МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политология

    независимых телевизионных каналов), возможности в организации компаний

    сопротивления проведению тех или иных государственных реформ.

    2. Само гражданское общество (очень многие из его организаций и

    объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому представители

    организаций активно участвуют в работе ряда государственных органов.

    Существуя независимо от государства, будучи самообразующимися и

    саморегулирующимися, организации гражданского общества в различных формах

    взаимодействуют с государством.

    3. В свою очередь, государство в высокой степени заинтересовано во

    взаимодействии с гражданским общество. Объясняется это рядом причин:

    . именно гражданское общество есть источник легитимности политической

    силы, стоящей у власти;

    . контакты с организациями гражданского общества являются для

    государства крупномасштабным источником информации о состоянии

    общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей

    политической власти;

    . в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.)

    гражданское общество, как правило, становится мощной силой,

    поддерживающее государство;

    . среди организаций гражданского общества немало нуждающихся в

    материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие,

    которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков,

    предпринимательские союзы и др.).

    4. Специфика гражданского общества, автономный характер и

    независимость составляющих его организаций не исключает непредсказуемость

    их действий. Поэтому логичными являются усилия государства, направленные на

    создание различных форм контроля за его развитием. К таким формам относятся

    рассмотренные выше представительства организаций гражданского общества в

    различного рода властных структурах, создание совместных органов,

    включающих представителей государства и общественных организаций.

    В целом же демократический режим предполагает тесное взаимодействие

    государства и гражданского общества как основы политической и экономической

    стабильности.

    Противостояние гражданского общества и государства хотя и возможно, но

    крайне недолговечно. Прогноз такого состояния не является оптимистичным.

    Партии

    Группы интересов

    Понятие групп интересов

    Понятие «группы интересов» характеризует совокупность сложных

    общественных образований. Коротко их можно определить как по преимуществу

    добровольные объединения, приспособленные или специально созданные людьми

    для выражения и отстаивания своих властно значимых интересов в отношениях с

    государством, а также другими политическими институтами.

    Многообразные группы интересов обладают широким набором ресурсов для

    воздействия на власть, трансляции нужд и запросов населения до лиц и

    органов, принимающих политические решения. В качестве таких ресурсов могут

    выступать их экономические и финансовые возможности, информация или опыт

    политического участия их членов, организационные структуры и т.д.

    Функции групп интересов

    Группы интересов прежде всего выполняют функцию артикулирования

    интересов, т.е. преобразования социальных эмоций и ожиданий, чувств

    неудовлетвореннности или солидарности граждан в определенные политические

    требования. Например, неудовлетворенность граждан своим уровнем жизни может

    быть трансформирована в призывы к повышению зарплаты, предоставлению льгот

    для пенсионеров, отставке отдельных министров или правительства в целом и

    т.д.

    Типология групп интересов

    В политический науке сложилась достаточно разветвленная типология групп

    интересов, учитывающая разнообразные черты их строения и деятельности. Так,

    с точки зрения происхождения и степени организованности выделяются

    анемические и институциональные группы интересов. Первый тип характризует

    объединения, возникающие стихийным образом как спонтанная реакция на ту или

    иную ситуацию (например толпы, демонстрации, митинги).

    В противоположность им институциональные группы - это формальные

    объединения с определенной организационной структурой, устоявшимися

    функциями и профессиональным кадровым аппаратом. Их целенаправленная

    деятельность более эффективна. Группы данного типа (например

    административные органы церкви, армии, представительства автономий в

    федеральных центрах и др.) выполняют широкий круг задач, в том числе

    преследуя и те цели, которые выходят за рамки представительства интересов.

    Учитывая специализацию их действий, выделяют неассоциативные и

    ассоциативные группы. Источником возникновения первых выступает

    неформальное и недобровольное объединение людей на родственной,

    религиозной, социокультурной основе (научные и студенческие общества,

    религиозные секты). Их деятельность также, как и у аномических групп,

    непостоянна, малоструктурирована и не всегда эффективна. Ассоциативные же

    группы представляют собой добровольные объединения, специализирующиеся на

    представительстве интересов и нацеленные на решение определенных задач

    (профсоюзы, предпринимательские ассоциации, движения за гражданские права).

    Их организационная и кадровая структура, порядок использования финансовых

    средств стимулируют достижение специальных целей. Органично встроенные в

    политическую систему, они обладают наибольшей результативностью.

    По характеру деятельности группы интересов могут быть разделены на

    одноцелевые и многоцелевые. Например, относящиеся к первому типу

    лоббирующие структуры, стремящиеся обеспечить принятие какого-либо

    определенного законодательного акта в парламенте, складываются и существуют

    только в связи с достижением данной цели. После результативного решения

    своей задачи они либо распадаются, либо переориентируются на другую, не

    менее конкретную цель. Деятельность же многоцелевых групп многопрофильна и

    не ограничена спецификой задач того или иного рода. Так, например, многие

    группы давления могут не только взаимодействовать с правительством по

    поводу принятия решений в какой-либо сфере управления, но и участвовать в

    избирательных кампаниях и т.д.

    Весьма распространены и градации групп интересов по сферам управления

    обществом (например, союзы потребителей в экономической области, творческие

    союзы - в сфере культуры и проч.), территориальным признакам (группы,

    формирующиеся и действующие только в определенных регионах), уровню и

    масштабам деятельности (например, группы давления, действующие в

    центральных или местных органах власти).

    Политические партии

    Происхождение и сущность партий

    Партогенез, т.е. процесс формирования и функционирования партий, уходит

    корнями в конец XVII - начало XVIII в. Это был период, когда зарождались

    политические системы раннебуржуаз-ных государств Западной Европы и Америки.

    Сопровождавшие этот процесс гражданская война в США, буржуазные революции

    во Франции и Англии показывают, что появление партий отражало раннюю стадию

    борьбы между сторонниками различных направлений формирующейся новой

    государственности: аристократами и буржуа, якобинцами и жирондистами,

    католиками и протестантами.

    Первоначально партии представляли собой не сплоченные объединения,

    нацеленные на борьбу за власть, а различного рода клубы, литературно-

    политические образования, являвшиеся формой объединения единомышленников

    (Клуб кордельеров времен Великой французской революции или «Реформ Клаб»,

    возникший в Англии в 30-е гг. XIX в.). Первые же партии, боровшиеся против

    феодальной власти, были созданы сторонниками либеральных воззрений (виги в

    Великобритании, прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная

    партия и т.п.).

    Длительная история существования партий выкристаллизовала и типичные

    для нее внутренние группы и объединения. К ним прежде всего относятся

    лидеры партии; партийная бюрократия; мозговой штаб, идеологи партии;

    партийный актив; рядовые члены партии. В том случае, если партия добивается

    успеха на выбо pax, в ее составе выделяются «члены партии - законодатели» и

    «члены партии - члены правительства», которые нередко стано-; вятся вторым

    руководящим звеном партии. Существеннейшую роль в определении судьбы и

    политического веса партии играют и - находящиеся в общем-то за ее рамками -

    «партийный элек-; торат», «сочувствующие» партийной программе (т.е. те, кто

    голосует за нее на выборах), а также «меценаты», оказывающие ее

    организациям определенную поддержку. Все эти группы специфически влияют на

    осуществление партией своих функций, способствуют усилению или падению ее

    авторитета, возможности воздействовать на государственные органы.

    Функции политических партий

    Будучи звеном вертикальной связи народа и государства, участвующим

    практически во всех фазах политического процесса, партия выступает одним из

    важнейших механизмов распределения (перераспределения) в обществе властных

    статусов. Прежде всего партия нацелена на борьбу за завоевание и

    использование политической власти в интересах поддерживающей ее группы

    населения.

    Одной из важнейших функций партий является отбор и рекрутирование

    политических лидеров и элит для всех уровней политической системы. Помимо

    выдвинутых ими профессиональных политиков, в управлении делами общества и

    государства нередко самое активное участие принимают и партийные эксперты,

    аналитики, специалисты.

    Неотъемлемой задачей деятельности партий является углубление связей и

    отношений между различными ветвями власти, местными и центральными органами

    государственного управления, разнообразными политическими институтами. Как

    правило, это происходит в процессе выдвижения партийных программ,

    определения союзников и противников среди участников политического

    процесса, включающих, кстати, и иные партийные образования.

    Ну и, наконец, еще одной важнейшей функцией партий является

    политическая социализация граждан, формирование у них свойств и навыков

    участия в отношениях власти. Ведя борьбу за избирателя, преодолевая дефицит

    информированности населения, партии обращают внимание людей на важнейшие

    конфликты и пути их преодоления, делают ситуацию, сложившуюся в обществе,

    понятной для рядовых граждан. Главным средством решения этой задачи

    является формулирование разногласий с другими политическими силами по

    основным вопросам общественного развития. Как считает американский ученый

    Е. Шаттшей-дер, «формулирование разногласий - ключевой инструмент в борьбе

    за власть», и партия, которая сумела четко обозначить свои позиции для

    общественного мнения, «имеет все шансы стать правящей»2.

    Наиболее ярко партии реализуют свои функции в предвыборной и

    избирательной кампаниях. Выдвигая кандидатов в законодательные органы

    государства, партии предпринимают активные действия, направленные не только

    на поддержку своих представителей, но и на распространение определенных

    идей, внедрение их в массовое сознание граждан. И если, к примеру,

    небольшие партии не могут выставить конкурентоспособных кандидатов на

    общегосударственном (региональном) уровне, то они все же используют

    выборные кампании в идеологических целях, пытаясь создать в глазах

    населения позитивный имидж своим целям и ценностям.

    Типы партий и партийных систем

    Типология партий

    Наиболее часто встречающийся критерий типологизации партий - идейные

    основания их деятельности, подразумевающие деление на доктринальные

    (сориентированные прежде всего на защиту своей идеологической чистоты),

    прагматические, или «патронажные» (3. Ньюмен) - ориентирующиеся на

    практическую целесообразность действий, а также харизматические, в которых

    люди объединяются вокруг лидера. При этом в каждом из этих типов существует

    дальнейшая дифференциация партийных объединений. В частности, среди

    доктринальных партий принято выделять религиозные (как, например,

    Швейцарская евангелическая партия) и идеологические (многочисленные

    социалистические, национальные и др.) объединения.

    Весьма характерно для современной политической науки типологизировать

    партии в зависимости от социальных (аграрные партии), этнических

    (ультралевая баскская партия «Эрри батасу-на»), демографических (женская

    объединенная партия Бельгии) и культурологических (партии любителей пива в

    Германии и России) оснований образования этих институтов власти. Важное

    значение имеет и дифференциация партий с точки зрения их организационной

    структуры. В данном случае принято выделять партии парламентские (где в

    качестве первичных образований выступают территориальные комитеты),

    лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий,

    допускающих коллективное членство, в том числе и трудовых коллективов) и

    авангардные (построенные на принципах территориально-производственного

    объединения своих членов и демократического централизма). Довольно

    распространена типизация партий с точки зрения их отношения к правящему

    режиму: правящие и оппозиционные, легальные и нелегальные, партии-лидеры и

    партии-аутсайдеры, партии, правящие монопольно и правящие в составе

    коалиции и т.д.

    Разновидности партийных систем

    Собственно партийные системы принято классифицировать, прежде всего, по

    качественным аспектам партийно-государственных (межпартийных и проч.)

    отношений, а также по их количественному составу. Так, в зависимости от

    числа партий выделяют однопартийные (неконкурентные) системы, внутри

    которых различают деспотические и демократические разновидности,

    многопартийные (конкурентные, состязательные) - с одной доминантной

    партией, двухпартийные (бипартийные) и мультипартийные. Однако, несмотря на

    то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать,

    количественный метод типоло-гизации партийных систем несовершенен:

    демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько

    партий действительно включено в процесс принятия государственных решений.

    (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий,

    в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)

    Избирательная система

    Роль выборов в демократической политической системе

    Понятие выборов и их место в демократическом государстве

    Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют

    собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения

    по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой)

    политической воли граждан. В результате выборов избранные кандидаты

    наделяются властными полномочиями. Выборы используются в различных

    демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных

    ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д. В данной главе речь

    идет главным образом о выборах в масштабах государства, всей политической

    системы.

    Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих

    понятий они имеют и существенные отличия. Выборы обычно понимаются как

    закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный,

    периодичный процесс избрания состава органов государства. Голосование же не

    всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой

    демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на

    собраниях и т.п.

    Функции выборов в условиях демократии

    Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и

    проявляется в их важнейших функциях. В научной литературе выделяются

    следующие функции выборов:

    . артикуляция, агрегация и представительство разнообразных интересов

    населения. В период выборов создаются наиболее благоприятные

    возможности для осознания гражданами своих интересов и включения их

    в избирательные программы партий и отдельных депутатов.

    . контроль за институтами власти. В результате выборов создается

    важнейший институт контроля за правительством - парламент, а также

    оформляется оппозиция, обычно ревностно следящая за соблюдением

    конституции и закона. Парламентский контроль опирается как на

    собственные права, судебные инстанции, так и непосредственно на

    мнение избирателей.

    . интеграция разнообразных мнений и формирование общей политической

    воли. Плюрализм современного общества имеет свои границы. Чтобы не

    привести к анархии, хаосу и острым разрушительным конфликтам, он

    нуждается в государственном регулировании, отражающем общие ценности

    и интересы граждан. С помощью выборов обеспечивается объединение

    большинства граждан вокруг определенной политической платформы и

    представляющих ее лидеров, формируется доминирующая в государстве

    политическая воля.

    . легитимация и стабилизация политической системы, а также легитимация

    конкретных институтов власти: парламента, правительства, президента

    и т.п. Участие граждан в выборах обычно означает принятие ими

    данного типа политической системы, политического режима, правил

    формирования органов власти, независимо от отношения населения к

    конкретным должностным лицам, правительству и правящим партиям.

    . расширение коммуникаций, отношений представительства между

    институтами власти и гражданами. В ходе избирательного процесса

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.