МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теория государства и право (полный курс)

    пространстве и во времени в своих исследованиях. Поэтому интеграция данных

    всех юридических наук приводит к их взаимному обогащению, а картина

    государственно-правовой действительности становится более верной и

    целостной. В конечном счете решение многочисленных проблем юридической

    практики, реформирование общественных отношений, обеспечение законности

    действий разнообразных субъектов права, совершенствование работы механизма

    правового регулирования - а, видимо, в этом и состоит задача любой науки -

    получают адекватное, объективно-научное обоснование.

    Таким образом, теория права и государства - это общественная наука о

    закономерностях возникновения, развития и функционирования права,

    правосознания и государства вообще, о типах права и государства, в

    частности, об их классово-политической и общечеловеческой

    сущности, содержании, формах, функциях и конечных судьбах.

    ТЕМА 4. Общая характеристика теорий происхождения государства и права

    Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой

    действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного

    государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои

    действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в

    глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях

    возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные

    теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих

    теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в

    которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций,

    которые они занимали.

    Видимо, нет смысла рассматривать те точки зрения, которые исходят из

    непознаваемости путей возникновения и сущности государства и права, а также

    концепции, отождествляющие государство и общество, полагающие, что

    государство и право - явления вечные, присущие любому социуму, поскольку

    возникают вместе с ним. Рассмотрим теории, которые различают государство и

    общество и выделяют происхождение государства и права в качестве

    специфической проблемы.

    Теологическая теория. Одной из первых теорий происхождения

    государства и права была теологическая, объясняющая их возникновение

    божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели

    Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский - XIII в.),

    идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты - Жак

    Маритен и др.). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей,

    способов реализации этой божественной воли (она может укладываться в любую

    из последующих концепций). В то же время теория отстаивает идеи

    незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения

    государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости

    самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь

    и другие религиозные организации.

    Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть:

    вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога,

    Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.

    Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее

    основателем был Аристотель (III в. до н.э.), однако подобные идеи

    высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и

    др.).

    Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из

    поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой

    государства - монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение

    власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из

    патриархальной теории (как и из теологической), естественно, вытекает

    вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

    Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются

    современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного

    способа возникновения государства. Напротив, установлено, что

    патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения

    первобытнообщинного строя. К тому же в обществе, в котором существует

    такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

    Органическая теория. Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами

    естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно

    раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV-

    III вв. до н.э.), сравнивали государство с организмом, а законы

    государства - с процессами человеческой психики.

    Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали

    распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая

    борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.

    Представителями этой теории были Блюнчли, Г.Спенсер, Вормс, Прейс и др.

    В соответствии с органической теорией само человечество возникает как

    результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее

    развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора

    (борьба с соседями) в единый организм - государство, в котором

    правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом,

    используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие

    классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность),

    а господствующие классы - внешние (оборона, нападение).

    Некорректность органической теории происхождения государства и

    права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления,

    бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется

    свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики,

    химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного

    мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно и распространять

    биологические законы на развитие человеческого общества.

    Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX в. Ее представителями

    были Л.Гумплович, К.Каутский, Е.Дюринг и др. Они объясняли возникновение

    государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием

    одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного

    племени и создается государственный аппарат, принимаются законы.

    Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация

    закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники

    этой теории опираются на известные исторические факты, когда многие

    государства появились именно в результате завоевания одним народом другого

    (раннегерманские, венгерское и другие государства).

    Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло

    возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития

    общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот

    уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести

    к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в

    результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние

    условия, что имело место при возникновении германских или венгерского

    государств.

    Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX в.,

    были Г.Тард, Л.И. Петражицкий и др. Они объясняли появление государства и

    права проявлением свойств человеческой психики: потребностью

    подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного

    общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и

    отношений и пр.

    Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое

    поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают

    определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной

    стороны, это влияние не является решающим, а с другой - сама человеческая

    психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных

    и иных внешних условий. Именно эти условия и должны учитываться в первую

    очередь.

    Теория общественного договора (естественного права). Эта теория была

    сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г.Гроция,

    Т.Гоббса, Д.Локка, Б.Спинозы, Ж.-Ж.Руссо, А.Н. Радищева и других, т.е.

    в XVII-XVIII вв. По этой теории, до появления государства люди находились

    в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному

    (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее

    благоденствие - «золотой век» и т.п.). В большинство концепций входит идея

    «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых,

    естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе

    развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами

    других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную

    жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства,

    добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение

    в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости

    США (1776 г.) говорится: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди

    созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к

    числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к

    счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства,

    справедливая власть которых основывается на согласии управляемых».

    Характерно, что в работах многих представителей указанной школы

    обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение

    строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло

    это свое отражение и в Декларации независимости США.

    Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора,

    которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в

    этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать

    все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных

    научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе

    представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться

    между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при

    отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и

    необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло

    возникнуть государство.

    Историко-материалистическая теория. Возникновение этой теории обычно

    связывают с именами К.Маркса и Ф.Энгельса, нередко забывая их

    предшественников, таких, как Л.Морган. Смысл этой теории в том, что

    государство возникает как результат естественного развития первобытного

    общества, развития прежде всего экономического, которое не только

    обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и

    определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой

    важные причины и условия возникновения государства и права.

    Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них,

    господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению

    классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости

    классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости,

    как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход

    исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само

    общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела».

    Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению

    государства.

    Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные

    основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны,

    поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве

    причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы,

    так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления

    обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

    ТЕМА 5. Характеристика первобытного общества

    Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух

    миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования

    приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг,

    конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник

    человек современного типа - «хомо сапиенс», он перестал меняться, а вместо

    этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно

    изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к

    возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было

    первобытное общество и как оно менялось?

    Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При

    этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность

    (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все

    сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю).

    На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было

    бы обречено на вымирание.

    В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне

    низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких

    условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это

    было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. Развитие

    экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

    - совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более

    совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);

    - совершенствование способов, приемов и организации труда

    (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее;

    разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).

    Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению

    производительности труда.

    Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая

    община - объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную

    хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают

    племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение

    общественных структур было выгодно обществу. Оно позволяло более эффективно

    противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда

    (например, охоту загоном), успешнее отражать агрессию соседей и самим

    нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных.

    Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий

    и приемов труда.

    Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня

    развития экономики, от производительности труда, определявших, какое

    количество людей могла прокормить определенная территория.

    Управление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим

    собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и

    решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался

    старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только

    выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних

    ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях),

    он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало,

    поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих

    интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких

    привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою

    долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его

    авторитете, уважении к нему других членов рода.

    Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды.

    Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах

    общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен

    управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда

    двух, один из которых был военным вождем).

    С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления,

    руководства, и постепенно происходит его специализация, а то

    обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают

    соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению

    общественных должностей.

    Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более

    человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях

    его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части

    унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм,

    регулирующих производство и распределение, семейные,

    родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе

    накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени

    отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в

    коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из

    поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно,

    в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в

    том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей

    изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов

    (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.