МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовой статус образовательных учреждений

    |Типовое положение о вузе |Типовое положение об |

    | |общеобразовательном учреждении |

    |1 |2 |

    |1. Вуз, его задачи и структура. |1. Общие положения. |

    |2. Приём в вуз. |2. Организация деятельности. |

    |3. Учебная и научная |3. Образовательный процесс. |

    |деятельность вуза. | |

    |4. Академическая свобода и |4. Участники образовательного |

    |автономия вуза. |процесса. |

    |5. Государственные |5. Управление |

    |обра-зовательные стандарты |общеобразовательным учреждением.|

    |высшего профессиональ-ного | |

    |образования. | |

    |6. Управление государственным |6. Имущество и средства |

    |вузом. |общеобразовательного учреждения.|

    |7. Студенты, слушатели и |- |

    |работники вуза. | |

    |8. Подготовка |- |

    |научно-педагогических кадров и | |

    |повышение квалификации | |

    |педагогических и научных | |

    |работников. | |

    |9. Контроль за деятельностью |- |

    |вуза. | |

    |10. Экономика системы высшего и|- |

    |послевузовского | |

    |профессионального образования | |

    |11. Международная деятельность |- |

    |вуза. | |

    |12. Учёт и отчётность. |- |

    В связи с этим, один из видных исследователей педагогического

    (образовательного) права кандидат юридических наук – В.И.Шкатулла,

    предложил следующую структуру такого положения:

    1. Общие положения.

    2. Порядок заключения, изменения и прекращения договора между

    образовательным учреждением и обучающимся.

    3. Время обучения и время отдыха.

    4. Нормирование образовательного процесса.

    5. Дисциплина в образовательном процессе.

    6. Содержание образования.

    7. Условия обучения.

    8. Государственные образовательные стандарты.

    9. Управление образовательным учреждением.

    10. Контроль за деятельностью образовательного учреждения.

    11. Учёт и отчётность в образовательном учреждении.

    12. Подготовка кадров и повышение квалификации.

    13. Права, обязанности, ответственность участников образовательного

    процесса.

    14. Международная деятельность образовательного учреждения.[21]

    Таким образом, В.И.Шкатулла предполагает, что типовое положение должно

    регулировать преимущественно педагогические отношения.

    * * *

    Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что образовательное

    учреждение, являясь юридическим лицом, обладает определённым законом

    объёмом правосубъектности и, следовательно, может как с согласия

    собственника (собственников) его учредивших, так и самостоятельно от своего

    имени выступать в гражданском обороте.

    Глава II. Участие образовательного учреждения в имущественных

    правоотношениях.

    В отличие от подавляющего большинства юридических лиц, образовательное

    учреждение не входит в число собственников принадлежащего им имущества, а,

    как и унитарные предприятия, является субъектом ограниченного вещного

    права; к последнему относится право оперативного управления. Как известно,

    ограниченные вещные права производны от права собственности. В законе

    определены их виды, те из собственников, которые вправе установить такое

    вещное право, субъект, содержание субъективного права и пределы его

    осуществления. Никто не вправе установить вещное право, не предусмотренное

    законом.

    Однако в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения в

    законе или других правовых актах определяется, на базе какой собственности

    оно может быть создано. Так, только государственная собственность лежит в

    основе специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для

    детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением (п. 2 ст.

    11 Закона об образовании).

    Свою деятельность образовательное учреждение осуществляет за счет

    денежных средств, выделяемых ему собственником. Однако для реализации

    поставленных целей только одного этого недостаточно, требуется иное

    движимое и недвижимое имущество (здания, земельные участки и др.). Поэтому

    при создании учреждения собственник, определяя объем финансирования,

    выделяет часть своего имущества и закрепляет ее за вновь созданным

    учреждением в качестве необходимого имущества. Если речь идет о

    государственной собственности, то от имени государства выделение имущества

    осуществляет Госкомимущество России.

    Имущество образовательного учреждения делится на два вида: а)

    собственность учредителя (учредителей); б) имущество образовательного

    учреждения, полученное от осуществления приносящей доходы деятельности.

    Правовой режим собственности учредителя, в общих чертах, состоит

    в следующем: учредитель (учредители) закрепляет за образовательным

    учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности объекты

    права собственности - землю, здания, сооружения, имущество,

    оборудование. Эти отношения фиксируются в договоре между

    учредителем (учредителями) и образовательным учреждением.

    К договору нередко прилагают передаточный акт, в котором точно

    определяют все имущество, которое передается образовательному

    учреждению.

    Особый правовой режим установлен для земельных участков: они

    закрепляются за образовательными учреждениями в бессрочное бесплатное

    пользование, но, нужно отметить, что этим правом пользуются лишь

    государственные и муниципальные образовательные учреждения.

    Объекты собственности, которые учредитель закрепляет за образовательным

    учреждением, находятся у него на правах оперативного управления

    согласно ст. 296 ГК РФ.

    Право оперативного управления на имущество собственника возникает у

    учреждения с момента фактической передачи этого имущества, если иное не

    установлено законом, другими правовыми актами или решением собственника (п.

    1 ст. 299 ГК).

    Впервые конструкция оперативного управления получила глубокую научную

    разработку в трудах известного советского юриста А. В. Венедиктова[22] в

    тот период, когда перед учеными стоял вопрос об определении правовой

    природы имущества, находящегося в социалистической государственной

    собственности и закрепленного за субъектами гражданского оборота.

    Законодательное закрепление данная конструкция получила в ст. 21 Основ

    гражданского законодательства Союза ССР и республик 1961 г. и в ст. 94 ГК

    РСФСР 1964г.[23]

    В соответствии с действующим законодательством правом оперативного

    управления обладают и коммерческие, и некоммерческие юридические лица.

    Содержание права оперативного управления раскрывается в п. 1 ст. 296 ГК:

    "Казенное предприятие, а также учреждение в отношении закрепленного за ними

    имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с

    целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества

    права владения, пользования и распоряжения". На первый взгляд создается

    впечатление единого содержания субъективного права и прежде всего в

    отношении правомочия распоряжения. Судя по содержанию п. 1 ст. 296 ГК,

    можно прийти к выводу о том, что и казенное предприятие, и образовательное

    учреждение обладают правом распоряжения принадлежащим им имуществом. Однако

    из положений п. 1 ст. 297 и п. 1 ст. 298 ГК вытекает совсем иное. Так, при

    наличии согласия собственника казенное предприятие вправе отчуждать или

    иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, а произведенную

    им продукцию реализует самостоятельно (п. 1 ст. 297 ГК). Учреждение же не

    вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним

    имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, которые выделены

    ему по смете (п. 1 ст. 298 ГК).

    Следовательно, образовательное учреждение полностью лишено права

    ограниченного распоряжения в отношении принадлежащего ему имущества, за

    исключением расходования денежных средств, выделяемых ему по смете,

    поскольку без этого невозможно осуществление его деятельности. То есть,

    понятие права оперативного управления образовательного учреждения включает

    в себя право владения и право пользования, право распоряжения движимым

    имуществом распространяется только на денежные средства, выделяемые по

    смете. Никаким другим имуществом, находящимся в оперативном управлении,

    образовательное учреждение распоряжаться не вправе. При возникновении такой

    необходимости оно вправе просить собственника о том, чтобы он сам (от

    своего имени) произвел отчуждение принадлежащего ему имущества[24].

    Однако указание в п. 1 ст. 296 ГК на наличие правомочия распоряжения в

    содержании права оперативного управления повлекло за собой весьма

    распространенную ошибку в нормативных актах, определяющих правовой режим

    имущества образовательного учреждения. В соответствии с п.11 ст.39 Закона

    об образовании и п.4 ст.27 Закона о высшем образовании образовательное

    учреждение вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя.

    Может сдавать в аренду свои помещения и снимать помещения в других

    организациях. Для этого Закон не требует получения согласия

    учредителя, хотя в договоре между образовательным учреждением и

    учредителем этот вопрос может быть урегулирован.

    Среди ученых также есть мнение о том, что в силу ст. 298 ГК учреждение

    вправе выступать в качестве арендодателя в отношении принадлежащего ему на

    праве оперативного управления имущества[25].

    Решение о сдаче в аренду может принять руководитель

    образовательного учреждения, но воспользоваться своим правом он может при

    наличии двух условий:

    1) согласия совета образовательного учреждения (в вузе - с

    согласия учёного совета вуза);

    2) цена аренды не может быть ниже цены, сложившейся в данном

    регионе, т.е. фактически ниже самой низкой цены.

    Если одного из этих условий нет, то руководитель не вправе сдавать

    помещения в аренду.

    Рассматриваемое право - одно из прав юридического лица по

    распоряжению имуществом (в данном случае, находящимся во владении лица на

    праве оперативного управления).

    Но поскольку содержание права оперативного управления учреждения

    осталось неизменным с 1961 г. и на практике заключение договора аренды в

    отношении имущества образовательных учреждений - достаточно

    распространенное явление (киоски, буфеты и др.), постольку представляется

    целесообразным предоставление учреждению права сдавать в аренду любое

    находящееся у него имущество с согласия собственника, при этом указав на

    то, что арендные платежи остаются в распоряжении учреждения и направляются

    исключительно на поддержание технического состояния недвижимого имущества

    либо на реинвестирование основной деятельности (п.2 ст.45 Закона об

    образовании). Максимальный срок договора аренды можно установить в

    зависимости от свойств объекта[26].

    Право владения и пользования, как и правомочие распоряжения, имеют

    известные пределы, через которые проявляется ограниченный характер этого

    вещного права. В отличие от собственника, владеющего и пользующегося

    принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, образовательное

    учреждение реализует права владения и пользования только в строгом

    соответствии с целями деятельности, назначением имущества. В противном

    случае собственник может изъять излишнее, неиспользуемое или используемое

    не по назначению имущество (п. 2 ст. 296 ГК) и распорядиться им по своему

    усмотрению.

    Помимо распоряжения имуществом, контроля за его целевым использованием

    и сохранностью, собственник вправе разрешать осуществление самостоятельной

    хозяйственной деятельности, принимать решение о реорганизации[27],

    ликвидации учреждения[28]; о продаже или об ином отчуждении имущества,

    закрепленного за учреждением. В то же время новый собственник, приобретая

    вещь с обременением, обязан сохранить целевое использование имущества

    учреждения (ст. 300 ГК). Вместе с тем на собственнике лежат обязанности по

    созданию всех необходимых условий для полноценного функционирования

    учреждения и прежде всего своевременное финансирование.

    Образовательное учреждение, как и любое юридическое лицо, отвечает по

    своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.

    При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств

    субсидиарную ответственность по его обязательствам несет учредитель в

    порядке, определяемом законом (п.9 ст.39 Закона об образовании, п.2 ст.120

    ГК, ст.9 Закона о некоммерческих организациях).

    При определении ответственности собственника (учредителя) важно иметь в

    виду два момента. Во-первых, субсидиарная ответственность согласно абз.2

    п.1 ст.399 ГК Российской Федерации наступает в тех случаях, когда основной

    должник (здесь - государственное или муниципальное образовательное

    учреждение) либо отказался удовлетворить требование кредитора (поставщика),

    либо не ответил на это требование в разумный срок. Применительно к

    субсидиарной ответственности собственников образовательных учреждений в

    законе выдвинуто дополнительное условие - недостаточность находящихся в

    распоряжении образовательного учреждения денежных средств (а не только их

    полное отсутствие). При подтверждении данного условия образовательное

    учреждение перестает быть ответчиком, ибо возложить на него имущественную

    ответственность действительно невозможно из-за недостатка имущества, на

    которое по закону можно обратить взыскание. Поэтому ответчиком становится

    учредитель-собственник (который и должен привлечь основного должника -

    образовательное учреждение - к участию в деле в соответствии с п.3 ст.399

    ГК). И в данной ситуации иск предъявляется к такому собственнику, а не к

    образовательному учреждению.

    Во-вторых, следует иметь в виду, что в роли собственника-учредителя

    выступают не органы государственной власти (так как в гражданско-правовых

    отношениях они сами являются учреждениями-несобственниками), а

    соответствующие публично-правовые образования в целом - Российская

    Федерация, ее субъекты, муниципальные образования (п.1 ст.214 и п.1 ст.215

    ГК ). Следовательно, речь идёт именно об их ответственности. От имени

    публично-правовых образований в гражданском обороте выступают их органы в

    рамках имеющейся у них компетенции (п. 1 и 2 ст.125, п.3 ст.214, п.2 ст.215

    ГК). Имуществом, предназначенным для удовлетворения претензий кредиторов

    публично-правовых образований, является нераспределенное между

    государственными и муниципальными юридическими лицами имущество,

    составляющее казну соответствующего публично-правового образования (абз.1

    п.1 ст.126, абз.2 п.4 ст.214, абз.2 п.3 ст.215 ГК Российской

    Федерации)[29].

    Размер имущества, находящегося у образовательного учреждения, может

    увеличиваться и уменьшаться. О возрастании объема имущества учреждения

    может свидетельствовать увеличение финансирования собственником. Однако

    пока это малоактуально, так как на практике собственник не выполняет своих

    обязательств по финансированию образовательных учреждений на выплату

    заработной платы, не говоря уже о том, что сокращается, а порой и полностью

    отсутствует финансирование на приобретение новейшего оборудования, на

    пополнение библиотечного и музейных фондов и т. п.

    Способы образования собственности образовательного учреждения указаны в

    Законе об образовании (ст.39). Это:

    1) дар физических и (или) юридических лиц;

    2) пожертвования;

    3) завещание;

    4) деятельность образовательного учреждения, в том числе продукты

    интеллектуального и творческого труда, а также предпринимательская

    деятельность, оказание платных образовательных и других услуг.

    Несмотря на то, каким способом приобретено имущество, возмездно или

    безвозмездно, непосредственно от собственника или других лиц, в

    соответствии с п. 2 ст. 299 ГК данное имущество поступает в оперативное

    управление учреждения.

    Среди перечисленных способов приобретения имущества в нашем

    законодательстве впервые закреплено пожертвование (дарение вещи или права в

    общеполезных целях). Пожертвование может быть обусловлено использованием

    имущества по определенному назначению либо без такового обременения (абз. 1

    п. 1 ст. 582 ГК). Образовательное учреждение, принимающее пожертвование с

    условием использовать его по определенному назначению, должно вести

    обособленный учет всех операций с таким имуществом (абз. 2 п. 3 ст. 583

    ГК). Изменение целевого назначения пожертвованного имущества возможно лишь

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.