МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Билеты по истории психологии

    понимаем. Поэтому в споре Спинозы с Декартом не следует видеть лишь давно

    утративший актуальность исторический эпизод.

    К детальному изучению этого спора в XX веке обратился Л.С.Выготский,

    доказывая, что будущее за Спинозой. "В учении Спинозы, – писал он, –

    содержится, образуя его самое глубокое и внутреннее ядро, именно то, чего

    нет ни в одной из двух частей, на которые распалась современная психология

    эмоций: единство причинного объяснения и проблема жизненного значения

    человеческих страстей, единство описательной и объяснительной психологии

    чувств. Спиноза поэтому связан с самой насущной, самой острой злобой дня

    современной психологии эмоций. Проблемы Спинозы ждут своего решения, без

    которого невозможен завтрашний день нашей психологии".

    Готфрид-Вильгельм Лейбниц: проблема бессознательного. Отец Г.-В. Лейбница

    (1646-1716) был профессором философии в Лейпцигском университете. Еще в

    школе Лейбниц решил, что и его жизнь будет посвящена науке. Лейбниц обладал

    энциклопедическими знаниями. Наряду с математически ми исследованиями (он

    открыл дифференциальное и интегральное исчисление) он участвовал в

    мероприятиях по улучшению горной промышленности, интересовался теорией

    денег и монетной системой, а также историей Брауншвейгской династии. Он

    организовал Академию наук в Берлине. Именно к нему обращался Петр 1 с

    просьбой возглавить Российскую Академию наук. Значительное место в научных

    интересах Лейбница занимали и философские вопросы, прежде всего теория

    познания.,

    Как и Спиноза, он выступал за целостный подход к человеку. Однако у него

    было иное мнение о единстве телесного и психического.

    В основе этого единства, по мнению Лейбница, лежит духовное начало.

    Мир состоит из бесчисленного множества монад (от греч. "монос" – единое).

    Каждая из них "психична" и наделена способностью воспринимать все, что

    происходит во Вселенной.

    Это предположение перечеркивало декартову идею равенства психики и

    сознания. Согласно Лейбницу, "убеждение в том, что в душе имеются лишь

    такие восприятия, которые она сознает, является источником величайших

    заблуждений". В душе непрерывно происходит незаметная деятельность "малых

    перцепций", или неосознаваемых восприятий. В тех же случаях, когда они

    осознаются, это становится возможным благодаря особому психическому акту –

    апперцепции, включающей внимание и память.

    Таким образом, Лейбниц выделяет в душе несколько областей,

    отличающихся по степени осознанности тех знаний, которые в них

    располагаются. Это область отчетливого знания, область смутного знания и

    область бессознательного. Рациональная интуиция открывает содержание идей,

    которые находятся в апперцепции, поэтому эти знания являются ясными и

    обобщенными. Доказывая существование бессознательных образов, Лейбниц тем

    не менее не раскрывал их роль в деятельности человека, так как считал, что

    она связана преимущественно с осознанными идеями. При, этом он обратил

    внимание на субъективность человеческих знаний, связывая ее с

    познавательной активностью. Лейбниц доказывал, что не существует первичных

    или вторичных качеств предметов, так как даже на начальной стадии познания

    человек не может пассивно воспринимать сигналы окружающей действительности.

    Он обязательно вносит собственные представления, свой опыт в образы новых

    предметов, а потому невозможно раз граничить те свойства, которые есть в

    самом предмете, от тех, которые привнесены субъектом. Однако эта

    субъективность не противоречит познаваемости мира, так как все наши

    представления хотя и отличаются друг от друга, тем не менее принципиально

    совпадают между собой, отражая главные свойства окружающего мира.

    На вопрос о том, как соотносятся между собой духовные и телесные

    явления, Лейбниц ответил формулой, получившей название психофизического

    параллелизма: зависимость психики от телесных воз действий – иллюзия. Душа

    и тело совершают свои операции самостоятельно и автоматически. Вместе с тем

    между ними существует предопределенная свыше гармония; они подобны паре

    часов, которые всегда показывают одно и то же время, так как запущены с

    величайшей точностью.

    Доктрина психофизического параллелизма нашла многих сторонников в годы

    становления психологии как самостоятельной науки. Идеи Лейбница изменили и

    расширили представление о психическом. Его идеи о бессознательной психике,

    "малых перцепциях" и апперцепции прочно вошли в содержание предмета

    психологии.

    Томас Гоббс: ассоциация идей. Другое направление в критике дуализма Декарта

    связано с философией английского мыслителя Томаса Гоббса (1588-1679). Он

    начисто отверг душу как особую сущность. В ми ре нет ничего, утверждал

    Гоббс, кроме материальных тел, которые движутся по законам механики,

    открытым Галилеем. Соответственно и все психические явления подчиняются

    этим глобальным законам. Материальные вещи, воздействуя на организм,

    вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления (в

    виде их ослабленного следа), образующие цепи мыслей, которые следуют друг

    за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения.

    Такая связь получила впоследствии название ассоциации. Об ассоциации

    как факторе, объясняющем, почему данный психический образ оставляет у

    человека именно такой, а не другой след, было известно со времен Платона и

    Аристотеля. Глядя на лиру, вспоминают игравшего на ней возлюбленного,

    говорил Платон. Это пример ассоциации по смежности: оба объекта

    воспринимались некогда одновременно, а затем появление одного влекло за

    собой образ другого. Аристотель добавил два других вида ассоциаций –

    сходство и контраст. Но для Гоббса, детерминиста галилеевской закалки, в

    устройстве человека действовал только один закон механического сцепления

    психических элементов по смежности.

    Декарт, Спиноза и Лейбниц принимали ассоциации за один из основных

    психических феноменов, однако считали их низшей формой познания в сравнении

    с высшими, к которым относили мышление и волю. Гоббс первым придал

    ассоциации силу универсального закона психологии. Ему безостаточно

    подчинены как абстрактное рациональное познание, так и произвольное

    действие. Произвольность – это иллюзия, которая порождена не знанием причин

    поступка (такого же мнения придерживался Спиноза). Так волчок, запущенный в

    ход ударом кнута, мог бы считать свои движения самопроизвольными.

    У Гоббса механический детерминизм получил применительно к объяснению

    психики предельно завершенное выражение. Весьма важной для будущей

    психологии стала и беспощадная критика Гоббсом версии Декарта о "врожденных

    идеях", которыми человеческая душа наделена до всякого опыта и не зависимо

    от него.

    До Гоббса в психологических учениях царили идеи рационализма (от лат.

    "рацио" – разум): источником познания и присущего людям способа поведения

    считался разум как высшая форма активности души. Гоббс провозгласил разум

    продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение

    организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был

    противопоставлен эмпиризм (от лат. "эмпирио" – опыт), положения которого

    стали основой эмпирической психологии.

    Джон Локк: два вида опыта. В разработке этого направления видная роль

    принадлежала соотечественнику Гоббса Джону Локку (1632-1704).

    Д.Локк родился недалеко от города Бристоля в семье провинциального

    адвоката. По рекомендации друзей отца он был зачислен в Виндзорскую школу,

    по окончании которой поступил в Оксфордский университет. В Оксфорде он

    занимается философией, естественными науками и медициной, в это же время он

    знакомится с сочинениями Декарта. Знакомство с лордом А.Эшли, которое скоро

    переросло в тесную дружбу, изменило жизнь Локка. В качестве врача и

    воспитателя сына Эшли он становится членом его семьи и делит с ним все

    превратности его судьбы. Лорд Эшли, который был главой вигов – политической

    оппозиции английского короля Якова II, дважды занимал высокие места в

    правительстве, делая Локка своим секретарем. После отставки Эшли Локк

    вынужден был бежать вместе с ним в Голландию, где оставался и после смерти

    Эшли. Только когда на престол вступил Вильгельм Оранский, он смог

    возвратиться на родину. В это время Локк заканчивает свою главную книгу

    "Опыты о человеческом разуме", публикует много статей и трактатов, в том

    числе "О правлении" и "О воспитании", не оставляя политическую

    деятельность.

    Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний.

    Постулат Локка гласил, что "в сознании нет ничего, чего бы не было в

    ощущениях". Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется

    только в процессе его жизни. Выступая против Декарта, который обосновывал

    свою теорию познания наличием у человека врожденных идей, Локк доказывал

    ошибочность этого положения. Если бы идеи были врожденными, писал Локк, они

    были бы известны и взрослому, и ребенку, и нормальному человеку, и глупцу.

    Однако в этом случае не составляло бы большого труда сформировать у ребенка

    знание математики, языка, моральных норм. Но все воспитатели знают, что

    научить ребенка писать и считать очень сложно, при чем разные дети

    усваивают материал с разной скоростью. Точно так же никто не будет

    сравнивать рассудок нормального человека и идиота и обучать последнего

    философии или логике. Существует, по мнению Локка, и еще одно

    доказательство отсутствия врожденных идей: если бы идеи были врожденными,

    то все люди в данном обществе придерживались бы одних и тех же моральных и

    политических убеждений, а этого нигде не наблюдается. Более того, писал

    Локк, мы знаем, что у разных народов разные языки, разные законы, разные

    понятия о Боге. Разница в вероисповедании была особенно важна, с точки

    зрения Локка, так как Декарт считал идею Бога одной из основных врожденных

    идей.

    Доказав таким образом, что нет врожденных идей, Локк далее утверждал,

    что психика ребенка является "чистой доской" (tabula rasa), на которой

    жизнь пишет свои письмена. Таким образом, и знания, и идеалы не даны нам в

    готовом виде, но являются результатом воспитания, которое формирует из

    ребенка сознательного взрослого человека.

    Естественно поэтому, что Локк придавал огромное значение воспитанию.

    Он писал, что в моральном воспитании надо опираться не столько на

    понимание, сколько на чувства детей, воспитывая у них положительное

    отношение к хорошим поступкам и отвращение к дурным. В познавательном

    развитии надо умело использовать природное любопытство детей – оно есть тот

    ценный механизм, которым наделила нас природа и именно из него вырастает

    стремление к знаниям. Локк отмечал, что непосредственно в задачу

    воспитателя входит учет индивидуальных особенностей детей. Это важно и для

    того, чтобы поддерживать хорошее настроение ребенка в процессе обучения,

    что способствует более быстрому усвоению знаний.

    В самом опыте Локк выделил два источника: ощущение и рефлексию. Наряду

    с идеями, которые "доставляют" органы чувств, возникают идеи, порождаемые

    рефлексией как "внутренним восприятием деятельности нашего ума". И те, и

    другие предстают перед судом сознания. "Сознание есть восприятие того, что

    происходит у человека в его собственном уме". Это определение стало

    краеугольным камнем интроспективной психологии.

    Считалось, что объектом сознания служат не внешние объекты, а идеи

    (образы, представления, чувства и т. д.), какими они являются "внутреннему

    взору" наблюдающего за ними субъекта. Из этого наиболее отчетливо и

    популярно разъясненного Локком постулата и возникло понимание предмета

    психологии. Отныне на его место стали претендовать явления сознания,

    порождаемые внешним опытом, который исходит от органов чувств, и

    внутренним, накапливаемым собственным разумом индивида. Элементами этого

    опыта, "нитями", из которых соткано сознание, считались идеи, которыми

    правят законы ассоциации.

    Такое понимание сознания определило формирование последующих

    психологических концепций. Они были пронизаны духом дуализма, за которым

    стояли реалии социальной жизни, общественной практики. С одной стороны, это

    научно-технический прогресс, сопряженный с великими теоретическими

    открытиями в науках о физической природе и внедрением механических

    устройств; с другой, – самоосознание человека как личности, которая, хотя и

    сообразуется с промыслом Всевышнего, способна иметь опору в собственном

    разуме, сознании, понимании.

    Указанные внепсихологические факторы обусловили как появление

    механодетерминизма, так и обращенность к внутреннему опыту сознания. Именно

    эти на правления в их нераздельности определили отличие психологической

    мысли Нового времени от всех ее предшествующих витков. Как и прежде,

    объяснение психических явлений зависело от знания о том, как устроен

    физический мир и какие силы правят живым организмом. Речь идет именно об

    объяснении, адекватном нормам научного познания, ибо в практике общения

    люди руководствуются житейскими представлениями о мотивах поведения,

    умственных качествах, влиянии погоды на расположение духа, зависимости

    характера от расположения планет и т.д.

    XVII рек радикально повысил планку критериев научности. Он преобразовал

    объяснительные принципы, доставшиеся ему от прежних веков. Изначально

    механистические представления о рефлексе, ощущении, ассоциации, аффекте,

    мотиве вошли в основной фонд научных знаний. Они возникли из

    детерминистской трактовки организма как "машины тела". Чисто умозрительная

    схема этой машины не могла пройти испытание опытом. Между тем опыт и его

    рациональное объяснение определили успехи нового естествознания.

    Для великих ученых XVII века научное познание психики как познание

    причин ее явлений имело в качестве непреложной предпосылки обращение к

    телес ному устройству. Но эмпирические знания о нем были, как показало

    время, столь фантастичны, что прежние свидетельства следовало игнорировать.

    На этот путь стали приверженцы эмпирической психологии, понимавшие под

    опытом обработку субъектом содержания своего сознания. Они использовали

    понятия об ощущениях, ассоциациях и т. д. как фактах внутреннего опыта.

    Генеалогия этих понятий восходила к открытому свободной мыслью объяснению

    психической реальности, открытому благодаря тому, что было отринуто веками

    царившее убеждение, будто эта реальность производится особой сущностью –

    душой. Отныне активность души выводилась из законов и причин, действующих в

    телесном, земном мире. Знание же законов природы рождалось не из

    внутреннего опыта наблюдающего за собой сознания, но из общественно-

    исторического опыта, обобщенного в научных теориях Нового времени.

    2. общая характеристика когнитивной психологии.

    одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. К.п.

    возникла в конце 50 — начале 60-х гг. XX в. как реакция на характерное для

    господствующего в США бихевиоризма отрицание роли внутренней организации

    психических процессов. Первоначально главной задачей К. п. являлось

    изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула

    на рецепторные поверхности до получения ответа (Д. Бродбент, С. Стернберг).

    При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки

    информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены

    многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и

    исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и

    долговременная память (Дж. Сперлинг, Р. Аткинсон). Эта линия исследований,

    столкнувшись с серьезными трудностями в связи с увеличением числа

    структурных моделей частных психических процессов, привела к пониманию К.

    п. как направления, задачей к-рого является доказательство решающей роли

    знания в поведении субъекта (У. Найссер). При таком более широком подходе

    К. п. включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с

    интеллекту алистических или менталистских позиций {Ж. Пиаже, Дж. Брунер,

    Дж. Фодор). Центральным становится вопрос об организации знания в памяти

    субъекта, в том числе о соотношении вербальных и образных компонентов в

    процессах запоминания и мышления (Г. Бауэр, А. Пайвио, Р. Шепард).

    Интенсивно разрабатываются также когнитивные теории эмоций (С. Шехтер),

    индивидуальных различий (М. Айзенк) и личности {Дж. Келли, М. Махони). Как

    попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других

    направлений К. п. не оправдала возлагавшихся на нее надежд, поскольку ее

    представителям не удалось объединить разрозненные линии исследований на

    единой концептуальной основе. С позиций советской психологии анализ

    формирования и актуального функционирования знания как психического

    отражения действительности необходимо предполагает изучение практической и

    теоретической деятельности субъекта, включая ее высшие социализированные

    формы.

    Билет 11.

    1. Психофизическая проблема в новое время и способы её решения.

    ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА, в широком смысле — вопрос об отношении

    психических явлений к физическим, в узком — о соотношении между

    психическими и физиологическими (нейрогуморальными) процессами. На базе

    механистической философии 17 в. возникли два варианта решения:

    психофизическое взаимодействие (Декарт; сознание испытывает влияние тела —

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.