МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Правовой статус образовательных учреждений

    которого являются физические лица, а также негосударственные

    предприятия, учреждения, организации. Значит, если договор

    заключает местный орган самоуправления, государственная

    организация, то ограничения на прием по указанным специальностям опять-

    таки не установлено.

    Если вуз не ведет подготовку специалистов в области

    юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и

    муниципального управления на бюджетной основе и открыл эту

    подготовку на платной основе, то ограничений по приему в данном

    случае также не установлено.

    Ст. 41 не ограничивает право образовательного учреждения

    высшего профессионального образования на платное обучение

    иностранных граждан на основании соответствующих договоров. Следует

    иметь в виду, что в соответствии с п. 9 ст. 41 Закона об

    образовании полученные вузом дополнительные средства не дают права

    учредителю снизить нормативы (или) абсолютный размер его финансирования.

    На практике прием обучающегося в вуз осуществляется на основе договора

    имеющего письменную форму, которая в большей степени обеспечивает

    соблюдение прав сторон.

    В настоящее время договор на получение образования получил широкое

    распространение в основном в сфере высшего профессионального образования, и

    незаслуженно игнорируется другими образовательными учреждениями, в

    частности гимназиями, лицеями. Автору данной работы, работающему учителем в

    одной из школ города Барнаула, не представляется возможным назвать хотя бы

    одного ученика, из более чем 1300, который бы заключил подобного рода

    договор с образовательным учреждением или хотя бы одного законного

    представителя (родителя) изъявившего желание заключить подобный

    договор.[39]

    Между тем полагаю, что договор об образовании должен стать основной

    правовой формой существования правовых отношений между образовательным

    учреждением и обучающимся.

    Почему автор придаёт такое большое значение договору об образовании? Это

    станет ясно из более подробной характеристики данного вида договора[40].

    Отношения между образовательным учреждением и обучающимся и его

    родителями существуют в двух формах: административных (которым свойствен

    императивный метод правового регулирования) и договорных (базирующихся на

    равноправии сторон).

    В первом случае родители оформляют поступление ребёнка в образовательное

    учреждение на основе правил им установленных, во втором – заключая

    письменный договор, родители получают возможность участвовать в

    формировании его содержания. Но заключение договора ни в коем случае не

    означает исключение административных методов из отношений между сторонами

    договора, а их разумное сочетание. Поэтому автор не согласен с В.И.

    Шкатуллой, который в своей статье «Договор на образование: значение и

    содержание»[41] пишет: «Фактически в школах господствует командно-

    административный метод в определении отношений с родителями. Следствием

    этого положения является диктат школы, который вредит прежде всего самой

    школе, препятствует её развитию, так как интересы обучающихся и их

    родителей почти не учитываются». Договор на образование должен, прежде

    всего, служить целям повышения ответственности учеников и их родителей по

    отношению к получению образования, но никоим образом не должен ограничивать

    властные полномочия общеобразовательного учреждения. Так как ситуация,

    сложившаяся в школах на данный момент, когда ученики имеющие по несколько

    академических задолженностей по результатам полугодия или года не

    отчисляются, а продолжают обучение и ещё и переводятся в следующий класс,

    показала, что умаление административных мер по крайней мере неэффективно

    сказывается на образовательном процессе. И в такой ситуации встаёт вопрос

    не о том, кто защитит ученика от школы, а кто защитит школу от ученика?

    Отчислить ученика в настоящее время практически невозможно, так как органы

    местного самоуправления (которые являются учредителями большинства школ) и

    особенно органы управления народным образованием ставят такое положение дел

    в вину образовательному учреждению: мол, вы плохо обучаете и получается,

    что под давлением сверху все командно-административные меры, о которых

    говорит В.И.Шкатулла, бессильны.

    Обязательное минимальное содержание договора определено в ст.46 Закона

    об образовании, к нему относится: уровень образования, сроки обучения,

    размер платы за обучение, иные условия. Но, в Законе нет отдельных

    положений, которые были бы посвящены договору, и этот факт говорит о том,

    что положения о договоре об образовании не получили должного

    законодательного развития.

    Иногда можно услышать мнение о том, что договор возмездного оказания

    услуг может применяться в сфере образования только за пределами отношений

    бесплатного образования. Мы, вслед за В.И. Шкатуллой[42], полагаем, что

    такое мнение ошибочно.

    Известно, что в п.2 ст.779 ГК РФ даётся перечень услуг, регулируемых

    нормами гражданского права; к ним относятся услуги связи, медицинские,

    ветеринарные, аудиторские, консультационные, информационные, по обучению,

    туристическому обслуживанию и другие.

    В некоторых случаях для отдельных видов договоров на возмездное оказание

    услуг принимаются правовые акты на уровне Правительства РФ.[43]

    Договоры с участием потребителей гражданское право относит к категории

    публичных, и на них распространяется установленный ст.426 ГК режим

    публичного договора.

    Так, например, согласно п.1 Правил предоставления платных медицинских

    услуг населению, отношения между медицинским учреждением и потребителем

    регулируются договором на возмездное оказание услуг только в части, которая

    выходит за рамки гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи.

    Вышеизложенные положения не совсем применимы к договору об образовании,

    то есть договор об образовании, по мнению Шкатуллы, не регулируется

    гражданским правом в силу следующих причин:

    1. в соответствии со ст.426 ГК РФ публичный договор заключает только

    коммерческая организация, образовательное учреждение не является таковой;

    2. содержанием договора возмездного оказания услуг является совершение

    исполнителем действия по заданию заказчика, а заказчик обязуется оплатить

    услуги (ст.779 ГК РФ). Далее, по договору возмездного оказания услуг

    обязанность заказчика сводится или ограничивается лишь оплатой услуги. В

    договоре об образовании услуги исполнителя - образовательного учреждения

    или индивидуального педагога (ст. 48 Закона об образовании) –

    одновременно сопровождаются работой обучающегося по освоению

    образовательной программы.

    Рассмотрим некоторые особенности договора на обучение на примере

    общеобразовательной школы.

    Основными нормативными актам, регулирующими положения о договоре,

    является Типовое положение об общеобразовательном учреждении (пп.10, 25-29,

    37-40, 42, 43, 46, 47, 49, 50-55, 57-61) и главы 27-29, 39 ГК РФ.

    В соответствии с п.10 Типового положения заключение договора обязательно

    в случае, если образовательная программа будет осваиваться обучающимся в

    форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании

    различных форм. Здесь же нужно указать на существенный недостаток

    содержания положения – форма договора не указывается, что означает

    возможность его заключения как в письменной, так и в устной форме. Мы

    полагаем, что такой договор нужно заключать только в письменной форме,

    иначе в случае спора преимущественное положение получит образовательное

    учреждение (как орган наделённый властными полномочиями), и более слабая

    сторона договора – обучающийся, его родители – окажется в проигрышном

    положении.

    Обучающийся заключает три договора:

    . первый – на получение образование в школе первой ступени (срок

    обучения 3-4 года);

    . второй – на получение образования в школе второй ступени (срок

    обучения 5 лет);

    . третий - на получение образования в школе третьей ступени (срок

    обучения 2-3года).

    При заключении договора школе рекомендуется ознакомить обучающегося и

    его родителей с документами, регламентирующими организацию образовательного

    процесса (п.48 Положения). Сразу хотелось бы отметить, что такое положение,

    когда школе рекомендуется ознакомить обучающегося и его родителей с

    указанными документами, на практике приводит к тому, что такого

    ознакомления не происходит. Конечно, можно сказать: исправить «рекомендует»

    на «школа обязана», но всё останется по-прежнему. В данной ситуации выход

    кроется в более ответственном подходе самих родителей к образованию своих

    детей, то есть они сами должны требовать ознакомления с этими документами,

    к которым относятся устав школы, правила поведения в школе, Закон об

    образовании и другие.

    При заключении договора родители обязаны предъявить определённые

    документы, которые характеризуют их дееспособность. Это: свидетельство о

    рождении, медицинская карта ребёнка и другие. В целях усиления защиты права

    на образование перечень этих документов следовало бы включить в Закон об

    образовании. Такое предложение связано с тем, что в практике приёма детей в

    школу, особенно при приёме в начальные классы, администрациями школ

    допускаются некоторые нарушения, наиболее типичным является требование о

    предоставлении справки с места работы родителей с указанием их заработной

    платы, также нередко предлагается в обязательном порядке внести

    вступительный взнос для нужд школы[44].

    Договор на образование – срочный договор, продолжительность которого

    определяется временем необходимым для освоения образовательной программы

    той или иной ступени.

    Договор заключается по ходу собеседования директора школы, и ребёнка,

    его родителей путём составления единого документа в двух экземплярах,

    которые имеют равную юридическую силу. С одной стороны он подписывается

    директором (выступающим от имение школы) и родителями ученика, так как

    обязанность по воспитанию ребёнка лежит на обоих родителях. Заключается

    договор в присутствии ученика; это имеет большое воспитательное значение –

    учащийся знакомится с новой для него формой общественных отношений,

    повышается уровень правового воспитания и ответственность обучающегося по

    отношению к образовательному процессу.

    Важнейшими условиями договора, согласно Типовому положению, являются:

    медицинское обслуживание ребёнка, которое обеспечивается штатным или

    специально закрепленным органами здравоохранения за общеобразовательным

    учреждением медицинским персоналом (п.24); организация питания (п.24);

    санитарные нормы (п.25); наполняемость класса (п.25); наполняемость класса

    при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению,

    физической культуре, по информатике и вычислительной технике, физике и

    химии во время практических занятий (п.26); программа обучения (п.36);

    язык, на котором ведётся обучение и воспитание (п.37). Кроме перечисленных

    условий по инициативе сторон в договоре могут быть предусмотрены и другие:

    предметы, которые будут изучаться по выбору (п.34); обучение по различным

    профилям и направлениям (п. 34); платные образовательные услуги (п.38, 39);

    военная подготовка (п.40); начальная профессиональная подготовка (п.39).

    Также в содержание договора включаются соглашения по вопросам,

    касающимся времени обучения: начала и окончания учебного года и каникул

    (п.43); часов, отводимых для изучения предметов (п.42); учебной нагрузки

    обучающихся, которая не должна превышать предельно допустимых норм (п.42).

    Ещё одним важным условием договора является соглашение об итоговой

    аттестации. Оно обязательно должно быть включено в договоры ан получение

    основного общего образования и получение полного общего образования (п. 33,

    34).

    Важным условием договора является порядок перевода обучающихся в

    следующий класс. Юридические факты, при наступлении которых осуществляется

    перевод, исчерпывающе должны быть изложены как в Уставе школы, так и в

    договоре. Представляется целесообразным включение такого перечня и в Закон

    об образовании. В настоящее время порядок перевода изложен только в одном

    федеральном документе, содержащемся в приказе Минобразования РФ от 24

    февраля 1998г. «Об утверждении Порядка перевода студентов из одного высшего

    учебного заведения Российской Федерации в другое»[45].

    Типовое положение (п.53) к условиям перевода в следующий класс относит

    освоение обучающимся в полном объёме образовательных программ. Перевод в

    другой класс оформляется приказом директора школы на основе решения

    педагогического совета. Здесь нужно отметить, что возможен и условный

    перевод обучающегося имеющего по итогам учебного года академическую

    задолженность по одному предмету. Ответственность по ликвидации

    академической задолженности возможна в течение следующего учебного года и

    возлагается на их родителей (законных представителей). Если ученик имеет

    академическую задолженность по двум и более предметам по итогам года, то он

    считается не освоившим программу учебного года. В таком случае обучающиеся

    на ступенях начального общего и основного общего образования по усмотрению

    их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение,

    переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в

    форме семейного образования.

    К важнейшим условиям договора нужно отнести и содержание образования,

    которое в свою очередь должно соответствовать определённым требованиям.

    Минимум содержания:

    начального общего образования определяется приказом Минобразования РФ

    от 19 мая 1998 года №1235;

    основного общего образования Временными требованиями, утверждёнными

    приказом Минобразования РФ от 19 мая 1998 года №1236[46];

    среднего (полного) общего образования письмом Минобразования РФ от 18

    августа 1998 года №1244/14-12[47].

    Исходя из требований, изложенных в вышеперечисленных документах,

    родители и обучающиеся могут проконтролировать качество программ по

    предметам, а также реальное исполнение программ школой. Но как работник

    сферы образования могу заявить, что только небольшой процент родителей

    смогут дать оценку выполнения школой требований содержания образования как

    в целом, так и по отдельным предметам. Отсюда можно сделать вывод, что

    правовые нормы, регулирующие возможность контроля содержания образования со

    стороны родителей носят скорее декларативный, чем практический характер.

    Если школа не выполняет предусмотренный законодательством минимум

    содержания образования, то она нарушает договор и должна понести

    ответственность в соответствии с ч.3 ст.32 Закона об образовании за

    реализацию не в полном объёме образовательных программ.

    Необходимым условием договора является определение целей образования, то

    есть той совокупности знаний и умений, навыков, которыми должен овладеть

    обучающийся в процессе освоения образовательной программы школы каждой

    ступени (п. 31, 32, 33 Типового положения).

    Общие цели направления развития образования изложены в ст.29 Конвенции о

    правах ребёнка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 года[48], где сказано,

    что образование должно быть направлено на:

    a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей

    ребенка в их самом полном объеме;

    b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также

    принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

    c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности,

    языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок

    проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его

    собственной;

    d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе

    понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между

    всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также

    лицами из числа коренного населения;

    e) воспитание уважения к окружающей природе.

    Стоит отметить, что перечисленные цели можно рассматривать как

    минимальные цели договора на обучение.

    Основной обязанностью школы является сохранение жизни и здоровья

    ребёнка.

    Изменение договора на образование возможно по соглашению сторон его

    подписавших, и оформляется приложением к договору, которое подписывается

    сторонами и является неотъемлемой частью договора.

    Расторжение договора на образование возможно по инициативе обучающегося,

    его родителей; по инициативе школы или по соглашению сторон. Примером

    расторжения договора по соглашению сторон может служить пункт 53 Типового

    положения, в котором сказано, что если обучающийся не освоил программу

    учебного года, имеет академическую задолженность по двум и более предметам,

    то он не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. В

    этом случае договор может быть расторгнут по соглашению сторон, а обучение

    продолжено в форме семейного образования.

    Далее, основания для расторжения договора должны быть указаны в уставе

    школы и договоре. Причём в договоре могут быть определены юридические

    факты, необходимые для его расторжения, которые индивидуализируют договор,

    то есть по отношению к уставу договор может содержать дополнительные

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.