Делопроизводство в учебно-научном подразделении ВУЗа
объектов по вертикали.
В юридическом плане распорядительные документы относятся к
нормативным правовым актам. В них получают выражение конкретные юридически
властные предписания субъектов исполнительной власти. Конкретность таких
предписаний проявляется в том, что с помощью распорядительных документов
разрешаются возникающие в сфере управления проблемы и вопросы; их адресатом
являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица
или работники; они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение
конкретных административно-правовых отношений.
С точки зрения сферы своего действия распорядительные документы
делятся на:
1. правовые акты, действующие на федеральном уровне, — акты, издаваемые
Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации,
органами федеральной исполнительной власти;
2. правовые акты, действующие на уровне субъектов Российской Федерации, -
краев, областей, городов республиканского значения Москвы и Санкт-
Петербурга, автономных областей и округов, а также их территориальных
образований;
3. правовые акты, действующие в пределах отрасли (издаются отраслевыми
органами федеральной исполнительной власти);
4. правовые акты, действующие в рамках отдельной организации, учреждения,
предприятия, фирмы.
Распорядительные документы, издаваемые органами федеральной
исполнительной власти, относятся к категории ведомственных нормативных
актов. Их можно разделить на:
акты, затрагивающие права, свободы, законные интересы граждан
Российской Федерации;
акты межведомственного характера;
акты, регулирующие отношения органов федеральной исполнительной
власти с подведомственными учреждениями, организациями и предприятиями.
Подготовка распорядительных документов федеральных органов
исполнительной власти осуществляется в соответствии с Правилами подготовки
ведомственных нормативных актов, утвержденными постановлением Совета
Министров — Правительства Российской Федерации от 23 июля 1993 г. № 722.
Основанием для издания распорядительного документа может быть:
. необходимость исполнения принятых законодательных, нормативных правовых
актов и иных решений вышестоящих органов;
. необходимость осуществления собственной исполнительно-распорядительной
деятельности, вытекающей из функций и задач организации.
Распорядительные документы могут издаваться совместно несколькими
органами управления.
С точки зрения порядка разрешения вопросов (принятия решений) все
распорядительные документы делятся на две группы: документы, издаваемые в
условиях коллегиальности; документы, издаваемые в условиях единоличного
принятия решений.
В первом случае распорядительные документы издаются на основе
решений, принимаемых совместно группой работников (коллегией, собранием,
советом, правлением и т.п.). Коллегиальность позволяет наиболее правильно и
эффективно решать крупные и сложные вопросы, требующие серьезной
проработки. На основе коллегиальности действует федеральное правительство,
представительные органы и правительства субъектов федерации и органов
местного самоуправления, государственные комиссии и комитеты, коллегии
министерств, высшие органы управления акционерных обществ и др.
В системе коллегиальных органов особо выделяются совещательные по
своему статусу органы, например коллегии министерств. Их специфика
заключается в том, что решения совещательных органов носят не обязательный,
а рекомендательный характер. Это означает, что руководитель организации
имеет право принять собственное решение, вопреки решению совещательного
органа.
В условиях единоличного принятия решений власть по всем вопросам
управления в организации принадлежит ее руководителю. Единоличное принятие
решений обеспечивает оперативность управления, повышает персональную
ответственность руководителей за принятые решения. На основе единоличного
принятия решений действуют федеральные министерства, администрации
субъектов Российской Федерации и других территориальных образований, органы
исполнительной власти организаций, учреждений, предприятий, фирм
(генеральный директор, директор, исполнительный директор, председатель
правления).
В органах управления, действующих на основе коллегиальности, их
руководители наделяются правом принимать единоличные решения по достаточно
узкому кругу вопросов, как правило, касающихся внутренней деятельности
организации — ее кадрового состава, материального и иного обеспечения и
некоторых других.
В условиях коллегиального принятия решений издаются постановления и
решения.
В условиях единоличного принятия решений издаются приказы, указания,
распоряжения.
Назначение и состав справочно-информационной и справочно-аналитической
документации
Процесс принятия обоснованных управленческих решений основан на сборе
и обработке объективной и достоверной информации. Информация о фактическом
положении дел в системе управления содержится в различных источниках, но
важнейшее место среди них занимают справочно-информационные и справочно-
аналитические документы: акты, справки, докладные записки, переписка и др.
Эти документы выполняют служебную роль по отношению к организационно-
правовым и распорядительным документам. Документы этой группы не содержат
поручений, не обязывают действовать строго предписанным образом, как
распорядительные документы, а сообщают сведения, побуждающие принимать
определенные решения, иначе говоря, - инициируют управленческие решения,
позволяют выбрать тот или иной способ действия.
Особенность этих документов состоит в том, что, как правило, это
документы, идущие снизу вверх по системе управления: от работника к
руководителю структурного подразделения, от руководителя подразделения к
заместителю руководителя организации или руководителю организации, от
подведомственной организации к вышестоящей. Отдельные разновидности
справочно-информационных документов, например переписка, используются для
реализации информационных связей между равными, не состоящими в отношениях
соподчинения организациями и должностными лицами.
Не существует сколько-нибудь непротиворечивой классификации этих
документов. В достаточной степени условно всю совокупность этих документов
можно разделить на справочно-информационные и справочно-аналитические
документы.
[pic]
Рис. 2.2.1. Справочная документация
Особое место в системе информационно-справочной документации занимает
переписка - обобщенное название различных по содержанию документов,
выступающих в качестве инструмента оперативного информационного обмена
между организациями.
Деловая переписка занимает значительное место в документальном
массиве учреждений. Являясь связующим звеном между организациями, переписка
занимает около 80% входящей и исходящей документации.
Виды деловой переписки и их названия (письмо, телеграмма, телекс,
факсограмма (факс), телефонограмма) определяются способами передачи деловой
информации, которые подразделяются на два основных вида - почтовая связь и
электронная связь.
Переписку отличает широкое видовое разнообразие: от имеющих нормативный
характер писем и телеграмм государственных органов до обращений граждан и
типовых заявок. Содержанием переписки могут быть запросы, уведомления,
соглашения, претензии, соглашения, напоминания, требования, разъяснения,
подтверждения, просьбы, рекомендации, гарантии и т.д.
При ведении переписки должны соблюдаться следующие требования:
. письма оформляются на специальных бланках — бланках для писем и
подписываются руководителем организации или его заместителями в рамках
предоставленной им компетенции;
. письма должны доставляться грамотно, аккуратно, без грубых помарок,
исправлений;
. независимо от содержания письмо должно излагаться спокойным, выдержанным,
официально-деловым языком, обладать достаточной аргументацией, точностью,
полнотой и ясностью характеристик, краткостью и последовательностью
изложения;
. содержать объективные сведения об излагаемых событиях и фактах, в
необходимых случаях иметь разъясняющие и дополняющие материалы.
Информационный обмен с помощью переписки следует использовать только
в том случае, когда затруднен или невозможен иной способ обмена мнениями
(телефонные переговоры, личная встреча и др.).
Назначение и состав отчетной документации
Отчетную документацию составляют документы, содержащие сведения о
результатах деятельности учреждения, организации, предприятия за
определенный период времени — год, полугодие, квартал, месяц, декада.
Отчетная документация в деятельности организации и государства в целом
выполняет функцию обратной связи, позволяя сопоставлять полученные
результаты с показателями, намеченными планом или программой.
Анализ отчетных документов дает возможность руководству
корректировать деятельность как самой организации, так и подведомственной
системы, совершенствовать организационную структуру характер и содержание
выполняемых работ, кадровый состав организации, обеспечение ее финансовыми,
материальными и иными ресурсами.
Отчетная документация учреждения состоит из нескольких комплексов
документов:
государственная статистическая отчетность;
ведомственная отчетность;
внутриучрежденческая отчетность.
Формы документов государственной статистической отчетности
разрабатываются Госкомстатом России и являются обязательными для всех
учреждений, организаций и предприятий. Порядок составления и оформления
документов государственной статистической отчетности установлен Положением
о порядке предоставления государственной статистической отчетности в
Российской Федерации, утвержденным постановлением Госкомстата от 14 августа
1992 г № 130.
Формы документов ведомственной отчетности разрабатываются
министерствами и ведомствами. Федеральные органы исполнительной власти,
выполняющие функции органов межотраслевой координации, разрабатывают формы
ведомственной отчетности, обязательные для всех учреждений, организаций и
предприятий, например Центральный банк Российской Федерации,
Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство
финансов Российской Федерации разрабатывают формы бухгалтерского учета и
отчетности, налоговой отчетности, обязательные для всех организаций.
Федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции отраслевого
управления, разрабатывают формы ведомственной отчетности, обязательные для
учреждений, организаций и предприятий отрасли.
Государственная статистическая и ведомственная отчетность
представляется в установленные сроки соответствующим территориальным
органам. По срокам представления она может быть декадной, месячной,
квартальной, полугодовой и годовой. В заинтересованные органы
представляется первый экземпляр подготовленного отчета и электронная копия
документа.
Кроме государственной статистической и ведомственной отчетности, в
каждом учреждении составляется внутренняя отчетность о выполнении планов,
заданий, разовых поручений руководства или поручений вышестоящей
организации. Такого рода отчетные документы составляются специалистами
структурных подразделений и представляются на рассмотрение руководства
данной или вышестоящей организации.
Внутриучрежденческие отчетные документы могут называться: отчет или
справка отчетного характера (в отличие от аналитической справки).
Отчетные документы могут составляться по различным направлениям
деятельности организации: о результатах функциональной деятельности
подразделений и в целом — организации, о результатах научно-
исследовательской или научно-внедренческой деятельности, о командировках, о
результатах рекламной деятельности (рекламных кампаний), о выполнении
отдельных, разовых мероприятий или заданий руководства и др.
2.3. Организация работы с документами
2.3.1. Нормирование оформления документов
Наилучшим вариантом организации нормативного обеспечения
делопроизводства при действующей системе формирования состава документов
являлось бы создание соответствующего норматива по оформлению элементной
базы: реквизитов документов, размеров бумаги, шрифтов печатающих устройств
и т.д. и построение на этой основе изначально унифицированных между собой
документов.
Естественная унификация документов на протяжении развития
государственности в России и шла этим путем. Создание системы
государственных стандартов на документацию, проводившееся в условиях
ведомственной разобщенности и недостаточной координирующей роли органов
стандартизации, стало причиной, с одной стороны, явной дублетности
нормативных положений, с другой — некоторой фрагментарности, неполноты
нормативных требований по оформлению документов.
Требования к составу реквизитов и их оформлению
Требования к составу информационных элементов документов-реквизитов
определяются двумя государственными стандартами на управленческую
документацию: ГОСТ 6.10.4—84 "Унифицированные системы документации.
Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме,
создаваемым средствами вычислительной техники. Основные положения”, ГОСТ
6.10.5-87 "Унифицированные системы документации. Требования к построению
формуляра-образца”, ГОСТ Р 6.30-97 “Унифицированная система организационно-
распорядительной документации. Требования к оформлению документов”.
Эти нормативы устанавливают состав реквизитов, придающих документной
записи юридическую силу документа и поэтому называемых обязательными.
При подготовке и оформлении документов используют следующие
реквизиты:
01 - Государственный герб Российской Федерации;
02 - герб субъекта Российской Федерации;
03 - эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);
04 - код организации;
05 - код формы документа;
06 - наименование организации;
07 - справочные данные об организации;
08 - наименование вида документа;
09 - дата документа;
10 - регистрационный номер документа;
11 - ссылка на регистрационный номер и дату документа;
12 - место составления или издания документа;
13 - гриф ограничения доступа к документу;
14 - адресат;
15 - гриф утверждения документа;
16 - резолюция;
17 - заголовок к тексту;
18 - отметка о контроле;
19 - текст документа;
20 - отметка о наличии приложения;
21 - подпись;
22 - гриф согласования документа;
23 - визы согласования документа;
24 - печать;
25 - отметка о заверении копии;
26 - отметка об исполнителе;
27 - отметка об исполнении документа и направлении его в дело;
28 - отметка о поступлении документа в организацию;
29 - отметка для автоматического поиска документа
При оформлении документов используют следующие реквизиты: 09, 10, 11,
13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.
Государственная система документационного обеспечения управления по
самоопределению — совокупность принципов и правил, устанавливающих единые
требования к документированию управленческой деятельности м организации
работы с документами в органах государственного управления, на предприятиях
(объединениях), в учреждениях и общественных организациях' без всяких
уточняющих и ограничивающих дополнений. Соответственно и требования к
оформлению документов излагают, ориентируясь на всю совокупность
управленческой документации. А учитывая типовой характер этих требований и
их всестороннюю апробацию, они практически распространились вообще на всю
документацию, использующую в процессе своего оформления те или иные
реквизиты, установленные ГСДОУ.
Рассмотрение состава реквизитов и требований по их оформлению
проводится в привязке к современным требованиям, уточненным в
подготовленной Росархивом в 1993 г. на базе ГСДОУ Типовой инструкции по
ведению делопроизводства в министерствах и ведомствах Российской Федерации.
Состав этих министерств не ограничен, им предоставлено право разрабатывать
индивидуальные отраслевые нормативы, но не противоречащие названной выше
типовой инструкции, так как оформленные с соблюдением всех требований
реквизиты документов и правильно составленный текст не только придают
документам юридическую силу, но свидетельствуют также о высокой деловой
квалификации готовивших их специалистов и их общей культуре.
Треюования к оформлению документов указаны в Приложении № 2.
2.3.2 Организация документооборота
Установление порядка движения документов или управление документацией
организации заключается в создании условий, обеспечивающих хранение
необходимой документной информации, ее быстрый поиск и снабжение ею
потребителей в установленные сроки и с наименьшими затратами. Она включает:
. организацию документооборота;
. создание информационно-поисковых систем по документам;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|