МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теория государства и право (полный курс)

    практики, подойти к решению многих традиционных государственно-правовых

    вопросов, но и поставить ряд новых проблем. Дело в том, что для процесса

    перехода к рынку недостаточно лишь определить общие положения, принципы,

    особенности и тенденции развития права и государства. Необходимо знать, как

    именно действуют эти факторы в реальных отношениях, как обеспечить

    результативное функционирование государственно-правовой системы в целом и в

    рамках системы каждого из составляющих ее элементов.

    Целый ряд приемов, таких, как наблюдение, анкетирование,

    интервьюирование, эксперимент и т.п., используется в рамках конкретно-

    социологического метода для поиска оптимальных вариантов правовых решений,

    разработки обоснованных прогнозов в области проведения социально-правовых

    реформ, в области контроля над преступностью, включая ее организованные и

    наиболее опасные формы. Метод требует, чтобы предлагаемые научные

    рекомендации основывались на обстоятельном изучении и учете всех социальных

    факторов, будь они благоприятными, положительными или отрицательными,

    препятствующими развитию, конкретно и всесторонне оценивали действенность,

    социальную значимость и последствия решений в области права и государства.

    Сравнительно-правовой метод имеет важное значение в методологии

    государствоведения и правоведения. Реформирование и

    совершенствование государственно-политической и правовой практики

    невозможно без сопоставления сходных объектов пoзнания, существующих

    одновременно или разделенных известным периодом времени. Сравнению могут

    быть подвергнуты государства или правовые системы различных исторических

    типов, различных стран и континентов, одной и той же страны на разных

    этапах ее существования, при этом для поиска истины необходимо

    анализировать количественные и качественные стороны объекта, теоретические

    и эмпирические его характеристики. Широкое внедрение конкретно-

    социологического метода исследований в государственно-правовую теорию

    может привести и приводит к появлению новых научных дисциплин, если в ходе

    таких исследований изучается определенная совокупность относительно

    самостоятельных закономерностей государственно-правовой сферы, не входящих

    непосредственно в предмет традиционных юридических наук.

    Формально-юридический метод является традиционным, свойственным

    юридической науке, выходящим из ее природы. Уже в период средневековья

    сложились целые школы и направления (глоссаторы, постглоссаторы),

    развивавшие приемы толкования правовых норм и формального анализа

    действовавшего законодательства. Формально-юридическое рассмотрение

    государственно-правовых явлений в советской правовой науке не пользовалось

    особым расположением (известное: формально правильно, по существу

    издевательство), хотя для практики такой подход и был характерным.

    Недооценка, пренебрежительное отношение к указанному методу необоснованны:

    fonna legatis - fonna esseentialis - юридическая форма есть существенная

    форма, считали древние. Формализм - неотъемлемое свойство права, формальный

    подход генетически выделил право из синкретического единства социальных

    регуляторов древности.

    Формальный метод составляет обязательную, необходимую ступень в научном

    познании права и государства, ибо помогает описать, обобщить,

    классифицировать, систематизировать, передать полученное знание ясным,

    вполне определенным образом. Элементы формально-юридического метода можно

    обнаружить в других способах изучения права и государства, особенно таких

    формализованных, как правовое моделирование, математический или

    статистический и др. методы.

    Анализ государственно-правовых объектов как сложных систем, противоречивых

    по характеру и многообразию протекающих в них процессов, требует применения

    целого комплекса «пакета» методов, в том числе и тех, которые успешно

    применяются в других областях современного знания. Одним из таких методов

    выступает правовое моделирование, исходящее из идеи подобия, из

    предположения, что между различными объектами могут устанавливаться взаимно

    однозначные соответствия, так что, зная характеристики одного из них

    (модели), можно с достаточной определенностью судить о другом (об

    оригинале).

    Усложнение и расширение предмета исследования, новые запросы практики

    вынуждают обращаться ко всем точным, надежным и строгим методам

    исследования, к которым относятся математические, математико-

    статистические, кибернетические и др. методики. Логико-математические и

    статистические методы являются достижением научно-технической революции,

    связаны с наличием в любых, включая право, государство, системах

    определенных статистических закономерностей, количественных показателей.

    Эти методы доказали свою эффективность в конкретных исследованиях

    права и государства, но вызывают необходимость использования машинной

    техники, ускоряющей обработку трудоемкого и разнообразного количественного

    материала. Математическая вооруженность предполагает высокий уровень

    теоретических (логических) и исторических исследований государственно-

    правовых явлений и процессов, существенно дополняя, но не подменяя

    последние.

    Итак, выбор конкретного метода, его приоритетное использование находятся

    в зависимости от предмета и задач исследования. Чаще всего системный метод

    позволяет изучать право, государство, политику как комплексный процесс,

    выявлять на общем фоне развития те или иные проявления, проследить их

    причинно-следственные связи. Взятый абстрактно, безотносительно к предмету,

    метод исследования едва ли принесет приращение знаний, но при умелом его

    выборе и использовании метод может рационализировать познавательную

    деятельность теоретика, обеспечить ее научную корректность и практическую

    результативность, он позволяет систематизировать и оценить накопленные

    фактические данные, сделать прогноз на будущее.

    ТЕМА 2. Место теории государства и права в системе общественных

    наук

    Единство научного знания, взаимопроникновение наук не отрицают их

    известных отличий. Каждая наука рассматривает определенный круг явлений

    природы или общества, который и составляет предмет данной науки. В

    зависимости от того, относится ли этот круг явлений к развитию природы,

    общества или миру техники, и различают науки общественные, естественные и

    технические.

    В центре внимания общественных наук находятся общественное бытие и

    сознание. Это огромная по сложности и числу своих составляющих сфера.

    Поэтому отдельные отрасли общественной науки изучают те или иные стороны

    общественных явлений, необходимые и существенные связи и отношения.

    Многие общественные науки тесно связаны между собой, особенно если есть

    общий объект исследования - государство и право. Каково же соотношение

    между ними и где место среди этих наук теории права и государства?

    Возьмем философию. Она научно oбъясняет общественное бытие в целом, во

    всей совокупности, взаимозависимости и взаимодействии его сторон,

    отношений, процессов. Философия изучает наиболее общие закономерности

    общественного развития, включая те, которые относятся к праву и

    государству. Философия исследует такие общественные явления, как право и

    государство, не для того, чтобы подменять специальные науки об этих

    явлениях, а с тем, чтобы, опираясь на данные и выводы науки, определить

    место государственно-правовой надстройки в развитии общества в целом.

    Таким образом, философия служит теоретической базой и

    методологическим ориентиром для всех юридических и в целом общественных

    наук.

    Вот почему осмысление явлений правовой жизни с философской точки зрения

    является необходимой предпосылкой творческого развития юридической науки,

    дальнейшего совершенствования

    действующего законодательства, укрепления законности. На основе достижений

    философской мировоззренческой науки могут быть вскрыты сущность права и

    государства, определенные закономерности их трансформации, механизма

    функционирования, формы регулирующего воздействия на общественные

    отношения. На базе философии разрабатываются основные категории юридических

    наук.

    Генезис, сущность, функциональное назначение права и государства являются

    объектом пристального внимания современной социологии. Социология - наука

    об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах,

    процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым, - не

    может обойти такие важнейшие элементы социума, как право и государство. В

    чем же ее отличие от теории права и государства? В степени обобщения

    явлений и научных понятий и определений, в уровне конкретизации познания, в

    различии подходов к изучению права и государства. Право и государство,

    несомненно, обществоведческие категории, но, выделяя социальную основу

    государства, социальную ценность права, социологические их стороны,

    социология оставляет в стороне юридические аспекты проблемы, например

    такие, как правовые формы организации государственной власти или правовые

    методы регулирования общественных отношений и т.д.

    Аналогичным образом складывается отношение между теорией права и

    государства и политологией, видящей свою главную задачу в изучении

    политики, политических процессов, политических партий, движений, систем.

    Политика тесно вплетена в жизнь права и государства, однако политическая

    власть реализуется и в политических системах, и в других формах

    политических отношений.

    Такая область общественного знания, как история, исследует различные типы

    цивилизаций, этапы развития гражданского общества, смену одной социально-

    экономической формации другой, изучает конкретные формы и опыт

    государственной жизни конкретных народов в конкретное время, отдельные

    правовые памятники. Но история не делает обобщающих выводов, не ищет

    закономерностей. Этим она и отличается от теории права и государства.

    Политическая экономика, как и экономическая наука в целом, изучает

    экономические отношения людей, отношения производства, обмена,

    распределения. При этом она не может не касаться роли государства и права.

    Этика (сегодня ее отсутствие нередко обнаруживает себя во время

    политических дебатов) и политика тесно связаны. Их соотношение - вечная

    проблема.

    Государство и право изучаются отнюдь не одной наукой, а целым комплексом

    общественных наук. Эта мысль может быть проиллюстрирована на примере

    проблемы сущности государства - сложного и противоречивого явления.

    Разностороннюю деятельность его многочисленных органов и учреждений можно

    видеть в политической, хозяйственной, культурной жизни общества, в

    международных отношениях. Государство занимается управлением - это сфера

    управленческой науки; оно связано с миром хозяйства - это дело экономики;

    государство проводит политический курс, сотрудничает с партиями - это

    политология; государство требует социологического осмысления - это

    социология. Чтобы понять право и государство, необходимо выйти за их

    пределы, вскрыть культурные, социальные, политические, экономические и иные

    причины, которые определяют их назначение, функции и роль в обществе.

    ТЕМА 3. Теория права и государства в системе юридических

    наук

    Сложность таких объектов, как право и государство, приводит к тому, что

    они изучаются многими юридическими науками. Последние изучают те или иные

    стороны, элементы и черты государственно-правовой действительности в

    определенном аспекте, на определенном уровне. Право и государство как

    сложные социальные феномены имеют в своем составе большое количество

    разнокачественных компонентов и подсистем. Их функции многогранны, их

    структуры сложны. В зависимости от того, какие из этих компонентов,

    подсистем, структур и функций или их аспектов и уровней изучаются, и

    подразделяются юридические науки.

    Весь комплекс юридических наук по достаточно устоявшейся в науке схеме

    делится на три большие группы: фундаментальные историко-теоретические,

    отраслевые и специальные юридические дисциплины. Действующая в настоящее

    время классификация юридических наук, утвержденная Высшей аттестационной

    комиссией страны, предусматривает следующие разделы:

    1) теория и история государства и права, история политических и правовых

    учений;

    2) государственное право и управление, государственное строительство,

    административное право, финансовое право;

    3) гражданское право, семейное право, гражданский процесс, международное

    частное право;

    4) хозяйственное право, арбитражный процесс;

    5) трудовое право, право социального обеспечения;

    6) сельскохозяйственное право, земельное, водное, лесное и горное право,

    экологическое право;

    7) уголовное право и криминология, исправительно-трудовое право;

    8) уголовный процесс и криминалистика;

    9) международное право;

    10) судоустройство, прокурорский надзор, адвокатура. Здесь отдельные

    науки сведены в группы по некоторым родственным признакам.

    Существуют и иные классификации, носящие так или иначе следы быстро

    меняющегося времени или субъективных представлений авторов. Некоторые из

    них, например, включают в историко-юридический цикл римское и мусульманское

    право, а хозяйственно-правовой цикл (хозяйственное право, земельное право,

    трудовое право и др.) отделяют от гражданско-правового цикла (гражданское

    право, семейное право и др.).

    Здесь нет особой необходимости приводить различные точки зрения. Ясно

    одно: никакие детальные подразделения юридических наук не смогут адекватно

    отразить быстро меняющуюся, динамичную картину современной жизни, для

    которой характерно не только выделение научных направлений, но и

    становление отраслей, подотраслей права, комплексных отраслевых образований

    и в то же время отпадение и самоликвидация других направлений отраслевой

    юридической науки. В самом деле, специализация научного знания, развитие

    тех или иных процессов вызвали к жизни такие отрасли, как космическое,

    атомное, компьютерное право. Неблагополучное положение с охраной окружающей

    среды вынудило научное сообщество заняться разработкой экологического,

    природоохранительного права. Политическая линия, направленная на развитие

    рыночных отношений, побуждает юристов заниматься коммерческим, налоговым,

    биржевым правом и т.п.

    Появление новых или усложнение существовавших правовых явлений (ипотека,

    залог, траст, приватизация, коммерциализация и т.д.), новых субъектов права

    (банки, акционерные общества, коммерческие структуры и т.д.), расширение

    сферы гражданского оборота, увеличение прав граждан и т.п. привлекают

    внимание правоведов, юристов-практиков и стимулируют проведение научных

    изысканий и появление на дереве юридического знания новых ветвей-

    направлений.

    Отраслевые и специальные юридические дисциплины занимаются исследованием,

    как правило, какой-либо одной области, направлений или сферы

    государственной или правовой жизни. В отличие от них теория права и

    государства занимается общими специфическими закономерностями развития

    права и государства. Теория права и государства выступает своеобразным

    резервуаром, в который могут «погружаться» или вновь «всплывать» некоторые

    юридические дисциплины общего или «стыкового» характера. Так, философские,

    политические и социологические аспекты познания общих закономерностей права

    и государства в советский период были интегрированы в единой науке - теории

    государства и права. Однако в последнее время появляются основания для

    выделения из этой общей основы самостоятельных дисциплин: политической

    науки, философии права, социологии права, энциклопедии права.

    Изучая право и государство в целом, государственно-правовая теория не

    ограничивается анализом опыта какой-либо страны или отдельного региона, или

    направления государственно-правовой жизни, а на основе изучения права и

    государства различных исторических эпох, всех областей и направлений

    государственно-правовой действительности определяет общие и специфические

    закономерности их развития, основные признаки и существенные характерные

    черты.

    Общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальным

    юридическим дисциплинам выступает наукой обобщающей, имеющей руководящее,

    направляющее, методологическое значение. Она нужна для разработки

    специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми и

    специальными юридическими науками. Общая теория права и государства

    обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, включая

    их в арсенал собственных научных идей. Это не означает, что выводы теории

    сводятся к совокупности последних.

    Замечено, что любая теория несет в себе методологическую нагрузку, тем

    большую, чем выше уровень теории. Это со всей : убедительностью

    относится к теории права и государства, ибо последняя выступает не как

    механический итог знаний, накопленных частными науками. Государственно-

    правовая теория связана с практикой не только через отраслевые и

    специальные дисциплины, но и непосредственно. Вместе с тем, если отраслевые

    науки делают упор на современной государственной практике, на действующем

    праве, то общая теория права и государства отнюдь не ограничена в

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.