МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теория государства и право (полный курс)

    обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни

    приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.

    Развитие первобытного общества во всех регионах первоначально

    происходило одинаково. Однако на стадии перехода к государству пути

    человечества разошлись. В большинстве регионов мира, в частности в Азии и

    Африке, первые государства возникли в зонах поливного земледелия. Это

    требовало проведения крупных общественных работ по строительству каналов и

    других ирригационных сооружений, что обусловило сохранение

    сельскохозяйственной общины и, следовательно, общественной формы

    собственности на землю. В Европе же, где таких работ не требовалось,

    произошло разложение общин и возникла либо частная собственность на землю

    (Афины, Рим), либо частное землепользование при сохранении государственной

    собственности (Спарта).

    Это оказало существенное влияние на процесс возникновения государства и

    права, а также на характер и государства, и права.

    ТЕМА 6. Возникновение государства (восточный путь)

    Отмеченные выше изменения в экономике, структуре и управлении обществом

    происходили одновременно и были взаимосвязаны и во многом

    взаимообусловлены. Важной ступенью социального развития явилась

    неолитическая революция (10-15 тыс. лет до н.э.), когда появились

    шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Повышение

    производительности труда в этот период привело к тому, что человек стал

    производить больше, чем он потреблял, - возникли избыточный продукт,

    возможность накопления общественных богатств.

    Именно в этот период началось разложение первобытнообщинного строя и

    начался процесс возникновения государства.

    В это время наряду с развитием экономики происходят и социальные

    изменения. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а

    затем перераспределяется и это перераспределение осуществляется вождями и

    старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно

    в их руках оседает и скапливается общественное достояние. Возникают

    родоплеменная знать и такое социальное явление, как «власть-собственность»,

    суть которого в распоряжении общественной собственностью в силу нахождения

    на определенной должности (оставляя должность, человек теряет эту

    «собственность»). Наряду с этим в связи со специализацией управления и

    повышением его роли постепенно увеличивается доля родоплеменной знати при

    распределении общественного продукта. Управлять становится выгодным. А

    поскольку наряду с зависимостью всех от вождей и старейшин «по должности»

    появляется и экономическая зависимость, то продолжающая существовать

    «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к

    дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к

    появлению наследования должностей.

    Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную

    социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую управление,

    которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает

    собственные, не совпадающие с обществом интересы.

    Таким образом, этот (восточный или азиатский) вариант формирования

    государственности отличается прежде всего тем, что политическое господство

    основывалось на отправлении какой-либо общественной функции, общественной

    должности. Существенное влияние здесь оказали географические

    особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных

    родоплеменных образований было выполнение грандиозных общественных работ,

    превышающих возможности отдельных общин (например, строительство

    ирригационных систем). Потребность в сооружении и эксплуатации этих систем,

    а также необходимость в надежной защите создавали естественную основу

    самостоятельной публичной власти.

    В рамках общины основным назначением власти становилось управление особыми

    резервными фондами, в которых концентрировалась большая часть

    общественного избыточного продукта. Это привело к выделению внутри общины

    особой группы должностных лиц, выполняющих функции общинных

    администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные

    функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет.

    Извлекая из своего положения ряд выгод и преимуществ, общинные

    администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого

    статуса, стремились сделать свои должности наследственными. В той мере, в

    какой им это удавалось, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в

    привилегированную замкнутую социальную прослойку - важнейший элемент

    складывающегося аппарата государственной власти. Следовательно, одной из

    главных предпосылок как государствообразования, так и образования классов

    «по азиатскому типу» было использование властвующими слоями и группами

    сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими,

    политическими и военными функциями.

    Административно-государственные структуры, появление которых жестко

    обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем

    возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении

    веков деспотическое государство не только было орудием классового

    господства, но и само служило источником классообразования, возникновения

    различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не

    сами средства производства, а управление ими.

    Экономика основывается на государственной и общественной формах

    собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка

    государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако

    частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику:

    решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных»

    общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма

    условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с

    имуществом, а нередко и вместе с головой.

    Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная собственность

    других групп - купцов и городских ремесленников. Во-первых, она, как и ее

    владельцы, находилась в безраздельной власти монарха; во-вторых, она также

    не играла решающей и даже важной роли. Собственность купцов была связана со

    сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в

    городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем

    общины, тем более что в состав последних входило немало ремесленников.

    Постепенно, по мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой

    деятельности, зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки

    государственной власти» превращаются в органы управления и господства над

    суммами общин, которые в зависимости от широты экономических целей

    складываются в микро- и макрогосударства, объединяемые силой

    централизованной власти. В этих регионах, как говорилось, она приобретает

    деспотический характер. Авторитет ее был достаточно высок в силу целого

    ряда причин: достижения в хозяйственной деятельности объяснялись

    исключительно ее способностями к организации, стремлением и умением

    действовать в общесоциальных, надгрупповых целях; принуждение также

    окрашивалось идеологически (прежде всего в религиозных формах -

    сакрализация власти): «власть от Бога», правитель является носителем и

    выразителем «божьей благодати», посредником между Богом и людьми.

    «Естественную основу для восточного деспотизма» составляют почти полностью

    изолированные друг от друга, самообеспечивающиеся хозяйственные организмы -

    общины, которые, по определению Ф.Энгельса, создают между собой лишь

    «одинаковые, но никоим образом не общие интересы».

    В результате возникает структура, сходная с пирамидой: наверху (вместо

    вождя) - неограниченный монарх, деспот; ниже (вместо совета старейшин и

    вождей) - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого

    ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины,

    постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства –

    земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются

    свободными, однако фактически все стало государственной собственностью,

    включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной

    власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате

    во главе с абсолютным монархом.

    Подобные государства получили наименование «восточных» или «азиатских»,

    хотя впоследствии государства именно такого типа возникали не только в

    Азии, но и в Восточной Европе, Африке и доколумбовой Америке.

    Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг

    от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер.

    В других - Египте - было много рабов, которые, наряду с общинниками,

    вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского,

    античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в

    подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или

    храмов.

    Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все

    они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим

    аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности

    на основные средства производства (власть-собственность), а частная

    собственность имела второстепенное значение.

    Восточный, азиатский путь возникновения государства представлял собой

    плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в

    государство. Основными причинами появления государства здесь были:

    - потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с

    развитием поливного земледелия;

    - необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и

    больших территорий;

    - необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

    Государственный аппарат возникает из аппарата управления родоплеменными

    объединениями. Выделяясь из общества, государственный аппарат становится во

    многом противоположным ему по своим интересам, постепенно обособляется от

    остального общества, превращается в господствующий класс, эксплуатирующий

    труд общинников.

    Следует указать и на то, что восточное общество является

    стагнационным: на протяжении веков, а иногда и тысячелетий оно практически

    не развивается. Так, государство в Китае возникло на 10-15 веков раньше,

    чем в Европе (Греция, Рим). Хотя там имели место существенные социальные

    потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и

    победоносные, и т.п.), однако они приводили лишь к смене царствующих

    династий, само же общество вплоть до начала XX в. оставалось в основном

    неизменным.

    ТЕМА 7. Возникновение европейских государств

    В отличие от «азиатского» государства, ведущим государствообразующим

    фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В свою

    очередь, это обусловливалось тем, что здесь происходило интенсивное

    формирование частной собственности на землю, скот, рабов.

    Ф.Энгельс отмечал, что в наиболее «чистом» виде это можно наблюдать на

    примере Древних Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы

    родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов, заменив

    их постепенно настоящими органами власти. Место «вооруженного народа»

    занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом,

    отчужденная от него и готовая выступить против народа.

    Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое

    неравенство: у аристократов (героев, базилевсов, которых Гомер называл

    «жирными») земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у

    рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно

    патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней

    прислуги и не были основной производительной силой, появляются наемный

    труд, батрачество безнадельных общинников. По мере развития частной

    собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится

    ослабить роль народного собрания, базилевса (выступавшего военачальником,

    верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представителям.

    Трения между наследственной аристократией и массами, принимавшие порой

    весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы

    обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В

    конечном счете наиболее богатые собственники и начали занимать

    ответственные государственные должности - господство родовой знати было

    ликвидировано.

    Следовательно, для генезиса Афинского государства характерно то,

    что оно возникает непосредственно и прежде всего из классовых антагонизмов,

    развивающихся в недрах родоплеменного общества. Постепенно формируемая

    частная собственность становится базой, фундаментом для утверждения

    экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило

    овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты

    своих интересов. В литературе Афины нередко называются классической формой

    возникновения государственности.

    В Древней Спарте особенности возникновения государства были обусловлены

    рядом иных обстоятельств: спартанская община завоевала соседние территории,

    население которых стало общинными (а не личными) рабами - илотами,

    численность которых многократно превышала численность спартанцев.

    Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания

    новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить

    имущественного неравенства (а, следовательно, и социальной напряженности)

    среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности

    на рабов и на землю, которая была поделена на равные участки по числу

    полноправных жителей, постоянная угроза восстания илотов и другие

    обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической

    республикой с весьма жесткими, даже террористическими методами управления и

    сохранившимися значительными пережитками первобытнообщинного строя.

    Жесткость режима, проводившего линию на уравнительность, способствовала как

    бы консервации существовавших порядков, не давала возникнуть той социальной

    силе, которая могла бы ускорить ликвидацию остатков родоплеменной

    организации.

    В Риме процесс формирования классов и государства в силу целого ряда

    причин тормозился и переходный к государству период растянулся на столетия.

    В длившейся 200 лет борьбе между двумя группами свободных членов римского

    родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой.

    В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать

    значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех

    свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин

    был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-

    политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась

    собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и

    социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной

    собственности как важного фактора классообразования.

    Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом

    массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в

    результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях

    скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно

    выполняла децентрализованно функцию подавления, удержания и повиновения

    несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между

    II в. до н.э. и II в. н.э. из 60-70 млн. населения всей Римской империи

    полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 млн. человек -

    около 3%.) В конце концов необходимость умерять столкновения различных

    социальных групп необъятной империи, удерживать в повиновении подвластные и

    зависимые эксплуатируемые народы приводит во II в. до н.э. к созданию

    мощной государственной машины.

    Итак, в главном и основном процесс государствообразования в Риме был

    таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем,

    что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа

    постепенно захватывает власть, формирует выгодные ей органы. Однако в Риме

    в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения - плебеи.

    Представители пришлых племен, лично-свободные, не связанные с римским

    родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое

    могущество плебеев возрастало. Их длительная борьба против патрициев -

    родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной

    собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на

    процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение

    родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования

    государства.

    Несколько иным путем шло становление франкского государства. Германские

    племена долгое время служили поставщиками рабов для могучего соседа - Рима.

    Если само положение Греции и Рима способствовало ускоренной ломке

    патриархального строя, то эти же естественные условия в Германии до

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.