Теория государства и право (полный курс)
определенного момента создавали возможности для некоторого развития
производительных сил в рамках родового общества. Рабовладение в том виде,
как оно существовало в Средиземноморье, было экономически даже невыгодно.
Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство,
что способствовало длительному сохранению коллективной формы
хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие
способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной
организации, в которой рабам просто не могло быть места. Поэтому там
имущественная дифференциация и социальное расслоение привели постепенно к
формированию протофеодального общества.
Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной
стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя
обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства
раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило
рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на земле некогда
могущественной Римской империи.
Данный пример возникновения феодального государства из первобытнообщинного
строя не является чем-то исключительным. Таким путем шло развитие
государств на территории Европы, в Древней Руси, Ирландии, в Азии у арабов
и т.д.
Чем отличается государство от органов управления первобытного
общества? Можно указать следующие признаки государства:
1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть
существовала и в первобытном обществе, но она выражала интересы всего
общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В
любом же государстве власть реально осуществляется государственным
аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он
представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно
управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-
вторых, этот аппарат чаще всего выражает, в первую очередь, интересы не
всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и
т.п.), а нередко и самого себя.
2. Взимание налогов и сборов. Поскольку государственный аппарат сам
ничего не производит, его необходимо содержать за счет остальной части
общества. Нужные для этого средства собираются с населения в виде налогов и
сборов.
3. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного
общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности
к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку
проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью
взимания налогов, так и вообще с более оптимальными условиями управления,
поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоянным
перемещениям людей.
Необходимо выделить и признаки государства, отличающие его от других
организаций, существующих в обществе:
1) Государство - единственная организация власти в масштабе всей страны.
Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не
охватывает все население. Каждый человек уже в силу своего рождения
устанавливает определенную связь с государством, становясь его гражданином
или подданным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться
государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и
защиту государства.
Государство обладает суверенитетом, как внешним, т.е. независимостью от
других государств в международных отношениях, так и внутренним -
независимостью от всякой иной власти внутри страны, верховенством по
отношению к любым другим организациям.
2) Наличие специального аппарата принуждения. Только государство включает
специальные силовые структуры (суд, прокуратуру, органы внутренних дел и
т.п.) и материальные придатки (армию, тюрьмы и пр.), которые обеспечивают
реализацию государственных решений, в том числе и принудительными
средствами.
3) Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего
исполнения нормативные акты - законы, указы, постановления и т.п.
Имея в виду указанные признаки государства, следует рассматривать и
основные закономерности его возникновения, общие для любого региона, любой
исторической эпохи.
Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный
результат естественного развития первобытного общества. Это развитие
включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование
экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением
избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества,
специализацию управления, а также изменения в нормативном регулировании,
отражающие объективные процессы.
Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены:
экономическое развитие определяет возможность укрупнения структур и
специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему
росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие
изменения и в определенной степени способствует совершенствованию
общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества.
Параллельно с указанными процессами идет классообразование, которое
принимает различные формы в зависимости от возникающего способа
производства, от получающих господство форм собственности на землю -
государственной или частной.
Государство может возникнуть только тогда, когда общество достигло
определенного уровня экономического развития, который позволяет содержать
государственный аппарат. Поэтому не случайно, что первоначально
государства возникают в Африке и Азии (в зонах поливного земледелия) еще в
эпоху бронзы, а в Южной Европе - позднее, в эпоху железа.
Пути возникновения государства (западный или восточный) в решающей
степени зависят от того, произошло ли разложение сельской общины или она
сохранилась, что, в свою очередь, определялось теми конкретными условиями,
в которых находилось общественное производство. Так, необходимость
ирригационных работ обусловливала сохранение общин и общественных форм
собственности на землю. Это в конечном счете приводило к фактическому
появлению единой государственной собственности, и возникало азиатское
государство. Разложение же общин определялось возможностью успешной
обработки земли одной семьей и влекло появление частной собственности.
Возникало западное (рабовладельческое или феодальное) государство.
Государственный аппарат всегда возникает из аппарата управления
первобытного общества. Поэтому власть неизбежно оказывается в руках
родоплеменной знати, из которой образуются либо обособленная социальная
группа, клан, чиновничье-бюрократическая структура, эксплуатирующая
остальное общество, либо верхушка господствующего класса, также
эксплуатирующая вместе с этим классом остальную часть общества.
Основные причины появления государства были следующие:
- Необходимость совершенствования управления обществом, связанная с
его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием
производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением
условий распределения общественного продукта, обособлением социальных
структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на
определенной территории, и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить
успешное руководство этими процессами.
- Необходимость организации крупных общественных работ, объединения в
этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где
основой производства было поливное земледелие, которое требовало
строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии
и т.п.
- Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходящие
при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводят к
разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению
эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем к появлению
социальных антагонизмов и сопротивлению той части общества, которая
подвергается эксплуатации.
- Необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего
функционирование общественного производства, социальную устойчивость
общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему
воздействию со стороны соседних государств или племен. Это обеспечивается,
в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том
числе и принудительных, для того, чтобы все члены общества соблюдали нормы
зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимаются ими как не
отвечающие их интересам, несправедливые.
Необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических.
Происходящее в этот период накопление общественных богатств приводит к
тому, что становится выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая
ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане
подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими
возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо
государства неизбежно приводит к тому, что его соседи порабощаются или, в
свою очередь, организуются как государства.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в
различных сочетаниях. При этом в различных условиях (исторических,
социальных, географических, природных, демографических и иных) главными,
решающими могли становиться любые из указанных причин. Так, для большинства
восточных государств наибольшее значение имела необходимость
совершенствования управления и организации крупных общественных работ. Для
возникновения Афинского и Римского государств значительно большую роль
сыграли процессы классообразования и необходимость в этой связи подавления
эксплуатируемых классов.
Право формируется одновременно и параллельно с государством (а в
определенном смысле и раньше государства). Их возникновение взаимосвязано и
взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводит к
дальнейшему развитию правовой системы, и наоборот.
Господствующая в обществе форма собственности на основные средства
производства самым существенным образом влияет на характер и содержание
появляющихся государств и правовых систем. Так, частная собственность
делает необходимым создание механизмов, обеспечивающих согласование
интересов и воли собственников. Отсюда республиканские формы правления и
развитая рабовладельческая демократия, а также широкое законодательное
регулирование общественных отношений в Афинах и Риме. Фактически
государственная форма собственности на землю при общинном землепользовании
в Китае, Индии и других азиатских государствах влечет возникновение
деспотических, авторитарных систем, причем роль законов выполняют
нравственно-религиозные догмы и правовые обычаи. Государственная
собственность на землю, сочетающаяся с ее разделением между членами
общественной элиты в Спарте, приводит к существованию там аристократической
республики.
При анализе своеобразия и динамики процессов государствообразования у
различных народов следует учитывать теоретико-методологические положения,
сформулированные Ф.Энгельсом в работах «Происхождение семьи, частной
собственности и государства», «Анти-Дюринг» и др. Энгельс сделал вывод, что
«всякая политическая власть основывается первоначально на какой-нибудь
экономической, общественной функции и возрастает по мере того, как члены
общества вследствие разложения первобытных общин превращаются в частных
производителей, и, следовательно, еще больше увеличивается отчужденность
между ними и носителями общих, общественных функций»1. В другой работе он
вновь возвращается к этой мысли: «Первоначально общество путем простого
разделения труда создавало себе особые органы для защиты своих общих
интересов. Но со временем эти органы, и главный из них - государственная
власть, служа своим особым интересам, из слуг общества превратились в его
повелителей», причем возникновение аппарата государственной власти не
является результатом усилий только господствующего класса, это продукт
общества в целом на известной ступени его развития.
Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. - Т. 20. - С. 184.
ТЕМА 8. Возникновение права
Необходимым условием существования любого общества является регулирование
отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов:
нормативное и индивидуальное. Первое носит общий характер: нормы (правила)
адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют
конкретного адресата. Индивидуальное относится к конкретному субъекту,
является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба
эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в
конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает
конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т.е.
нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование
субъекта на подачу соответствующих команд.
Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких
предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При
первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были
обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные
для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из
поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов
общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало
темпам изменения самого общества, происходившего в тот период. В более
позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие
существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы
общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно
сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в
единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень
сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью
и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие
порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его
последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только
правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные.
Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная
солидарность с ними были связаны и с тем, что первобытный человек не
отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И
поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные,
справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а
нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие
наименования, как «право», «правда» (ius, righte, recht) и т.п. В этом
смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации,
соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения
государства.
Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на
определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо
особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат,
который стал фактическим собственником средств производства, либо класс,
обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли
социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая
замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в
неравные условия распределения общественного продукта, передача общего
достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой.
Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими
и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма
общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.
Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были
представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в
руках которых находилась не только собственность (общественная или
частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный
аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и
осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.
Возникают, таким образом, правовые обычаи, т.е. такие обычаи, которые
обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы
классообразования, формирования государства и возникновения права протекают
параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже
зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда
правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они
изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития.
Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы,
юридические прецеденты, нормативные договоры.
Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее
положение занимает государственная собственность, основным источником,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|