МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле

    учетом реальных условий соответствия своих действий и их возможных

    последствий с интересами других людей.

    Доброжелательность определяется нашими показателями как стремление

    видеть в другом положительные качества, в готовности придти на помощь

    советом и делом.

    На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при

    определении особенностей нравственного опыта детей.

    При исследовании нравственного опыта младших школьников мы

    использовали беседу по мифу. Детям предлагалось прослушать миф о Геракле,

    содержащий нравственную проблему, где герои попадали в ситуацию

    нравственного выбора. После прослушивания мифа школьникам задавались

    вопросы, которые были составлены так, чтобы в ответах испытуемых детей

    проявились отношения детей к этой ситуации, их возможные действия.

    О нравственном отношении детей узнавали по оценочным суждениям

    школьников, по поступкам другого человека, по своим поступкам.

    Детям были предложены такие вопросы:

    - Что такое ответственность?

    - Что такое доброжелательность?

    Рассмотрев результаты, можно сказать, что анализ ответов и

    высказываний испытуемых показывает, что нравственные знания неоднозначны. В

    классе, прежде всего, можно выделить испытуемых, ответы и высказывания

    которых свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими)

    неправильно понимают содержание моральных норм.

    Так, при характеристике ответственности человека, среди ответов

    испытуемых встречаются такие суждения: "Ответственный человек – это тот,

    кто отвечает, когда спрашивает учитель". Показатель того, что испытуемый

    имеет относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм,

    является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она

    есть.

    В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно

    предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме. Этот

    факт мы рассматриваем, как показатель низкого уровня знаний и способов

    поведения. Анализируя нравственные отношения у школьников данной группы, мы

    отметили, что они имеют свои отличительные особенности.

    При характеристике поступка героя, нарушающего моральную норму,

    учащиеся обычно оценивают его положительно или нейтрально. Причем часть

    испытуемых просто не видят нарушение моральной нормы. Другие, хотя и

    чувствуют, что герои поступают не совсем правильно, но пытаются найти ему

    оправдание. Этот факт является показателем того, что нравственные отношения

    данных испытуемых находятся на низком уровне развития.

    Знания о способах поведения у испытуемых также достаточно развиты.

    Знания о нравственных переживаниях у них обычно соответствуют норме, но в

    то же время учащиеся не различают оттенков в переживаниях и ограничиваются

    чаще всего высказываниями :"Герой плохо себя чувствовал", или "У него было

    плохое настроение".

    Сказанное позволяет сделать вывод о том, что нравственные знания у

    этих учеников находятся на уровне представлений.

    Распределение по уровням нравственного опыта учащихся класса на первом

    этапе исследования приведены в диаграмме1. (Приложение 1)

    Кроме того, в ходе работы было проведено тестирование (Приложение 2).

    Дети охотно и с большим интересом отвечали на вопросы теста.

    Опросник связан со знанием мифов о Геракле, на понимании их

    нравственной ценности.

    Тестирование должно было определить нравственный уровень детей.

    В ходе опроса было выявлено:

    1. С мифами о Геракле знакомы не все.

    2. Древнегреческих богов знают плохо.

    3. Подвиги Геракла знают слабо, только наиболее известные.

    4. Нравственную ценность мифов не замечают или слабо осознают.

    5. Характеризуют Геракла как положительную личность.

    Проанализировав работы детей мы пришли к выводу, что мифы

    действительно большой педагогический, но малоизученный потенциал. Ярким

    примером может послужить миф о Геракле. Личность Геракла известна

    большинству детей. Многие дети хотят быть на него похожими (сильными,

    смелыми). Девочки в Геракле видят прежде всего опору и защиту. Конечно, не

    все понимают качества Геракла, но эти качества первыми обращают на себя

    внимание детей.

    Исходя из полученных результатов, сделали вывод, что у детей имеется

    общее представление о личности Геракла, хотя целостная нравственная идея

    мифа еще пока не достигнута. И поэтому своей основной задачей в данном

    эксперименте я вижу формирование у детей умения видеть в мифе не только

    сюжетную линию, но и осознавать нравственную целостность мифа.

    План формирования эксперимента.

    1. Учить детей более глубокому анализу содержания мифов.

    2. Расширять нравственный потенциал детей.

    3. Создавать на занятиях ситуации нравственного выбора, помогающее

    детям в переносе теоретических знаний на практику.

    Ход проведения эксперимента

    Выбери наиболее близкий тебе вариант ответа на вопросы:

    1. Ты опаздываешь на урок, а тебя останавливает прохожий и спрашивает

    дорогу. Твои действия.

    а) Я остановлюсь и быстро объясню ему, как пройти.

    б) Проведу человека коротким путем.

    в) Если буду торопиться, то не помогу.

    2. Хотел бы ты, чтобы окружающие в один прекрасный день высказали

    тебе, что они думают о твоем характере и недостатках?

    а) Нет, это ужасно.

    б) Это было бы полезно для дальнейшей работы над собой.

    в) Мне не интересно их мнение.

    3. Представь себе, что ты заблудился в лесу. Что нужно делать?

    а) Вряд ли со мной такое произойдет – на этот случай у меня есть

    компас, и еще я знаю кучу примет, по которым можно найти дорогу.

    б) Сначала нужно прислушаться, нет ли поблизости кого-нибудь или

    залезть на дерево и осмотреться.

    в) Плакать, а что еще можно сделать?

    4. У твоего друга (подруги) проблемы. Поможешь ли ты ему (ей)?

    а) Да, если смогу помочь, то конечно помогу.

    б) Вряд ли я смогу помочь, по возможности попрошу кого-нибудь из

    старших.

    в) Нет, это его проблемы.

    5. Какие ассоциации вызывает у тебя слово "школа"?

    а) Оценки, уроки, учебники.

    б) Одноклассники, друзья, перемены.

    в) Веселье, приколы.

    6. Скоро у мамы день рождения. Вы с папой купили подарок – именно то,

    о чем она давно мечтала. Скажешь ли ты об этом маме?

    а) Буду нем, как рыба, тем приятнее получится сюрприз.

    б) Только слегка намекну, но раньше времени ничего не скажу.

    в) Да, скажу сразу же.

    7. В выходной вы с родителями собираетесь пойти в парк, но у них

    неожиданно появились неотложные дела. Как ты отреагируешь на сообщение о

    том, что поход придется перенести?

    а) Промолчу и займусь своими делами.

    б) Устрою скандал. Вечно они так.

    в) Спокойно, родители же не виноваты.

    8. Сколько ты общаешься со своим самым старым другом?

    а) с детства

    б) 1-2 года

    в) месяц или два, не помню

    9. Выбрал ли ты себе профессию?

    а) Конечно, я уже твердо знаю, кем буду.

    б) Нет, не хочу пока об этом думать.

    в) Каждый день выбираю новую.

    10. Ты считаешь, что:

    а) в общем и целом ты счастливый человек и в жизни тебе везет

    б) если не обращать внимания на мелочи, то довольно удачлив

    в) ты невезучий и судьба к тебе несправедлива.

    Ключ

    Первое задание показывает, насколько дети разобрались в содержании

    мифов о Геракле. В их нравственно-поучительной ценности.

    Второе задание демонстрирует личностное отношение в сложившейся

    ситуации.

    Больше ответов:

    а) Весьма самостоятельная личность, несмотря на юный возраст. Таких

    детей еще надо поискать. Ребенок рассудительный, умный, умеющий себя

    контролировать. Прекрасно умеет ориентироваться в экстремальных ситуациях.

    Знает основные правила вежливости и успешно применяет их на практике.

    Общение с ребенком простое, незатрудненное. (5 детей)

    б) В трудных обстоятельствах ребенок теряется и ищет помощи у других.

    Главное, чтобы рядом были товарищи, которые действительно готовы помочь.

    Формируются жизненные принципы и вкусы, которым ребенок успешно следует. Но

    они не являются неприкосновенной святыней и ребенок периодически их меняет.

    Это нормально, ведь ребенок растет. (17 детей)

    в) Если бы устроили конкурс на самую несамостоятельную личность, то

    ребенок занял бы первое место. При условии, конечно, что кто-то привел бы

    ребенка туда за руку. Ребенок не утруждает себя самоконтролем. Детей с

    таким знанием жизни мы выделили в отдельную группу с низким уровнем

    нравственного опыта.

    После завершения первого этапа и анализа его результатов был проведен

    второй этап, так называемый формирующий эксперимент.

    Второй этап заключался в:

    А) реализации путей развития личностных качеств учащихся на

    уроках внеклассного чтения в третьих классах.

    Реализуя пути развития личностных качеств учащихся, мы создали

    систему уроков внеклассного чтения мифам о Геракле. Создавая данную систему

    внеклассных занятий, мы стремились к реализации путей развития личностных

    качеств учащихся, обозначенным нами в первой главе работы. Для установления

    эффективности предложенной системы занятий в плане развития личностных

    качеств мы включили в нашу работу проведение формирующего эксперимента.

    Эксперимент был проведён на основе одного из компонентов системы (занятие

    в 3 классе), а так как вся система разработана на одной психолого-

    педагогической и методической основе, то проведённый эксперимент определяет

    и эффективность всей системы.

    Организуя яркий и художественный процесс восприятия, мы стремились

    создать как можно более яркие представления, пробудить сопереживания детей,

    активизировать воображение, организовать эмоционально-эстетическое

    восприятие произведения. Высокая эстетика литературно-художественного слова

    рассказа привлекла нас возможностью через приобщение к художественной

    деятельности развивать художественный вкус учащихся, а также развивать их

    нравственные и социальные нормы. Образность языка произведения мы

    рассмотрели как залог развития воображения. Прибегая к приёмам эмоционально-

    образного анализа, к цветовому иллюстрированию, говоря о средствах

    изображения, мы стремились добиться понимания детьми причин совершения

    героями тех или иных поступков, стремились к формированию критериев

    нравственности.

    Б) реализации методики диагностики

    Целью которой мы ставили на основе выявленных критериев и

    эмпирических показателей провести сравнительный анализ уровня развития у

    учащихся личностных качеств в аспекте сформированности социальной

    активности.

    Ход проведения. Тестирование и опрос учащихся был проведён дважды. В

    первом случае перед проведением занятия по внеклассному чтению с целью

    путём количественного анализа установить существующий уровень развития

    личностных качеств учащихся. Во втором случае после проведения занятия, был

    так же проведён количественный анализ результатов, после сравнительного

    анализа было выявлено количественное изменение показателей уровня развития

    личностных качеств учащихся.

    При анализе оценивание критерия осуществлялось по средней оценке,

    получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить

    полученные результаты с самооценкой, которая выявлялась в последнем

    контрольном опроснике.

    Авторы опросников выделяют три уровня развития личностных качеств в аспекте

    сформированности у учащихся социальной активности: низкий от 0 до 1 балла;

    средний – от 1 до 1,5; высокий – от 1.5 до 2 баллов

    Уровень самооценки по всем критериям количественно можно охарктеризовать

    следующим образом: у 54% ребят самооценка по большинству критериев

    несколько завышена. У 44% ребят она была чуть ниже, чем действительные

    показатели установленных критериев. И лишь, приблизительно у 2% самооценка

    была практически идентична оценке по критериям. Это также объясняется

    психическими особенностями данного возраста.

    В среднем нам представляется из обобщения вышеизложенных результатов

    первой части эксперимента результатов, что уровень развития личностных

    качеств данных учащихся характеризуется средними показателями. Наивно было

    бы предположить, что одно занятие, даже преимущественно направленное на

    развитие личностных качеств в силе изменить общую картину.

    Вторая часть эксперимента. Сравнительный анализ результатов. Исходя из

    проделанной нами работы, мы предположили, что результатом занятия окажутся,

    в частности следующие изменения критериев развития уровней личностных

    качеств.

    Они, конечно, не изменятся существенным образом. Но, как мы

    предположили, несколько увеличится процент учащихся, чья направленность на

    социальную адаптацию, хотя бы временно возрастет (дальнейшее закрепление и

    развитие должно обеспечиваться организацией всего учебного процесса)

    Уменьшится процент учащихся с низким уровнем умения и стремления к

    познанию. Остальные показатели по критериям оценки уровня личностных

    качеств как-либо существенно не изменятся.

    Сами занятия были построены в полуигровой форме и включали в себя ряд

    мероприятий, таких как:

    1. Чтение руководителем занятия мифа об одном из подвигов Геракла

    ( миф о Геракле и Лернейской гидре).

    2. Конкурс на лучшую иллюстрацию наиболее запомнившегося момента

    мифа.

    3. Блиц-опрос в форме игры "Брейн-ринг" с разделением детей на

    четыре игровые команды.

    4. Просмотр мультипликационного фильма, снятого по мотивам мифов

    о Геракле.

    5. Краткий опрос учащихся о том, какой момент они считают

    ключевым в мифе и оценку поведения героев мифа в тех или иных

    ситуациях.

    6. Тестовые опросы по прочитанному произведению.

    7. Проведение параллелей между сюжетными ситуациями мифа и

    событиями, возможными или происходившими в реальной жизни.

    После проведения занятий, которые стали яркими и впечатляющими для

    ребят, затронули весь класс, разожгли интерес к творчеству, мы провели

    вторую часть эксперимента, нацеленную на выявление изменения уровня

    развития личностных качеств учащихся.

    После занятий через некоторое время, в течение одного с половиной

    академического часа с перерывами между тестами, мы повторили опрос

    учащихся.

    Третий этап – контрольный эксперимент призван выявить изменение

    показателей, которые наблюдались после первого этапа. Для этого был

    проведен ряд тестов.

    В первую очередь был проведен тот же самый тест, который и проводился

    на первом этапе эксперимента.

    Кроме того, был проведен тест следующего содержания:

    1. Любишь ли ты шум и суету вокруг тебя?

    2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?

    3. Ты всегда находишь быстрый ответ,когда тебя о чем-нибудь просят?

    4. Бывает ли так,что ты раздражен чем-нибудь?

    5. Часто ли у тебя меняется настроение?

    6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?

    7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?

    8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?

    9. Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

    10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным,хотя для этого не было

    настоящей причины?

    11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый,живой челевек?

    12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

    13. Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?

    14. Нравится ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же,наоборот,склонен

    к неторопливости, ответь "нет")

    15. Ты переживаешь из-за всяких страшных событий,которые чуть было не

    произошли, хотя все кончилось хорошо ?

    16. Тебе можно доверить любую тайну?

    17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию

    сверстников?

    18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки)

    сильно бьется сердце?

    19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-

    нибудь?

    20. Ты когда-нибудь говорил неправду?

    21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?

    22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?

    23. Ты часто чувствуешь себя усталым?

    24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?

    25. Ты обычно весел и все доволен?

    26. Обидчив ли ты?

    27. Ты очень любишь общаться с другими ребятами?

    28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

    29. У тебя бывают головокружения?

    30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в

    неловкое положение?

    31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь надоело?

    32. Любишь ли ты иногд похвастаться?

    33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых

    людей?

    34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?

    35. Ты обычно быстро принимаешь решения?

    36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?

    37. Тебе часто снятся страшные сны?

    38. Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?

    39. Тебя легко огорчить?

    40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

    41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь

    особенно на обдумывание?

    42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?

    43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?

    44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?

    45. Тебе трудно ответить нет, когда тебя о чем-нибудь просят?

    46. Ты любишь часто ходить в гости?

    47. Бывают ли такие моменты, когда тебя о чем-нибудь просят?

    48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?

    49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?

    50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

    51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем

    веселье?

    52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

    53. Бываешь ли ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом,

    которое должен выполнить?

    54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?

    55. Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?

    56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?

    57. Когда кто-нибудь из сверстников кричит на тебя, ты тоже кричишь в

    ответ?

    58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без

    всякой причины?

    59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной

    компании сверстников?

    60. Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь

    не подумав?

    Как показал эксперимент показатели увеличились по тем критериям по которым

    мы предполагали их увеличение. Свободное, с субъективной точки зрения

    детей, не регламентированное внеклассное занятие сопровождалось музыкой,

    работой с красками. Всё это вкупе с той атмосферой, которая царила на

    занятии повысило у детей уверенность в своих способностях и возможностях,

    социальную открытость, повысило стремление к новому.

    3.2 Рекомендации, выработанные на основе результатов эксперимента.

    Эксперимент показал, что воздействие на учащихся мифов о Геракле в

    целом можно считать положительным. В связи с этим можно рекомендовать

    включение в школьную программу мифов о Геракле как формирующих нравственное

    сознание ребенка и повышающее нравственные качества учащихся.

    Предлагается включить в школьную программу один из мифов о Геракле в

    ряде экспериментальных школ, и на базе более широкой выборки провести более

    глубокое исследование влияния данной литературы на детей. В случае, если

    дополнительное исследование подтвердит результаты эксперимента, то можно

    будет рекомендовать замену одного из произведений школьной программы мифом

    о победе Гераклом Лернейской гидры.

    С моей точки зрения, это принесет немаловажный результат в

    педагогическом плане.

    Заключение

    Задачи, поставленные в данной работе, достаточно полно реализованы. С

    помощью изученной научно-методической литературы, были выявлены

    нравственные идеалы детей.

    Цель исследования (определение путей оптимизации нравственного

    воспитания детей младшего школьного возраста в процессе ознакомления с

    древнегреческой мифологией) достигнута.

    Работа полезна прежде всего как практическое применение и проверка

    тезисов, выдвинутых известными литераторами. В учебно-воспитательной работе

    с детьми ещё раз подтверждены преимущества индивидуального подхода к

    ребёнку.

    Я считаю, что на этом пути можно добиться значительных результатов в учебно-

    воспитательной работе. Проблема эта интересна и в практическом смысле

    неисчерпаема. Тем важнее каждому учителю уделять ей особое внимание.

    Приложение 1

    Список учащихся и качественные изменения показателей до и после

    эксперимента

    |№ |Фамилия, Имя |Показатели до |Показатели после |

    |п/п | |эксперимента |эксперимента |

    |1 |Агеев Игорь |+ |++ |

    |2 |Артамонов Руслан |++ |++ |

    |3 |Боганенко Елена |++ |+++ |

    |4 |Владимиров Константин |+ |++ |

    |5 |Веселкина Ольга |+++ |+++ |

    |6 |Деев Олег |++ |+++ |

    |7 |Дмитриева Анна |++ |++ |

    |8 |Ежов Павел |++ |+++ |

    |9 |Илларионов Виктор |+ |++ |

    |10 |Комарова Екатерина |++ |++ |

    |11 |Карпов Дмитрий |+ |+ |

    |12 |Лежнева Ирина |+++ |++ |

    |13 |Михайлова Анастасия |++ |++ |

    |14 |Николаев Константин |+ |++ |

    |15 |Нестеров Олег |+++ |+++ |

    |16 |Нечаева Анна |+ |++ |

    |17 |Орехов Петр |++ |+++ |

    |18 |Остапенко Александр |++ |++ |

    |19 |Петрашов Кирилл |++ |++ |

    |20 |Пудов Станислав |+ |+ |

    |21 |Ракитин Алексей |++ |++ |

    |22 |Реброва Мария |+++ |+++ |

    |23 |Рябова Екатерина |+ |++ |

    |24 |Самойленко Антон |+++ |+++ |

    |25 |Сушко Марина |++ |+++ |

    |26 |Татищев Юрий |++ |++ |

    |27 |Ухова Елена |++ |++ |

    |28 |Юденко Диана |+++ |+++ |

    |29 |Яковлев Михаил |++ |+++ |

    Приложение 2

    Диаграмма нравственного уровня детей в классе, составленная по

    результатам первого этапа.

    [pic]

    Диаграмма нравственного уровня детей в классе, составленная по результатам

    третьего этапа.

    [pic]

    Библиография

    1. Балталон Ц.П. и В.Д. Воспитательное чтение. Беседы по

    методике начального обучения. - М., 1913.

    2. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного

    возраста // Проблемы формирования личности. Избр. псих. труды. Под ред.

    Д.И.Эльконина. - М., Воронеж, 1995.

    3. Волкович В.А., Столица З.К. Второй Международный конгресс по

    нравственному воспитанию. - СПб., 1913.

    4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред.

    В.В.Давыдова. - М., 1991.

    5. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников.

    Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа “Чтение и

    литература” // Начальная школа - 1994, N9.

    6. Джежелей О.В. Курс “Человек и личность” и его программно-

    методическое обеспечение / Первый год обучения. Методическая консультация

    // Начальная школа - 1997, N10.

    7. Информационно-методическое письмо о курсе “Литература как

    предмет эстетического цикла” для 1 класса трехлетней начальной школы.

    Авторы Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская // Начальная школа - 1997, N8.

    8. Классный руководитель. 1999, N5.

    9. Кутьева Л.В. Литература в начальной школе. - М., 1993.

    10. О программе по чтению для 1-4 классов общеобразовательных

    школ. Авторы Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева // Вестник образования - 1994, N7.

    11. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского,

    М.Г.Ярошевского. - М., 1990.

    12. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. - М.,

    1982.

    13. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. - М., 1991.

    14. Сборник "Программы общеобразовательных учреждений.//

    Начальные классы. Часть 1 (1-4 классы)". – Просвещение, 2000.

    15. Читатель и библиотека. Педагогика и психология чтения:

    сборник статей по материалам межрегиональной научной конференции / Науч.

    ред. Т.Д.Полозова. - М., 1994.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.