МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Делопроизводство в учебно-научном подразделении ВУЗа

    структуру аппарата управления и распределение обязанностей между его

    составными частями. Поэтому совершенствование документооборота в

    значительной степени связано с совершенствованием самой структуры

    управления и не может рассматриваться изолированно.

    Существуют объективные факторы, прямо влияющие на рост количества

    документов - создание новых учреждений, организаций и предприятий,

    расширение производственных и торговых связей, увеличение выпуска

    продукции.

    Проблема роста количества документов, создаваемых в различных сферах

    человеческой деятельности, в том числе и в сфере управления, необычайно

    актуальна в настоящее время[12]. Взрыв «документационной активности»

    общества приходится на 1960-1970 гг.; именно в эти годы отмечается также

    рост информационных изданий, научных публикаций и других видов печатной

    продукции. Рост документации связан с целым комплексом причин. Это рост

    научных кадров, рост народонаселения и повышение его политической и

    творческой активности, развитие народного хозяйства и другие объективные

    факторы, приводящие к увеличению документопотоков.

    Другая доминирующая причина возрастания количества циркулирующей в

    аппарате управления документации — внедрение технических средств в

    управленческий труд: в 60-х гг. — множительной техники, а с 70-х гг. -

    электронно-вычислительной[14]. Соблазнительная возможность легкого

    тиражирования, а затем и создания документов дала свои плоды — объем

    документации и соответственно расходования бумаги резко увеличился.

    Следующая объективная причина заключается в свойстве документации при

    использовании возрастать, а не сокращаться, как это свойственно материально-

    техническим ресурсам. Чем больше общество развивается и нуждается в

    информации, тем больше оно ее производит и использует, что приводит к

    возникновению новой информации и т.п.

    Имеется еще ряд причин возрастания документопотоков в настоящее

    время: недостаточная разработанность законодательной базы; нарастание

    трудностей в экономике; подмена реального дела «бумаготворчеством»;

    экстенсивное развитие документации, приводящее к вовлечению в «бумажную»

    бюрократическую деятельность все большего числа работающих.

    Документы в аппарате управления нередко создаются как дань

    своеобразной традиции или как единственное выражение реакции организации на

    решение вышестоящих органов; происходит дублирование документов в силу

    дублирования функций учреждений и их структурных подразделений; большой

    поток неоправданной документации возникает при издании некачественных

    документов, особенно нормативных актов, вызывающих лавину запросов и

    разъяснений. Увеличиваются документопотоки также из-за несвоевременного

    выполнения поручений и заданий, из-за введения новых форм отчетного и

    справочного характера без разрешений и даже вопреки запрещениям. Наконец.

    документооборот является неуправляемым, так как в стране отсутствует орган,

    который бы нес ответственность за состояние документации и ее объемы.

    Имеются и субъективные факторы, также влияющие на рост

    документооборота. Главный из них - несвоевременное или некачественное

    выполнение поручений, договорных обязательств, что приводит к появлению

    значительного количества дополнительных документов: напоминаний, претензий,

    рекламаций, корректировок, жалоб, докладных и объяснительных записок и т.д.

    Преодоление этих явлений возможно при помощи организации эффективной

    системы контроля исполнения документов и поручений и повышения

    исполнительской дисциплины.

    Задача сокращения объема документооборота имеет два основных аспекта

    — сокращение количества создаваемых документов и сокращение расхода бумаги

    на производство документов. Наиболее важным является, естественно, первый

    аспект.

    Главное условие сокращения объемов документов — упорядочение

    документообразования. Основным методом здесь выступает унификация как

    отдельных групп документов, так и всей системы документационного

    обеспечения. На практике это выражается в создании систем документации,

    строго устанавливающих состав разрешенных к применению форм и регламент

    пользования ими.

    Реальным путем сокращения неоправданного документопотока является

    повышение качества самих документов как носителей нормативной и иной

    управленческой информации. Текст документа, отражающий управленческое

    действие, поручения, решения, должен быть составлен таким образом, чтобы он

    содержал только необходимую информацию, четко трактовал сущность решения и

    определял реальные и обоснованные сроки исполнения. На практике, к

    сожалению, часты случаи, когда документ поступает на исполнение с уже

    просроченными сроками, когда суть вопроса так завуалирована, что неясно,

    положительно или отрицательно решен вопрос. Поэтому так важно, чтобы при

    подготовке документов максимально широко использовались унифицированные

    формы, текст которых уже продуман и рационализирован.

    Имея задачу сокращения расхода бумаги и экономию труда работников

    аппарата на подготовку и прочтение документов, целесообразно сокращать

    текст за счет: значительного уменьшения традиционных различного рода

    вводных частей и преамбул; исключения из служебной переписки

    немотивированных персональных обращений и выражений благодарности и т.п.

    Например, имеется практика отказа от преамбулы в решениях коллегии и замены

    ее экземпляром справки, подготовленной к заседанию по данному вопросу

    (преамбула, как правило, является перепечаткой этой справки).

    Основные правила изложения текста изложены в разработанной ВНИИДАД

    «Методике унификации текстов управленческих документов».

    Реальным путем сокращения объемов документации является построение

    эффективных информационно-поисковых систем. Например, кадровый приказ

    печатается в нескольких экземплярах и подшивается в дело с приказами, в

    личное дело, в дело бухгалтерии, а может быть и в плановом и

    производственном отделах. Причина такой многотиражности в трудности поиска:

    каждый специалист, которому может понадобиться этот документ, предпочитает

    хранить его у себя, чем доверяться ненадежному, а главное, длительному

    поиску. В результате объемы документов значительно увеличиваются.

    Разработка хорошо отлаженной поисковой системы позволяет резко сократить

    дублирование, особенно при использовании компьютеров и возможности получить

    любую имеющуюся в организации информацию на своем рабочем месте по сети.

    Бумажный документооборот может в ряде случаев быть заменен

    использованием телефонной связи и личной договоренности. В данном случае

    необходимо воспитание чувства личной ответственности за принятое устное

    обязательство, обещание, за высказанную оценку. Особенно важен личный

    пример руководителя любого ранга, показывающего умение держать слово и

    выполнять устные обещания, восстановление традиции «честного купеческого

    слова».

    Уменьшение физического размера документов — существенная сторона

    сокращения документооборота. Эта задача осуществляется несложными методами,

    которые, однако, связаны с преодолением некоторых бюрократических привычек.

    Например, еще бытует среди руководителей мнение, что «наверх» нельзя

    послать документ на формате А5, что бланк письма с угловым расположением

    реквизитов менее «солиден», чем с продольным расположением, и может как бы

    унизить автора и т.п.

    По современным правилам размер бланка должен зависеть только от

    размера текста, а не от степени нашего уважения к адресату. Объем текста

    может сокращаться за счет применения стандартных правил машинописи, что

    экономит площадь листа примерно на 5%[12]. Объемные документы справочного

    характера и долговременного использования целесообразно изготавливать с

    заменяемыми страницами, что позволит не перепечатывать весь текст при

    внесении изменений. При подготовке документов оперативного характера

    рекомендуется использовать телеграфный стиль, писать ответы на самом

    запросе, не писать дополнительной избыточной информации, увеличивая

    информационный шум, и т.д.

    Как было сказано выше, документооборот совершенствуется путем

    рационализации и сокращения количества форм документов; организации их

    доставки; введения практики предварительного рассмотрения документов

    высококвалифицированным специалистом и распределения их по исполнителям,

    минуя руководство учреждения; сведения к минимуму ручных операций и

    переписки данных; применения средств механизации и компьютерных технологий

    на всех этапах движения документов; введения строгого контроля исполнения

    документов.

    Важным современным средством совершенствования документооборота

    является компьютеризация операций составления и обработки документов.

    Основной смысл его заключается в том, что технические средства должны

    применяться на тех участках и такой производительности, которые позволят

    получить экономический эффект, окупить затраты на их приобретение и

    эксплуатацию. Например, нет смысла ставить быстродействующий конвертов

    скрывающий аппарат в организациях с небольшим документооборотом.

    При совершенствовании документооборота в условиях компьютерных

    технологий основное значение отводится месту и роли техники в общей схеме

    движения документов. Построение компьютерной сети предполагает изменение

    потоков документов традиционной системы управления и все большую их

    реализацию с помощью компьютерных средств. Важное значение при этом имеет

    принятый в системе управления порядок придания юридической силы «машинным»

    документам, т.е. документам, создаваемым средствами электронно-

    вычислительной техники и особенно на машинных носителях.

    Главная задача заключается в том, чтобы избежать параллельного

    участия в документообороте традиционной и «машинной» документации,

    содержащей дублированную информацию. Поэтому для использования работниками

    аппарата управления рекомендуется направлять только переработанную и

    синтезированную документную информацию, а исходную передавать на хранение в

    архив непосредственно после переноса данных на компьютерный носитель.

    Важное значение имеет соблюдение ГОСТа 6.10.4-84 «Унифицированные

    системы документации. Придание юридической силы документам на машинном

    носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники.

    Основные положения». Этим стандартом, в частности, установлен единый

    комплекс обязательных реквизитов любых документов.

    Информационно-поисковая система по документам организации

    Для учета, поиска, хранения управленческих документов и содержащейся

    в них информации в организациях должны создаваться информационно-поисковые

    системы на основе следующих требований:

    — полное и всестороннее раскрытие состава и содержания включенных в систему

    документов;

    — обеспечение оперативного доступа к информации и документам;

    — максимальное сокращение при необходимости обращения непосредственно к

    документам;

    — обеспечение рациональной организации массива документов организации.

    Информационно-поисковые системы включают в себя: регистрацию и

    индексирование документов; информационно-поисковые массивы и базы данных;

    классификационные справочники; систему оперативного хранения документов.

    Регистрация и индексирование документов — это совокупность правил

    описания содержания документов в ИПС. а также непосредственно процесс

    описания документов по этим правилам.

    В соответствии с ГСДОУ регистрация документов — это фиксация факта

    создания или поступления документа путем проставления на нем индекса с

    последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационных

    формах. Главное назначение регистрации — придание документу, юридической

    силы, подтверждение факта его появления в организации. Так, пока

    распорядительный документ, например приказ, не зарегистрирован, он

    фактически не существует; если поступивший документ не зарегистрирован, за

    него организация как бы не берет на себя ответственность, так как не

    подтверждается сам факт поступления документа.

    Регистрации в обязательном порядке подлежат все документы, требующие

    исполнения, учета и использования в справочных целях (распорядительные,

    отчетные, нотариальные, учебные; учетно-статистические, бухгалтерские и

    другие).

    Документы в оптимальном варианте должны регистрироваться один раз в

    день поступления, подписания или утверждении (создания). При возможности

    оперативного доступа к регистрационным массивам дополнительные регистрации

    в пределах организации становятся ненужными.

    Регистрация документов в соответствии с ГСДОУ производится

    децентрализованно по группам документов в зависимости от названия (вида),

    автора и содержания в местах создания этих документов или(и) их исполнения.

    Однако децентрализация основывается на единой системе и единых обязательных

    правилах регистрации и доступности регистрационных данных.

    Независимо от способа регистрации и структуры регистрационных форм

    (карточки, журналы, экранные форматы), в выборе которых организации не

    регламентированы, необходимым условием является использование в

    регистрационной форме обязательных реквизитов: автор документа

    (корреспондент); название документа, состоящее из наименования вида и

    заголовка; дата документа; присваиваемый индекс; срок исполнения; номер

    дела, в котором хранится документ; а также при необходимости: индекс

    поступившего документа; резолюция с указанием исполнителя, содержания

    поручения, автора и даты; отметка об исполнении; расписка исполнителя в

    получении ( доведении до сведения) документа, дата промежуточного контроля

    и другие. При регистрации документов ограниченного доступа указываются

    также номера и число экземпляров.

    Регистрационный индекс проставляется на документе и в регистрационной

    форме и служит в совокупности с датой и названием целям идентификации

    документа и его учета. Обязательным элементом индекса является порядковый,

    как правило, в пределах делопроизводственного года, номер. Конкретный

    состав индекса зависит от принятого для каждого массива документов принципа

    последующего хранения и, следовательно, принципа поиска. Например, если

    документы формируются в дела по критерию автора и названия (протоколы

    совещаний, приказы, удостоверения, дипломы и т.д.), то их индекс может быть

    ограничен только порядковым номером в пределах массива, так как в дела они

    комплектуются также по порядку номеров.

    Для выделения части документов из единого регистрационного массива

    используются дополнительные буквенные индексы. Так, при едином массиве

    приказов организации приказ).» по вопросам управления кадрами (прием,

    перевод и т.д.) порядковый номер дополняется буквой "К" (28 —К), решения

    президиумов коллегиальных органов дополняются по этому же принципу буквой

    "П" (74 - П).

    Индекс документа, коллективным автором которого являются несколько

    юридических лиц, образуется из порядковых номеров, присвоенных каждому из

    авторов. Например, Постановление от 30.11.81 "Об утверждении типового

    положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам

    граждан в государственных органах, па предприятиях, в учреждениях и

    организациях" трех авторов имеет индекс 463/162/298.

    Индексом документов, формируемых в дела по вопросам, корреспондентам,

    авторам (переписка, заключения, отзывы, докладные записки и т.д.), служит

    порядковый помер, дополняемый индексом дела, в которое подшивается данный

    документ. Так, индекс письма 89/04 — 18 состоит из порядкового номера — 89

    и номера папки, в которую будет подшит документ (или его копия). -04-18.

    Информационные элементы индекса отделяются друг от друга косой

    чертой.

    Основной обязательный индекс может дополняться другими индексами:

    корреспондентов, ответственных исполнителей, названий документов, вопросов

    (направлений) деятельности, служащими целям более быстрого и точного поиска

    документной информации.

    Каждый проставляемый на документе индекс должен быть закреплен в

    соответствующем классификаторе. Классификаторы в обязательном порядке

    утверждаются самостоятельно или в качестве приложений к инструкциям по

    делопроизводству.

    На основе регистрационных форм децентрализованно в местах регистрации

    должны складываться и вестись, т.е. поддерживаться в актуальном состоянии

    информационно-поисковые системы (массивы). Различаются несколько

    самостоятельных видов ИПС:

    — справочные или контрольно-справочные, по которым отслеживается ход

    выполнения документов или их использование. Основой систематизации в этих

    массивах является, как правило, дата (срок) исполнения;

    — контрольно-справочные по документам ограниченного доступа, как правило, в

    пронумерованных, прошитых и опечатанных журналах;

    — контрольно-справочные по предложениям, заявлениям и жалобам граждан, в

    которых основой систематизации является тематика поднятых в обращениях

    граждан вопросов;

    — справочные (кодификационные) по нормативно-правовым актам, отражающим

    вопросы деятельности (правовую среду) организации. В системах этого вида

    самостоятельно учитывается каждый вопрос, о котором имеется информация в

    документе, а основой систематизации также является тематика нормативных

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.