Анализ
оптового товарооборота проводится в определенной последовательности: дается
общая оценка выполнения прогнозируемых показателей; выявляется динамика продажи
товаров; изучается товарооборот по направлениям реализации, формам продажи и
товарной структуре, определяются факторы, влияющие на него и выявляются резервы
его увеличения1.
Выполнение прогнозируемых показателей продажи товаров в
предшествующий и отчетный периоды дает общую первоначальную оценку работы
оптовой организации (табл. 2.2). (Приложение 3).
Средний индекс продажных цен по оптовой организации ООО «Гермес» за 2008г составил 1,25.
Таблица 2.2 Объемы продаж товаров в 2007-2008
годах ООО «Гермес» (млн.руб)
Показатели
2007г
2008г
Прогноз
Факт
Темп роста, %
Абсолютное отклонение, +/-
Прогноз
Факт
Темп роста, %
Абсолютное отклонение, +/-
1
2
3
4=3/2*
100
5=3-2
6
7
8=7/6
*100
9=7-6
Строительные материалы
в действ.ценах
в сопостав. ценах
1186,7
1186,7
1226,1
1226,1
103,3
103,3
39,4
39,4
1724,9
1379,92
1944
1552,2
112,7
112,5
219,1
172,28
Краски
в действ.ценах
в сопостав. ценах
1048
1048
1064,8
1064,8
101,6
101,6
16,8
16,8
1834,6
1467,68
1855,9
1484,72
101,2
101,2
21,3
17,04
Металлопродук-ция
в действ.ценах
в сопостав. ценах
34
34
34,2
34,2
100,6
100,6
0,2
0,2
37,9
30,32
38,9
31,12
102,6
102,6
1,0
0,8
Санфаянс
в действ.ценах
в сопостав. ценах
66,8
66,8
67,1
67,1
100,4
100,4
0,3
0,3
124,7
99,76
125,4
100,32
100,6
100,6
0,7
0,56
Всего
в действ.ценах
в сопостав. ценах
2335,5
2335,5
2392,2
2392,2
102,4
102,4
56,7
56,7
3722,1
2977,68
3964,2
3171,36
106,5
106,5
242,1
193,68
Оценка отклонений фактических объемов
продаж от
прогнозируемого уровня за предшествующий и отчетный годы по видам продукции
показывает, что динамика фактических объемов продаж относительно прогнозных
объемов продаж благоприятна. В предшествующем году фактический объем продаж в
целом по предприятию выше прогнозного на 56,7 млн. руб. или 2,4%, в том числе
по отдельным видам продукции отклонение фактического объема продаж от
прогнозного составляет от 0,3 млн.руб. или 0,4% по реализации металлопродукции
до 39,4 млн.руб. или 3,3% по реализации промышленных товаров. В отчетном году
фактический объем продаж в целом по предприятию выше прогнозного в действующих
суммах на 242,1 млн. руб., а в сопоставимых на 193,68 млн. руб.
Несмотря на то, что относительный
показатель общего прогнозного объема продаж на отчетный год был на 55,6%
(=3722,1/2392,2-1) выше фактического объема продаж предыдущего года,
фактический объем продаж отчетного года превышает прогнозный уровень. Причинами
прироста фактических объемов продаж могут быть либо положительные факторы
(предприятие вышло на расширяющийся рынок, использовало эффективные методы
продвижения товаров, усилило связи с покупателями продукции и т.п), либо
некорректное прогнозирование произошло сознательно (например, если в
соответствии с действующим на предприятии положением работники премируются за
перевыполнение прогноза). В будущем предприятию требуется не только удержать
тенденции к росту объемов оборота, но и как можно более тщательно
спрогнозировать деятельность предприятия по объемам закупок, издержкам и т.д.,
чтобы обеспечить покупателей продукцией в пределах договорных объемов и не
создавать напряженного графика работы организации.
Анализ указанных показателей
осуществляется не только за год, но и по кварталам, месяцам (Приложение 4). При
таком анализе проводится оценка внутригодовой сезонности характера продаж
предприятия (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Объем продаж
товаров в месячном разрезе (млн.руб)