Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле
обеспечивая непрерывность литературного образования”.
В рамках программы “Литература в начальной школе” первоклассники
знакомятся с произведениями русского устного народного творчества:
пословицами, поговорками, загадками.
Задания на уроках должны давать “пищу для ума”, побуждать учеников к
размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки - это
тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для
развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над
загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это
учит младших школьников находить сходства и различия предметов, “сближать”
далекие предметы по сходным признакам.
Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы.
Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого
объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается
быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
Во втором классе любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности
детей в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении
явлений прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения
некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины...) и классическая
литература.
Былины представляют собой героические песни эпического характера,
являются жанром русского фольклора. Они отражают историческую
действительность в образах, жизненная основа которых обогащена
фантастическим вымыслом.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высоко-
поэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей,
воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной
земле. Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович,
богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, кузнец-гусляр Садко,
буян Васька Буслаев и ряд других персонажей.
Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами,
одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы
человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) -
следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора
применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о
событиях исторической жизни Руси.
В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества,
бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных
целей.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора.
Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит
мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с
действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов,
мотивов, образов.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей:
добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные
герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь
нуждающимся, красивы душевно и физически.
Сказание представляет собой повествовательное произведение
исторического и легендарного характера, сочетающее ретроспективность
изложения с поэтической трансформацией прошлого. Среди сказаний различают
предания, легенды...
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к
родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои
вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего
народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические
чувства сопряжены с уважением к другим народам.
Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки
народов мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей
Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, А.Милна, А.Линдгрен, стихи Д.Родари и др.
Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в
условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к
литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения,
сформировать умение использовать книгу для организации праздников,
викторин, концертов.
Рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать
задачу умственного и нравственного развития детей. Их объединяет общирный
круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая
направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к
самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.
Программа “Чтение и литература” Н.А.Пряльниковой (1-4 классы).
В программе “Чтение и литература” Н.А.Пряльниковой введено понятие
“литературное образование” применительно к младшему школьному возрасту.
“Литературное образование младших школьников - составная часть общего
начального образования повышенного типа, где наличествует познание самой
литературы как формы общественного самосознания и как искусства слова и
системы литературоведческих представлений и критериев, так и освоение
культуры слова с выходом на многоаспектную опосредованную и
непосредственную коммуникацию при формировании эстетического и
художественного вкуса”
Цель обучения представляет собой “формирование навыков чтения,
способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской
литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному
развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих
способностей”
Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы
органично перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в
системе классической начальной школы и дает возможность учителю
общеобразовательных массовых школ использовать ее для организации учебного
процесса, сделав его подлинно творческим.
Автором определена следующая структура программы курса:
* круг чтения;
* техника чтения;
* система элементов теории литературы;
* практические приемы для овладения содержанием произведений;
* речевая творческая деятельность в процессе чтения.
Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает
возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в
соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития
читательских умений и навыков.
Методы обучения, применяемые при изучении курса:
* эмоционально-понятийный;
* объяснительное чтение;
* литературное чтение;
* воспитательное чтение;
* чтение-рассматривание;
* творческое чтение.
Для организации обучения автором определена система уроков различных
типов:
* уроки, где отрабатываются умение и навыки, владение которыми создает
основу для освоения литературных произведений;
* уроки внеклассного чтения, позволяющие совершенствовать умение осознанно
читать детские книги;
* уроки, позволяющие организовать творческую деятельность, раскрыть
возможности каждого ребенка в этом направлении;
* уроки интегрального типа, совмещение цели и задачи обучения в различных
вариантах.
Организация уроков различных типов, их сочетание определяется уровнем
читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них
навыка чтения.
Для каждого урока потребуется материал из подготовленного
Н.А.Пряльниковой учебно-методического комплекта “Человек и личность”,
включающего:
* учебник-задачник;
* учебник-хрестоматию;
* блоки книг для уроков чтения;
* книги-сборники для организации творческой деятельности;
* пособия, обеспечивающие свободу выбора книг и продуктивное чтение;
* наглядные пособия;
* аудиовизуальные средства и пособия для учителя.
Применение пособий из данного учебно-методического комплекта
позволяет также вовлечь родителей в активную читательскую деятельность,
делает процесс чтения занятием, объединяющим детей и взрослых, выступающих
в роли чутких и внимательных собеседников.
На основе знакомства с многообразными нравственными нормами,
представленными в литературных произведениях, дети учатся оценивать
персонажей. Организуя разнообразную деятельность с использованием книги,
являясь “посредником” между автором и ребенком - читателем, учитель
развивает познавательную сферу ребенка, раскрывает перед ним эстетические,
коммуникативные, информационные, прикладные возможности книги.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Азбука. 1 кл. (авт. Н.А.Пряльникова)
2. Прописи. (авт. Н.А.Пряльникова)
3. Чтение и литература. Учебная хрестоматия., 1 кл., 2 кл., 3кл., 4
кл. (авт.
Н.А.Пряльникова).
4. Чтение и литература. Литературный задачник. 1 кл., 2 кл., 3 кл.,
4 кл. (авт.
Н.А.Пряльникова).
5. Читаем я и мама. Учебник-хрестоматия. 1 кл. (авт.
Н.А.Пряльникова).
6. Я расту. Учебник-задачник для тех, кто овладел букварь и хочет
научиться читать целыми словами и выразительно. Ч. 1.2., 1 кл. (авт.
Н.А.Пряльникова).
7. Я умею читать. Учебник-задачник для тех, кто пробует читать сам.
Ч.3., 1 кл. (авт. Н.А.Пряльникова).
8. Из детских книг. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 2 кл. (авт.
Н.А.Пряльникова).
9. Почитай-ка. Учебник-задачник. Ч.1,2. 2 кл. (авт.
Н.А.Пряльникова).
10. Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 3 кл.
(авт.Н.А.Пряльникова).
11.Научусь-ка я читать. Учебник-задачник.Ч.1,2. 3 кл. (авт.
Н.А.Пряльникова).
12.Научусь-ка я читать. Учебник-задачник.Ч.4.,4 кл. (авт.
Н.А.Пряльникова).
13.Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.3,4,5., ; кл.
(авт. Н.А.Пряльникова).
14.Читаем и играем. Пособие для организации творческой деятельности на
основе чтения книг. 1 кл. (авт. Н.А.Пряльникова).
15.Жаворонок. Библиотека уроков чтения. (Выпуски 1-6), 1,2 кл., (авт.
Н.А.Пряльникова).
16.Светлячок. Литературные игры и забавы. (авт.Н.А.Пряльникова).
17.Колобок. Литературные игры и забавы для учеников и учителей,
родителей и детей, для всех, кто любит сказки. (авт. Н.А.Пряльникова).
18.Почитаем и узнаем. Книга1., 2 кл. (авт. Н.А.Пряльникова).
19.Детская литература в начальной школе. Таблицы. (авт.
Н.А.Пряльникова).
20.Готовимся к уроком внеклассного чтения. Пособие для учителей
начальной школы. (авт. Н.А.Пряльникова).
Программа по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. Бунеева
и Е.В. Бунеевой.
Авторы программы по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы
Р.Н. и Е.В. Бунеевых ставят цель уроков в том, “чтобы научить детей читать
художественную литературу, подготовить к ее изучению в средней школы,
заложить основы формирования грамотного читателя, так и приемами понимания
прочитанного”.
Для достижения этой цели выдвигается ряд задач, решение которых обеспечит
не только формирование читательской самостоятельности, но и будет
способствовать развитию личности в целом, и, прежде всего, ее нравственных
качеств.
Средствами реализации поставленных задач авторы называют определение
тематики чтения, отбор и расположение текстов в учебных книгах.
Среди основных принципов отбора и расположения материала Р.Н. и Е.В.
Бунеевы называют монографический, позволяющий детям всесторонне
ознакомиться с творчеством писателей и поэтов, изучая их произведения.
Авторы программы связывали чтение с жизнью, стремились сделать чтение
детей с их вкусами, потребностями мотивированным. Посредством “сквозных”
персонажей и построения уроков в форме эвристической беседы.
Первоклассники учатся с мальчиком Петей Зайцевым, в которого
превратился заяц Пус, чтобы пойти в школу. Ребята познают окружающий мир
вместе с героем, учатся рассказывать, общаться, быть вежливыми, тактичными,
уважать чужое мнение.
Во втором классе уроки чтения становятся путешествием в сказку,
проводятся в форме игры, герои книги - второклассник Саша и домовой
Афанасий - большой любитель чтения, лучший помощник, рассказчик, советчик
для ребят.
Третьеклассники читают книгу вместе с новыми героями - девочкой
Настей и ее папой. Теплая атмосфера семьи, отношения детей и родителей
помогают учителю реализовать задачу введения учеников в мир разнообразных
по темам и жанрам произведений литературы, в т.ч. и “взрослой”, прочно
вошедшей в круг детского чтения.
В четвертом классе вниманию учеников предлагается путешествие в
историю детской литературы, совершенное профессором Н.А.Рождественским и
близнецами-школьниками Игорем и Ольгой. Учащиеся становятся свидетелями и
участниками диалога героев, учатся сравнивать, анализировать.
Программа состоит из 6 разделов, отражающих основные направления
работы:
* техника чтения;
* формирование приемов понимания прочитанного;
* развитие устной и письменной речи;
* практическое знакомство с теоретико-литературными понятиями;
* эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого
анализа текста.
Организовать работу с детской книгой авторы предлагают по действующей
программе “Внеклассное чтение”, подготовленной Н.Н.Светловской и
Н.А.Пряльниковой.
Программа по чтению Р.Н. и Е.В. Бунеевых разработана для средних
общеобразовательных учреждений, обеспечена книгами для чтения из серии
“свободный ум” и методическими рекомендациями для учителя.
Практическая творческая направленность, интересный учебный материал,
структура уроков - дискуссий дают возможность учителю, работающему по
данной программе, привлечь младших школьников к чтению, воспитать
внимательных, думающих над книгой юных читателей.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Капельки солнца. Книга для чтения. 1 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.
Бунеева).
2. Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.
Бунеева).
3. В одном счастливом детстве. 3 кл. ( авт. Р.Н. Бунеев, Е.В.
Бунеева).
4. В океане света. 4 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
5. Методические рекомендации к учебникам для 1,2,3,4 кл. (авт. Р.Н.
Бунеев, Е.В. Бунеева).
Саплина Е. “Историческое образование в начальной школе.
Путешествие в историю”.
Главной задачей автор считает пробуждение интереса и уважения к
прошлому. Она сознательно отказалась от системного изложения истории, беря
за основу иную логику: “от близкого и понятного ребенку - вглубь времени и
вширь пространства”.
Краткое содержание курса представлено в виде следующих тем: “Я и мое
имя”, “Моя семья и родословная”, “Имя моего города”, “О чем могут
рассказать улицы и дома”, “Родословная вещей”, “Загадочные письмена”,
“История на монетах и гербах”, “Лента времени”, “Деяния людей в истории”,
“Знаменитые персонажи истории”, “Историческая картина жизни народов в
разные эпохи”.
История, как самостоятельный предмет, была включена и в
дидактическую систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова.
В программе и книге Сухова В.В., Абдулаева Э.Н., Крылова В.В.,
Морозова А.Ю. “По следам прошлого. Книга для чтения в двух частях”
содержание курса представлено в разделах:
* “Хозяин планеты Земля”;
* “Первобытные люди”;
* “Государства Древнего мира”;
* “Средние века”;
* “Новое время”;
* “ХХ век”;
* “Заключение”.
Основной принцип построения содержания - тематический в сочетании с
историко-хронологическим. Такой подход является принципиально новым. Он
позволяет рассматривать определенные закономерности в развитии
человеческого общества и, вместе с тем, останавливается на конкретных
фактах мировой истории.
Курс строится в русле иной образовательной парадигмы: главное - не
факты, а понимание закономерностей становления человеческого общества,
отличия разных эпох. В рамках каждого раздела отбираются наиболее
актуальные, по мнению авторов, для детей данного возраста темы.
Анализ учебных программ показал, что далеко не все педагоги – составители
использовали художественно-историческую литературу для ознакомления детей с
мировой и Российской историей. Наиболее интересными программами по нашему
мнению являются: программа по литературе “Литература в начальной школе”
Л.В.Кутьевой и Саплина Е. “Историческое образование в начальной школе.
Путешествие в историю”. К предлагаемым ими темам существует большое
количество художественно-исторической литературы. Вопросы, затронутые в
этих программах, в значительной степени способны повлиять на развитие
нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Все приведенные выше программы способствуют повышению интереса к
художественно-исторической литературе у детей младшего школьного возраста.
Позволяют приобщить детей к литературе как к искусству слова через введение
элементов литературоведческого анализа текстов, а также знакомят через
литературу с миром человеческих отношений. Наиболее полноценно решают
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|