МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современные теории о государстве

    свой абсолютной и непререкаемый идеологический, политический (а по

    возможности и экономический) контроль как все общество в целом, так и

    важнейшие сферы его жизнедеятельности.

    В системе тоталитарной политической власти государству отводилось

    отнюдь не центральное, а куда более скромное место. По убеждению национал-

    социалистов государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе не

    главным) германской политической общности. Она имеет тройственное членение.

    Ее образуют: 1) «движение» (т. е. национал-социалистическая немецкая

    рабочая партия); 2) «государство» (собственно государственный аппарат); 3)

    «народ» (т. е- немцы, сорганизованные в различные непартийные и

    негосударственные объединения). [28]

    В структуре германской политической общности безоговорочно приоритетной

    ее частью идеологами фашизма признавалась их партия — Национал-

    социалистическая немецкая рабочая партия (немецкая аббревиатура — НСДАП).

    Они считали ее объединением, собравшим под свои знамена элиту, лучших людей

    нации, которые в силу свойственных им качеств одни имеют исключительное

    право руководить страной. Подобными качествами не обязательно являются

    родовитость или знатность, богатство или образованность. К избранным

    принадлежат те, кто обладает энергией, способностью лучше других понять и

    воплотить требования «национального духа», кто готов идти на все ради

    достижения такой цели.

    Какие политико-идеологические установки определяли конкретные

    особенности положения национал-социалистической немецкой партии внутри

    германской политической общности? Во-первых, ориентация на устранение с

    социальной арены всех политических партий и общественных группировок, кроме

    самой фашистской партии и подчиненных ей организаций, т. е. установка на

    утверждение в Германии фашистской однопартийной политической системы. Во-

    вторых, курс на превращение фашистской партии в монопольного обладателя

    публично-властных прерогатив и в институт, осуществляющий монопольное

    идеологическое господство. В-третьих, линия на установление безраздельного

    контроля фашистской партии над государством и лишение последнего роли

    самостоятельного политического фактора. [28]

    Диктат нацистской партии над государством предлагалось обеспечить с

    помощью ряда средств. В особенности упор делался на «унификацию» партии и

    государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партии с государством и

    на осуществление этой партией полновластного руководства им. Конкретно под

    «унификацией» понималось проведение комплекса определенных практических

    мер. Укажем некоторые из них. Назначение на все мало-мальски заметные

    государственные посты исключительно членов нацистской партии.

    Принадлежность к ней — первая и важнейшая привилегия при занятии

    государственной должности. Сосредоточение на самом верху политической

    пирамиды государственной и центральной партийной власти в одних и тех же

    руках. Узаконение самим государством повсеместного партийного контроля над

    всеми государственными органами, их кадрами и деятельностью. Передача

    государственных функций органам нацистской партии. Слияние родственных,

    «однопрофильных» государственных и партийных формирований. Установление

    государственной платы (подобно жалованью чиновникам) партийным

    функционерам, которые занимаются собственно партийно-организованной и

    агитационно-разъяснительной работой.

    Одновременно подчеркивалась также потребность и в сохранении немалого

    числа внешних, сугубо институциональных различий между партией и

    государством. Мнение об удержании названных различий базировалось на той

    посылке, что организационное, формальное несовпадение партии и государства

    соответствует глубокой исторической традиции (отход от которой принесет

    больше издержек, чем дивидендов) и является по прагматически-политическим

    мотивам целесообразным.

    Фашистско-партийному государству, по мысли его конструкторов, подлежало

    стать (и оно стало!) полной противоположностью демократически-правового

    государства, которое они отвергали как противное природе германской нации

    установление. Что не устраивало их в этом типе государства? Отсутствие в

    нем режима личного господства и носителя принципов подлинной

    государственности. Вызывали неприязнь нормальное состояние общества в

    качестве предпосылки правового государства и легальность, якобы заменившая

    собой справедливость. Отталкивали парламентаризм и многопартийная система,

    плюрализм политических сил и их влияние на государство, равенство всех

    перед законом и судом. [28]

    Идеалом же рисовалось государство, в котором покончено с демократией,

    преодолены индивидуализм и раздробленность буржуазного общества. Такое

    государство должно было сложиться на расовой основе и структурироваться по

    сословиям, сотрудничающим во имя высших интересов нации. В нем нет места

    гражданам, там все — подданные, которые обязаны служить государству и

    исполнять его приказы. В этом государстве торжествует постулат: решения

    (веления) сверху вниз, ответственность снизу вверх.

    Руководство таким государством должно было осуществляться (либо уже

    осуществлялось) исключительно вождем (фюрером) — Гитлером. Постулат о

    необходимости именно такого политического руководства государством,

    движением, народом, или «фюрер-принцип», также входит в ядро фашистской

    идеологии.

    На вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигура — фюрер,

    вождь. По фашистским понятиям, фюрер уникален, он лучший из лучших: он

    самый одаренный и доблестный из всех своих современников. В нем воплощаются

    судьбы народа. В его руках сходятся нити организации иерархического

    государства и единства жизни нации. Фюрер неприкасаем, стоит выше всякой

    критики. То, что он говорит, — всегда истинно, ему неведомы ошибки,

    заблуждения, и он всегда неизменно прав. Вождь фактически обожествлен.

    «Фюрер-принцип» выступает синонимом безудержного культа вождя.

    Фюрер персонифицирует волю народа, точно выражает его расовый дух.

    Поэтому авторитет его непререкаем, власть безгранична. Она носит по

    преимуществу (в плане обоснования) мистический и личностный характер. Вождь

    — харизматический лидер. Беспрекословное выполнение приказов фюрера или

    приказов подчиненной ему касты фюреров меньшего калибра и есть

    осуществление чаяний народа. Между фюрером и народом нет (и быть не может)

    каких-либо посредников. Вождь и народ едины. Никакие представительные

    учреждения не в состоянии выражать общенародные интересы. На это способен

    только фюрер. Посему никто не должен хоть в малейшей степени ограничивать

    его власть, его служение идее народа.

    Субстратом государственности выступает "народ", «народная общность».

    Нацисты уверяли, будто «народ» для них — основополагающая ценность. В

    государстве он, будучи первичным, изначальным образованием, обретает

    официальную организационную форму своего бытия. Категория «народ» (и

    различными производными от этой категории словосочетаниями) перенасыщены

    тексты нацистских идеологов. В повышенном внимании к такому феномену, как

    народ, нет ничего предосудительного, порочного. Но сугубо ущербна,

    демагогически лжива его национал-социалистическая трактовка.

    Зиждется она на нескольких посылках. Во-первых, на махрово расистском

    убеждении, что немецкий народ есть общность людей, объединенных главным

    образом одной кровью. Постоянство, неизменность этой крови обеспечивает

    континуитет и вечность немецкого народа. Сохранение биологической чистоты

    крови ("арийской», «нордической» и т. п.) составляет едва ли не наивысшую

    национальную цель. Во-вторых, на признании «закона целого», согласно

    которому «народная общность» как органическое целое не просто большая по

    своим внешним размерам величина» но и величина бесконечно более важная, чем

    сами по себе составляющие ее члены; они значимы лишь как неотъемлемые

    частички этого громадного целого. В-третьих, на представлении о

    монолитности немецкого народа, притом не только рассово-биологической, но

    также политической, правовой, мировоззренческой.

    Наряду с «фюрер принципом» категория «народ», подвергнутая нацистской

    обработке, предназначалась для искоренения теории и практики

    демократического правового государства. С ее помощью старались, в

    частности, опрокинуть один из устоев либерализма: взгляд на свободного

    независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном

    государственно-организованном обществе. Нацистское кредо было радикально

    иным, прямо противоположным: «Ты— ничто, твой народ— все!"

    Народ становился неким боготворимым сверх-Я, инстанцией, которая

    определяет человеческое существование вообще, детерминирует все деяния

    людей. Дабы покончить со свободной автономной личностью, растворить

    гражданина в безликой унифицированной массе «народной общности»,

    пропагандировалось то мнение, что отдельно взятый человек принадлежит в

    первую очередь не самому себе, а своему народу, ибо от него он получает

    жизнь и место в социальной жизни. Распространяя столь превратное мнение,

    нацистская пропаганда создавала миф об устранении в «третьем рейхе»

    дифференциации «народной общности» на гражданское общество и государство,

    об отсутствии при нацистском строе противостояния личности государству.

    [28]

    Индивид, заключенный в железные тиски «народной общности», лишен

    пространства своей автономной жизнедеятельности, гарантированного от

    произвольного вторжения партии и государства. Такое пространство исчезло,

    как исчез и свободный гражданин. Его заменил преданный член «народной

    общности», совершенно всем ей обязанный и полностью ей подчиненный. Он

    существует ради нее. Его ничуть не заботит защита и реализация собственных

    прав и свобод. Он озадачен лишь тем, чтобы содействовать сохранению и

    преуспеванию народа как целостности. Согласно нацистскому канону истинный

    немец, «народный товарищ», повязан непреходящей ответственностью перед

    германской нацией.

    Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) был и, пожалуй,

    остается наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии.

    Но она, как показывает исторический опыт, может существовать и утверждаться

    также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людей иными

    лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение и

    упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необходимо ясно представлять

    себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных окрасок, чтобы

    противостоять ему и одерживать над ним верх.

    1.7. Теории элит

    Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и

    бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки

    опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей.

    Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848—1923) и в

    концепции политического класса Гаэтано Моска (1858—1941). В начале XX в.

    элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так

    называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на

    упорядочивающую, роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и

    государстве (М. Вебер). Особую разновидность социально-группового анализа

    политики составили концепции технократии и технодемократии (Д. Белл, М.

    Дюверже и др.)

    Первым наброском теории политического класса стала работа 26-летнего

    итальянского правоведа Г. Моски "Теория правления и парламентское

    правление» (1884). Более развернутый вариант обоснования этой концепции был

    представлен затем в его работе «Основы политической науки» (2тома,

    1886,1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В. Парето в его

    «Трактате общей социологии" (1916), в котором социологическая тематика

    сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской.

    Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно

    заинтересовался политэкономией и социологией.

    Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в

    сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно

    обособленных групп — правящих и управляемых. Самое большое новшество,

    предложенное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что

    в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического

    класса» (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето). [9]

    Согласно разъяснениям Моски, «во всех человеческих обществах, достигших

    известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом

    широком смысле слова, включающее административное, военное, религиозное и

    моральное руководство, осуществляется постоянно особым, т, е.

    организованным, меньшинством». Это меньшинство Моска, по всей видимости не

    без влияния Маркса, именовал также господствующим классом, руководящим

    классом, правящим классом.

    Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из

    предположения, что каждое общество можно разделить на две страты, или слоя,

    — высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где

    находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов

    (господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое (элите) две

    подгруппы — правящую и не правящую элиты, а в низшей страте такое

    разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное различие у

    Парето выглядит как различие между элитой и массой.

    Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией

    (власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией

    (власть достойных). Такое понимание исходит из того представления, что

    узкий слой лучших из лучших всегда обнаруживает себя в каждой обособленной

    общественной деятельности или в иерархии профессионального престижа. Если

    мы станем присваивать тому, кто превосходнейшим образом делает свое дело,

    индекс 10, а самому нерадивому 1 и поставим ноль полному не умельцу, то

    подобное разделение получит свою логику и оправдание. Область индексируемой

    деятельности может быть связана не только с политикой или бизнесом, но

    также с просвещением, поэтическим ремеслом и т. д. Ловкому жулику, который

    обманул многих и еще не попал под карающий меч правосудия, тоже следует

    поставить индекс 8, 9 или 10. Легче всего ставить индексы шахматистам,

    основываясь на количестве побед и поражений. Однако в делах управления к

    правящей элите должны быть отнесены те, кто прямо или косвенно заметно

    влияет на правительственную политику. Остальные образуют не правящую элиту.

    Понятное дело, что известный шахматист или писатель-властитель дум также

    входят в элиту.

    ВЫВОДЫ

    Особенность современной государственно-политической мысли отмечена

    разнообразием теорий и концепций государства, что обусловлено

    историческими особенностями развития тех или иных стран;

    разнообразием методологических подходов в решении сущности,

    социального предназначения государства; существованием стран с

    различными уровнями развития и другими факторами.

    В отличие от концепций происхождения государства до второй

    половины ХIХ века, которые рассматривали государство как способ

    классового господства одних классов, социальных групп, страт над

    общей массой людей, современные подходы к пониманию государства в

    условиях формирования цивилизованного общества, нового государственно-

    политического мышления на основах деидеологизации международных

    отношений, приоритета общечеловеческих ценностей, в большинстве

    своем видят в государстве механизм обеспечения целостности общества,

    решение общих проблем социального компромисса.

    Современные концепции происхождения, развития, функционирования и

    существования государства, бес сомнения, были созданы или трансформированы

    на основании концепций уже существовавших, либо в уже существующие

    концепции был привнесен абсолютно новый смысл. Так теория правового

    государства зародилась еще в колыбели всех наук Древней Греции и вопросы

    правового государства волновали умы ученых на протяжении всего

    существования и развития общественных наук, но в ХХ век в эту теория был

    заложен кардинально новый смысл, по сравнению с учением о правовом

    государстве предыдущих поколений, хотя тут необходимо отметить, что это

    новое трактование было сделано на основании всех предыдущих подходов к

    пониманию правового государства, это не отрицание, а новое основание,

    которое в сжатом виде содержит в-себе элементы старого. Зарождаются также

    кардинально новые подходы в понимании государства, такие как концепция Л.И.

    Петражицкого. Что обусловлено расширение и усложнение развития

    общественного сознания.

    Человек в своем стремлении познать мир открывает все новые и новые

    способы его объяснения. Хотя суть данного явления не в множестве

    результатов, а в тотальности всех этих взглядов на мир, и многогранность

    нашего мира можно описать только многогранностью теорий, которые несомненно

    будут едины или тотальны по своей природе, которой является тотальность

    всего существующего.

    СНОСКИ

    Платон. Сочинения. М.: Наука, 1994. Т. 3. — С.25

    Платон. Сочинения. М.: Наука, 1994. Т. 3. — С.68

    Аристотель. Соч. в 4 т. — М.,1984. — Т 4. — С.12

    Цицерон. Диалоги. — М., 1966. — С.104

    Гончаров Д. В., Гоптарева. И. Б. Введение в политическую науку. —

    М. — Юрист. — 1996. — С. 184

    Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. М.,

    1993. — С.312

    Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно—гражданском праве. — М.,

    1994. — Т.1. — С. 184

    Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. — С.284

    Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С. 36

    История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.

    — М.: Издательство Норма, 2000. — С. 268

    Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С. 39

    Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С. 58

    Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С.61

    Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений //

    Социально—политический журнал. 1994. — №3—6 С. 80.

    Ильин В. В. Власть // Вестник МГУ. — Сер. 12. —

    Социально—политические исследования. — 1992. — №3. — С. 12.

    Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. // Свободная

    мысль. – 1993. — №8.

    Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С.31

    История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.

    — М.: Издательство Норма, 2000. — С. 539

    Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С. 68

    Подорога. В. А. Власть и Познание. Власть. Очерки Современной

    Философии Запада. М.:Наука., 1989. — С.105

    История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.

    — М.: Издательство Норма, 2000. — С. 657

    Панарин А. С. Политические системы современности. — Политология. —

    М. — 1997. — С. 97

    Панарин А. С. Политические системы современности. — Политология. —

    М. — 1997. — С. 108

    Подорога. В. А. Власть и Познание. Власть. Очерки Современной

    Философии Запада. М.:Наука., 1989. — С.207

    Панарин А. С. Политические системы современности. — Политология. —

    М. — 1997. — С. 185

    История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.

    — М.: Издательство Норма, 2000. — С. 703

    История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.

    — М.: Издательство Норма, 2000. — С.705

    Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. // Свободная

    мысль. – 1993. — №8.

    Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. // Свободная

    мысль. – 1993. — №8.

    История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.

    — М.: Издательство Норма, 2000. — С. 709

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. — М.,

    1997. — 563с

    2. Аристотель. Соч. в 4 т. — М.,1984. — Т 4. — 423 с.

    3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. — 254 с.

    4. Байтин М. И. Государство и политическая власть. — Саратов,

    1972. — 328 с.

    5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.

    — 1995.— 374 с.

    6. Гегель Г.В. Сочинения. — М., Л., 1934. — Т.7. — С.24.

    7. Гончаров Д. В., Гоптарева. И. Б. Введение в политическую науку.

    — М. — Юрист. — 1996. — С.42—44.

    8. Загальна теорія держави і права. Навчальний посібник / А.М.

    Колодій, В.В. Копейчиков, С.Л. Лисенков та інш. — К.: 1999. —

    К.: Юрінком Інтф. — 2000. — 320 с.

    9. История политических и правовых учений. Под ред. В.С.

    Нернесянца. — М.: Издательство Норма, 2000. — 736 с.

    10. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно—гражданском праве. —

    М., 1994. — Т.1. — 853 с.

    11. Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. М.,

    1993. — 325 с.

    12. Локк Дж. Два трактата о правлении. — Соч. в 3 т. — М.,

    1988. — Т.З. — 319 с.

    13. Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— 761 с.

    14. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. —

    684 с.

    15. Общая теория государства и права: Академический курс. М., 1998.

    С.382. — 214 с.

    16. Оруэлл Цж. "1984" и эссе разных лет. М.: Прогресе, 1989.

    17. Панарин А. С. Политические системы современности. — Политология.

    — М. — 1997. — 248 с..

    18. Платон. Сочинения. М.: Наука, 1994. Т. 3. — 347 с.

    19. Подорога. В. А. Власть и Познание. Власть. Очерки Современной

    Философии Запада. М.:Наука., 1989. — 381 с.

    20. Политология. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под

    ред. Г. В. Полуниной. — М.: Акалис, — 1996. — 428 с.

    21. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. — М.,

    1995. — С.85

    22. Соловьев В. С. Соч. в 2 т. — М, 1990. — Т. 1. — 284 с.

    23. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. Пол ред. А.Ю.

    Согомонова. М., 1992. — 468 с.

    24. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.

    М.Н.Марченко. — М.: Зерцало, 1997, с. 487

    25. Философия власти / Под ред. В. В. Ильина. — Изд. МГУ. —

    1993. — 248 с.

    26. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. — М.

    —1997. — 284 с.

    27. Цицерон. Диалоги. — М., 1966. — 348 c.

    28. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. // Свободная

    мысль. – 1993. — №8.

    29. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX в. // Вопросы

    философии. 1992. № 2. С. 3—25.

    30. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм

    социального общения. Полис: Политические исследования 1996 г. —

    №3. — С. 119—120.

    31. Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политическпй и

    государственной власти в условиях формирования гражданского

    общества // Государство и право.—1994.—№7.— С.59.

    32. Ильин В. В. Власть // Вестник МГУ. — Сер. 12. —

    Социально—политические исследования. — 1992. — №3. — С. 12.

    33. Краснов Б. И. Власть как общественное явление //

    Социально—политический журнал. —1994. — №7-8. — С.45.

    34. Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни //

    Социально—политический журнал. — 1991. №11 — С.35.

    35. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений //

    Социально—политический журнал. 1994. — №3—6 С. 80.

    36. Мельников Ю. Легигимность власти // Власть. — 1996. — №4. —

    С. 37.

    37. Пушкарева Г. В. Власть как социальный инстигут // Социально—

    политический журнал. — 1995. — №2 — С.87.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.