МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современные теории о государстве

    союз племен, города-государства, империи. Было принято во внимание также,

    что, раз возникнув, эти объединения (агрегаты) испытывают воздействие иных

    факторов перемен — социально-классовой дифференциации, специализации в виде

    разделения труда, образования органов политической власти (регулятивная

    система), а также возникновения земледелия; ремесел (система органов

    «питания»), возникновения специализированной «распределительной системы»

    (торговли, транспорта и иных средств сообщения). [9]

    Исходным положением для оценки общественных структур и остальных частей

    политических агрегатов у Спенсера стало положение о том, что общество

    существует для блага всех членов, а не члены его существуют для блага

    общества. Другими словами, благосостояние общественного агрегата не может

    считаться само по себе целью общественных стремлений без учета

    благосостояния составляющих его единиц. В этом смысле все усилия и

    притязания политического агрегата (политического. института, в частности)

    сами по себе мало что значат, если они не воплощают в себе притязания

    составляющих данный агрегат единиц. Эта характерная особенность позиции

    английского мыслителя дает основание для отнесения ее к разряду либеральных

    социально-политических установок.

    Объясняя свой подход к рассмотрению структуры и деятельности социально-

    политических агрегатов. Спенсер говорил, что между политическим телом и

    живым телом не существует никаких других аналогий, кроме тех, которые

    являются необходимым следствием взаимной зависимости между частями,

    обнаруживаемой одинаково в том и другом. К сказанному следует добавить, что

    в те времена в европейском политическом словаре не было еще термина

    «политическое учреждение» и этот структурный элемент политической жизни

    именовался политическим телом (отсюда же ведет свое происхождение и слово

    «корпорация», употреблявшееся вначале для обозначения некоторых сословий,

    например горожан, купцов и др.). О достоинствах метода аналогий и его

    оправданности сам исследователь заметил, что «аппараты и функции

    человеческого тела доставляют нам наиболее знакомые иллюстрации аппаратов

    вообще». [9]

    Обращаясь к истории возникновения государства и политических

    институтов, Спенсер утверждал, что первоначальная политическая

    дифференциация возникает из семейной дифференциации, — когда мужчины

    становятся властвующим классом по отношению к женщинам. Одновременно

    происходит дифференциация и в классе мужчин (домашнее рабство), которая

    приводит к политической дифференциации по мере возрастания числа обращенных

    в рабством зависимых лиц в результате военных захватов и увода в плев. С

    образованием класса рабов-военнопленных я начинается «политическое

    разделение (дифференциация) между правящими структурами и структурами

    подвластными, которое продолжает идти через все более высокие формы

    социальной эволюции».

    Военизированное общество достигает «полного кооперативного действия»

    (работа всей невоюющей части населения на нужды воюющей, сплочение всего

    агрегата с подчинением ему жизни, свободы и собственности составляющих его

    единиц). Это единение и сплочение невозможны без посредничества власти, без

    особой, иерархизированной системы централизации управления,

    распространяемой на все сферы общественной деятельности. Статус

    иерархизированной подчиненности — самая примечательная черта военного

    правления: начиная от деспота и кончая рабом, все являются господами

    стоящих ниже и подчиненными тех, кто стоит выше в данной иерархии. При этом

    регламентация поведения в таком обществе и при таком правлении носит не

    только запрещающий характер, но также и поощряющий. Она не только

    сдерживает, но и поощряет, не только запрещает, но и предписывает

    определенное поведение.

    Другим, противоположным строем организации и управления Спенсер считает

    промышленный (индустриальный) тип организации общества. Для него характерны

    добровольная, а не принудительная кооперация, свобода ремесел и торговли,

    неприкосновенность частной собственности и личной свободы, представительный

    характер политических институтов, децентрализация власти и обеспечение

    способов согласований и удовлетворения различных социальных интересов.

    Всему задает тон промышленная конкуренция («мирная борьба за

    существование»), происходящая в обстановке упразднения сословных барьеров,

    отказа от принципа наследования при замещении государственных должностей.

    Для правосознания и нравов промышленного общества характерна

    распространенность чувства личной свободы и инициативы, уважение к праву

    собственности и личной свободе других, меньшая мера подчиненности

    авторитету властей, в том числе религиозным авторитетам, исчезновение

    раболепия, слепого патриотизма и шовинизма и т. д.

    В движении от военного к промышленному типу общества Спенсер видел

    закономерность общей социально-политической эволюции, что отчасти совпадало

    по времени с процессом исторического движения от сильно иерархизированного

    и военно-сплоченного феодального строя к обществу, основанному на товарном

    обмене, разделении труда и высоко ценимых личных Правах и свободах

    индивидов. Впоследствии, уже в XX столетии, эти построения и характеристики

    Спенсера были позаимствованы и вмонтированы в социальные концепции

    «индустриального общества» (Р. Арон и др.). Сам Спенсер усматривал контуры

    концепции «промышленного государства» в политической философии О. Конта.

    Однако эта концепция оказалась у Конта не вполне завершенной и в целом

    неадекватной в силу того обстоятельства, что он был сильно «опутан идеями и

    чувствами, свойственными французской форме общества, что его схема

    организации промышленного государства предписывает его устройство с

    деталями, характеризующими военный тип, и крайне не согласными с

    промышленным типом».

    В последнем, третьем томе «Принципов социологии» (1898) Спенсер

    предложил своеобразный социологический прогноз относительно возможных

    результатов социалистических преобразований современного общества.

    Признавая тяготы и ущербность общественного бытия в условиях

    капиталистической конкуренции и отдавая должное привлекательности идеи

    всеобщего братства, Спенсер в то же время полагал, что социализм создает

    еще больше трудностей, чем в состоянии разрешить. Подчинение личных

    интересов общественным и общественная организация труда потребуют,

    утверждал он, расширения принудительной активности государства, роста

    бюрократии и ее обширных властных полномочий. Бюрократия затем

    консолидируется, закрепит свою власть и превратится в новую аристократию,

    которую и вынуждены, будут содержать трудящиеся массы. Вместо отрицания или

    отмирания государства произойдет сплочение правящей иерархии, живущей за

    счет эксплуатации трудящихся. Классы не исчезнут, а лишь обновятся.

    Социализм, если он появится, станет только государственным бюрократическим

    социализмом и никаким другим. [9]

    В социально-политической историографии Спенсер причислен к

    основоположникам и предтечам теории единого индустриального общества, а

    также к течению социал-дарвинизма в социальной философии XIX—XX вв. В

    области методологии его идеи унаследовали школы структурно-функционального

    анализа (Т. Парсонс) и культур антропологии.

    1.5. Психологическая теория государства и права Л. И. Петражицкого

    В начале века крупным научным событием не только в русской, но и

    европейской литературе стало опубликование «Теории права и государства в

    связи с теорией нравственности» Льва Иосифовича Петражицкого (1867—1931). В

    гносеологическом и методологическом отношении он следовал началам

    позитивной философии, но при этом проявил большую самостоятельность и

    оригинальность в освещении правовых явлений и самой природы права.

    Право определяется и исследуется Петражицким как явление нашей

    индивидуальной психики. Социальный момент, в праве не игнорируется, но

    воспринимается под углом зрения психологически-правовых переживаний

    постольку, поскольку социальный элемент в этих переживаниях отражается.

    Петражицкий признает различия между правом и нравственностью, но главное

    различие между ними он видит и воспринимает как различие между чисто

    императивным характером нравственных импульсов (и соответствующих им норм)

    и императивно-атрибутивным характером права. «Императивность» в данном

    случае предстает в толковании Петражицкого индивидуально-личностным

    сознанием долга, обязанности, в то время как «атрибутивность» — это

    сознание «своего права», выступающее вовне как притязание. Для

    нравственности важен императив и момент добровольности в исполнении

    обязанностей, тогда как для права основное сосредоточено в моменте

    атрибутивности, т. е. в непременном исполнении обязанности и в связанном с

    этим удовлетворением. Если в нравственном общении психика участников

    довольно мирно реагирует на неисполнение обязанностей, то в правовом

    общении неисполнение обязанностей (в том числе правовых требований,

    подтвержденных судебным решением) вызывает гнев, влечет оправданные

    требования принудительного исполнения.

    Решающее значение атрибутивных элементов в праве и правовом общении в

    несколько тяжеловесной, но логически согласованной форме получило такое

    обоснование: «Сообразно атрибутивной природе правовых эмоций импульс в

    пользу исполнения правового долга имеет характер давления в пользу того,

    чтобы другой стороне, управомоченному, было доставлено то, что ему

    причитается; что же касается поведения обязанного, то оно имеет значение не

    само по себе, а как способ и средство достижения этого результата на

    стороне управомоченного».

    Одним из важных выводов теории стало положение о том, что с точки

    зрения социальных целеполаганий и достижения твердого порядка роль права в

    общественной жизни важнее роли нравственности, поскольку пассивная

    этическая мотивация в этом плане явно уступает активной этической мотивации

    (сознанию правомочности); в этом отношении «та и другая ветвь человеческой

    этики» исполняют не просто различные функции, они различны и а силе

    мотивации во влиянии на поведение. Правовой психике, сообразно ее природе,

    свойственно двустороннее мотивационное действие — «наряду с пассивною

    этическою мотивациею (сознание долга) имеет место активная (сознание

    управомоченности), так что получается соответственно координированное

    индивидуальное и массовое поведение. При этом пассивно-правовая

    мотивация... оказывает более решительное и неуклонное влияние на

    поведение».

    На стороне правового актива («особенное и заслуживающее похвалы

    поведение») имеется не только поощрительно санкционирующая мотивация в

    пользу осуществления права, но также стремление «добиваться

    причитающегося». Последнее осуществляется вне зависимости от усмотрения и

    воли обязанных — оно сопровождается требованием, домогательством,

    тенденцией заставлять обязанных подчиняться с помощью разных средств, в том

    числе насильственных, и, кроме того — «тенденцией злостных, мстительных и

    вообще репрессивных реакций по адресу нарушителей». Все это оказывает

    добавочное мотивационное давление. «Вообще, указанные две тенденции,

    влияющие на поведение обеих сторон в пользу неуклонного осуществления

    требований права, придают упомянутой выше социальной координации поведения

    особенно крепкий, правильный и прочный характер».

    В итоге действия указанных законов-тенденций правовой психики и ее

    развития получается прочная скоординированная система вызываемого правом

    социального поведения, прочный и точно определенный порядок. Недаром в

    психике публики и юристов имеется прочная ассоциация двух идей — «права» и

    «порядка», так что вместо слова «право» весьма часто применяют выражение

    «правопорядок». Для такой ассоциации существует и «научно-причинное

    объяснение».

    В своем воздействии на социальное поведение особо заметными делаются

    такие специальные функции права, которые Петражицкий именует

    «распределительною» и «организационною». Так, в частности, дистрибутивная

    (распределительная) функция в области народного (и международного)

    хозяйства может отличаться от функции распределения частей плодородной

    почвы, средств и орудий производства, предметов потребления, вообще

    хозяйственных благ между индивидами и группами. Основной тип и главный

    базис распределения хозяйственных благ, а вместе с тем и основной базис

    экономической и социальной жизни вообще представляет явление собственности

    (в частно-хозяйственном укладе, в условиях «капиталистического» социального

    строя — индивидуальной собственности, в условиях первобытного или другого

    коллективистского строя — коллективной).

    К числу несомненных заслуг создателя психологической теории права

    относят обычно решительное и безусловное освобождение теории права от

    узкого юридического догматизма. В этом вопросе Петражицкий создал

    своеобразное учение о многообразии нормативных фактов и видов

    положительного права. Отказавшись от сложившихся вариантов догматического

    истолкования источников права и стремясь охватить все известные факты из

    истории права и современного его состояния, Петражицкий насчитал целых 15

    видов положительного права, неизвестных, по его оценке, современной науке

    или же не признаваемых ею.

    Петражицкому принадлежит весьма точная и по-своему конструктивная

    критика юридической ментальности, в которой «власть» и «господство» имеют

    характер не научно содержательных и фиксированных смысловых терминов, а

    скорее характер слов для всевозможного и необременительного употребления в

    различных областях правосознания без ясно определенного смысла. Он писал в

    своей «Теории права и государства» (1907): «Современное государствоведение

    ... не знает, в какой сфере находятся и какую природу имеют те реальные

    феномены, которые соответствуют его теоретическим построениям, и как с

    помощью научных методов можно достигнуть их реального, фактического

    (наблюдательного, опытного) познания; и, таким образом, вместо изучения

    фактов, получается фантастическое конструирование несуществующих вещей и

    незнание действительно существующего».

    Сегодня теория Петражицкого воспринимается как предпосылка таких

    новейших течений, как правовой реализм, а также соответствующие ответвления

    бихевиоризма и феноменологии.

    Подобно Петражицкому, реалисты разделяли позитивистскую веру в

    применение научной методики и в этом смысле переориентировали практическое

    изучение права на более современный лад, снабдив исследователей новыми

    свидетельствами несовершенств или недостаточности формально-догматического

    анализа там, где речь идет об оценке реального действия правовых требований

    и предписаний или об эффективности и ценности права в реальной судебной

    практике и в обиходном правовом общении.

    РАЗДЕЛ II. ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА ХХ ВЕКА

    1.6. Фашистские идеи государства

    В начале 20-х гг. текущего столетия в Германии, потерпевшей поражение в

    Первой мировой войне, обремененной множеством экономических и социальных

    трудностей, политических и идеологических конфликтов, возникло национал-

    социалистическое движение. Оно явилось своеобразным выражением того

    глубокого общественного кризиса, который охватил в ту пору одну из

    крупнейших стран Европы. Национал-социалистическое движение выступило с

    собственной программой преодоления трудного кризиса и развернуло борьбу за

    переустройство Германии на принципах национал-социализма.

    С 1933 по 1945 г. немецкие национал-социалисты стояли у власти,

    непосредственно внедряя в государственно-правовую практику, в науку о

    государстве и праве исповедуемые ими принципы Последние появились, конечно,

    не на пустом месте. Для них сложились известные социально-исторические

    предпосылки, уже имелся определенный идейный фундамент.

    Неодинаковыми виделись экономическая стабильность, авторитетное и

    твердое политическое руководство, гарантии от общественных потрясений в

    разных группах германского общества. Однако у многих стремление к

    спокойствию, устойчивости и порядку трансформировалось в требование создать

    «сильное государство», избавленное от таких «пороков», как «демократизм»,

    «парламентаризм», «плюрализм» и т. п.

    «Мыслительный материал», пошедший на постройку национал-

    социалистической (немецко-фашистской) идеологии, вобрал в себя самые худшие

    (с точки зрения общечеловеческих ценностей) продукты в истории немецкой

    (впрочем, не одной только немецкой) духовной культуры. Никакие средства не

    были низкими, никакие приемы не были предосудительными для тех, кто добывал

    и компоновал такой материал. Опираясь на него, национал-социалисты

    развивали свои представления о политике, господстве, государстве и т. д.

    Идейное ядро этих национал-социалистических представлений — проект

    тоталитарной политической власти. Основное его содержание составляют

    следующие утверждения. Тоталитарная политическая власть есть то

    единственное организационное устройство, которое одно интегрирует всю нацию

    в сплоченную целостность, наводит в ней порядок и полно представляет все ее

    интересы. Данная власть есть институциональная система, которая берет под

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.