МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характеристика аналитических жанров журналистики

    Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:

    1.оперативность; 2.релевантность — соответствие интересам аудитории; 3.фактическая точность; 4.декодируемость — понятность для аудитории сути сообщения;

    5.краткость инфы. Всем этим требованиям соответствует ведущий оперативно-новостной текст СМИ — заметка. Главное в заметки – лид, в котором формулируется и представляются основные факты события. Изложив суть факта, репортер затем расширяет информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями — цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной инфы. Автор заметки ограничен в выявлении собственного "я", на первый план в текстах такого рода — в короткой хронике, в развернутом новостном сообщении — выступает сообщение о факте. Однако автор и не безразличен к инфы — он всегда ощущается и в отборе фактов, и в их группировке, и в изложении.

    Специфика репортажа и интервью в том, что в них при общем сохранении интереса к новости на первый план выступает ее истолкование. Важно подчеркнуть: анализ, интервью и репортаже — не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен на газетную полосу, в радио- и телеэфир в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее.

    Репортаж — один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи инфы с ее анализом. Стержнеобразующий жанровый элемент здесь — отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью, то есть воспроизведением деталей и подробностей, последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события. Реконструкция события — прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т. д.

    Специфика интервью заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты. Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника — его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Разновидности интервью: информационное, проблемное, экспертное, интервью – мнение.

    Существуют также пограничные жанры, к ним можно отнести: колонку, реплику и зарисовку. Колонка, пограничный жанр между аналитическими и информационными жанрами, близка к комментарию. Жанр для нашей публицистики новый, пришедший из-за рубежа. Когда в конце 1980-х отечественная жур-ка все очевиднее стала приобретать авторский характер, колонка появилась и у нас: М. Соколов в "Коммерсанте", Л. Радзиховский в "Сегодня", А. Боссарт, А. Минкин, Стародум (Ст. Рассадин) в "Новой газете". Многие провинциальные газеты тоже обзавелись колонками. На Западе колонка обычно занимает до 200 строк. Объемы отечественных текстов этого жанра находятся в тех же пределах. Справедливости ради следует отметить, что у современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник — фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Сегодняшняя колонка, разумеется, носит не только иронико-комический характер: она служит и журналисту-политологу, и экономисту, и социологу, и театральному или кинокритику. Автор в колонке выступает в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения, собственно, и является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе. Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Во-вторых, колонка как оперативный отклик на происшедшее по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. В колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения — смысловое ядро колонки. Колонка — это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями. Если в комментарии такая связь публициста и аудитории факультативна, то в колонке обязательна. Итак, комментарий — жанр публицистики, представляющий собой оперативный отклик на конкретные события в форме монолога автора, приглашающего аудиторию к соразмышлению. Колонка — монолог публициста, предлагающего в свою оценку фактов и явлений действительности. Зарисовка и реплика, жанры пограничные с художественно-публицистическими. Так, некоторые исследователи называют реплику – младшей сестрой фельетона. Новость в реплике всегда носит отрицательный характер и именно эта черта новости и обсуждается. Структура реплики – инфа о негативном факте и мнение автора по этому поводу, плюс оценка значимости этой отрицательной черты для общества в целом.



    11. Репортаж


    Репортаж – это оперативная форма эмоционального, наглядного изображения события, участником которого был сам автор. В основе репортажа лежит событие в динамике, наглядное изображение действительности, причем это общественно-значимое событие развивается на глазах у читателя. Это своего рода история события. Особенности жанра: оперативность, динамичность, наглядность происходящего, активнодействующее авторское Я, которое помогает создавать эффект присутствия.

    Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону – от начала описания события к его завершению.

    Репортаж не может быть написан со слов очевидцев. Реконструкция события – прерогатива очерка, зарисовки. Журналист волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего. Но избирать для повествования композицию, разрушающую реальный ход происходившего, значит разрушить жанр: вместо репортажа читатель увидит корреспонденцию с элементами репортажа, статью, обозрение и т.д. Репортер имеет право привести свидетельства других участников или очевидцев событий, но они будут лишь своеобразной цитатой в тексте, в котором главенствует автор. Автор репортажа – не обязательно действующее лицо события (хотя может и быть им, например, в материалах типа «репортер меняет профессию»), но он всегда – активный наблюдатель и комментатор действия.

    Для появления репортажа должен быть событийный повод. Журналист фиксирует впечатления, реплики, фрагменты портрета, передает ощущения увиденного. Логично выстроенная цепочка событий в их последовательности и детальности подробно создает наглядность и убеждает в достоверности. Таким образом, задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о предметных ситуациях, событиях (и лучше всего – быстро развивающихся). Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Это возможно осуществить разными путями. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остается только показать это развитие. Однако бывают события, ситуации, развитие которых протекает вяло, неопределенно, является довольно статичным. В этом случае автора может выручить «вывод на поверхность» события его внутренней динамики или изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

    Репортаж роднит с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими) использование метода наглядного изображения действительности. Однако в репортаже наглядность несет чисто информативную функцию, функцию сообщения о вполне конкретном событии, происшествии и пр. А скажем, в очерке наглядное отображение преследует прежде всего цель обобщения, типизации.

    Журналист в репортаже часто использует элементы интервью, зарисовки, вводит небольшие диалоги, характеристики персонажей.

    Наиболее ярко авторское Я проявляется в репортажах, где журналист не просто очевидец, а участник события (н\р, когда репортер меняет профессию). Метод маски – это, когда журналист надевает маску другой профессии (рубрика испытано на себе). Только так (испытано на себе) журналист получает много новой и интересной инфы, но и испытывает ощущения. Этот метод позволяет: сделать читателя соучастником события. Заставить пережить подобные эмоции, сопереживать, побудить к действию, получить факты, которые невозможно получить методом интервью, изнутри познать явление. Кроме этого, авторское Я проявляется через комментирование события, через языковые ср-ва. Бывают репортажи, где автор не упоминает о себе, но через повествование становится ясно, что он является свидетелем события. Репортер может использовать в материале я и мы.

    Перечислим основные виды репортажа:

    1.событийный – наиболее распространенный вид. Он оперативно отражает общественно значимые события, которые излагаются в хронологической последовательности.

    2.познавательный – в основе не событие, а тема, которую освещает репортер (это м.б. рассказ о буднях рабочего коллектива, научной лаборатории). Они не столь оперативны, как событийные. Автор выстраивает материал по своему усмотрению.

    3.проблемный – репортаж несет в себе элементы анализа события. Здесь поднимаются актуальные, экономические, научные вопросы.

    Итак, репортаж - это оперативный жанр, журналист передает детали события и при помощи изобразительных средств дает живую картину. Репортаж отличается динамикой изложения, эффектом авторского присутствия. Динамичность репортажа предполагает энергичный зачин, быстроту действия. Концовка – это сжатое, лаконичное, выражение мысли, вывод. Жанр предлагает монолог автора, комментарий очевидцев.

    Образная картинка – это обязательный элемент репортажа: описание местности где происходит действие, присутствующих людей, погоды.

    Итак, перечислим природообразующие элементы репортажа:

    • последовательное воспроизведение события – динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;

    • наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;

    • предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);

    • образная аналитичность – отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);

    • эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;

    • активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.

    В настоящее время жанр интервью широко распространен как в печатных, так в аудиовизуальных СМИ. Пр: Труд Лика Брагина (23-03-2010) «Заработано лицом», рубрика спецрепортаж,Наталья кочмарек (9-04-10)Анна Лялякина, Екатерина Маркелова (31-03-10) Опознали. «Коммерсантъ» Андрей Колесников. В «Новой газете» Зинаида Бурская.


    12. Интервью


    Этот жанр представляет собой беседу журналиста с одним или несколькими лицами, имеющую общественный интерес, предназначенную для передачи по каналам СМИ. Изложение фактов, высказывание о событиях ведется от имени человека, которого интервьюируют. Именно этим (мнением компетентного лица) оно интересно аудитории. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, именно журналист пытается спрогнозировать, что будет интересно его аудитории, во-вторых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а в-третьих, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда – прямо, иногда – косвенно) и позицию корреспондента.

    Внутрижанровые разновидности: 1.Интервью-диалог – журналист влияет на ход беседы, направляет ее в нужное русло. 2.Интервью-монолог – один вопрос в начале беседы, а интервьюер отвечает на протяжении всей беседы. Хотя журналист по ходу беседы может задавать и большое количество вопросов, но для читателя представить разговор в виде монолога. 3.Интервью-сообщение – содержание беседы журналист пересказывает, или передает в форме отчета. 4.Интервью-мнение (экспертное интервью) – развернутый комментарий компетентного лица к событию, факту, проблеме. 5.Блиц-опрос – журналист пытается получить ответ на 1,2 вопроса от множества людей.6.Пресс-конференция

    В своем учебнике А.А.Тертычный также выделяет информационное и аналитическое интервью. По его мнению, в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал. В последнем случае роль автора заключается в том, что он своими вопросами задает направление анализа, которое осуществляет информируемое лицо.

    Виды вопросов: закрытые (предполагаемый ответ - да, нет), открытые (предполагаются полные ответы, почему, каким образом), зеркальные (состоит в повторении с вопросной информацией части утверждения, только что произнесенного собеседником. Это помогает создавать в беседе новые повороты), риторические (их цель вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы. Необходимо следить, чтобы не скатиться до уровня демагогии, или смешной ситуации), переломные (удерживают беседу в строю. Используются для перехода с одной проблемы на другую), вопросы для обдумывания (заставляют собеседника размышлять), подтверждающие (задают, чтобы найти взаимопонимание), дополнительные (повторные вопросы на ответы, не удовлетворившие журналиста), заключающие вопросы (призваны закончить беседу. Это могут быть подтверждающие вопросы, подведение итогов. Или можно задать интересный вопрос, чтобы оставить благоприятное впечатление).

    На каждый из этих вопросов журналист может получить определенный ответ от своего собеседника. М.И. Шостак выделяет такие виды ответов: полные и неполные; обстоятельные и краткие; точные и уклончивые; демонстрирующие готовность продолжать беседу и нацеленные на ее срыв; исчерпывающие тему и намеренно обрывающие ее. Сложность для журналиста чаще всего представляют пространные ответы (ответ как бы полностью выговорившегося собеседника), «поучающий» ответ и ответ с ухмылкой (свидетельствуют об общем неблагополучии беседы).

    Начальная работа над интервью: 1. постановка цели: какую информацию предстоит собрать? 2. подготовительный – знакомство с темой, работа с источниками инфы, сбор сведений о герое (поступки, знакомство с родственниками, соседями, изучение биографии). 3. создание вопросника: формулировка вопросов на основные темы, которые будут задеты в интервью. Четкой последовательности быть не может. (Тина Канделаки, СТС).

    В настоящее время жанр интервью широко распространен как в печатных, так в аудиовизуальных СМИ. Приведем примеры. На местном ТВ: ГТРК программа «Гость в студии» (Пантелеев, острые вопросы, разные гости), УТВ «Железная логика», «Есть повод», печать: ПН Марго Неугодова (интевью со знаменитостями), Звезда. Федеральные: Марианна Максимовская (Неделя), Познер, Тигран Кеосаян, печать: В Известиях есть рубрика Интервью: Наталья Кочеткова, Михаил Майков, Рос газета, Спорт-экспресс – очень широко (Александр Кружков), НезависГ (Николай Сурков, Виктория Памфилова)

    При проведении интервью Муратов приводит большое число фактов, аппелирует к предыдущим высказываниям интервьюера(из прошлой жизни), заставляет поразмышлять. Высказывает такую точку зрения, которую заведомо захочется опровергнуть интервьюируемому. Высказывает собственное мнение. Использует вопросы: уточн, открытые. Интервью-диалог.


    13. Общая характеристика аналитических жанров журналистики. Современное состояние аналитических жанров в отечественных СМИ


    СМИ не только передают новости, но и ориентируются на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В аналитической журналистике новостью становится идея, мнение журналиста. Журналист-аналитик не только обладает фактами, он анализирует материал.

    Методы сбора инфы в аналитике:

    1. документы 2. интервью – помогает журналисту представить мнение оппонента, добыть скрываемую информацию. 3. наблюдение – позволяет сделать материал эмоционально окрашенным, а следовательно, более убедительным.4. эксперимент – журналист организует ситуацию и следит за тем, как она протекает, оставаясь в роли журналиста

    Методы предполагают погружение в проблему, ее разбор, т.е. использование публицистического анализа – комплекса формально содержательных компонентов необходимых для передачи определенного содержания с определенной целью. Анализ – это метод мышления состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно практически расчленяется на составные элементы, каждый из которых потом исследуется в отдельности, как часть целого для того, чтобы соединить с помощью другого логического приема, синтеза в целое.

    Публицистический анализ отличается от анализа как метода мышления следующим:

    1.публицистический анализ не претендует на общезначимость, здесь важна актуальность, оперативность. 2. эмоциональность

    В свою очередь, научный анализ обладает качествами: историчность – способность увидеть предмет, явление в его развитии и конкретике; объективность – единство достоверности факта и правдивости в его изображении. Разумеется, журналисту также необходимо стремиться и к историчности, и к объективности. Хотя добиться этих характеристик текста в научном их понимании очень сложно. Журналист в большей степени выступает как ученый-социолог, т.е. он следит за современным развитием общества.

    Понятие публицистического анализа тесно связано с идейно-тематическим своеобразием аналитики. Здесь рассматриваются понятия темы, идеи и проблемы.

    Тема произведения – это явление или круг явлений социальной действительности, которыеые стали предметом изображения. Для аналитического материала тема – конкретная ситуация в проблемном свете (ситуация как проблема). Т=КРС/МОП (тема=конкретная реальная ситуация/масштабная общественная проблема).

    Проблема – второй компонент темы в аналитическом материале, наряду с совокупностью взаимосвязанных между собой фактов. Проблема – противоречивая ситуация, требующая разрешения. Аналитик рассматривает ситуацию на стыке разных мнений, рассматривает разные противоречия, представляет их и занимает какую-либо сторону. Журналист вскрывает сущностное содержание проблемы.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.