Современные теории о государстве
свой абсолютной и непререкаемый идеологический, политический (а по
возможности и экономический) контроль как все общество в целом, так и
важнейшие сферы его жизнедеятельности.
В системе тоталитарной политической власти государству отводилось
отнюдь не центральное, а куда более скромное место. По убеждению национал-
социалистов государство должно быть лишь одним из элементов (но вовсе не
главным) германской политической общности. Она имеет тройственное членение.
Ее образуют: 1) «движение» (т. е. национал-социалистическая немецкая
рабочая партия); 2) «государство» (собственно государственный аппарат); 3)
«народ» (т. е- немцы, сорганизованные в различные непартийные и
негосударственные объединения). [28]
В структуре германской политической общности безоговорочно приоритетной
ее частью идеологами фашизма признавалась их партия — Национал-
социалистическая немецкая рабочая партия (немецкая аббревиатура — НСДАП).
Они считали ее объединением, собравшим под свои знамена элиту, лучших людей
нации, которые в силу свойственных им качеств одни имеют исключительное
право руководить страной. Подобными качествами не обязательно являются
родовитость или знатность, богатство или образованность. К избранным
принадлежат те, кто обладает энергией, способностью лучше других понять и
воплотить требования «национального духа», кто готов идти на все ради
достижения такой цели.
Какие политико-идеологические установки определяли конкретные
особенности положения национал-социалистической немецкой партии внутри
германской политической общности? Во-первых, ориентация на устранение с
социальной арены всех политических партий и общественных группировок, кроме
самой фашистской партии и подчиненных ей организаций, т. е. установка на
утверждение в Германии фашистской однопартийной политической системы. Во-
вторых, курс на превращение фашистской партии в монопольного обладателя
публично-властных прерогатив и в институт, осуществляющий монопольное
идеологическое господство. В-третьих, линия на установление безраздельного
контроля фашистской партии над государством и лишение последнего роли
самостоятельного политического фактора. [28]
Диктат нацистской партии над государством предлагалось обеспечить с
помощью ряда средств. В особенности упор делался на «унификацию» партии и
государства. Точнее говоря, на срастание нацистской партии с государством и
на осуществление этой партией полновластного руководства им. Конкретно под
«унификацией» понималось проведение комплекса определенных практических
мер. Укажем некоторые из них. Назначение на все мало-мальски заметные
государственные посты исключительно членов нацистской партии.
Принадлежность к ней — первая и важнейшая привилегия при занятии
государственной должности. Сосредоточение на самом верху политической
пирамиды государственной и центральной партийной власти в одних и тех же
руках. Узаконение самим государством повсеместного партийного контроля над
всеми государственными органами, их кадрами и деятельностью. Передача
государственных функций органам нацистской партии. Слияние родственных,
«однопрофильных» государственных и партийных формирований. Установление
государственной платы (подобно жалованью чиновникам) партийным
функционерам, которые занимаются собственно партийно-организованной и
агитационно-разъяснительной работой.
Одновременно подчеркивалась также потребность и в сохранении немалого
числа внешних, сугубо институциональных различий между партией и
государством. Мнение об удержании названных различий базировалось на той
посылке, что организационное, формальное несовпадение партии и государства
соответствует глубокой исторической традиции (отход от которой принесет
больше издержек, чем дивидендов) и является по прагматически-политическим
мотивам целесообразным.
Фашистско-партийному государству, по мысли его конструкторов, подлежало
стать (и оно стало!) полной противоположностью демократически-правового
государства, которое они отвергали как противное природе германской нации
установление. Что не устраивало их в этом типе государства? Отсутствие в
нем режима личного господства и носителя принципов подлинной
государственности. Вызывали неприязнь нормальное состояние общества в
качестве предпосылки правового государства и легальность, якобы заменившая
собой справедливость. Отталкивали парламентаризм и многопартийная система,
плюрализм политических сил и их влияние на государство, равенство всех
перед законом и судом. [28]
Идеалом же рисовалось государство, в котором покончено с демократией,
преодолены индивидуализм и раздробленность буржуазного общества. Такое
государство должно было сложиться на расовой основе и структурироваться по
сословиям, сотрудничающим во имя высших интересов нации. В нем нет места
гражданам, там все — подданные, которые обязаны служить государству и
исполнять его приказы. В этом государстве торжествует постулат: решения
(веления) сверху вниз, ответственность снизу вверх.
Руководство таким государством должно было осуществляться (либо уже
осуществлялось) исключительно вождем (фюрером) — Гитлером. Постулат о
необходимости именно такого политического руководства государством,
движением, народом, или «фюрер-принцип», также входит в ядро фашистской
идеологии.
На вершине всей иерархической пирамиды стоит одна фигура — фюрер,
вождь. По фашистским понятиям, фюрер уникален, он лучший из лучших: он
самый одаренный и доблестный из всех своих современников. В нем воплощаются
судьбы народа. В его руках сходятся нити организации иерархического
государства и единства жизни нации. Фюрер неприкасаем, стоит выше всякой
критики. То, что он говорит, — всегда истинно, ему неведомы ошибки,
заблуждения, и он всегда неизменно прав. Вождь фактически обожествлен.
«Фюрер-принцип» выступает синонимом безудержного культа вождя.
Фюрер персонифицирует волю народа, точно выражает его расовый дух.
Поэтому авторитет его непререкаем, власть безгранична. Она носит по
преимуществу (в плане обоснования) мистический и личностный характер. Вождь
— харизматический лидер. Беспрекословное выполнение приказов фюрера или
приказов подчиненной ему касты фюреров меньшего калибра и есть
осуществление чаяний народа. Между фюрером и народом нет (и быть не может)
каких-либо посредников. Вождь и народ едины. Никакие представительные
учреждения не в состоянии выражать общенародные интересы. На это способен
только фюрер. Посему никто не должен хоть в малейшей степени ограничивать
его власть, его служение идее народа.
Субстратом государственности выступает "народ", «народная общность».
Нацисты уверяли, будто «народ» для них — основополагающая ценность. В
государстве он, будучи первичным, изначальным образованием, обретает
официальную организационную форму своего бытия. Категория «народ» (и
различными производными от этой категории словосочетаниями) перенасыщены
тексты нацистских идеологов. В повышенном внимании к такому феномену, как
народ, нет ничего предосудительного, порочного. Но сугубо ущербна,
демагогически лжива его национал-социалистическая трактовка.
Зиждется она на нескольких посылках. Во-первых, на махрово расистском
убеждении, что немецкий народ есть общность людей, объединенных главным
образом одной кровью. Постоянство, неизменность этой крови обеспечивает
континуитет и вечность немецкого народа. Сохранение биологической чистоты
крови ("арийской», «нордической» и т. п.) составляет едва ли не наивысшую
национальную цель. Во-вторых, на признании «закона целого», согласно
которому «народная общность» как органическое целое не просто большая по
своим внешним размерам величина» но и величина бесконечно более важная, чем
сами по себе составляющие ее члены; они значимы лишь как неотъемлемые
частички этого громадного целого. В-третьих, на представлении о
монолитности немецкого народа, притом не только рассово-биологической, но
также политической, правовой, мировоззренческой.
Наряду с «фюрер принципом» категория «народ», подвергнутая нацистской
обработке, предназначалась для искоренения теории и практики
демократического правового государства. С ее помощью старались, в
частности, опрокинуть один из устоев либерализма: взгляд на свободного
независимого индивида как на ценность приоритетную в нормальном
государственно-организованном обществе. Нацистское кредо было радикально
иным, прямо противоположным: «Ты— ничто, твой народ— все!"
Народ становился неким боготворимым сверх-Я, инстанцией, которая
определяет человеческое существование вообще, детерминирует все деяния
людей. Дабы покончить со свободной автономной личностью, растворить
гражданина в безликой унифицированной массе «народной общности»,
пропагандировалось то мнение, что отдельно взятый человек принадлежит в
первую очередь не самому себе, а своему народу, ибо от него он получает
жизнь и место в социальной жизни. Распространяя столь превратное мнение,
нацистская пропаганда создавала миф об устранении в «третьем рейхе»
дифференциации «народной общности» на гражданское общество и государство,
об отсутствии при нацистском строе противостояния личности государству.
[28]
Индивид, заключенный в железные тиски «народной общности», лишен
пространства своей автономной жизнедеятельности, гарантированного от
произвольного вторжения партии и государства. Такое пространство исчезло,
как исчез и свободный гражданин. Его заменил преданный член «народной
общности», совершенно всем ей обязанный и полностью ей подчиненный. Он
существует ради нее. Его ничуть не заботит защита и реализация собственных
прав и свобод. Он озадачен лишь тем, чтобы содействовать сохранению и
преуспеванию народа как целостности. Согласно нацистскому канону истинный
немец, «народный товарищ», повязан непреходящей ответственностью перед
германской нацией.
Национал-социализм в Германии (немецкий фашизм) был и, пожалуй,
остается наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии.
Но она, как показывает исторический опыт, может существовать и утверждаться
также в других ипостасях, может мимикрировать, завлекать людей иными
лозунгами и обещаниями. Однако во всех случаях ее распространение и
упрочение смертельно опасно для цивилизации. Необходимо ясно представлять
себе бесчеловечную суть и проявления фашизма самых различных окрасок, чтобы
противостоять ему и одерживать над ним верх.
1.7. Теории элит
Во второй половине XIX в. в связи с дальнейшей централизацией и
бюрократизацией политической жизни наступил период критической переоценки
опыта представительного правления и либерально-демократических ценностей.
Это нашло свое отражение в теории элит Вильфредо Парето (1848—1923) и в
концепции политического класса Гаэтано Моска (1858—1941). В начале XX в.
элитарный подход к изучению политики был дополнен изучением влияния так
называемых заинтересованных групп (А. Бентли) и новым взглядом на
упорядочивающую, роль бюрократии в деле осуществления власти в обществе и
государстве (М. Вебер). Особую разновидность социально-группового анализа
политики составили концепции технократии и технодемократии (Д. Белл, М.
Дюверже и др.)
Первым наброском теории политического класса стала работа 26-летнего
итальянского правоведа Г. Моски "Теория правления и парламентское
правление» (1884). Более развернутый вариант обоснования этой концепции был
представлен затем в его работе «Основы политической науки» (2тома,
1886,1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В. Парето в его
«Трактате общей социологии" (1916), в котором социологическая тематика
сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской.
Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно
заинтересовался политэкономией и социологией.
Оба итальянских мыслителя исходили из весьма близкой идеи о наличии в
сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно
обособленных групп — правящих и управляемых. Самое большое новшество,
предложенное ими при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что
в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического
класса» (Г. Моска) или «правящей элиты» (В. Парето). [9]
Согласно разъяснениям Моски, «во всех человеческих обществах, достигших
известного уровня развития и культуры, политическое руководство в самом
широком смысле слова, включающее административное, военное, религиозное и
моральное руководство, осуществляется постоянно особым, т, е.
организованным, меньшинством». Это меньшинство Моска, по всей видимости не
без влияния Маркса, именовал также господствующим классом, руководящим
классом, правящим классом.
Парето в своем обосновании концепции правящей элиты исходил из
предположения, что каждое общество можно разделить на две страты, или слоя,
— высшую страту, в которой обычно находятся правящие, и низшую страту, где
находятся управляемые. Он усложняет привычную дихотомию классов
(господствующий и подчиненный) и выделяет в высшем слое (элите) две
подгруппы — правящую и не правящую элиты, а в низшей страте такое
разделение считает неоправданным. Таким образом, фундаментальное различие у
Парето выглядит как различие между элитой и массой.
Элита в широком смысле весьма сходна по значению с аристократией
(власть лучших) или, в более современной формулировке, с меритократией
(власть достойных). Такое понимание исходит из того представления, что
узкий слой лучших из лучших всегда обнаруживает себя в каждой обособленной
общественной деятельности или в иерархии профессионального престижа. Если
мы станем присваивать тому, кто превосходнейшим образом делает свое дело,
индекс 10, а самому нерадивому 1 и поставим ноль полному не умельцу, то
подобное разделение получит свою логику и оправдание. Область индексируемой
деятельности может быть связана не только с политикой или бизнесом, но
также с просвещением, поэтическим ремеслом и т. д. Ловкому жулику, который
обманул многих и еще не попал под карающий меч правосудия, тоже следует
поставить индекс 8, 9 или 10. Легче всего ставить индексы шахматистам,
основываясь на количестве побед и поражений. Однако в делах управления к
правящей элите должны быть отнесены те, кто прямо или косвенно заметно
влияет на правительственную политику. Остальные образуют не правящую элиту.
Понятное дело, что известный шахматист или писатель-властитель дум также
входят в элиту.
ВЫВОДЫ
Особенность современной государственно-политической мысли отмечена
разнообразием теорий и концепций государства, что обусловлено
историческими особенностями развития тех или иных стран;
разнообразием методологических подходов в решении сущности,
социального предназначения государства; существованием стран с
различными уровнями развития и другими факторами.
В отличие от концепций происхождения государства до второй
половины ХIХ века, которые рассматривали государство как способ
классового господства одних классов, социальных групп, страт над
общей массой людей, современные подходы к пониманию государства в
условиях формирования цивилизованного общества, нового государственно-
политического мышления на основах деидеологизации международных
отношений, приоритета общечеловеческих ценностей, в большинстве
своем видят в государстве механизм обеспечения целостности общества,
решение общих проблем социального компромисса.
Современные концепции происхождения, развития, функционирования и
существования государства, бес сомнения, были созданы или трансформированы
на основании концепций уже существовавших, либо в уже существующие
концепции был привнесен абсолютно новый смысл. Так теория правового
государства зародилась еще в колыбели всех наук Древней Греции и вопросы
правового государства волновали умы ученых на протяжении всего
существования и развития общественных наук, но в ХХ век в эту теория был
заложен кардинально новый смысл, по сравнению с учением о правовом
государстве предыдущих поколений, хотя тут необходимо отметить, что это
новое трактование было сделано на основании всех предыдущих подходов к
пониманию правового государства, это не отрицание, а новое основание,
которое в сжатом виде содержит в-себе элементы старого. Зарождаются также
кардинально новые подходы в понимании государства, такие как концепция Л.И.
Петражицкого. Что обусловлено расширение и усложнение развития
общественного сознания.
Человек в своем стремлении познать мир открывает все новые и новые
способы его объяснения. Хотя суть данного явления не в множестве
результатов, а в тотальности всех этих взглядов на мир, и многогранность
нашего мира можно описать только многогранностью теорий, которые несомненно
будут едины или тотальны по своей природе, которой является тотальность
всего существующего.
СНОСКИ
Платон. Сочинения. М.: Наука, 1994. Т. 3. — С.25
Платон. Сочинения. М.: Наука, 1994. Т. 3. — С.68
Аристотель. Соч. в 4 т. — М.,1984. — Т 4. — С.12
Цицерон. Диалоги. — М., 1966. — С.104
Гончаров Д. В., Гоптарева. И. Б. Введение в политическую науку. —
М. — Юрист. — 1996. — С. 184
Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. М.,
1993. — С.312
Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно—гражданском праве. — М.,
1994. — Т.1. — С. 184
Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. — С.284
Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С. 36
История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.
— М.: Издательство Норма, 2000. — С. 268
Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С. 39
Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С. 58
Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С.61
Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений //
Социально—политический журнал. 1994. — №3—6 С. 80.
Ильин В. В. Власть // Вестник МГУ. — Сер. 12. —
Социально—политические исследования. — 1992. — №3. — С. 12.
Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. // Свободная
мысль. – 1993. — №8.
Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С.31
История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.
— М.: Издательство Норма, 2000. — С. 539
Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— С. 68
Подорога. В. А. Власть и Познание. Власть. Очерки Современной
Философии Запада. М.:Наука., 1989. — С.105
История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.
— М.: Издательство Норма, 2000. — С. 657
Панарин А. С. Политические системы современности. — Политология. —
М. — 1997. — С. 97
Панарин А. С. Политические системы современности. — Политология. —
М. — 1997. — С. 108
Подорога. В. А. Власть и Познание. Власть. Очерки Современной
Философии Запада. М.:Наука., 1989. — С.207
Панарин А. С. Политические системы современности. — Политология. —
М. — 1997. — С. 185
История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.
— М.: Издательство Норма, 2000. — С. 703
История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.
— М.: Издательство Норма, 2000. — С.705
Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. // Свободная
мысль. – 1993. — №8.
Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. // Свободная
мысль. – 1993. — №8.
История политических и правовых учений. Под ред. В.С. Нернесянца.
— М.: Издательство Норма, 2000. — С. 709
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеев С.С. и др. Теория государства и права. Учебник. — М.,
1997. — 563с
2. Аристотель. Соч. в 4 т. — М.,1984. — Т 4. — 423 с.
3. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993. — 254 с.
4. Байтин М. И. Государство и политическая власть. — Саратов,
1972. — 328 с.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.
— 1995.— 374 с.
6. Гегель Г.В. Сочинения. — М., Л., 1934. — Т.7. — С.24.
7. Гончаров Д. В., Гоптарева. И. Б. Введение в политическую науку.
— М. — Юрист. — 1996. — С.42—44.
8. Загальна теорія держави і права. Навчальний посібник / А.М.
Колодій, В.В. Копейчиков, С.Л. Лисенков та інш. — К.: 1999. —
К.: Юрінком Інтф. — 2000. — 320 с.
9. История политических и правовых учений. Под ред. В.С.
Нернесянца. — М.: Издательство Норма, 2000. — 736 с.
10. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно—гражданском праве. —
М., 1994. — Т.1. — 853 с.
11. Котляревский С. А. Правовое государство и внешняя политика. М.,
1993. — 325 с.
12. Локк Дж. Два трактата о правлении. — Соч. в 3 т. — М.,
1988. — Т.З. — 319 с.
13. Маркс К., Энгельс Ф. — Соч. — Т. 23.— 761 с.
14. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991. —
684 с.
15. Общая теория государства и права: Академический курс. М., 1998.
С.382. — 214 с.
16. Оруэлл Цж. "1984" и эссе разных лет. М.: Прогресе, 1989.
17. Панарин А. С. Политические системы современности. — Политология.
— М. — 1997. — 248 с..
18. Платон. Сочинения. М.: Наука, 1994. Т. 3. — 347 с.
19. Подорога. В. А. Власть и Познание. Власть. Очерки Современной
Философии Запада. М.:Наука., 1989. — 381 с.
20. Политология. Учебное пособие для высших учебных заведений / Под
ред. Г. В. Полуниной. — М.: Акалис, — 1996. — 428 с.
21. Пугачев В. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. — М.,
1995. — С.85
22. Соловьев В. С. Соч. в 2 т. — М, 1990. — Т. 1. — 284 с.
23. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. Пол ред. А.Ю.
Согомонова. М., 1992. — 468 с.
24. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред.
М.Н.Марченко. — М.: Зерцало, 1997, с. 487
25. Философия власти / Под ред. В. В. Ильина. — Изд. МГУ. —
1993. — 248 с.
26. Халипов В.Ф. Кратология как система наук о власти. — М.
—1997. — 284 с.
27. Цицерон. Диалоги. — М., 1966. — 348 c.
28. Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. // Свободная
мысль. – 1993. — №8.
29. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX в. // Вопросы
философии. 1992. № 2. С. 3—25.
30. Дегтярев А. А. Политическая власть как регулятивный механизм
социального общения. Полис: Политические исследования 1996 г. —
№3. — С. 119—120.
31. Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политическпй и
государственной власти в условиях формирования гражданского
общества // Государство и право.—1994.—№7.— С.59.
32. Ильин В. В. Власть // Вестник МГУ. — Сер. 12. —
Социально—политические исследования. — 1992. — №3. — С. 12.
33. Краснов Б. И. Власть как общественное явление //
Социально—политический журнал. —1994. — №7-8. — С.45.
34. Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни //
Социально—политический журнал. — 1991. №11 — С.35.
35. Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений //
Социально—политический журнал. 1994. — №3—6 С. 80.
36. Мельников Ю. Легигимность власти // Власть. — 1996. — №4. —
С. 37.
37. Пушкарева Г. В. Власть как социальный инстигут // Социально—
политический журнал. — 1995. — №2 — С.87.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|