МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле

    Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле

    Содержание

    |Введение |2 |

    |Глава 1. Теоретические основы проблемы нравственного воспитания |5 |

    |младшего школьника на литературных образцах | |

    |1.1 Древнегреческая мифология вообще и мифы о Геракле в частности как |5 |

    |одно из средств нравственного воспитания детей младшего школьного | |

    |возраста. Задачи нравственного воспитания младших школьников | |

    |1.2 Анализ учебных программ |8 |

    |Глава 2 Методические основы экспериментальной работы |24 |

    |2.1 Многообразие художественно-исторической литературы на основе |24 |

    |древнегреческих мифов и возможности ее использования в нравственном | |

    |воспитании детей младшего школьного возраста | |

    |2.2 Особенности восприятия произведений художественно-исторической |41 |

    |литературы детьми младшего школьного возраста | |

    |2.3 Методы и приемы работы с детской книгой по формированию |49 |

    |нравственных представлений у младших школьников | |

    |Глава 3 Опытно-экспериментальная работа по развитию нравственных |54 |

    |качеств младшего школьника. Изучение и анализ читательских интересов | |

    |младших школьников | |

    |3.1 Сущность и ход проведения эксперимента |54 |

    |3.2 Рекомендации, выработанные на основе результатов эксперимента |68 |

    |Заключение |69 |

    |Приложения |70 |

    |Библиография |74 |

    Введение

    Изучение литературы во все времена было необходимой составляющей

    любого образования. Век от века число литературных произведений

    накапливалось, книги, которые ранее были обязательны для прочтения, уходили

    на второй план, оставаясь уделом специалистов в определенной области

    литературы и истории. Но с античных времен и до наших дней на самом

    начальном этапе обучения всегда присутствовала мифология Древней Греции,

    оставившая неизгладимый след в мировой культуре. Исключением является

    только период средневековья, когда обладающая огромной властью христианская

    церковь служила препятствием на пути развития культуры. Но прогресс

    сдержать невозможно, и эпоха Возрождения началась именно под лозунгом

    возвращения к элементам античной культуры, а, значит, и к мифам и легендам

    Древней Греции. С тех пор в образовании детей древнегреческие мифы заняли

    немаловажное место. Во многом это определяется доступностью их изложения,

    непреходящей ценностью содержащихся в них простых истин.

    В ряду мифов одно из центральных мест занимает миф о Геракле.

    Совершенные им подвиги являются с древнейших времен олицетворением борьбы

    со злом, и в то же время, являются разноплановыми, что делает этот материал

    в высшей степени подходящим для воспитания у младшего школьника

    нравственных качеств.

    В то же время древнегреческую мифологию можно рассматривать как часть

    мировой истории, так как относится она к тому периоду, когда недостаточное

    количество письменных источников было компенсировано изустным пересказом

    реальных событий, которые, обрастая со временем подробностями и деталями,

    стали теми мифами, которые мы знаем сейчас. В силу этого младшим школьником

    Геракл воспринимается не только как мифическая личность, но в некоторой

    степени и как историческая.

    Историческое прошлое является частью мировой культуры. Ценности

    мировой культуры выражают представления о добре, мире, труде, прекрасном,

    истинном. Мировая культура способствует преобразованию личности. Увидеть

    свои истоки, приобщиться к силе своих предков – немаловажно для современных

    детей. И нужно как можно раньше развивать интерес к прошлому – событиям,

    историческим личностям. Исторический материал оказывает нравственное

    воздействие на личность ребёнка, прививает уважение к истории и культуре

    как своего народа, так и мировой истории и культуре.

    В данной работе необходимо определить пути оптимизации нравственного

    воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с

    древнегреческими мифами о Геракле.

    Соответственно, объектом исследования является процесс нравственного

    воспитания младших школьников.

    В качестве предмета исследования будем рассматривать древнегреческие

    мифы о Геракле как средство воспитания нравственных качеств младших

    школьников.

    Выдвинем следующую гипотезу: эффективность нравственного воспитания

    младших школьников в процессе ознакомления с древнегреческими мифами о

    Геракле может быть достигнута на следующих условиях:

    - планомерной и систематической работе по ознакомлению младших

    школьников с древнегреческими мифами о Геракле;

    - использования всего многообразия форм и методов работы учителя с

    детьми младшего школьного возраста.

    К задачам исследования отнесем:

    1. Проанализировать задачи и содержание нравственного воспитания

    младших школьников;

    2. Определить наиболее эффективные формы и методы работы с детьми для

    осуществления нравственного воспитания с использованием детской

    художественно-исторической литературы;

    3. Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов

    работы с детьми.

    Глава 1 Теоретические основы проблемы нравственного воспитания

    младшего школьника на литературных образцах.

    1.1 Древнегреческая мифология вообще и мифы о Геракле в частности как

    одно из средств нравственного воспитания детей младшего школьного

    возраста. Задачи нравственного воспитания младших школьников

    Историческую память любой культуры бережно хранит литература. А

    произведения исторической тематики, к которым, как уже указывалось выше,

    можно отнести и мифы и легенды Древней Греции - один из немногих

    источников, позволяющих проникнуть в глубины культуры во времени и

    пространстве.

    Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных

    людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план

    выступают разные ценности и цели.

    Наблюдался в отечественной истории такой период, когда система

    накладывала свой отпечаток на становление личности. В основе нравственного

    воспитания лежал принцип воздействия на ребенка как на объект воспитания.

    Ребенок не рассматривался субъектом своей деятельности.

    В настоящее время воспитание рассматривается не как менторство

    поучения, а анализируется с точки зрения того, что все поступки человека

    выступают как реальное изменение условий жизни других людей. Воспитание

    предполагает осознание воспитуемым конкретных явлений как ценностей или не

    ценностей, определенное его к ним отношение.

    Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако

    наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является

    возраст 6-12 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы

    познания окружающего мира и самого себя.

    С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей.

    Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника

    происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих

    возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к

    действительности.

    Главным психологическим новообразованием младших школьников являются

    развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения

    ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности

    оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.

    Через обучение происходит последовательное приобщение младших

    школьников к нравственным общечеловеческим ценностям.

    Художественно-историческая литература вообще и древнегреческая

    мифология в частности представляет собой одно из важнейших средств

    нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия

    художественности как способа освоения реальности посредством образов в

    смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания

    действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает

    для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность

    эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает

    личность ребенка.

    Знакомясь с древнегреческой мифологией, учащиеся знакомятся с такими

    нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь,

    смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной

    сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей,

    формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

    Концепция нравственного воспитания детей 5-12 лет предполагает:

    - единство и разнообразие человечества, уважение и поощрение разных

    народов и культур в мире;

    - сознание единства человечества для решения таких проблем, как

    национализм, расизм, имущественное неравенство;

    - участие родителей в разностороннем воспитании детей;

    - поступательность нравственного воспитания;

    - многогранность воспитания, совмещение нравственного воспитания во

    всеми предметами школьного курса;

    - использование консультаций (создание проблемных ситуаций, как

    эффективного метода решения проблем);

    - признание духовных качеств личности.

    Концепция предполагает последовательное достижение возрастающих

    уровней нравственного развития. Занятия, включенные в программу,

    разделяются на 3 последовательных курса:

    1. достижение мира с самим собой;

    2. достижение мира с другими людьми;

    3. достижение мира со всем человечеством.

    1.2 Анализ учебных программ по чтению (литературе)

    для начальных школ.

    В настоящее время разработано много новых программ литературного

    образования младших школьников, направленных на развитие личности ребенка,

    формирование коммуникативных умений, позволяющих организовать творческую

    деятельность в детском коллективе.

    Наиболее интересными в плане возможностей нравственного развития

    школьников, на мой взгляд, выступают следующие:

    - курс “Литература как предмет эстетического цикла” Г.Н.Кудиной и

    З.Н.Новлянской;

    - программа по начальному литературному образованию младших школьников,

    созданная В.А.Левиным;

    - программа “Чтение и литература” Н.А.Пряльниковой;

    - программа по чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ Р.Н. и

    Е.В.Бунеевых;

    - программа Л.В.Кутьевой “Литература в начальной школе”.

    Курс “Литература как предмет эстетического цикла”

    Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской (1-3 классы).

    Цель курса “Литература как предмет эстетического цикла”,

    разработанного Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской - воспитание эстетически

    развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция

    М.М.Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими

    художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.

    Предметом освоения данного курса литературы является отношение “автор

    - художественный текст - читатель”, а методом выступает практическая

    литературная деятельность в позициях “автора” и “читателя”.

    Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо

    обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя.

    Среди них названы:

    * открыть ученикам существование позиций;

    * предоставить возможность практически действовать в них;

    * оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции.

    Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в

    разнообразную учебную практическую деятельность.

    А) Работа в позиции “читатель”.

    Среди видов читательской деятельности авторы выделяют непосредственно-

    эмоциональное вслушивание, направленное на развитие мотивационной сферы. На

    уроке дети погружаются в эмоционально-эстетическую атмосферу, которая

    создается путем сочетания различных видов искусств (живописи, музыки и

    др.). “Цель каждого такого урока - вызвать у детей созерцательное

    настроение, глубокое сопереживание, создать у них ощущение радостного

    волнения от общения с художественным текстом”.

    Среди средств, позволяющих вывести учеников на уровень умения

    воссоздавать самостоятельно “картину мира”, созданную автором, выдвигается

    акцентное вычитывание, когда для решения читательских задач из текста

    извлекаются определенные отрывки, а затем анализируются. “При работе с

    лирическим стихотворением главным является вычитывание развития образа-

    переживания лирического героя. При работе с этическими и драматическими

    текстами главная задача - различение точки зрения автора, рассказчика (в

    эпосе) и героев”.

    Этот вид работы является основным при изучении всего курса

    литературы. Но приобретает разные формы в зависимости от имеющегося уровня

    литературного развития детей: коллективная, классная, индивидуальная

    письменная (создание сочинений - отзывов), коллективное обсуждение

    сочинений.

    В ходе обсуждений дети учатся корректировать мнения других, тактично

    высказывать свои оценки, становиться “соавторами”, в результате понимание

    текста становится более глубоким, уточняются его “личностные”

    интерпретации.

    Б) Работа в позиции “автор”

    * работа в позиции “автор-художник”

    Авторы отмечают важность личного писательского опыта ребенка,

    обеспечивающего развитие юного читателя. На различных этапах читательской

    подготовки наблюдение за реальностью проводится по-разному: в начале в

    форме коллективного этюда, когда класс решает общую творческую задачу, а

    учитель выступает организатором и соавтором; затем проводятся

    индивидуальные письменные работы, а после - обсуждение классных или

    домашних сочинений учащихся.

    * работа в позиции “автор-публицист”

    Деятельность детей в этой позиции позволяет развивать очень важное

    качество - умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и

    пристрастность.

    Главное отличие от традиционной методики написания сочинений в том,

    что “перед детьми никогда не ставятся формально-языковые задачи, а

    содержательные никогда не носят отвлеченного обобщенно-безличного

    характера”.

    В) Работа в позиции “теоретик”

    Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей,

    автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение

    окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в

    отношениях с людьми.

    Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям

    быстрее и глубже усвоить учебный материал. В настоящее время авторами

    данной программы разработан учебно-методический комплект для реализации в

    практической деятельности школ.

    Учебно-методическое обеспечение программы:

    1. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 1 кл. Сост. Кудина Г.Н.,

    Новлянская З.Н. – ОПЦ Интор, 1997.

    2. Тетрадь по литературному чтению для 1 кл. – Интор, 1997.

    3. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. методическое пособие для учителя к

    учебной хрестоматии «Литературное чтение». – Интор, 1997.

    4. Диагностика читательской деятельности школьников. Кудина Г.Н. и

    др. – Интор, 1996.

    Программа по литературе “Литература в начальной школе” Л.В.Кутьевой.

    Л.В.Кутьева, разрабатывая программу по литературе высказывает ряд

    достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:

    * “дает детям литературное образование на более ранней ступени обучения,

    открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения литературы,

    усиливая гуманитаризацию образования в целом;

    * своевременно, без опоздания на 3 (4) года, приобщает учащихся к

    литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими

    искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; вовремя

    формирует у лиц эстетические представления, нравственные понятия,

    теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и

    письменной речью;

    * ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной системе

    получения образования.

    Реализация этих преимуществ станет возможной, если соблюдаются

    следующие условия:

    * при отборе литературного материала, создании новых программ учитываются

    сензитивные возможности и читательские интересы младших школьников;

    * обеспечивается соответствующая профессиональная подготовка учителя,

    которая позволяет ему вести в начальной школе уроки литературы на

    достаточно высоком научно-эстетическом уровне, как учителю-предметнику;

    * наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения

    беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей;

    * курс литературы в начальной школе (2-3/4 классы) строится на одной

    методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах,

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.