МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Президент Российской Федерации

    состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст.

    92 Конституции РФ).

    К сожалению, и это основание для прекращения полномочий Президента

    должным образом не регламентировано и 'вызывает много вопросов. В

    частности, не совсем ясно: «стойкая неспособность по состоянию здоровья

    осуществлять полномочия» является основанием для прекращения полномочий

    Президента по воле последнего или вопреки его воле? Нет ответа в

    законодательстве и на вопросы, кто и каким образом устанавливает сам факт

    наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии, как обеспечить такого

    рода решение, кто его обнародует и т.д. В любом случае должны быть созданы

    правовые гарантии, предупреждающие злоупотребления в процессе реализации

    этой конституционной нормы.

    В связи с этим Конституционный Суд РФ 11 июля 2000 г. принял

    Постановление по делу о толковании положений ст. 91 и ч. 2 ст. 92

    Конституции РФ о досрочном прекращении полномочий Президента РФ в случае

    стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему

    полномочия[12]. Поводом к рассмотрению дела явился запрос Государственной

    Думы. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся

    неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их

    взаимосвязи.

    В своем Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что, исходя из

    занимаемого Президентом РФ места в системе органов государственной власти,

    а также его конституционного статуса, Конституция РФ закрепляет

    неприкосновенность Президента РФ, а также другие правовые средства, которые

    обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом РФ

    принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность

    функционирования института главы государства.

    Содержание и назначение ст. 92 (ч. 2) Конституции РФ, предусматривающей

    возможность прекращения исполнения полномочий Президента РФ досрочно в

    случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять

    принадлежащие ему полномочия, не затрагиваются установлением в ст. 91

    Конституции РФ положения о неприкосновенности Президента РФ.

    Досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в

    случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять

    принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного

    установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с

    расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер,

    принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий либо иным

    образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями

    Конституции РФ. В таком случае — в силу экстраординарного характера

    рассматриваемого основания — волеизъявление Президента РФ может не являться

    обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. По смыслу

    ч. 2 ст. 92 Кон-

    ции Российской Федерации во взаимосвязи с ч. 1 и 3 той же статьи и ч. 1

    ст. 93, приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при

    исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением

    Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой.

    Досрочное прекращение полномочий Президента РФ в случае стойкой

    неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему

    полномочия является элементом конституционного статуса Президента РФ и в

    силу этого правовое регулирование порядка (процедуры) прекращения

    полномочий Президента РФ по указанному основанию имеет конституционный

    характер. Определение соответствующего порядка может быть осуществлено с

    соблюдением вытекающих из положений Конституции РФ требований, с тем чтобы

    обеспечивались непрерывность и стабильность осуществления полномочий

    Президента РФ, исключение факторов, препятствующих нормальному

    функционированию институтов власти.

    Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае

    стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему

    полномочия не может быть облегченным, упрощенным. При том должна быть

    исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного

    отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный

    способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий

    Президента РФ. По смыслу ст. 92 (ч. 2) Конституции Российской Федерации во

    взаимосвязи с положениями ее статей 10, 78 (ч. 4), 82 (ч. 2), 92 (ч. 1) и

    93 (ч. 1) при определении такого порядка надлежит соблюдать принцип баланса

    и взаимодействия всех ветвей власти.

    В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного

    прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до

    вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на

    Председателя Правительства РФ[13].

    Анализируя содержание Постановления Конституционного Суда РФ от 11 июля

    2000 г., следует признать, что данное Конституционным Судом толкование ч. 2

    ст. 92 Конституции не внесло достаточной ясности. Видимо, целесообразно

    этот вопрос решить законодательным путем — в Федеральном законе «О

    Президенте Российской Федерации».

    Отрешение Президента от должности

    Президент РФ прекращает исполнение полномочий досрочно и в случае

    отрешения его от должности (ч. 2 ст. 92 Конституции РФ).

    Такое решение принимается вопреки воле Президента. Основанием отрешения

    Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения

    в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления,

    подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях

    Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ

    о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (ч. 1 ст. 93

    Конституции РФ).

    Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.

    Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в

    совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого

    решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы

    численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса

    на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной

    комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается

    квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа

    депутатов палаты.

    На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и

    Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в

    действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд

    дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения

    против Президента был соблюден.

    Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает

    принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на

    основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений

    Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда

    РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует

    не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

    Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после

    выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение

    в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются

    отклоненными (ст. 93 Конституции РФ).

    В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от

    должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта

    попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за

    решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей

    депутатов.

    Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения

    Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодательстве

    проблемы, в частности, неурегулированность нормами права процедуры

    предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. И это

    действительно так. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном

    порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях

    главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать

    заключение — коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих,

    при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру,

    Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного

    порядка выдвижения обвинения[14].

    Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от

    власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от

    власти. Мы отдаем себе отчет в том, что отрешение от власти Президента —

    достаточно ответственное решение. И здесь недопустимы легкость и

    упрощенность процедуры. Это одна крайность. Другая — в чрезмерном ее

    усложнении. Нужна золотая, разумная середина.

    Глава 3. Полномочия Главы государства в сфере осуществления законодательно,

    исполнительной и судебной власти.

    Президент как глава Российского государства взаимодействует со всеми

    ветвями власти.

    Президент взаимодействуя с Федеральным Собранием:

    - Президент РФ обладает правом вето на законы принятые Федеральным

    Собранием.

    - обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении

    в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики

    государства;

    - вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её

    местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом

    Совету Федерации и Государственной Думе;

    - вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях

    чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету

    Федерации и Государственной Думе;

    - назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и

    комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей

    Российской федерации в иностранных государствах и международных

    организациях.

    Президент взаимодействуя с Государственной Думой:

    - назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства

    РФ;

    - представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на

    должность Председателя Центрального банка;

    - ставит перед Государственной Думе вопрос об освобождении от должности

    Председателя Центрального банка;

    - назначает выборы Государственной Думы;

    - распускает Государственную Думу;

    - вносит законопроекты в Государственную Думу;

    - вправе отклонить федеральный закон и возвратить его в Государственную

    Думу на новое рассмотрение;

    Государственная Дума вправе выдвинуть обвинение против Президента для

    отрешения его от должности.

    Президент взаимодействуя с Советом Федерации:

    - представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности

    судей Конституционного Суда, Верховного Суда, высшего арбитражного

    Суда; а также кандидатуру Генерального прокурора РФ;

    - вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности

    Генерального Прокурора.

    - Совет Федерации может отрешить от должности Президента; утверждает

    указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения.

    Президент взаимодействуя с Правительством РФ:

    - принимает решение об отставке Правительства;

    - по предложению председателя Правительства РФ назначает на должность и

    освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и

    федеральных министров;

    - имеет право отменять постановления Правительства.

    Глядя на полномочия Президента РФ во взаимоотношениях с Правительством

    РФ очень трудно разграничить полномочия между ними. Л.А. Окуньков в своей

    статье говорит о том, что «после принятия Конституции РФ было покончено с

    жестким разделением властей, типичным для президентской формы правления.

    Президент Российской Федерации не отвечает за состояние исполнительной

    власти, но имеет ключевые полномочия по руководству ею и может прямо

    вмешиваться в дела Правительства.

    Президент стал главным действующим лицом на политической сцене, а

    Правительство, хотя и декларировалось самостоятельным конституционным

    органом, осуществляющим исполнительную власть, превратилось в исполнителя

    президентских указаний, полностью зависимого в своей деятельности от

    усмотрения Президента. В частности, многие экономические и политические

    преобразования прошли под знаком президентского правотворчества. Президент

    должен осуществлять свои функции через Правительство, а не за него. «Имеет

    место дублирование в работе Президента и Правительства».[15]

    Президент во взаимодействии с судебной властью:

    - представляет Совету Федерации для назначения на должность судей

    Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда

    Российской Федерации.

    - самостоятельно назначает судей других федеральных судов;

    - вправе обращаться с запросом в Конституционный Суд РФ.

    Конституционный Суд РФ по запросам Совета Федерации дает заключение о

    соблюдении обвинения Президента в государственной измене или совершения

    иного тяжкого преступления.

    Президент наделен правом принимать более эффективные меры, влекущие за

    собой роспуск представительных органов и отрешение от должности высших

    должностных лиц субъектов РФ и глав местного самоуправления.

    В свою очередь, специфика судебной власти позволяет судам оказывать

    заметное влияние на издание и действие актов Президента. Это выражается в

    том, что акты, издаваемые Президентом РФ, являются объектом судебного

    контроля.

    Компетенция Президента РФ

    Под функциями Президента РФ понимаются направления его деятельности.

    Основные функции Президента РФ как главы государства определены в ст.

    80 Конституции

    РФ:

    1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод

    человека и гражданина;

    2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры

    по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и

    государственной целостности;

    3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и

    взаимодействие органов государственной власти;

    4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законами

    определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

    5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри стран и в

    международных отношениях.

    Под полномочиями Президента РФ понимается совокупность предоставленных

    ему прав и обязанностей, необходимых для выполнен! возложенных на него

    функций.

    круг предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно

    классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам

    взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной

    власти.

    Но в Конституции некоторые функции и полномочия Президента

    сформулированы в слишком общей форме, например, как «определение основных

    направлений внутренней и внешней политики государства». В результате в

    Основном законе страны не нашли своего должного закрепления функции и

    полномочия Президента России в осуществлении таких важных внутренних

    функций российского государства, как: экономическая, которая отражает

    степень участия государства в управлении экономикой страны, его способность

    содействовать или препятствовать развитию экономических сил страны,

    создавать надлежащие условия для реализации экономических и социальных прав

    населения; социальная функция государства, которая призвана обеспечивать

    все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в том

    числе на такой жизненный уровень человека, включая пищу, одежду, жилище,

    медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим

    для поддержания его здоровья и благосостояние его самого, его семьи, а

    также право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности,

    вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к

    существованию по независящим от него обстоятельствам; функция развития

    научно-технического прогресса и культуры, способная обеспечить развитие

    высоких технологии, а также духовных сфер общества — литературы, театра,

    кинематографии, музыки, изобразительного искусства, сохранности памятников

    истории и культуры и т.д.; экологическая функция, направленная на

    сохранение природной среды, рациональное использование и воспроизводство ее

    ресурсов, улучшение среды обитания человека.

    Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за

    Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту

    особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Президента как главы

    федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они

    скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»[16].

    Недостаточная правовая регламентация функций и особенно полномочий

    Президента по их реализации, а также неполная исследованность данной

    проблематики создают определенные сложности в классификации полномочий и

    раскрытии их содержания.

    Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении,

    в области внешней политики и т.д., Президент реализует не непосредственно,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.