МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характеристика аналитических жанров журналистики

    опрос (анкетирование, интервью, экспертный опрос, социометрический опрос, социологическое тестирование)

    наблюдение (стандартизированное и свободное, включенное и не включенное, открытое или инкогнито, лабораторное или полевое)

    анализ документов (традиционный, формализованный, контент-анализ)

    эксперимент (лабораторный или полевой, линейный или параллельный, констатирующий или формирующий)

    выборочный метод - метод получения инфы, основанный на изучении небольшой части потенциальной совокупности объектов (генеральной совокупности), выводы которого затем распространяются на всю совокупность объектов.

    Экспресс-опросы по случайной выборке - телефонные и еще чаще - уличные - весьма распространены в практике газетчиков, радиожурналистов, особенно тележурналистов (интервью с микрофоном в руке). Это дает возможность максимально оперативно получить информацию об общественном настроении, реакции людей на события. Но журналист должен хорошо представлять себе, что полученные таким путем сведения не могут рассматриваться как репрезентативные (ни величина группы опрашиваемых, ни способ отбора репрезентативности не обеспечивают). Социологи также применяют указанные методы, но на основе специально разработанной выборки.

    Контент-анализ - качественно-количественный метод анализа социальной инфы. Его особенность - в применении статистических процедур для анализа массивов однотипных текстов (стандартизированная техника, выборка, статистические методы обработки и анализа), когда требуется особая надежность выводов. Этот же метод дает хорошие результаты для анализа редакционной почты, любых других совокупностей однородных документов (содержащих информацию под одному и тому же вопросу, группе вопросов), которые могут рассматриваться как документы - носители интересующей журналиста инфы.

    Области применения социологических данных в журналистике: 1) проектирование и оценка деятельности СМИ; 2) определение целевой аудитории, ее величины и особенностей; 3) планирование работы редакции; 4) подготовка аналитических материалов (анализ социальных процессов); 5) определение подходов к изучаемым проблемам.

    Источники социологических исследований: издания (СОЦИС, монографий ведущих социологов, пресс-релизы социологических центров), заказ исследования (или блока исследований). ВЦИОМ, фонд общественного мнения - организации, где можно получить социологическую информацию.


    7. Этапы творческой деятельности при создании журналистского текста


    Журналистское творчество ориентировано на создание объективного произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Для этого журналист создает сюжеты, текст.

    На этапе работы при создании текста журналист составляет представление о своих творческих задачах, анализирует полученные данные, которые станут основой материала. Эту информацию журналисты получают ежедневно, работая с документами, используя интервью, наблюдение, эксперимент (это основные методы сбора инфы). Существуют опосредованные источники инфы: пресс-конференции, брифинги, презентации, пресс-релизы, справочная литература, энциклопедии, словари, результаты социологических опросов, личные контакты, беседы, размышления и наблюдения, представители официальных органов, агентства новостей (ИТАР-ТАСС, РИА-новости, Интерфакс).

    Темой журналистского произведения является предмет описания жизненных явлений, обозначение конкретной ситуации, взятой в отношении к масштабной проблеме и под определенным углом зрения. Перед началом работы журналист должен четко сформулировать не только тему, но и цель (т.е. ответить на вопрос для чего он пишет?).

    Этапы подготовки текста выделяют условно, т.к они глубоко взаимосвязаны. Рассмотрим их:

    Первый этап: рождение темы. Здесь главная проблема журналиста – поиск ответа на вопрос «где брать тему?». Чаще всего журналист сам ищет тему (используя те источники, о которых говорилось выше), но ему может быть дано и редакционное задание.

    Второй этап, или ответ на вопрос «о чем писать?». На этом этапе происходит первоначальное оформление замысла. Традиционно замысел принято разделять на:

    а) Идейную составляющую. Чтобы оформилась идея, журналист должен ответить на вопрос «как я отношусь к тому, о чем буду писать?», т.е. на этом этапе сформулированная ранее тема должна быть подкреплена авторской оценкой. Другими словами, формируется авторская концепция: автор обозначает свои намерения, воспринимает предмет публикации в новом свете. Кроме этого, на этом этапе происходит и предварительное знакомство с объектом публикации (например, сбор первоначальной инфы).

    б) Сюжетную составляющую. В материале должен определиться порядок: что за чем писать? Журналист должен разобраться в том, что он намеревается описать: аналитический материал (надо найти проблему и отделить известное от неизвестного), информационный материал.

    Третий этап: сбор инфы. Это уже более организованный сбор, с учетом идейного замысла.

    Четвертый этап: планирование материала. Составление плана помогает журналисту лучше сориентировать текст на потенциальную аудиторию. Кроме этого, план позволяет четче обосновать журналистскую идею. Обычно планируется вступление, основная часть и заключение (выводы). Структура текста зависит от жанра. Журналист определяет соотношение фактов и домыслов, он должен сгруппировать известные факты, рассмотреть взаимодействие между ними. У одних авторов план может иметь четкую структуру, у других нет.

    Пятый этап: создание текста. Это очень личностный момент, в большей степени уровень текста зависит от мастерства автора, но существуют определенные рекомендации. Например, первый абзац должен отразить тон всего материла. Также обязательно важно написать хорошо и последний абзац. При определении целеустановки необходимо руководствоваться запросами аудитории. Оценить собранный материал, что может получиться.

    Шестой этап: редактирование. Отсев всего лишнего, не должно быть ничего случайного.


    8. Новости. Типы новостей. Принципы отбора новостей в журналистике


    В обыденном понимании новость – это то, что мы узнаем из различных источников (из СМИ, от знакомых и т.д.). На самом деле понятие новости неоднородно. Можно выделить, как минимум, три составляющих (три ступеньки) этого понятия: инфа, новость, журналистская новость. Инфа – это все многообразие событий, которые окружают журналиста. Новость – это инфа, которая потенциально может стать основой для написания материала, это журналистский факт. Каждая такая новость должна обладать рядом классических элементов. Назовем их: 1.«своевременность» происшествия, ощутимая важность его оперативной подачи; 2.близость ситуации читателям конкретного издания: сплетение ее тематики со специфическим интересом аудитории (возрастным, профессиональным и пр.); 3.явная значимость события для всех безотносительно к специфическим интересам («Тема преодолевает все границы»); 4.эффект «эмоционального толчка» при необычайном происшествии. (Иной вариант «темы, преодолевающей границы»).

    Желательны также: 1.конфликтность происшествия или его особая яркость (причудливость события); 2.связь происшествия с «известным именем» (или влиятельным человеком); 3.«человеческий интерес»: какие-то обстоятельства события, к которым, изначально, каждый лично неравнодушен («жизнь», «смерть», «любовь», «дети», «исцеления» и пр.).

    Такие новости журналист может получать из различных источников: читатели, информационные агентства, пресс службы, другие издания, личный опыт и др.Но профессиональная задача заключается не только в том, чтобы вовремя откликнуться, выделить из общего потока жизни факты, содержащие новость, но и в особом умении изложить их так, чтобы подчеркнуть и выделить наиболее выгодные стороны, подмеченные благодаря критериям «классических элементов новости». Требования к журналистским новостям — информационному товару стали осознаваться, начиная с середины XIX века, с появлением информационных агентств, готовивших журналистские новости на продажу газетам и журналам. И поначалу выглядели так: 1.оперативность 2.краткость 3.компактность

    Позднее, в связи с поднявшейся волной недовольства прессой в 20-х годах XX века («Они, эти газетчики, гнут свою линию, им доверять нельзя...»), для восстановления доверия к печатному слову потребовались дополнительные качества работы репортеров:

    1.точность (предполагалось, что репортерское сообщение о реальных событиях — это как бы фотографирование действительности, ее моментальные снимки);

    2.объективность (предполагалось, что поскольку в репортерских сообщениях нет открытого авторского суждения, то они, в сумме, могут составлять объективную панораму действительности).

    И сегодня требования к качеству репортерского материала выдвигают ряд обязательных моментов:

    Ясность — Краткость — Яркость

    Точность — Достоверность — Ответственность

    Первая триада формулирует требования к качеству изложения, доступности восприятия. Вторая — относится и к восприятию, и к этико-правовой стороне дела. Во многих профессиональных рекомендациях в поддержку этих требований выдвигаются дополнительные пожелания:

    Беспристрастность – Сбалансированность - Прямая порядочность в изложении фактов.

    Одним словом, журналистская новость должна удовлетворять большому количеству требований. Но при этом не всякая новость, написанная по всем правилам, может попасть в печать. Связано это с тем, что на отбор и подачу новостей в СМИ влияют и внешние факторы. Вот основные из них: запросы аудитории, конкуренция, общая линия издания, давление со стороны издателя или рекламодателя.

    Теперь перейдем к освещению структурных особенностей журналистских новостей. В практике существует два основных типа новостей: жесткие (хардньюс) и мягкие (софтньюс). Рассмотрим каждый из этих видов.

    Жесткие новости именно та форма, которая представляет репортерское произведение как простую фиксацию, документальное отображение реальности, как максимально объективированную «чистую информацию». Популярность жестких новостей основана не только на эффекте их документальности, как бы противостоящим навязчивой тенденциозности крупных журналистских материало. Эти материалы популярны еще и потому, что их легко читать. Нельзя заставлять читателя гадать, останавливаться, возвращаться назад или продираться сквозь чащобу излишних слов. Ставка делается на принцип «экономии мышления». Этот принцип весьма заманчив; следуя ему, журналисты, вроде бы, помогают мгновенно воспринимать смысл публикации, кстати, экономят время читателя.

    Однако этот принцип ведет к нарушению правдивости, сужает поле объективного взгляда на факт. Если в аналитической журналистике, к примеру, одним из нежелательных, искажающих истину псевдо-профессиональным приемом считается «упрощение ситуации», «спрямление ходов рассуждения», то тут сами «ходы рассуждения» отменяются. Хорошо, дурно ли — такова специфика краткой новости. Необходимо, чтобы читатель понимал с полуслова, никогда не задавал более одного вопроса — именно такую задачу ставят перед собой репортеры кратких новостей.

    Стремясь достичь краткости, репортер избавляется: от лишних подробностей; лишних имен; лишних географических названий; от некоторых специальных или научных терминов; от некоторых цифр и цитат (или сокращает их).

    Для подчеркивания сильного новостного элемента в кратком сообщении репортера используется, начиная с XX века, определенная структура материала, закрепленная опытом журналистов разных изданий и разных стран. Это и принцип перевернутой пирамиды, и использование лида. Чаще всего используют:

    1.лид одного элемента. Если в новости есть очень сильный момент, который следует выделить (все сосредоточено на имени или на итоге, или на времени происшествия...), журналист ощущает свое право заострять ответ на один из вопросов («кто» или «что», «когда», «где» или «как» совершил действие, или оказался к нему причастен).

    2.комбинированный лид. Используется в новости, ценной двумя или несколькими моментами.

    Но читателю интересна не только мгновенная реакция журналиста на то, что произошло сегодня и сейчас (некоторые неточности тут объясняются спешкой); есть и такие новости, которые не требуют повышенной оперативности отклика. Они называются «мягкими». Мягкая новость избирается как форма передачи факта, когда нужно заинтересовать читателя, перенести акцент с итогов на обстоятельства.

    Форма «мягкой» новости рекомендуется:1.при пониженной значимости события, недостаточной «самоочевидности» (усилить ее поможет интересная деталь); 2.когда ослаблен оперативный или информационный повод (ничего особенного не произошло, а сообщить, к примеру, о состоянии здоровья травмированного спортсмена надо — журналист изобретает информационный повод сам); 3.когда оперативность сообщения не важна (событие настолько курьезно, либо какая-то деталь настолько «из ряда вон», что сообщить о таком происшествии можно и сегодня, и через месяц, и через год...) 4.когда необходимо сменить тон повторного разговора об уже известном происшествии; 5.если кажется, что в факте недостает интриги, но ее легко ввести. (Видя, что сама по себе новость «не играет», автор старается придать материалу нужную экспрессию, например, упомянув о воробье, влетевшем в окно во время скучного совещания...).

    Мягкая новость редко строится по принципу «перевернутой пирамиды»; структура, при которой самое важное, интересное дается в самом начале, тут не подходит. Читателя не побуждают немедленно «проглотить соль факта», но завлекают, подготавливая восприятие.

    Лиды мягких новостей заинтересовывают читателя, стараются его заинтриговать и, кроме того, устанавливают более дружественный, свободный и непринужденный тон. Вот их некоторые варианты:

    1.лид — «временное умолчание» (о главных героях или причинах события). Происшествие передается в самых общих чертах, вызывая у читателя желание узнать недосказанное. (В необычайную ситуацию попал человек, признанный лучшим асом второй мировой войны...) 2.«сценический» лид («образный протокол»). Как бы мгновенный снимок интригующей сцены: «Труп лежал лицом вниз...»; 3.лид — обращение: «Что, если бы премьером были Вы?»

    Одним словом, элемент новости, доминирующий в жесткой репортерской хронике, достаточно силен и в мягких сообщениях, но тут он менее «агрессивен», менее напорист и самоочевиден.

    Сегодня журналистские коллективы из-за повышенной конкуренции, из-за желания привлечь аудиторию пытаются уйти от простого предоставления новостей (мягких или жестких). Все чаще в СМИ появляются новые способы подачи новостей.

    К ним, например, относится инфотейнмент – разыгрывание новости.

    Другой метод подачи новостей – финишинг. Финишинг – это журналистский ход, прием, позволяющий обыграть резонанс на выступление газеты, вновь воспроизвести один или несколько аспектов ситуации, но уже в новом, неожиданном повороте, ракурсе. Неожиданность поворота диктует, логически перетекает в неожиданные выводы, комментарии.Финишинг включает в себя две-три публикации. Главное, чтобы поднятая проблема была доведена до конца, закрыта в плане ее практического решения. Причем при использовании этого приема допускается повтор какой-то ситуации, факта, картинки, вопроса и т.д.


    9. Информационные жанры в журналистике


    Информационные жанры – наиболее оперативные жанры, не требующие детального анализа. К этим жанрам, как правило, относят заметку (новость), репортаж, интервью, отчет. В учебнике А.А. Тертычного выделяются также информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог. Спорным считается и отнесение к информационным жанрам колонки, реплики и зарисовки. Наличие такого количества разногласий по данному вопросу может свидетельствовать лишь то, что информационные жанры развиваются, что тексты в этих жанрах являются очень популярными в современной прессе.

    Популярность информационных жанров легко объяснима: эти тексты интересны читательской аудитории. Ведь они отличаются современностью, своевременностью (ощущение важности оперативной подачи), емкостью, сжатостью, новизной. Не лишены они и такого важного признака для любого журналистского материала как социальная значимость.

    В любом тексте информационного жанра отмечается оперативность, наличие событийного повода, рассмотрение отдельного факта, явления. Нередко центром информационного материала сегодня становится сенсация. Часто журналисты стараются придать новости масштабности (например, цифра дается с разъяснением: показывается либо ее значимость, либо ее необычность). Еще одна современная примета информационных жанров – повышенное внимание к заголовку. Связано это с тем, что иногда в газете присутствует столько новостей, что читатель пробегает глазами только их заголовки, и если заголовок неинтересен, то дальше текст, вероятно, прочитан не будет. Стоит отметить, что у любого заголовка есть три основные функции:

    1.номинативная – называет, вычленяет тему, проблему.

    2.коммуникативная – должен информировать сообщать нечто.

    3.рекламно-целевая – рекламирующий текст.

    Заголовки должны побудить в читателе интерес, желание ознакомиться с текстом, поэтому сейчас популярны афористичные заголовки, заголовки-цитата, заголовки-интрига, не теряют актуальности и более традиционные заголовки: заголовок-хроника, заголовок-резюме. Отметим, что заголовки свидетельствуют о концепции издания.

    Несмотря на некоторые общие признаки, каждый информационный жанр непохож на другой. Выбор жанра зависит от целеустановки автора, характера инфы и полученных сведений. При выборе заметки автор ставит перед собой задачу донести до читателей новую, актуальную для них, информацию, сжато и оперативно ответить на основные что? где? когда?. Если автор выбирает интервью или репортаж, то тогда при общем сохранении интереса к новости, на первый план выступает не оперативное значение сообщаемой инфы, а ее истолкование. Стоит отметить, что такая «аналитичность» этих информационных жанров не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования. Господствуют в отчете, репортаже и интервью повествовательно-описательные элементы, а не логико-рациональные. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен на газетную полосу, в радио- и телеэфир в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее. Вкупе с заметкой отчет, репортаж и интервью позволяют создать движущуюся панораму действительности, передать ощущение динамики жизни.


    10. Система информационных жанров


    Информационные жанры – наиболее оперативные жанры, не требующие детального анализа. К этим жанрам, как правило, относят заметку (новость), репортаж, интервью, отчет. В учебнике А.А.Тертычного выделяются также информационная корреспонденция, блиц-опрос, вопрос-ответ, некролог. Спорным считается и отнесение к информационным жанрам колонки, реплики и зарисовки. Наличие такого количества разногласий по данному вопросу может свидетельствовать лишь о том, что информационные жанры развиваются, что тексты в этих жанрах являются очень популярными в современной прессе.

    По сути содержание текста в информационном жанре должно содержать ответы на ряд стандартных вопросов (формула Квинтилиана): кто сделал? + что сделал? + где? + какими ср-вами? + зачем? + как? + когда?

    Ядро этих текстов — новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт — нечто, имевшее место во времени и пространстве. Факт инвариантен, а изложение, интерпретация его вариативны. Разговоры о масштабности, общезначимости, ударности факта бессмысленны: восприятие его зависит от характера подачи сообщения и от уровня аудитории, от ее интересов (социальных, этических, возрастных, профессиональных). Поэтому принципиальная задача любого СМИ заключается в том, чтобы дать максимально представительный поток инфы, удовлетворяющий запросы аудитории.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.