МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Характеристика аналитических жанров журналистики

    Статьи Белинского оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Исходя из принципов реализма и демократической народности, Белинский развенчал реакционно-романтическую школу и подорвал популярность ее наиболее видных представителей: Кукольника, Бенедиктова и др. Тем самым он расчистил дорогу для дальнейшего движения русской литературы. Необычайно глубоко раскрыл Белинский значение творчества Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

    Разумеется, Белинский размышлял не только на литературные темы, он рьяно отстаивал позиции демократов, прозрачно намекал на пагубность крепостного права, поддерживал революционные события в Европе. Чаще всего свою позицию Белинский раскрывал в спорах против своих идейных противников. Например, враждебным было отношение журнала к Булгарину, Гречу, Сенковскому и к их периодическим изданиям – «Северной пчеле» и «Библиотеке для чтения». Из выступлений Белинского против Сенковского и его журнала наиболее значительным является «Литературный разговор, подслушанный в книжной лавке»

    Велась полемика и с «Москвитянином». От его критики защищали Лермонтова, Гоголя и писателей натуральной школы. Особенно большую роль в полемике с «Москвитянином» сыграл памфлет Белинского «Педант», а статья Белинского «Взгляд на русскую литературу 1844 года» включает жестокую критику поэтов-славянофилов – Языкова и Хомякова.

    Передовые идеи находили выражение не только в статьях Белинского и Герцена, в художественных произведениях, публиковавшихся в «Отечественных записках», но и в содержании всех отделов журнала. Не случайно, например, под рубрикой «Смесь» часто появлялись материалы о рабовладении в Америке, в отделе «Науки» помещались статьи, прозрачно доказывающие необходимость отмены крепостного права. Отдел «Современная хроника России» с сочувствием следил за развитием отечественной промышленности и торговли.

    С апреля 1846 г. Белинский прекратил работу в журнале Краевского. Причин для ухода у него было более чем достаточно. Несмотря на то что Краевский получал от журнала большие доходы, материальное положение Белинского оставалось неизменно тяжелым: корыстолюбивый издатель чрезвычайно неохотно соглашался на повышение его заработка. Вместе с тем Краевский нещадно эксплуатировал критика, заваливал его непосильной и срочной работой. «Я Прометей в карикатуре: «Отечественные записки» – моя скала, Краевский – мой коршун, который терзает мою грудь», – жаловался Белинский.

    Уходя из журнала Краевского, Белинский, Герцен и Некрасов полагали, что «Отечественные записки», утратив «дух» и «закваску», потеряют прежнее направление, содержательность и, следовательно, популярность у читателей. Так и случилось. Но первое время Краевский, чтобы удержать читателей, считал целесообразным сохранять в известной мере утвердившуюся репутацию журнала.

    Журнал не был закрыт и в 1868 году его издателями стали Некрасов и Салтыков-Щедрин.

    Уйдя из «Отечественных записок» Белинский сразу же нашел себя в другом издании. Ведь в сентябре 1846 года Некрасов и Панаев получили право издавать «Современник».

    На очень высоком уровне стояли в «Современнике» литературная критика и библиография. Этим журнал был обязан Белинскому, который поместил в нем «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ «Москвитянину», «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Гоголя» и ряд других статей и рецензий. Они определили не только художественные, но и политические позиции «Современника», сыграли большую роль в развитии русской литературы и общественной мысли.

    Значительное место занимали в «Современнике» статьи по вопросам науки. Нередко в «Современнике» появлялись статьи и рецензии по общим проблемам естествознания.

    Содержательным и разнообразным был в «Современнике» отдел «Смесь», игравший весьма существенную роль. В пределах цензурных возможностей этот отдел заменял журналу не разрешенные ему общественно-политические отделы и нередко включал статьи и заметки, касающиеся социально-экономических и политических вопросов внутренней и международной жизни. Здесь можно найти статьи, направленные против крепостничества и капиталистического строя, заметки, проводившие идеи социализма, полемические выступления против реакционных журналов, против славянофилов

    Но после событий 1848 г. «Современник» оказался в исключительно трудном положении. Напуганный строгостями, Никитенко (официальный редактор журнала) счел за лучшее сразу же отказаться от редактирования «Современника».Но Некрасов и Панаев решили продолжать издание журнала. С большим трудом они добились утверждения в качестве редактора «Современника» – причем временно и лишь «в виде опыта» – Панаева (с 16 апреля 1848 г.). На всем протяжении «мрачного семилетия» существование «Современника», обвиненного в пропаганде коммунизма и революции и отданного под строжайший надзор Третьего отделения и «Комитета 2-го апреля», висело на волоске. Цензура жестоко преследовала журнал.

    Столь тяжелые условия существования не могли не отразиться на «Современнике». Журнал перестал касаться вопроса о крепостном праве и положении крестьянства, ничего не мог сказать по поводу революции 1848 г. в Западной Европе. На его страницах нередко появлялись произведения, противоречащие традициям Белинского и тому направлению, которое он придал журналу. Но более всего пострадала в «Современнике» критика. До прихода Чернышевского никто не мог заменить в журнале умершего Белинского (на его смерть «Современник» смог откликнуться лишь десятью строчками). Общий упадок русской журналистики коснулся и «Современника».



    25. Журналистика эпохи реформ 1860-х гг.


    Подготовка отмены крепостного права выдвинула на первый план крестьянский вопрос. В политике, философии, литературе и, естественно, в журналистике все более или менее серьезные проблемы были связаны с ним самым непосредственным образом.

    В это время можно выделить несколько направлений периодических изданий по отношению к крестьянской реформе и ее осуществлению: славянофильские («Русская беседа», газета «Молва»); “почвеннические” (журналы Ф.М. иМ.М. Достоевских «Время» и «Эпоха»); монархические («Журнал землевладельцев», «Земледельческая газета», еженедельник «Домашняя беседа»); либерально-запднические («Русский вестник» Каткова, «Отечественные записки» Краевского, “Русские ведомости”); демократические («Современник», «Искра» и «Русское слово»).

    После крестьянской реформы 1861г. периодическая печать из атрибута состоятельных слоев общества, превращается прессу грамотных слоев населения. Процесс капитализации втягивал в общественную жизнь все новые массы людей, нуждающихся в оперативной инфы о различных сторонах внутренней и международной жизни. В 60 – 70 г. появлялся новый массовый читатель – ремесленники, чиновники, извозчики, прислуга. А вместе с ним и новый тип газеты – массовый. Это привело к расширению прав печати, росту числа частных газет. Издание массовых газет становится коммерческим предприятием, главной задачей которого не только информировать публику, но и извлекать прибыль из своего дела.

    Бурному развитию печати способствовал закон 1865 года - “Временные правила о печати”. Согласно им от предварительной цензуры освобождались столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов. Столичные газеты получили возможность обсуждать вопросы внешней и внутренней политики. Под цензурой оставались иллюстрированные, сатирические издания и провинциальная печать.

    В 1862 г. было разрешено печатать объявления всем газетам, это позволило многим из них существенно улучшить свое материальное положение. Кроме того, газеты стали распространять не только по подписке, но и продавать в розницу, прежде всего на железнодорожных вокзалах. А в 1865 г. “Временными правилами” была разрешена уличная продажа газет разносчиками. Такое право надо было купить. С 66г. наблюдается увеличение розничной продажи газет, растут тиражи, особенно общеполитических столичных газет. Например, тираж «Московских ведомостей» доходил до 12-14000 экз.

    1860-ые года – время бурного развития сатирических журналов:“Искра”, “Гудок”, “Будильник”, “Весельчак”, “Арлекин”, “Развлечение”.

    Сатирические журналы: «Искра» В. Курочкина и Н. Степанова (1859—1873). Курочкин и Степанов, став редакторами «Искры», удачно дополняли друг друга. Курочкин заведовал литературной частью издания, Степанов — художественной. Им удалось привлечь в журнал талантливых поэтов, беллетристов, публицистов, художников преимущественно из лагеря революционной демократии. Однако не только усилиями профессиональных литераторов и художников создавался журнал. «Искра» располагала обширной сетью корреспондентов, какой до нее не имело ни одно издание. Из разных углов России в редакцию шли письма обо всем, что делалось на местах, авторы раскрывали злоупотребления властью, взяточничество, казнокрадство, неправедный суд.

    Другим постоянным публицистическим отделом «Искры» была «Хроника прогресса» — цикл передовых статей, начатый в № 5 за 1859 г. Его вел Г. 3. Елисеев. Еще одна «фишка» журнала – карикатуры Н.Степанова.

    В 1864 г. цензурный комитет под угрозой закрытия журнала потребовал заменить В. Курочкина на посту редактора. Руководство изданием принял на себя его брат Вл. Курочкин. В это же время из «Искры» ушел второй редактор Н. Степанов, который вскоре стал издавать журнал «Будильник».

    Сатирический журнал «Гудок» (под редакцией Д. Минаева), стал выходить с начала 1862 г. Цели журнала «мы верим в смех, как в гражданскую силу». Мишенями для «Гудка» служили суд, администрация, чиновники, цензура, полиция и другие органы царского самодержавия. «Гудок» с первого номера стремился во всем походить на «Искру» и даже подражать ей. В чем же проявилось сходство двух журналов? Во-первых, в идейной близости. Как и в «Искре», в «Гудке» важнейшее значение имели социальные проблемы. Много места уделялось крестьянскому вопросу. Во-вторых, «Гудок» как тип издания внешне очень напоминал «Искру». Рисунки с остроумными подписями перемежались на страницах журнала текстом. Они удачно дополняли литературные материалы, несли самостоятельную идейную нагрузку.

    Между «Искрой» и «Гудком» существовали, однако, и заметные различия. «Искра» была журналом «всероссийским», да и темы, которые она ставила, выходили далеко за пределы столицы. «Гудок» же, по преимуществу, составлялся из петербургского материала. Характер сатиры «Гудка», центральное место в котором занимали произведения Минаева, отличался от «Искры». В основе своей сатира «Гудка» была злободневна, политически остра, актуальна. Но у Минаева да и других, близких к нему авторов, идейное начало нередко очень приглушено, а смеха больше, чем протеста против безобразий действительности.


    26. Журналистика 1870-80 гг. Публицистика М. Салтыкова-Щедрина и Г. Успенского


    Все периодические издания этого времени делятся на три группы: консервативно-монархические (“Русский вестник”, “Московские ведомости”, “Гражданин”, “Новое время”); либерально-буржуазные (“Вестник Европы”, “Голос”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “Русские ведомости”); демократические (“Искра”, “Отечественные записки”, “Дело”). Первые на страницах своих изданий защищали монархию и интересы высших слоев населения. Ко второй группе, помимо названных изданий относилась большая часть провинциальной прессы и массовых изданий для простонародья. Они не касались политических вопросов. Третья группа изданий защищала интересы трудящейся части населения.

    Особенностью этого периода можно считать и появление нелегальных изданий революционеров-народников в России и в Европе. Все эти издания можно отнести к бесцензурной периодике.

    В 70-ых гг. за границей уже сосредоточились значительные силы революционеров - эмигрантов из России, которые искали средств участия в борьбе против самодержавия. Народничество никогда не было единым течением, в нем существовали два крыла - революционное и либеральное. В 1868 в Женеве группа революционеров-эмигрантов во главе с Бакуниным издали журнал "Народное дело". Они писали о борьбе с угнетением трудящихся, пропагандировали революцию, призывали к немедленному восстанию против самодержавия, уничтожению частной собственности. В 1875 в Женеве бакунисты сумели наладить издание газеты "Работник"- первая русская популярная революционная газета для читателей из народа. Она была рассчитана на рабочих и крестьян. В журнале и газете “Вперед!” рассказывалось о новых формах революционной борьбы и печатались запрещенные произведения.

    Народники издавали и подпольные газеты в России. “Начало” - первая революционная газета, издававшаяся тайно на территории России. Другой стала “Земля и воля” и “Народная воля”. Главное содержание всех этих изданий – обсуждение методов борьбы за справедливость и за народные интересы, прежде всего путем террора. Просуществовали эти издания недолго.

    Народники не понимали прогрессивной роли капитализма в России и утверждали, что ей нужно избежать капиталистического развития, что капитализм в России — явление случайное. Они идеализировали крестьянскую общину и видели в ней зародыш социализма. Ошибочными были взгляды народников на весь ход истории человечества и роль народных масс в истории. Многие из них полагали, что историю делает не народ, а отдельные герои — «критически мыслящие личности», за которыми слепо движется толпа.

    Закон о печати 1882 г., утвердивший полный административный произвол над прессой. Совещание четырех министров получило право прекращать любой периодический орган, лишать издателей и редакторов прав продолжать свою деятельность, если она будет признана «вредной». После ужесточения контроля за печатью в начале 80-х были закрыты многие легальные демократические издания.

    Салтыков-Щедрин. В «Отечественных записках» сатирик работал шестнадцать лет, с 1868 по 1884 г.; его произведения появлялись почти в каждой книжке и во многом определяли характер и направление журнала. В литературном наследстве писателя 70—80-х годов особое место занимают крупные сатирические обозрения — циклы очерков, в которых органически слиты элементы публицистики и художественной прозы. Это была своеобразная, свободная жанровая форма, с относительной самостоятельностью отдельных очерков и глав, которая позволяла автору быстро откликаться на злобу дня, на жгучие вопросы времени.

    После поездки по Европе печатает в "Отечественных занисках" цикл очерков "За рубежом" (1880). В этих очерках Щедрин показал себя хорошим наблюдателем и аналитиком: он сумел увидеть пороки современной французской буржуазии, в которой не было ничего революционного; писатель признал милитаризм важнейшей чертой в политике и настроениях немецкой буржуазии и др.

    «Зарубежное» в очерках Салтыкова-Щедрина постоянно и тесно переплетается с «отечественным». В аллегорической сцене — диалоге между «мальчиком без штанов» и «мальчиком в штанах» — сатирик ставит вопрос о характере дальнейшего развития России. (Разобрать этот очерк!)

    После закрытия в 1884 г. «Отечественных записок» из семи тысяч их подписчиков четыре с половиной перешли к «Русской мысли», до этого издававшейся в убыток. Редакция журнала усилилась за счет сотрудников «Отечественных записок»: Г. Успенского, Плещеева, Михайловского, Златовратского, Южакова, Протопопова и некоторых других.

    Редакция журнала отрицательно относилась к идеям марксизма. Но особенность этого издания заключалась в том, что часть сотрудников не разделяла общередакционной точки зрения. Позицию, во многом отличную от взглядов Гольцева (идейный лидер издания, секретарь редакции) на вопросы общественной и литературной жизни, занимали в журнале демократические писатели — Г. Успенский, Чехов, Короленко, Шелгунов, вынужденные сотрудничать там в 80-е годы. Успенский, например, не разделял мнений руководителя «Русской мысли» и его основных сотрудников, ему был чужд оптимизм относительно спасительной миссии русской общины, иначе оценивал он революционную борьбу западноевропейского пролетариата, теорию научного социализма. Об этом говорят его очерки: «Равнение под одно», «Выпрямила», «Горький упрек» и др.

    Стоит отметить, что первоначально Г. Успенскому было поручено вести обозрение русской жизни. Однако тот не нашел себя в жанре публицистического обзора. Он тяготел к художественному очерку и именно в этом виде литературного творчества дал образцы художественной публицистики. (Разобрать очерк «Равнение под одно»).

    В «Северном вестнике» печатались очерки Г. Успенского «Живые цифры». Писатель, все еще поглощенный темой «власть земли», во второй половине 80-х годов проявляет все больше интереса к теме «власть капитала». Этот творческий замысел был реализован в очерках, объединенных названием «Живые цифры».

    Писателя отличала необыкновенная зоркость, когда он изображал цифры официальной статистики в живых картинах повседневной народной жизни. Ему приходилось писать о поруганном материнстве, о детской смертности, массовом сиротстве, о «четверти» лошади в крестьянском хозяйстве, о малоземелье. Он как бы раскрывал художественными ср-вами те обобщения, которые заключены в средних статистических данных. Эффект получался огромный. Картина непосильного труда крестьянской семьи в очерке «Четверть лошади» показывала всю жестокость существующего строя.


    27. Развитие газетного дела в России 1890 гг. Типология газет


    В 70-е и особенно в 80-е годы выросла потребность в широкой и разносторонней инфы, в увеличении числа еженедельных и ежедневных изданий. Рост количества газет особенно интенсивно шел в 90-е — начале 900-х годов. В 1860 г. в России издавалось семь ежедневных газет и 98, выходивших от одного до трех раз в неделю. В 1913 г. ежедневных газет стало 417, из них 10 выходили два раза в день. В конце 90-х годов тиражи отдельных газет достигали 50 — 70 тыс. экземпляров. После революции 1905 — 1907 гг. тиражи газет значительно увеличились («Русское слово» имело 250 тыс.).

    Технический прогресс в свою очередь облегчал организацию и выпуск газет: увеличилось производство бумаги, появились мощные печатные машины, телеграф во много раз ускорил поступление инфы. Улучшается полиграфическое оформление газет. Фотография с конца 80-х годов пришла на смену рисованным иллюстрациям. Популярными становятся криминальные материалы и судебные очерки, в газетах появляются сенсации и необычные репортажи, “материалы человеческого интереса”. Особое место занимают фельетоны и короткие рассказы.

    Газетное дело становится выгодным коммерческим предприятием. Наблюдается рост провинциальной частнособственнической газетной печати. В прессу приходят люди, не имеющие ничего общего с литературой, – купцы, банкиры, дельцы и спекулянты. Многие газеты начинают печатать коммерческие объявления, что дает им значительный доход. Видное место отводится коммерческой рекламе, биржевым таблицам, курсовым бюллетеням. Большинство коммерческих изданий ведут активную конкурентную борьбу за читателя, всячески стараются привлечь его внимание: бесплатными приложениями, премиями в виде книг.

    Система периодической печати конца XIX в. хорошо сформирована. Тогда говорили о «большой», «малой» и «дешевой» газетах. Был замечен и четвертый тип, который только появлялся в газетной прессе, но дать ему название не успели. Если перевести эти определения на современную терминологию, то можно говорить о качественной, массовой и бульварной газете. Четвертый тип точно соответствует современной информационной газете. В русской прессе существовали газеты, считавшиеся эталоном своего типа. Это «Русские ведомости» — качественная газета, «Новое время» и «Русское слово» — информационные, «Россия» — массовая и «Газеты-Копейки» — самый чистый тип бульварной газеты.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.