов. В современных условиях огромное негативное влияние на изменение эффективности управления оборотных средств и замедление их оборачиваемости оказывают факторы кризисного состояния экономики:

    -  снижение объемов производства и потребительского спроса;

    -  высокие темпы инфляции;

    -  разрыв хозяйственных связей;

    -  нарушение договорной и платежно-расчетной дисциплины;

    -  высокий уровень налогового бремени;

    -  снижение доступа к кредитам вследствие высоких банковских процентов.

    Все перечисленные факторы являются объективными и безусловно влияют на использование и управления оборотными активами предприятия. Вместе с тем, предприятия имеют внутренние резервы повышения эффективности использования оборотных средств, в задачу финансовых служб, соответственно, и входят мероприятия по изысканию таких резервов. К ним относятся:

    -  рациональная организация производственных запасов (ресурсосбережение, оптимальное нормирование);

    -  эффективная организация обращения (совершенствование системы расчетов, рациональная организация сбыта, приближение потребителей продукции к ее изготовителям, систематический контроль за оборачиваемостью средств в расчетах);

    -  управление дебиторской задолженностью.

    Рациональное управление оборотными активами можно свести к сокращению периода оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности и увеличению среднего срока оплаты кредиторской задолженности. При этом обеспечивается уменьшение текущих финансовых потребностей и их превращение в отрицательную величину.

    Текущие финансовые потребности (ТФП) могут определяться:

    ·как разницу оборотных активов (без денежных средств) и краткосрочных обязательств;

    ·как сумму операционных и внеоперационных текущих финансовых потребностей;

    ·как сумму дебиторской задолженности и запасов минус сумму кредиторской задолженности;

    ·сумма дебиторской задолженности, запасов, краткосрочных финансовых вложений, прочих оборотных активов (без денежных средств) за минусом кредиторской задолженности и краткосрочных заемных средств.

    ·  Способы сокращения текущих финансовых потребностей находятся на «стыке» вопросов управления финансами и сбытом. К числу основных принципов и способов относятся:

    · принцип дешевой покупки и дорогой продажи;

    · скидки покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции;

    · учет векселей и факторинг.

    При реализации принципа «дешевой покупки и дорогой продажи» необходимо учитывать:

    · стремление продавца купить товар у производителя дешевле и продать дороже с целью получения большей прибыли;

    · наличие у производителя и покупателя возможности выбора в пользу надежных поставщиков (честных и добросовестных) в условиях свободной конкуренции, что приводит к ограниченности дешевых закупок;

    · ограниченность дорогой продажи конкуренцией и желанием приобрести постоянную клиентуру;

    · ограниченность дорогой продажи желанием ускорить оборот (чем короче продолжительность одного оборота, тем больше количество оборотов и меньше потребность в финансовых ресурсах);

    · необходимость выйти победителем из конкурентной борьбы.

    Рациональное управление оборотными активами предполагает также установление скидок покупателям за сокращение сроков оплаты полученной продукции. Предоставление отсрочек платежей – это, по существу, предоставление кредита, который не является бесплатным, так как, получив своевременно платеж и положив деньги в банк, производитель мог бы получить прибыль в размере банковского процента.

    С другой стороны, трудно реализовать товар без коммерческого кредита. В развитых странах эта проблема решается введением спонтанного финансирования, при котором за оплату товара до истечения определенного срока покупатель получает солидную скидку с цены. После этого срока покупатель выплачивает полную стоимость при соблюдении договорного срока платежа

    Спонтанное финансирование представляет собой относительно дешевый способ получения средств. Такое кредитование не требует от клиента обеспечения и привлекает достаточно длительными сроками льготного периода.

    По словам Горелкиной И.А. [18], к обязательствам целесообразно применение терминологии «качество обязательств». «Качество обязательств» перед кредиторами необходимо оценить с точки зрения их возникновения во времени. «Качество обязательств» дебиторов оценивается с точки зрения соблюдения ими условий договорной дисциплины. Обязательство по кредитам можно считать качественным при отсутствии просроченных долгов и положительного значения показателя «Эффект финансового рычага».В современных условиях управление финансовыми обязательствами должно осуществляться системно с использованием специфических приемов и методов финансового менеджмента. Это предполагает определенную последовательность действий: формирование финансовой стратегии организации; обоснование и выбор типа финансовой политики управления обязательствами кредиторов и дебиторов; осуществление управления дебиторской задолженностью по средствам осуществления функций финансового менеджмента.

    По мнению Лисициана И. [30] проблема неплатежей делает необходимым классифицировать своих кредиторов по срокам просроченной кредиторской задолженности и в зависимости от того, кому необходимо заплатить сейчас, кто может еще подождать, а кому можно и вообще не платить. На первых местах в этой очереди стоят выплаты по кредитам и процентам за них коммерческим банкам и налогам в федеральный бюджет. Несвоевременные выплаты здесь оборачиваются штрафными санкциями в таком размере, что легко могут довести предприятие до банкротства. Необходимо, правда, отметить, что в российской хозяйственной практике эта угроза довольно условна. В настоящее время возможность банкротства обратно пропорциональна величине предприятия, при этом для бывших государственных предприятий эта обратная зависимость выражается еще сильнее.

    Обеспечение достаточного количества оборотных активов, дающих компании возможность оплачивать сырье и рабочую силу, производить расходы, связанные с производственной и сбытовой деятельностью, на практике сводится к необходимости решать несколько весьма сложных задач.

    Первая из них - управление запасами. По утверждению западных учебников финансового менеджмента, с точки зрения достаточности оборотного капитала ни один фактор не имеет такого значения, как скорость оборота товарных запасов.

    Но чтобы определить влияние этого фактора в российской действительности нужно иметь как минимум точную информацию о наличии запасов и рассчитать нормативы их использования. То есть все начинается с вопросов учета. То, что учетная система на складах предприятий требует усовершенствования, сомнению не подлежит.

    Ведь часто предприятие покупает одно и то же сырье по разной цене. У кладовщиков все сырье записано на разных карточках (поскольку имеет разную цену). Бухгалтерия должна списывать это сырье по какой-то определенной цене, но поскольку оно списывается с разных карточек, получается новый метод списывания - наугад, как легла карточка у кладовщика. Управлять финансами на основании таких данных, естественно, невозможно.

    Второй аспект проблемы увеличения оборотных активов - совершенствование системы расчетов. Для ускорения расчетов, прежде всего, необходимо знать всех плательщиков - нужен реестр, включающий сведения о договорных суммах, сроках и других параметрах, связанных с поступлением платежей. При этом стоит учитывать, кто задержит платежи и на сколько, а кто и вовсе не заплатит.

    Наличие запасов считается фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения и производства. Однако содержание запасов сырья и материалов вызывает некоторые расходы, которые снижают доходность предприятия. Поэтому Коновалова Г. И. [31] говорит о том, что управление запасами как составная часть управления оборотными средствами предполагает балансирование между доходностью и риском.

    В соответствии со сказанным выше в качестве основных задач управления запасами мы выделяем:

    1) оптимизацию общего размера и структуры запасов товарно-материальных ценностей;

    2) минимизацию затрат по содержанию запасов;

    3) обеспечение контроля за движением материальных оборотных средств.

    Определение оптимального размера запасов с точки зрения минимизации затрат на их содержание является неотъемлемым элементом применяемой на предприятии системы контроля. Но так как запасы материальных ценностей большинства предприятий разнообразны и существенно различаются с точки зрения денежных вложений, потенциальной прибыли, объема и возможности ущерба от их недостатка, то усилия по их управлению следует распределять в соответствии с относительной важностью предметов хранения. Для решения данной задачи в современной практике управления запасами применяется метод ABC – анализа.

    Необходимо еще раз подчеркнуть, что управление отдельными составляющими оборотных активов не должно выходить за рамки общей политики управления оборотными активами предприятия и противоречить ее целям. Кроме того, управление текущими активами может быть эффективным только в том случае, если оно осуществляется в непосредственном сочетании с управлением текущими пассивами.

    Управление оборотными активами предприятия направлено на формирование их необходимого и достаточного объема с наименьшими затратами и повышения эффективности использования. На первый взгляд может показаться, что проблема здесь отсутствует. Однако ключевой момент исследования заключается в определении для каждого конкретного предприятия оптимальной величины и структуры оборотных активов.

    Необходимо отметить, что в настоящее время многим отечественным предприятиям свойственно ситуационное формирование и использование оборотных активов, которое не учитывает перспектив развития предприятия и носит стихийный характер, и зачастую просто сводится к приспособлению к тому или иному объему и структуре средств в обороте.

    Для того, чтобы формирование и использование оборотных активов, было целенаправленным и предсказуемым необходима специальная финансовая политика управления оборотными активами.

    Экономисты Н.Н. Бондина, И.А. Бондин и Ю.А. Незванкина [17] подчеркивают, что в современных условиях, когда отечественный аграрный сектор в целом только начинает преодолевать кризис, заметно возросла роль кредита в качестве источника формирования оборотных средств. Авторы отмечают, что особую актуальность эта проблема приобретает в условиях инфляционных процессов. При этом они указывают, что использование краткосрочного банковского кредита в качестве источника формирования оборотных средств в обоснованных рамках является существенным рычагом повышения экономической эффективности всего сельскохозяйственного производства в целом.

    Несмотря на то, что предприятия привлекают кредиты, эффективность использования кредитных ресурсов определяют не многие. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием квалифицированных специалистов в области финансового менеджмента, либо неэффективностью их работы.


    2. Состояние организации управления оборотными активами в ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области

     

    2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Хлеб» Липецкого района Липецкой области

    Исследуемое предприятие ООО «Хлеб» находится на территории с. Боринское, которое расположено от г. Липецка на расстоянии 18 км. В транспортном отношении предприятие обслуживается дорогой «Липецк - Воронеж».

    ООО «Хлеб» с. Боринское Липецкого района Липецкой области зарегистрировано 1 января 2006 года. Учредителем общества является Липецкое районное потребительское общество (Липецкое райпо). При формировании уставного капитала участвовал его единственный учредитель – Липецкое райпо, номинальная стоимость которого составляет 10000 рублей – 100% уставного капитала. На момент государственной регистрации уставный капитал сформирован полностью и составлял 10000 рублей. Но в процессе производственно – коммерческой деятельности уставный капитал был увеличен до 50000 рублей. И в 2007 году хозяйство перерегистрировало его размер.

    Исследуемое предприятие - ООО «Хлеб - является обществом с ограниченной ответственностью.

    Предметом деятельности общества является производство хлебобулочных и кондитерских изделий.

    Основным показателем, определяющим размер предприятия, является стоимость валовой продукции в сопоставимых ценах. К дополнительным показателям относятся : выручка от реализации продукции, чистая прибыль, среднегодовая стоимость основных производственных средств, среднесписочная численность работников. Показатели размера ООО «Хлеб» представлены в таблице 1.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.