МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теория государства и право (полный курс)

    определенного момента создавали возможности для некоторого развития

    производительных сил в рамках родового общества. Рабовладение в том виде,

    как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно.

    Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство,

    что способствовало длительному сохранению коллективной формы

    хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие

    способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной

    организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там

    имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к

    формированию протофеодального общества.

    Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной

    стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя

    обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства

    раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило

    рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда

    могущественной Римской империи.

    Данный пример возникновения феодального государства из первобытнообщинного

    строя не является чем-то исключительным. Таким путем шло развитие

    государств на территории Европы, в Древней Руси, Ирландии, в Азии у арабов

    и т.д.

    Чем отличается государство от органов управления первобытного

    общества? Можно указать следующие признаки государства:

    1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть

    существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего

    общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В

    любом же государстве власть реально осуществляется государственным

    аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он

    представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно

    управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-

    вторых, этот аппарат чаще всего выражает, в первую очередь, интересы не

    всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и

    т.п.), а нередко и самого себя.

    2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат сам

    ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части

    общества. Нужные для этого средства собираются с населения в виде налогов и

    сборов.

    3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного

    общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности

    к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку

    проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью

    взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления,

    поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным

    перемещениям людей.

    Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других

    организаций, существующих в обществе:

    1) Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны.

    Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не

    охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения

    устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином

    или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться

    государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и

    защиту государства.

    Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от

    других государств в международных отношениях, так и внутренним -

    независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по

    отношению к любым другим организациям.

    2) Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает

    специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и

    т.п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают

    реализацию государственных решений, в том числе и принудительными

    средствами.

    3) Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего

    исполнения нормативные акты - законы, указы, постановления и т.п.

    Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и

    основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой

    исторической эпохи.

    Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный

    результат естественного развития первобытного общества. Это развитие

    включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование

    экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением

    избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества,

    специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании,

    отражающие объективные процессы.

    Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены:

    экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и

    специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему

    росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие

    изменения и в определенной степени способствует совершенствованию

    общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.

    Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое

    принимает различные формы в зависимости от возникающего способа

    производства, от получающих господство форм собственности на землю -

    государственной или частной.

    Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло

    определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать

    государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально

    государства возникают в Африке и Азии (в зонах поливного земледелия) еще в

    эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.

    Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей

    степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она

    сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями,

    в которых находилось общественное производство. Так, необходимость

    ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм

    собственности на землю. Это в конечном счете приводило к фактическому

    появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское

    государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной

    обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности.

    Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.

    Государственный аппарат всегда возникает из аппарата управления

    первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывается в руках

    родоплеменной знати, из которой образуются либо обособленная социальная

    группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, эксплуатирующая

    остальное общество, либо верхушка господствующего класса, также

    эксплуатирующая вместе с этим классом остальную часть общества.

    Основные причины появления государства были следующие:

    - Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с

    его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием

    производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением

    условий распределения общественного продукта, обособлением социальных

    структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на

    определенной территории, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить

    успешное руководство этими процессами.

    - Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в

    этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где

    основой производства было поливное земледелие, которое требовало

    строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии

    и т.п.

    - Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие

    при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к

    разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению

    эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению

    социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая

    подвергается эксплуатации.

    - Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего

    функционирование общественного производства, социальную устойчивость

    общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему

    воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается,

    в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том

    числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы

    зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не

    отвечающие их интересам, несправедливые.

    Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.

    Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к

    тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая

    ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане

    подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими

    возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо

    государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в

    свою очередь, организуются как государства.

    В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в

    различных сочетаниях. При этом в различных условиях (исторических,

    социальных, географических, природных, демографических и иных) главными,

    решающими могли становиться любые из указанных причин. Так, для большинства

    восточных государств наибольшее значение имела необходимость

    совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для

    возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль

    сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления

    эксплуатируемых классов.

    Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в

    определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и

    взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводит к

    дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.

    Господствующая в обществе форма собственности на основные средства

    производства самым существенным образом влияет на характер и содержание

    появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность

    делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование

    интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и

    развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное

    регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически

    государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании

    в Китае, Индии и других азиатских государствах влечет возникновение

    деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняют

    нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная

    собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами

    общественной элиты в Спарте, приводит к существованию там аристократической

    республики.

    При анализе своеобразия и динамики процессов государствообразования у

    различных народов следует учитывать теоретико-методологические положения,

    сформулированные Ф.Энгельсом в работах «Происхождение семьи, частной

    собственности и государства», «Анти-Дюринг» и др. Энгельс сделал вывод, что

    «всякая политическая власть основывается первоначально на какой-нибудь

    экономической, общественной функции и возрастает по мере того, как члены

    общества вследствие разложения первобытных общин превращаются в частных

    производителей, и, следовательно, еще больше увеличивается отчужденность

    между ними и носителями общих, общественных функций»1. В другой работе он

    вновь возвращается к этой мысли: «Первоначально общество путем простого

    разделения труда создавало себе особые органы для защиты своих общих

    интересов. Но со временем эти органы, и главный из них - государственная

    власть, служа своим особым интересам, из слуг общества превратились в его

    повелителей», причем возникновение аппарата государственной власти не

    является результатом усилий только господствующего класса, это продукт

    общества в целом на известной ступени его развития.

    Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. - Т. 20. - С. 184.

    ТЕМА 8. Возникновение права

    Необходимым условием существования любого общества является регулирование

    отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов:

    нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила)

    адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют

    конкретного адресата. Индивидуальное относится к конкретному субъекту,

    является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба

    эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в

    конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает

    конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е.

    нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование

    субъекта на подачу соответствующих команд.

    Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких

    предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При

    первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были

    обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные

    для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из

    поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов

    общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало

    темпам изменения самого общества, происходившего в тот период. В более

    позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие

    существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы

    общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно

    сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в

    единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень

    сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью

    и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие

    порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его

    последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только

    правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные.

    Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная

    солидарность с ними были связаны и с тем, что первобытный человек не

    отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И

    поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные,

    справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а

    нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие

    наименования, как «право», «правда» (ius, righte, recht) и т.п. В этом

    смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации,

    соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения

    государства.

    Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на

    определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо

    особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат,

    который стал фактическим собственником средств производства, либо класс,

    обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли

    социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая

    замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в

    неравные условия распределения общественного продукта, передача общего

    достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой.

    Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими

    и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма

    общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

    Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были

    представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в

    руках которых находилась не только собственность (общественная или

    частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный

    аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и

    осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.

    Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые

    обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы

    классообразования, формирования государства и возникновения права протекают

    параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже

    зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда

    правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они

    изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития.

    Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы,

    юридические прецеденты, нормативные договоры.

    Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее

    положение занимает государственная собственность, основным источником,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.